Самым интересным в эти дни было выступление капитана. Я говорил, что между завтраком и обедом каждый день были чьи-то выступления. Обычно это был рассказ директора круиза о следующем порте прибытия, но на этот раз был рассказ капитана. Говорил он об очень многом - о корабле, о себе, о своей семье (если правильно помню, его жена с годовалым ребенком была с ним на корабле), о круизной компании и т.д. Но самым интересным для нас был его рассказ о том, что произошло в Индии - почему у нас были проблемы с очередями в иммиграции и поздним отходом из Кочина.
Обычно перед приходом в страну круизная компания договаривается с ее властями, чтобы несколько ее иммиграционных чиновников вылетели в предыдущий порт, сели на корабль, и обработали все документы, пока корабль идет в первый порт. Компания оплачивает перелет и проживание этих сотрудников, так что это оказывается выгодно всем - и компании, и иммиграционным чиновникам, и стране, и пассажирам. Так было с Шри-Ланкой, так было и с Таиландом. Предложили это и индийским властям, но те отказались. В результате мы должны были стоять в очереди в порту.
Далее, когда индийская иммиграция сверяла списки пассажиров со списком паспортов, они недосчитались десяти паспортов. Формально это означало, что корабль везет в Индию десять нелегальных иммигрантов (ага, конечно). Полночи они были на связи, пересчитывая документы и доказывая им, что ошибка у них.
Далее индийцы сказали, что у них есть еще одна форма, которую всем выходящим на берег обязательно надо заполнить. На корабле сказали: "Нет проблем, пришлите нам файл, мы распечатаем в нужном количестве экземпляров и всем раздадим". На что индийцы ответили: "Ну что вы, форма должна быть оригинальная, на нашем бланке!". Тогда они предложили - утром первым делом на корабль должны доставить лоцмана, который проводит корабль в порт, передайте пакет с формами с ним. На этом и сошлись.
Но утром на берегу то ли не успели подготовить подготовить пакет, то ли просто забыли вручить его лоцману (наверное, второе, ибо что там готовить?). В результате пакет послали на другом кораблике. Но в отличие от скоростной лодки, которая доставила лоцмана, этот был медленным и мало маневренным. В результате большому круизному кораблю пришлось маневрировать, чтобы эта лодочка могла подойти поближе и кинуть им пакет.
Следующая проблема была при отходе. Некоторые пассажиры, выходившие на берег в Мумбае, решили, что Индии им достаточно и в Кочине они лучше посидят на корабле. Все замечательно, проблема только в том, что у них на руках была форма прибытия-убытия - та самая "желтая береговая карточка с печатью", о необходимости сдачи которой нас предупреждали в засунутой в каждую кабину бумажке перед приходом в Кочин. Естественно, нашелся с десяток пассажиров, которые об этом предупреждении забыли, или просто не прочли его. Итого - кораблю пора уходить, а у иммиграционных властей нет карточек десятка людей. Формально, опять же, это значит, что эти люди остались в Индии (в качестве, как мы помним, нелегальных иммигрантов). Этих людей пытались найти. Некоторые были в своих каютах и их нашли быстро. Но несколько человек были неизвестно где. Несколько раз делали объявления по всему кораблю (я помню, что слышал их, когда ужинал). Потом их пытались найти в ресторанах, барах, и даже ходили с фонариком по концертному залу. Все это заняло значительное время.
Плюс у индийских властей опять не сошелся подсчет людей и паспортов. Капитан в течении трех часов курсировал между кораблем и иммиграцией, как он говорил, оставив инструкции о том, что делать, если его арестуют. В итоге все-таки доказал им, что 5+5=10. Во всяком случае, примерно так он нам все это рассказал.
Я вполне могу поверить, что он говорил правду и все так и было, и индийская бюрократическая машина создала все эти проблемы. Хотя я выслушал только одну сторону, и поэтому наверняка здесь не вся правда. Но пусть так. Все равно, это ведь не первый случай захода круизного корабля в индийский порт, и я не верю, что при каждом заходе у всех кораблей все так же плохо. Компания должна была знать, какие проблемы ожидают корабль, и принимать какие-то превентивные меры. В общем, с моей точки зрения, это недоработка Celebrity.
Капитан сказал, что задержка в Кочине стоила компании порядка миллиона долларов, что складывалось из:
- стоимости дополнительного горючего из-за хода на максимальной скорости
- недополученной прибыли от отмененных туров
- недополученной прибыли от того, что казино и магазины на борту были закрыты на весь вечер (они не имеют права держать их открытыми, пока корабль находится в порту).
Еще капитан еще сказал, что остановка в Коломбо на два дня с ночевкой оказалась плохой идеей, и в следующий раз они не будут этого делать. Во время стоянки они опять же должны закрывать магазины и казино, что невыгодно для компании. Стоянка на ночь делается для того, чтобы пассажиры могли провести больше времени на берегу, посещая там рестораны, клубы, представления и т.д. или вообще проведя ночь на берегу в отеле. Но Коломбо - не тот город, где сколько-нибудь заметная часть людей будет это делать.
В этот день в море я решил сходить на дегустацию мартини. Было заявлено, что эта дегустация проходит каждый день в 4 часа дня в баре Большой Плазы (см. фото в рассказе о шестом дне). Я ожидал, что соберется несколько желающих, нас рассадят и будут что-то рассказывать и показывать. Но оказалось, что никакого специально организованного события нет, это делается индивидуально и (скорее всего) в любое время. Заключается мероприятие в том, что тебе дают попробовать 6 мини-мартини (т.е. обычных мартини, но меньшего размера). Можно те, которые рекомендуют для дегустации, можно любые из их меню (где их было штук 20). Стоило это 25 долларов - вдвое больше стоимости одного мартини. То есть шесть маленьких по цене двух больших.
Когда я сел, то бармен сказал мне "да чего там шесть, я тебе восемь сделаю по той же цене, что там пить-то". Ну, восемь - так восемь. Я в общем-то не очень большой знаток коктейлей - я знал классический мартини (джин - вермут - лед - лимон - маслинка) и "грязный мартини", в который добавляется жидкость от оливок, но я не знал обо всех остальных мартини. Так что я выбрал восемь, которые по описанию казались мне интересными, либо же названия которых я слышал, но их самих не пробовал.
Самое интересное во всем этом был процесс сервировки моих восьми коктейлей. Бармен взял восемь металлических стаканов для приготовления коктейлей, смешал в каждом нужный вид мартини, потом вставил один стакан в другой и одним длинным движением разлил все восемь. По объяснению понять сложно, лучше всего видно на фото.

Ну, что сказать. Алкоголя в них было много. Я думаю, что каждый мини-коктейль был почти как половина стандартного, так что можно считать, что я выпил 3-4 коктейля. Это, наверное, был мой самый алкогольный день на корабле. Как я потом прочитал, стандартный мартини по количеству алкоголя примерно эквивалентен 70 г. водки. Считайте сами. Особых последствий от такого количества алкоголя у меня нет, но я редко столько пью и не испытываю от этого удовольствия. Что касается вкуса - ну, я запомнил, какие из них я точно никогда не буду заказывать (например, espresso martini), и какие, возможно, когда-нибудь и закажу, если не будет ничего другого. В целом, я так и не понял, что объединяет довольно много различных напитков словом мартини, кроме формы бокала, учитывая, что во многих из них нет вермута, во многих нет джина, нет лимона и маслины, и во многих - ни того, ни другого, ни третьего. Например, состав того самого эспрессо мартини - водка, кофейный ликер и эспрессо (иногда еще сироп).
Потом мне принесли счет. Мало того, что бармен приготовил восемь коктейлей, а не шесть, он с меня еще и взял, как за один мартини, а не как за дегустационный комплект, который был вдвое дороже. Я написал в чек хорошие чаевые, но потом увидел в счете, что с меня взяли только за мартини, проигнорировав чаевые.
Вообще, я заметил, что и в ресторане им было все равно, сколько с тебя брать за алкоголь и брать ли вообще. В первые пару вечеров мне давали подписывать счет за бокал вина (все это накапливалось в счете за каюту), а потом перестали. Я пару раз им напоминал, а потом тоже перестал. Если им это не надо, то мне тем более. Как я понимаю, сомелье совершенно все равно, записать этот бокал на меня или на рядом сидящего, имевшего алкогольный пакет (это если у них вообще идет учет по бокалам), а компания тоже не обеднеет.
Вечером десятого дня у меня еще был заказан ужин в ресторане Raw on 5 - ресторан морепродуктов (так это по-русски, кажется?). Это один из ресторанов, за которые надо платить отдельно. Меня привлекли очень дешевые устрицы - ну, и японскую кухню я очень люблю. Устрицы, впрочем, были так себе, мясистые, но без особого вкуса и аромата, т.е. качество соответствовало цене. Все остальное было нормально, на уровне обычного хорошего японского ресторана там, где я живу.
В специализированных ресторанах нет общих столов. Соответственно, я сидел один. Сомелье оказался парень из Украины, он сказал, что через столик от меня сидит русскоговорящая женщина, которая тоже одна, и спросил, не хочу ли я сесть вместе. Ну, почему бы и нет. Таким образом нашелся собеседник и на этот ужин. Она была лет на 10 старше, из Украины, но жила долго в Москве, а потом переехала в Америку чуть ли не в 80-х годах. Занималась бизнесом, лет 10 назад продала его и теперь живет в Лос-Анджелесе с семьей. Все ничего, но разговор в таких случаях не может не перейти на, скажем политкорректно, события последних лет (не по моей инициативе), и тут он был каким-то очень малосодержательным. Шел примерно по схеме: "Но почему?". Я объясняю, почему. "Не понимаю. Жили же дружно!" Я объясняю опять. "Все равно не понимаю. Ну ведь дружно же жили!" И дальше по кругу.
Кстати, сомелье включил в счет только один бокал вина, хотя я выпил два. Я опять вписал хорошие чаевые (на этот раз сняли сумму с чаевыми). Еще одно подтверждение, что не очень-то они следят за тем, кому и как записываются напитки.
При переходе из Шри-Ланки в Таиланд на корабле в очередной поменяли время. Шри-Ланка живет по индийскому времени (UTC+05:30), Таиланд - UTC+07:00. Разница по времени - полтора часа (Индия выбрала такую странную зону - впрочем, есть и более странные, например, у Непала разница с Индией в 15 минут). Время перевели в два приема - в первую ночь на час, во вторую еще на полчаса. Я бы предпочел, чтобы они сделали наоборот, потому что первый перевод на час поместил нас в зону UTC+06:30, которой мало кто пользуется - только Мьянма и Кокосовые острова. Без интернета я это не нашел, а на телефоне и на часах надо было указать не просто смещение в UTC, а страну или ее часть. В результате я день ходил с неправильным временем на часах и на телефоне.
Прошел дождь и умыл корабль:

Вечером было еще одно скучное представление: ведущий гипнотизировал добровольцев из зала. Было не очень сценично и не очень убедительно, многие зрители уходили.
