Не могли бы Вы объяснить это учение на простом, доступном для несведущих в буддизме, примере.
Но только в двух словах. ))
Буддизм (по крайней мере буддизм традиции Тхеравада, "учение старейших", который распространен в Таиланде и еще ряде государств) считается нетеистической религией, т.е. той религией, где отсутствует понятие бога. В данном тексте будем рассматривать именно эту ветвь буддизма.
Действительно, буддизм ничего не говорит о боге, не отрицая и не подтверждая факт существования бога или богов, даже несмотря на то, что исторически буддизм уходит некоторыми своими корнями в индуизм. Тем не менее, прямая идеологическая связь с индуизмом настолько мала, что в свое время данный факт раздражал индуистское сообщество, и это явилось основной причиной малого распространения буддизма на исторической родине буддизма - в Индии. Относительно мало людей готовы были отказаться от части своих верований или изменить сложившиеся веками индуистские традиции даже несмотря на то, что это от них и не требовалось, в общем-то.
Следуя определению нетеистической религии, к ней же можно отнести и коммунизм, даже еще в большей степени, чем буддизм. В индуизме есть своя святая триада Три Мурти (Брахма, Шива и Вишну), в христианстве - святая Троица (Отец, Сын, Святой Дух), в коммунизме тоже есть троица (Маркс, Энгельс, Ленин). Ритуалы в коммунизме тоже есть, идолопоклонничество у Мавзолея, иконы вождей и пр.
Но вернемся к буддизму. Уважая традиции, Будда не требовал от адептов изменения своих идеологических взглядов, смысл его учения совсем не в этом. Смысл же заключается в развитии собственного интеллекта до такой степени, чтобы понять суть вещей и обрести счастье. Методику, как это реализовать, он описал в своем труде "Типитака" (Трипитака"), именуемом также Палийским каноном. Еще одно наиболее общее название этого канона - дхамма (дхарма), т.е. "учение".
В своем учении он объяснил методы развития интеллекта и дал методику практических занятий. В его учении теория от практики неотделимы. При этом исповедуемая практиком религия не играет никакой роли. Думаю, христианам не запрещается заниматься утренней гимнастикой. Буддизм - тоже своего рода гимнастика, только не для тела, а для ума.
Известный пiздобол Всейа Русi диа-кон Кураефф как-то читал в эфире лекцию о будизме. По его словам, буддисты чуть ли не детей едят. Учитывая его нехилое образование, трудно поверить в то, что он на самом деле так думает, иначе он был бы двоечником и не вещал на ТВ. Отсюда напрашивается вывод, что данные откровения о буддизме - заказ его высокого начальства, не божественного, а вполне земного. Подобный подход к идеологии практикуется давно и повсеместно. Не надо отрицать, надо лишь слегка изменить, подкорректировать информацию. Такой подход гораздо эффективнее. Правда, в случае с буддизмом у Кураева получилась весьма топорная работа. Зато по остальным наравления ему нет равных, грузит, как положено. ))
Так вот, подобная корректировка информации и есть тот информационный шум, мусор, который уводит граждан от понимания истинного положения вещей. Это как слегка изменить формулу хотя бы одного из составляющих лекарства. В итоге лекарство становится пустышкой или йадом. Подобная коректировка происходит с утра до вечера ежедневно, образуются устойчивые стереотипы, шаблоны, дальше которых человек мыслить не в состоянии. Этими шаблонами можно вести человека куда угодно. Куда захочет пастух, туда и поведет стадо, хоть на бойню. Отсюда и неприятие массами всего того, что выходит за рамки их привычных шаблонов, вплоть до агрессии.
Буддизм же учит видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в чистом виде, не обвешанные штампами и стереотипами. Для достижения такого результата был предложен серединный путь, доступный любому человеку, а не только монаху. Этот путь включает в себя как теорию, так и практику и направлен на развитие личности. Учение изначально было ориентировано на индийских колхозников, поэтому давалось простым языком, доступным для понимания. Уход в сторону сложных терминов, коллапсирующей философии и подмены практики ритуалами, на мой взгляд, это лишь попытка исказить смысл дхаммы. Иногда это происходит из-за некорректного перевода ("Переводчик - подставная лошадь просвещения" А.С.Пушкин), очень часто нет прямых аналогов перевода, а иногда - осознанно, как это делает Кураев и многiя другiя.
Тут хочется сказать пару слов о ритуалах в буддизме. Новоявленные российские христиане частенько упрекают меня в том, что я стал поклоняться чужим богам (не замечая бревен в собственных глазах и кому они сами в действительности поклоняются, не образцово-показательно, а реально всей душой, за что бьются каждый день). Стоит ли повторять то, что я написал чуть выше? Когда европейцы встречаются, они здороваются за руку. Это ритуал. Когда встречаются тайцы, они не дергают друг друга за руки, у них есть другой ритуал приветствия и оказания почтения -
вай. Для обычных граждан это
вай бук-кхон. Для учителей -
вай кхру, для родителей -
вай пхо-мэ, для уважаемых буддийский учителей -
вай пхра. Эти ритуалы внешне слегка отличаются друг от друга, но по смыслу остаются одинаковыми - приветствие и оказание почтения, выражение уважения. Это вежливо. Разумеется, не обязательно выполнять
вай пхра в храме ни иностранцам, ни тайцам. Это все равно, что рийти в чужой дом и не поздороваться с хозяином. Это просто некультурно, но не смертельно. )) Таким образом, то, что может показаться поклонением богу Будде, является лишь вежливым ритуалом приветствия. Это как поздороваться за руку в среде европейцев. Здороваться или не здороваться - дело личное, к учению это не имеет прямого отношения. Мы можем не здороваться с преподавателем на лекции, но тем не менее будем прекрасно учить материал.
То, что в европейской литературе называется буддийской молитвой, на самом деле таковой не является. Это просто удобное слово для перевода, pray. Адепт буддизма никого не молит, ни о чем не просит, не перекладывает свои косяки на бога, который простит его по-любому. Он просто декларирует сутты (сутры) или читает гата - четверостишья, помогающие настроиться на то или иное действие, напр., успокоться, восстановить дыхание, сосредоточиться, подготовиться к работе и т.д. Содержание сутт - это и объяснения происходящего в каких-то ситуациях, это небольшие рассказы-примеры из реальной жизни, это подсказки, как выйти из того или иного положения, как воспринимать то или это (зубную боль, неприятности с начальством, случайный выигрыш и пр.), на что ориентироваться. Т.е. эти ситуации разложены подробно, построены логические цепочки для того, чтобы увидеть чистую суть какой-то конкретной ситуации. И так в 45-ти томах, эдакая работа над собственными ошибками.
Чистый незашоренный взгляд невозможен без соблюдения собственной моральной чистоты, и для этого существуют определенные этические нормы, так же описанные в суттах.
Когда достигаешь состояния понимания сути происходящего, тогда становится глубоко пофигу на тех, кто дерет горло, что-то там доказывая окружающим. А такое положение вещей многим не нравится. Всевозможные наместники нас любят тупыми, стадом баранов легче управлять. Буддизм же учит развивать собственный ум, уметь им управлять. Будда говорил: "Ум, который управляем, приносит подлинное счастье, поэтому старательно обучайте свой ум ради высших благ". Будда говорил о непостоянстве всех форм. То, чем мы, как нам кажется, владеем - обман. Мы не владеем полностью даже собственным телом (оно может заболеть или умереть), уж не говоря о каких-то цацках, понятие о ценности которых порождается несовершенным умом. Это совсем не значит, что не должно быть цацок. Дхамма говорит о правильном к ним отношении, видении сути этих вещей для того, чтобы самому регулировать стремление к обладанию, обычно порождающее неудовлетворение, что приводит к страданию не только собственному, но и порождает проблемы для окружающих.
В тайской культуре ценен повседневный буддизм. Пожалуй, это единственная страна, в которой именно повседневный буддизм развит очень сильно - в традициях, языке, этических ценностях, этикете. Поэтому тайская культура может стать для европейца отличным трамплином для наиболее прямого и точного познания буддизма.
Alex, нтересно, считается ли социальной проблемой в Таиланде, немалое количество молодых мужчин, прикладывающих огромные усилия и средства для того, что бы стать "женщиной", имею ввиду операции по изменеию пола? Каково Ваше мнение на эту тему?
Мое мнение не столь важно в этом вопросе. ))
Разумеется, это проблема, причем, довольно большая, и от моего мнения она никак не зависит. ))
Еще 10 лет назад подобные половые выкрутасы считались постыдным извращением. Отчасти благодаря буддийскому отношению к проблемам, в настоящее время подобные выкрутасы не осуждаются. Ну, чувствует себя человек именно так, это его жизнь, возможно, что в этом и есть его счастье. Мне кажется, что человек чувствует себя так (в большинстве случаев) лишь под влиянием стереотипов, привнесенных с запада. Ну, любят многие европейцы мальчиков или переделанных мальчиков, значит надо подстраиваться под ситуацию. Т.е. возникает определенная мода на это направление. (В России то же самое, только операций делают меньше, но быть геем - модно в гламурных кругах). К тому же, возможно в прошлой жизни они были женщинами, а тогда какая в жопу разница, кем они будут в этой. ))
Для самого общества данная ситуация является пагубной, существует реальный дефицит мужского начала. Нормальные образованные девушки не могут найти достойного спутника жизни, отца своих будущих детей. В институтах преобладают девушки, мужская часть студентов малочислена, условно-мужская в качестве спутников жизни не рассматривается. В общем, хорошим девушкам грустно. Фаранги в барах не интересуют, редко кто из экспатов говорит по-человечески и интересуется культурой, в которой девушка родилась и выросла, без таких знаний конфликты на межкультурной почве будут возникать периодически.
Примерно такая картина.