Совет #1. Читайте отзывы заранее до оплаты, нельзя верить только одному мнению, кто бы вам не был этот человек.
Я лишь потом догадался, почему мой приятель так сказочно всё описывал. Его девушка турагент и продаёт эти круизы, попробуй он сболтни что-то не то, был бы аннигилирован на месте. Она всегда была рядом с ним во время телефонного разговора.
Ожидание:
Пять звёзд питание и сервис. Будем сидеть на балконе, любоваться морскими пейзажами, пить вино и закусывать фруктами, и блюдами из ресторана с доставкой в номер. Было лёгкое волнение, что из-за выхода на берег придётся пропустить обед 5 звёзд.
В реальности оказалось всё проще и сложней одновременно.
Я покупал этот тур онлайн через американское агентство. Хрен знает, как оно так оказалось, но интернет на корабле был не включён в пакет. Если начать выбирать пакеты на официальном сайте или сайте агентства, то даже нет такой опции, чтобы купить интернет отдельно от пакета напитков, а потом вот раз и напитки есть, а интернета нет в финальной маршрутной квитанции. Что это за фигня я ещё буду выяснять с агентством.
Совет #2. При покупке внимательно проверяйте опции на всех стадиях, делайте скриншоты. После оплаты сверьте. Очень много опций, легко ошибиться.
Регистрация и прочая движуха происходит через приложение «MSC for Me». Регистрация заканчивается за 2 дня до отплытия!
У нас было 2 каюты, посадка в разное время. Мы пришли вместе, вопросов к нам не было. С посадкой и высадкой всё хорошо. Ну, а дальше началось сплошное разочарование. Есть нюансы, так сказать.
Нюанс #1. Отель на корабле вовсе не 5 звёзд, ни по интерьеру и комфорту, ни по уровню сервиса. Это 2 звезды, не более.
В этом супер отеле не нашлось зубной щётки, впрочем как и на всём корабле, даже за деньги. Из сервиса на 4 звезды есть только опция заказа завтрака в номер. Опция платная для всех, кроме пакетов «Fantastica» и выше.
Номера и ванные комнаты в них крошечные, это буквально капсульный отель. С балконом разница большая, свежий воздух сразу чувствуется. В закрытом номере душновато.
На корабле все отмечают необычную чистоту, это правда, тут очень чисто.
Нюанс #2. Минибар был закрыт на ключ, несмотря на пакет напитков Easy plus. Минибар строго платный, читайте мелкий шрифт. Ну, п%&@#@сы ведь (экстремисты).
В каюте, которая без пакета напитков, минибар открыт - пейте на здоровье. Ценник конский естественно.
Приветственный обед в день посадки есть! Ресторан на 15 палубе, шведский стол.
Нюанс #3. За едой в этом ресторане нужно лезть буквально в драку. Бесполезно стоять в очереди или кого-то ждать, просто видишь нужное блюдо и лезешь к нему по головам.
Нюанс #4. Еда ни разу не 5 и не 4 звёзд. Нормальная только пицца. Хлеб ещё хороший.
Нюанс #5. Обслуживание близко к нулю. Не дождётесь вы своих напитков из оплаченных пакетов, вы уже закончите есть, пока вам их принесут.
Нюанс #6. Ожидалось, что 5 звёзд будут хотя бы на уровне бизнес-зала в аэропорту, где самообслуживание. В реальности 0 звёзд и уровень совершенно не элитный. Корабль заполнен быдланами с которыми нужно бороться за еду. Они там из наших "братских" народов и всякие индусы-папуасы. Ладно хоть арабов не так много и в ресторане много блюд из свинины. Хорошо хоть такой заградительный барьер.
Далее в день посадки весь вечер идут "учения гражданской обороны". Воет сирена, объявляется учебная тревога, бары перестают работать. Пассажирам нужно срочно пройти в свои номера, включить телевизор и смотреть учебный фильм. Я фильм не успел посмотреть, но после фильма нужно на проводном телефоне из своего номера набрать код, который показывают в конце фильма, я это и сделал, прокатило.
Но это не всё, далее нужно идти по лестницам в пункт сбора, он разный для разных кают. Пункты сбора расположены в казино и магазинах, видимо, чтобы все успели познакомиться с местами, где нужно оставить все свои деньги. Хотел поспать до ужина, так как в прошедшую ночь был перелёт, почти не спал. Ну как тут поспишь, до ночи учебная тревога воет и громкоговоритель орёт прямо в номере, объявляет обязательный сбор. И это тоже не всё, потом снова какой-то сбор и угрозы, что круизные карты перестанут работать, если не прийти. Мы пришли, оказалось, что нам не надо, мы уже отметили свои круизные карты на прошлом сборе. Так нас не хотели выпускать, пока не убедились, что карты отмечены.
Нюанс #7. Магазин мороженого и магазин шоколада не включены ни в какие пакеты напитков. Тоже приписка мелким шрифтом.
Это пипец, за два мелких шарика мороженого списали почти 12 евро. А реклама висит, что по 1.45 или вроде того. Начал разбираться, там тоже мелкий шрифт. По 1.45 какое-то одно мороженое, остальные за дохрена евро за каждый шарик + дохрена евро за вафельный стаканчик + 15% обязательных чаевых сверху. У нас там рядом был наш пункт сбора, тут же и облапошили на месте. Не зря же сбор объявляли.
Нюанс #8. Круизные карты беспроводные. Я сначала думал, что им нужно показать штрих код. У меня было в руках 2 карты, протянул, бармен приложил терминал, но считалась другая карта. 12 евро за коктейль улетели в пользу "экстремистов" из MSC.
Совет #3. На корабле всё заточено на облапошивание клиентов, внимательно сверяйте каждый раз, включено ли в пакет, бесплатно ли. Многие стесняются так делать, типа, выглядит мелочно. Но вы уж поверьте, счета там заряжают не мелкие, это превзойдёт все ваши ожидания + сверху обязательные 15% на всё. Поэтому есть за что торговаться. И смотрите каждый раз, какую карту подаёте, если у вас на руках их более 1 штуки.
Засыпал тревожно, в душном номере (второй номер был самым дешевым, без окна), с мыслями, что на корабле так-то делать нечего. Это далеко не пятизвёздочный отель, и он вообще дороговато обходится. Просто сидеть тут, ничего не делая, смысла нет. Нужно тогда делать упор на экскурсии, на возможность побывать в разных странах за этот период.
День 2. Остановка в Катаре.
Выход из корабля был по круизной карте, обратно тоже. Очень удобно.
У меня был телефон с роуминговым интернетом и работающая кредитная карта. Поэтому мы передвигались на Uber без проблем.
Совет #4. Есть приложения с esim для туристов, чтобы был доступ в интернет в разных странах. Например, Saily. Я не в курсе можно ли установить и оплатить из России. И как пополнить баланс Uber, если нет кредитки. Но это бы значительно облегчило вам передвижение. При экономных настройках на смартфоне, за день даже 100 мегабайт не уходит. Или, может быть, имеет смысл включить интернет роуминг, если он недорогой.
Нюанс #9. На корабле маршрутка до центра и обратно всегда с конским ценником. В Катаре 11 евро с человека, в Бахрейне вообще 22 евро с человека. При этом на Uber мы заплатили туда-обратно $16 за троих.
В Катаре на пристани корабль был просто окружён продаванами и таксистами индусами. Таксист преследовал меня, обещал показать весь Катар за 100 баксов и полдня. Я ему сказал, что на Uber за 100 баксов я три круга по Катару сделаю. Пока дошли до набережной, цена упала до 60 баксов за лучшие места Катара. Ехать с ним естественно никто не собирался. Но он не отставал, начал показывать на телефоне эти лучшие места для селфи. Первое фото - два индуса у деревца, второе - два индуса у стеклянных дверей, третье - два индуса у какого-то жилого дома в трущобах. Я ему сказал, что это лучшие места для него, но не для меня. Вышли на набережную, где много такси, он отстал наконец-то.
Катар понравился. Чистота, порядок, минимум людей, созерцательное спокойствие. По дизайну небоскрёбов уделывает Дубай, небоскрёбы тут гораздо красивей. Мы не поехали в исторический центр, поездили там, где небоскрёбы. Вдалеке виднелись очень стильные 4 серебристые башни, до них не доехали, остальные все посмотрели. Я совсем забыл про статую жемчужины, так бы заехали тоже. Люди с корабля пешком доходили до музея и этой статуи, оказывается и так можно. Вечером слышал разговоры, что с таксистами торговались и вроде как сбили цену нормально, поездили по городу, расплачивались долларами. Не знаю, правда, о каких суммах шла речь.
День 3. Бахрейн.
Нюанс #9. В Бахрейне, чтобы выбраться из порта, нужно ехать на маршрутке через промзону. Прохода нет. Маршрутки есть платные до центра за 22 евро с носа и бесплатные за забор, до стоянки такси.
В Бахрейне есть небольшой терминал и магазин duty free с абсолютно конским ценником, но люди там что-то берут.
Нюанс #10. Алкоголь из duty free у вас заберут на входе на корабль, отдадут в день высадки на выходе.
Совет #5. В Бахрейне можно получить бесплатную esim с 1GB интернета. На пристани есть флаеры с QR кодом. Интернет с корабля на пристани ловит, можно пройти регистрацию для получения esim. Понадобится паспорт. Если нет интернета с корабля, то не знаю как. Бесплатный WiFi там не обнаружен.
Бахрейн встретил загазованным воздухом, пыльными дорогами и общей неухоженностью. Мы доехали до World Trade Center, это две треугольные башни, чтобы там пофотографироваться. В Word Trade Center на первом этаже есть бесплатный WiFi. Фотографироваться пришлось на фоне других башен. Попытки отойти в сторону не увенчались успехом. Пешеходных зон нет, тропинки ведут в никуда, заканчиваются тупиками, везде заборы, ещё какие-то бездомные цыганской наружности сидят вдоль стен, как-то страшновато соваться к ним. Думали как-то добраться до других небоскрёбов, но пройти негде. Позже я посмотрел карту, эти небоскрёбы все на отдельных островках, точно не пройти пешком. Времени не оставалось, вызвали такси, поехали в музей. С такси тоже всё не просто, транспортные развязки ужасные. С соседней стороны улицы таксист проехал 5 км, чтобы подобрать нас. Музей скромный, экспонатов мало. Но на короткое время вполне нормально. Больше никуда не поехали. Там есть ещё мечеть и форт. Жалуются, что в Бахрейне не гламурно и грязно, и смотреть нечего, инстаграмные проститутки недовольны. Ну, не знаю, на один день нормально. Островное государство с древнейшей историей. Улицы, башни, общий вид, всё натуральное. Дубай, например, сплошная стройплощадка и новоделы, нет там истории. История строек только. Мы строили, строили и наконец построили.
День 4. В море.
К этому дню я немного подготовился. Понятно было, что делать будет нечего, за лежаки будут готовы убивать, в бары будет не попасть.
В приложении увидел акцию в спа центре за два дня до этого. Балийский массаж + дневной пропуск за 119 евро. Решил, что надо брать. К 119 евро добавилось ещё обязательных 15% и на троих вышло 420 евро. Абсолютно не дёшево, но выгоднее, чем брать отдельно. Выбрал посещение на день, который в море.
Совет #6. Изучите приложение и регулярно смотрите чего там нового. Акции, скидки, информация.
Спа центр в общем превзошёл ожидания. Он реально хороший и продвинутый. Но тоже нюансы есть, куда уж без этого. Массажных кабинок тьма. Массаж 50 минут закончился раньше на 10 минут, началось впаривание чаёв из целебных трав и кремов. Массаж средне. Уровень комфорта на отлично, но из-за этого промоушена и обмана с длительностью остался недоволен.
Пошли в сауну. Там не просто сауна, а целый банный комплекс. Очень хороший и продвинутый. Сауна мягкая, сауна горячая, паровая комната тёмная, паровая комната с освещением, какая-то моечная комната, типа турецкой бани, но с современной отделкой. Бассейн с бурлением и ещё такой же, но с металлическими лежаками внутри. Комната с гималайской солью. Ещё две комнаты с лежаками, но мы туда не заходили, не знаю, там холодно или тепло. Ещё есть комната со льдом, там мороз, как в холодильнике. Стойка с ароматизированной водой со льдом. Целая стена из сухих полотенец. И много разных душевных кабинок. Они не совсем для душа, это окатиться после сауны. Нажимаешь на кнопку и тебя окатывает душ, а в другой кабинке спрей. Очень классно. Есть ещё целый коридор из душей, там их 4. Нажимаешь на кнопку и эти души включаются последовательно, переходишь вперёд, как в автомойке.
Народу почти не было. Сначала удивился, но потом стало понятно. Далее ещё напишу по этому вопросу.
Что было плохого.
Крошечная раздевалка, в которую нужно заходить с ресепшн и выходить обратно к ресепшн, чтобы пройти мимо в сауну. Там, значит, люди приходят в парадной одежде, чтобы поинтересовался услугами, сотрудники в костюмах, а ты идёшь мимо них в трусах и шлёпанцах. В раздевалке сквозного прохода в сауну нет. Ещё и единственные двери распахиваются, что некуда спрятаться, когда переодеваешься. При этом на входе огромный зал с витринами вдоль стен, в которых волшебные чаи и магические крема. Это видимо важней, чем площадь банной зоны и раздевалки.
В бассейнах нет поручней и ступенек. Я ростом 185, мне и то было неловко перелезать в бассейн и обратно. А где металлические лежаки и вовсе опасно, нога или рука может застрять и травмироваться, или вообще можно легко навернуться и удариться затылком о металл.
Ну и куда же у нас без руссо туристо. У меня когда-то коммерческий директор в ИТ компании был совершено такого же интеллигентного вида и возраст такой же, и лицом, и телосложением похож. Приходит, значит такой быдлан, а с виду вполне себе интеллигент, в комнату с гималайской солью, там всего 8 лежаков. Одет он в сандалии, трусы и бейсболку, в очках и с рюкзаком за спиной. Кидает полотенце на лежак, рюкзак, бейсболку, очки и сандалии тоже на лежак, и уходит куда-то на час. Какого хрена это всё нельзя было оставить в раздевалке и зачем тащить всё в банную зону. Так ещё и мест там ограничено. Потом приходит бабища, делает аналогичным образом. Два лежака завалены вещами. Потом, через час, оказалось, что это его бабища, эти лежаки они оставили под вещи и сами своими телами заняли ещё два соседних.
Ну и эти твари индюки всегда рады поиздеваться над белым человеком. Мы сделали два захода в спа комплекс, с утра и после обеда. Первый раз нас сразу же называли по именам, никто не спрашивал кто мы и зачем здесь, так всем было понятно. Однако, после обеда за стойкой стояла индюшка. Которая прям заорала и остановила нас, потребовала ресит. Спрашиваю, зачем ей, говорит, что нужно убедиться, что мы были на массаже. Говорю ей, чтобы посмотрела в системе, дал ей круизную карту. Карту взяла, но всё равно требует ресит. Я думал, что его выкинул, но посмотрел в пакете, он был там, под мокрыми купальными шортами, прямо плавал на дне пакета. Уточнил у неё сначала, точно ли ей нужен бумажный ресит. И выложил прямо мокрый и скомканный ей на стойку, немного развернул демонстративно. Она хмыкнула и с ухмылкой на лице начала копаться в компьютере. Я спрашиваю, ну и что, долго ещё, и зачем тебе вообще ресит. Она, типа, нужно убедиться, что вы были на массаже. Я её спрашиваю, а разве в системе это не указано, говорит, что указано, но она хотела взглянуть на ресит, чтобы именно я ей его дал. И ещё немного перепирались. Она начала бочку катить, что я ей что-то должен. Я тогда спросил, а вообще, она здесь работает для меня или я здесь нахожусь ради неё. Она громко хмыкнула, у себя за спиной я услышал восклицание других клиентов. Только не понял, они из-за моих слов или из-за наглости этой индюшки. Остальной персонал там очень вежливые, но тут стояли с каменными лицами и не смели ничего сделать против приступа синдрома вахтёрши у своей начальницы.
Совет #7. Не думайте, что без бумажки вы букашка. На корабле каждый ваш шаг записан до мельчайших подробностей. Мало ли что говорят, круизной карты достаточно. Любые другие требования, это только ради поиздеваться над вами и демонстрация неуважения. Например, если вы откажетесь платить, типа, не знаю, что это, это не я был. Тут же найдутся все чеки, подписи и видеозаписи, всего лишь по круизной карте.
Обед в этот день экстремисты устроили весёлый. Обед до полудня, но тут они его закончили на час раньше, типа, часы перевели и уже полдень. Демонстративно собирали еду с витрин, при этом оставалось ещё час до окончания, даже по новому времени. Людям приходилось натурально ломиться к витринам, чтобы хоть что-то ухватить. Персонал ходили с табличками и громко орали, что обед заканчивается, пытались не пускать народ снаружи, хоть обед и не кончился, оставалось ещё 40–50 минут.
Нюанс #11. Когда плыли в ту сторону, вообще никто не упоминал о смене времени. Просто поменяли и всё.
Совет #8. Текущее время на корабле можно посмотреть в приложении.
Сидим, едим, чувствуем, что корабль болтает уж очень сильно. Я пошутил, что это всё, чтобы всем поплохело и много не съели. Посмотрел по GPS, корабль нёсся 43км/ч, обычная скорость где-то 23-29км/ч. Подозрения позже подтвердились. Лежим мы в бассейне в спа комплексе, как вдруг снова началась болтанка. И вверх-вниз, и в стороны, всех людей в бассейне сносило в одну кучу. Я пошутил, что похоже время ужина. Оказалось, что так и есть, ужин начался. Ну, явно не просто так ускорение включали. Весь народ на был всё время корабле в этот день, заняться нечем, на обед придут все, а экономить надо.
День 5. Абу-Даби.
С вечера орали громкоговорители и телевизоры, что в Абу-Даби все должны выйти с корабля и пройти паспортный контроль до 13ч, такое требование властей. Кто не все, тем штраф 1100 евро. Мы выползли в полдень, куча проверок пока дошли до пограничников, там нам поставили штампики в паспорта, а после пограничников люди из корабельной команды наклеили кружочки на круизные карты. Вышли из терминала, сразу же на нас напали таксисты с конскими ценниками, мне посоветовали надеть брюки, иначе в мечеть не пустят. Пришлось мне вернуться на корабль за брюками. В футболке с короткими рукавами тоже не пускают, но никто не предупредил. У меня начались заморочки с мобильным интернетом в роуминге. Я переключился на другого провайдера с переносом номера, прямо в круизе, номер перенесли, телефон работал, но интернет роуминг нет. Пытался выяснить через поддержку, ничего не получилось, интернета не было. Налички у меня тоже не было, планировал ездить на Uber. Пока я шарашился по терминалу, ко мне подбежал продаван из MSC, предлагал экскурсионные автобусы. Я поинтересовался, но брать не стал, 75 евро с носа. Время шло, интернет у меня не появлялся, я пошёл снова по терминалу и этот продаван предложил мне 3 билета по цене 2х. Я согласился, оказывается, что и деньги не надо, всё по круизной карте. Поехали.
Конечно, нужно было выйти пораньше. У автобусов своё расписание, мы успевали только на последние два круга. У меня мозг вскипел. Я пытался выстроить оптимальный маршрут с пересадками. Там несколько линий, можно пересаживаться, можно выйти на одной из остановок и потом сесть на следующий рейс, билет действует в течение дня. Сначала поехали по городу, потом была мечеть. Сделали остановку в Лувре. Вокруг там сплошная стройка. Времени было всего полчаса до следующего автобуса, дальше останавливаться было нельзя, иначе не успеем на последний рейс из мечети. В Лувре посмотрели знаменитую крышу снаружи и изнутри. Пофотографировались. Дальше поехали по городскому маршруту. И это было правильно, так как дело было к вечеру, после заката ничего бы мы в городе толком не увидели, это я потом понял. В городе есть, что посмотреть, только на первой линии. Вторая линия, обратный маршрут, там смотреть нечего, сплошные цыганские общежития. Лучше бы автобус ехал назад по первой линии. В автобусе есть аудиогид через наушники, на русском тоже. Персонал вежливые.
Прибыли на пересадку. Автобусники сказали, что времени у нас будет полчаса, чтобы побывать в мечети. Рейс будет последний. Этого рейса вообще не было в расписании, видимо его организовали по заявкам. Поехали снова. В мечеть попасть непросто, вход под землёй, куча коридоров, эскалаторов, переходов. Нас завернули назад, дресс-код не прошли. Ничего изобретать мы уже не стали, вышли, чтобы пофотографироваться снаружи. Автобусникам сказали, что мы обязательно вернёмся. Уже стемнело, пофотографировались и побежали назад. Пересадки не было, в центре автобус принял ещё людей и повёз нас до терминала на корабль.
День 6. Остров Сир-Бани-Яс.
Рекламы было много про этот волшебный заповедный остров. Я специально выбирал круиз, чтобы с заездом на этот остров, ну и чтобы разнообразия было побольше. Оказалось, что ничего особенного. На пляже лежаков не хватает. В море искупаться можно. На солнце поджарка, особенно днём. На пляже кейтеринг с корабля, соки-воды, фрукты. А вот проезд к заповедным местам строго платный и строго через покупку экскурсии. Ценник что-то там по 200 евро и выше. Люди, которые ездили, говорят, что оно того не стоит. Из животных видели только разных коз и всё на том. Никакой экзотики. Поэтому, смысла нет, лучше выбрать вариант круиза, где корабль стоит два дня в Абу-Даби. Там есть, что посмотреть. Например, дворец или мечеть, это по полдня на каждый объект. А на разных козлов вы и так насмотритесь.
День 7. Дубай.
В прошлый день я плотно пообедал и мне стало плохо. У меня нет постоянных гастроэнтерологических проблем. Редко бывало, что заболит в животе. Но тут приступ был очень сильный, раньше никогда такого не было. Не сказать, что еда на корабле совсем уж плохая. Где-то 3–3.5 звезды. Совсем откровенной дряни нет. Но изжога началась на 2 день, а на 6 день меня скрутило. Я провалялся весь день и ночью почти не спал, на 7 день ничего не ел. Я подумал сначала, что энтеровирус какой-нибудь, так как началась рвота и диарея. Извините за подробности. Но боль усиливалась, я уже начал думать, что это панкреатит и мне хана. Живот болел потом весь отпуск, я ещё в Таиланд поехал на две недели. Ел там с осторожностью, принимал препараты висмута. Вернулся домой, боль прошла на следующий день. Прошла и всё, уже три месяца просто никакого больше намёка на боль или изжогу. То есть дело было в еде. Врач потом сказал, что это кислота что-то повредила в желудке, а выброс кислоты был спровоцирован какой-то едой.
В Дубае не стал выходить в город, чувствовал себя неважно, нужно было отоспаться. Мы там раньше бывали, смотреть больше особо нечего.
Народ с корабля с утра ломанулись за покупками в Dubai Mall, вечером вернулись с покупками с цыганских рынков. Оживления и всяких разговоров вокруг было больше, чем на прошлых остановках.
В Дубае с корабля вообще никуда не выйти пешком. Там в радиусе километра всё снесено, идёт стройка. Через стройку не пройти, а автомобильная дорога идёт туда-назад через стройку, поэтому до улицы идти километра 2–3, но там тоже ничего нет.
День 8. Дубай, выезд.
Выезд начинается рано, в 8:30 каюту уже нужно покинуть. Крупный багаж забирают с вечера. Завтрак есть. В процессе высадки нужно соблюдать много инструкций. За день до этого куча предупреждений и в приложении всё написано.