День 1. Ушуайя, ночь в отеле;
День 2. Посадка на судно. Начало круиза;
День 3-4. Пролив Дрейка;
День 5-8. Южные Шетландские острова и континент Антарктида;
День 9-10 В море. Переход к Южной Георгии;
День 11-15 Южная Георгия;
День 16-17 В море. Переход к Фолклендам;
День 18-19 Фолклендские острова;
День 20-22 В море. Переход к Буэнос-Айресу;
День 23 Буэнос-Айрес. Окончание круиза.
Фактически программа чуть-чуть отличалась, из-за бушевавшего в районе Фолкленд шторма мы задержались на Южной Георгии на пол дня больше чем следовало. Этого времени хватило на еще одну высадку. Но потом на Фольклендах из-за этого был только один день в Порт Стенли. За тем, так как круиз последний в сезоне корабль идет не как обычно в Ушуайю, а в Буэнос-Айрес, чтобы идти в Европу для подготовки к сезону в Арктике.
Так как нашим планом предполагалось перед круизом успеть посмотреть окрестности Ушуайи мы купили билеты на 25.02.2022, как оказалось впоследствии, выбор этой даты сэкономил нам кучу нервов и денег, но об этом чуть позже.
О погоде и о том, что все связано с ней. Если коротко, то она может быть плохой. Если подробнее, то со слов ребят из экспедиционной команды во время одного из круизов в этом сезоне корабль 3 дня стоял на одном месте из-за шторма. Решающим фактором в антарктическом круизе всегда будет погода. Из-за этого программа круиза это не незыблемый постулат, а лишь ориентир для капитана и экспедиционного лидера, которые совместно решают вопросы, касающиеся маршрута, навигации и мест высадок ориентируясь на 3 разных прогноза, которые частенько друг другу противоречат.
Билеты
Кроме собственно круиза мы планировали перед ним немного посмотреть окрестности Ушуайи, а после наш путь должен был лежать в Бразилию. Из-за этого билеты в Буэнос-Айрес мы купили на 3 дня раньше (25.02) начала круиза, а обратно (15.04) из Рио. Забегая вперед скажу, что наш рейс KLM из Москвы в Буэнос-Айрес оказался последним из-за введенных санкции. Рейс на следующий день по тому же маршруту уже отменили. Обратный рейс Air France, тоже отменила, но уже во время круиза. Пришлось менять его на рейс до Стамбула, докупить еще один перелет из Стамбула до дома у Turkish airlines.
Страховки. Помимо обязательной страховки на время круиза (~ 120 $ за двоих), из-за пандемии для въезда в Аргентину требовалась еще одна страховка от Covid на несколько дней до круиза и пару дней после него. Впрочем, и в круизной страховке пункт о Covide тоже теперь обязателен.
Covid-19. Для въезда в Аргентину необходимо было предоставить ПЦР-тест сделанный не позднее 72 часов. Нужен сертификат о вакцинации. Также нужен ПЦР-тест, который потом нужно показать перед началом круиза. В первый день перед посадкой на корабль проводится антиген тест. Затем, во-время круиза непосредственно на корабле проводят два антиген теста, в начале круиза и перед возвращением. Кроме этого могу добавить, что в этом году практически все круизные лайнеры какое-то время простояли на карантине в Ушуайе. Наш корабль -10 дней. Со слов ребят из экспедиционной команды один из кораблей даже не мог отойти от пирса, так как не хватало здоровых членов команды. Некоторые круизные компании стали банкротами, кто-то отменил все оставшиеся круизы в Антарктиде до конца сезона. В предпоследнем 10-ти дневном круизе по Антарктиде в который ходил наш корабль и в котором была большая русская группа, был как минимум один человек с положительным тестом, которого не пустили на корабль. В нашем круизе тоже был Covid. Уже на корабле у одной женщины был положительный тест. Её с соседкой по каюте посадили на карантин, хотя у соседки тест был отрицательный. После 5-ти дневного карантина делали повторный тест, по результатам которого их выпустили. С того времени наш корабль стал зеленым по Covid. Без этой так сказать «зелёности» нас не впустили бы ни в Грютвикен, ни в Порт-Стенли. По новым протоколам безопасности все люди на судне должны носить маски постоянно. Без маски можно находится только в каюте, во время приема пищи и на высадках (при этом в зодиаке маска обязательна).
Еще про бесполезные бумажки. Перед въездом в Аргентину надо заполнить декларацию DDJJ. В нынешние времена подобные декларации нужны почти в каждой стране (например, для Бразилии нужна аналогичная бумажка). Но это же Аргентина … , поэтому здесь DDJJ нужен и для выезда. Правда стоит отметить, что при выезде эту бумажку никто не требовал.
Всю предварительную информацию вроде бы сказал, теперь можно начинать.
26.02.2022
Прилетели мы в Буэнос-Айрес рано утром. На паспортном контроле, все указанные выше сертификат о вакцинации, ПЦР-тест, страховка проверялись, но не слишком внимательно. По задумке нашей мы хотели оставить вещи в аэропорту в камере хранения и до рейса в Ушуайю в 16.00 погулять по городу. Хотя это был уже третий наш визит в Буэнос-Айрес остались еще места, в которых мы не были, да и те места, в которых были, можно было бы еще раз посетить. Но это же Аргентина… , поэтому в международном аэропорту столицы целой страны … нет камеры хранения багажа. В банкомате за два раза удалось снять 16000 аргентинских песо(ARS) с комиссией 12% за каждое снятие. Всем известно, что в Аргентине процветает черный рынок валюты. Могу сказать, что с 2018 г., то есть времени нашего последнего посещения, рынок этот ни куда не делся, а можно сказать расцвёл. После круиза, во-время которого наши карточки превратились в пластик, мы обменивали наличные $ на АRS выяснили что при официальном курсе в районе 110 ARS за 1$, а черный составлял 225 ARS за 1$. Сами видите что использование иностранного пластика в Аргентине это непозволительная роскошь. Но я отвлекся. Так как вещи оставить было негде, наша вылазка в город отменилась. Сидеть в аэропорту 10 часов, после ночного перелета было бы для нас пыткой. Поэтому решили провести остаток времени до вылета в отеле. Вторым за день не приятным открытием стало отсутствие отелей в пешей доступности в районе аэропорта, пришлось брать такси. Цена за номер с завтраком оказалась 120 $ карточкой и 110$ наличными. Бонусом стал бесплатный трансфер в аэропорт. Пропущу перелет в Ушуаю, ни чем интересным он не запомнился. Из аэропорта такси с оплатой по счетчику до гостиницы.
27.02.2022
По нашему плану сегодня предстояла вылазка к Laguna Esmeralda, пасмурная с утра погода несколько омрачала начало дня. Билеты на трансфер до лагуны купили в кассе автобусного терминала, его местоположение уже описывали, но повторю еще раз, он расположен на Avenida Maipu 698(-54.807961, -68.305986). До отправления в 9.00 было достаточно времени, которого нам хватило погулять по набережной. До лагуны ехать не далеко 20 км, поэтому через 40 мин., мы уже шагали по тропе. Автобусы ходят каждый час, последний в город в 17.00. На тропе многолюдно. Маршрут легкий. Облака развеялись и выглянуло солнце.
Вернулись мы в 13.30, оставалось еще куча времени до 17.00 поэтому мы решили сходить еще к Laguna Turquesa. К началу тропы идем по шоссе RN3 в сторону Ушуай 1,2 км. Тропа к этой лагуне на много короче всего 1,7 км. Против 4,2 км до Эсмеральды, но за то здесь перепад высот 350 м. против 150 м.
Там наверху у лагуны оказалось достаточно многолюдно. До 17.00 мы успели, спустится и вернуться к стоянке у начала тропы к лагуне Эсмеральде. Примерено в 18.00 мы вернулись в город.
28.02.2022 Утром на такси переезжаем в Аракур, так как заселение после 14.00 мы возвращаемся на ожидавшем нас такси в центр города. Сегодня в планах сходить в музей Maritimo de Ushuaia, и на туристическом автобусе покататься. Еще одной, как оказалось не выполнимой, задачей была покупка водонепроницаемой сумки для фотоаппарата для круиза, так как большинство магазинов торгующих туристическим снаряжением были закрыты, как я понял в Аргентине в этот день был какой-то праздник. Любимая тема в Аргентине это отдыхать, поэтому закрытые туристические магазины и рестораны при, том что, в городе ходят толпы туристов – это обычное дело, для Аргентины - это в порядке вещей. Пришлось еще побегать поискать банкомат, так как деньги снятые в первый день уже почти кончились. Мы обошли 4 или 5 банков и только в одном получилось это сделать. Возвращаемся в отель и идем в открытый бассейн с видом на город.
Но вечером вид лучше.
01.03.2022 По программе сегодня тест, трансфер в порт и отплытие. Желающие (мы тоже) сходили с гидом в маленький трек Cerro Alarkén.
На удивление красивая природа в нескольких шагах от отеля. Затем обед в отеле. Багаж мы отнесли к общей «куче» еще утром. Оставалось только ждать и надеется на то, что тест не будет положительным. После посадки на корабль и приветственного брифинга, на котором рассказывают о правилах безопасности и правилах и порядке эвакуации следует отплытие. Нас ждет 2 дня в море. Напишу немного о корабле. Построен он был 1991 г. Максимальное количество пассажиров – 112, в нашем круизе было 91. Основные плюсы - это в первую очередь количество пассажиров около 100. Повторю для тех, кто не погружен ещё в тему антарктических круизов, по действующим правилам на высадках не должно быть более 100 туристов. Что бы соблюсти это правило на больших кораблях туристов делят на группы, которые высаживают последовательно. Или же кого-то высаживают на берег, а кого-то катают на зодиаках без высадки (зодиак круиз). Из первого плюса следует второй – это практически домашняя обстановка на корабле напрямую связанная с небольшим количеством народа. Еще одним плюсом корабля можно считать близкое к воде расположение смотровых палуб 4 и 5. Рассматривая живность, плавающую и летающую за бортом, ты находишься к ней максимально близко. Так случилось что по нашему маршруту, но с однодневной задержкой следовало другое экспедиционное судно (не пишу его название по понятным причинам, но намекну, что в названии есть слово «Океан»). Так вот в Порт-Стенли этот корабль нас догнал, и мы стояли рядом около пристани. В нашей экспедиционной команде были люди, которые работали на нем и они нам рассказывали, что обзорные палубы там расположены на самом верху. Что для наблюдения за животным миром, не очень хорошо. Вот, пожалуй, и все что касается корабля.
Материк провожал нас красивым закатом. А впереди нас ждал Дрейк. На брифинге нам сказали, что вроде бы в проливе должно быть спокойно.
02.03.2022 Первое утро в море дарило нам рассвет, не уступающий по красоте вчерашнему закату.
Нам повезло с проходом через пролив, из двух его состояний Дрейк-шейк и Дрейк-лейк нам выпало второе.
Сегодня первый полный день на корабле, так как первая высадка будет только завтра, свободное время (обычно занятое высадками),сегодня занимали брифинги посвященные правилам IAATO и интересные лекции. Все лекции были с параллельным переводом. Хотя русскоязычными среди туристов были только мы с женой, каждое объявление дублировалось на русский. Ежедневные программы печатали на трех языках, помимо английского еще немецкий и русский. Даже в ресторане меню печатали на русском, хотя конечно при этом использовали онлайн переводчик, но все же.
Карта всех высадок в Антарктике.
03.03.2022 Утром впереди на горизонте показалась укутанная облаками Земля.
Утро началось с тестирования на антиген. И еще до высадки провели проверку верхней одежды, в которой мы будем высаживаться, так называемая (BIOSECURITY). Во время проверки проверяется отсутствие загрязнений, семян и другого биоматериала. Основная цель - предотвратить занос чужеродных для Антарктиды и островов рядом с ней видов растений. И так после обеда состоялась наша первая высадка на Half moon Island.
04.03.2022 У нас получилось сделать 2 высадки на Deseption island. Первая в бухте Telefon bay. Остров Deseption - это кальдера оставшаяся после разрушения в недавнем геологическом прошлом вулкана. Вулкан, а затем и остров образовались примерно 700 т. лет назад. Через обвалившийся край кальдеры называемый теперь «сифонами Нептуна», корабли заходят прямо в центр острова. Полное отсутствие растительности (мхи и лишайники не в счет) сохранило рельеф острова, как будто извержение закончилось только вчера. Хотя по геологическому времени последняя зафиксированная активность вулкана в 1967-70 гг. это даже не «вчера», это еще «сегодня». Десепшен - идеальное место для высадок, какая бы не была погода снаружи «внутри» острова всегда спокойно.
Вторая высадка в бухте Whalers bay. Развалины китобойной станции на берегу это своеобразный памятник. Это памятник нескольким противоречащим друг другу событиям. В первую очередь это памятник жертвам – китам убитым людьми. А во вторую это памятник убийцам – самим китобоям. Жизнь их здесь была сложная и не очень долгая, если судить по табличкам на их могилах. В те не очень далекие времена киты для людей были добычей. Для современных людей это кажется дикостью, но так было и с этим ничего нельзя поделать. Это вопрос на все времена: могут ли потомки судить своих предков? Тогда массовое убийство китов было таким же обычным делом как теперь «убийство» куриц. Вопрос только в количестве животных. Ценность одного вида обратно пропорциональна количеству особей. Амурских тигров мало поэтому их надо сейчас беречь, а куриц много (мы можем легко регулировать их количество) поэтому их можно убивать. Если завтра китов, тигров, (да, кого угодно) станет «много», не начнем ли мы их снова убивать? Не буду больше говорить о грустном. И так высадка. От воды около берега поднимается еле заметный пар. Когда-то здесь на берегу бухты были выкопаны «ванны» в которых стояла теплая вода и в них можно было купаться. Со слов ребят из экспедиционной команды из-за того что животные падали и погибали в этих «ваннах» купания запретили.
В конце высадки внезапно пошел снег, который за 20 минут сделал окружающие нас скалы рельефными и от того ещё более завораживающими свой первозданной красотой.
И еще в тот день нам повезло. При покупке круиза мы выбирали места в 3-х местных каютах, так как это был самый дешёвый вариант и соответственно в разных каютах. И вот сегодня представитель компании, который был на корабле, отозвал нас в сторону и предложил переехать в двухместную каюту, которую держали под ковидных больных. Но сегодняшний тест не выявил новых заболевших, и каюта стала свободной.
Продолжение следует...