Да, сегодня прощальный вечер – завтра утром MS «Midnatsol» прибудет в Киркенес, днём мы на автобусе пересечём границу и окажемся в России, вечером остановимся в Мурманске, а послезавтра днём – будем уже в Москве! Но сейчас, когда MS «Midnatsol» идёт по штормящему Баренцеву морю и на отрезке Kjellefjord - Mehamn огибает мыс Нордкин, сознание отказывается верить в это!
Прямо по курсу показывается далеко выдающаяся в море громада Нордкина...
Наступает апофеоз круиза – MS «Midnatsol», на протяжении всех шести предыдущих дней двигавшийся на север, около семи вечера огибает мыс Нордкин и поворачивает на юг - судно проходит самую северную точку маршрута. Да-да, я не ошибся: хотя несколькими часами ранее мы побывали на Нордкапе и увидели мыс Кнившелльодден, но это была автобусная экскурсия, а самая северная точка собственно круиза, маршрута движения судна – именно сейчас, когда MS «Midnatsol» огибает мыс Нордкин, самую северную точку континентальной Европы.
И снова в путь… Сильный ветер. Немного штормит. Ощутимо качает. Но это здорово, что Баренцево море встретило нас в этих северных широтах именно так! Впрочем, мы не в реке, а в море, тем более в Баренцевом, так что это не шторм – это лёгкая зыбь. :rolleyes:
В начале десятого MS «Midnatsol» снова приближается к берегу. Справа видны огни аэропорта посёлка Берлеваг (Berlevag)…
С 22-30 до 22-45 MS «Midnatsol» стоит в этом довольно крупном посёлке, а чуть ранее, около десяти вечера, перед заходом в порт, мы расходимся с последним на нашем пути судном Хуртигрутен. Последним, да ещё каким – навстречу проходит MS «Lofoten» - второе уникальное историческое судно линии (первое – «Nordstjernen», мы видели вчера утром в Харстаде). MS «Lofoten» был построен в 1964 году в Осло и реконструирован в 2003 году; пассажировместимость судна - 400 человек; спальных мест – 171. Паром развивает скорость до 15 узлов (примерно 28 км/ч); длина MS «Lofoten» - 87,4 м, ширина - 13,2 м; осадка - 4,6 м; валовая вместимость - 2 621 тонн.
MS «Lofoten» покидает гавань Берлевага...
Расхождение у входа в порт (этого малыша, кстати, качает на волнах куда сильнее, чем нас):
В 22-30 мы заходим в гавань Берлевага, а крошечный MS «Lofoten» направляется в противоположном направлении - в штормящее Баренцево море.
Вот практически и всё – с 22-30 до 22-45 MS «Midnatsol» стоял в посёлке Berlevag, расположенном на продуваемом всеми ветрами берегу открытого Баренцева моря. Очень впечатляют защищающие посёлок и порт волноломы – здесь бывают жесточайшие шторма!
[i]Сегодня был очень интересный и необычайно насыщенный день – вскоре по отправлении из Берлевага расходимся-таки по каютам и под гулкие удары волн по корпусу судна засыпаем… MS "Midnatsol" следует на юго-восток: завтра – Киркенес, граница, а затем – наш Город-герой Мурманск.
День 9. 8 мая 2009 г. Киркенес – русский город на севере Норвегии. Завершение круиза. Возвращение на Родину. Мурманск – ночь у мемориала.
Утро застало MS «Midnatsol» на подходе к Киркенесу. Пройдя за ночь около 200 километров по Баренцеву морю и сделав три короткие стоянки в посёлках Batsfjord, Vardo и Vadso, мы полным ходом приближались к заключительной точке линии Хуртигрутен и, соответственно, нашего круиза, Киркенесу – самому восточному и удалённому от центральной части Норвегии приграничному городку, расположенному в устье реки Пасвик (в российской транскрипции – Паз) на берегу омывающего российские и норвежские берега Варяжского залива (по-норвежски он называется Варангер-фьорд, Varanger fjord). Город расположен всего в 8 километрах от российско-норвежской границы.
Вскоре с носовой площадки судна открывается панорама Киркенеса.
Залив:
Граница России и Норвегии расположена буквально за ближайшими холмами: ниже на фото хорошо видны пограничные вышки на сопках - правда, норвежские это вышки или же это и вовсе наше «большое око» бдит норвежцев со своих рубежей, я так и не понял. :rolleyes:
Большинство приграничных городов, как правило, испытывают историческое, культурное или экономическое влияние не только свой страны, но и соседней, расположенной по ту сторону рубежа: примеров масса – Выборг, Печоры, Нарва-Ивангород, Брест, Гродно, Благовещенск на далёком Амуре и др. В западноевропейском путеводителе написано, что «Киркенес» - это город в самом отдалённом уголке Норвегии, город, «где Запад встречается с Востоком». Западный путеводитель прав, более того, вполне можно сказать, что Киркенес – это русский город на северо-востоке Норвегии, в самом дальнем, примыкающем к России, уголке узкой полосы, которой протянулась вдоль побережья Норвежского и Баренцева морей эта скандинавская страна.
В городе около 10% русскоязычного населения, кроме того, на протяжении последних 10-12 лет Киркенес стал одним из основных портов базирования российских траулеров. Здесь они дожидается новых квот, заправляются, ремонтируются и меняют команды. Часть улова здесь выгружается или хранится на берегу в ожидании погрузки на другие суда, доставляющие улов на европейский рыбный рынок. За последние десять лет российские траулеры стали привычной картиной во всей киркенесской гавани, не говоря уже о самих моряках, прогуливающихся в не столь обширном центре Киркенеса.
А сегодня в Киркенесе был вдвойне «российский день» - помимо нескольких десятков традиционно стоящих тут наших траулеров, в гавани Киркенеса стояло куда более интересное судно – ледокол «Варандей». Новый ледокол "Лукойла" ошвартовался в норвежском приграничном Киркенесе и простоит тут три недели в ожидании оборудования – нового генератора, который должен поступить из Германии.
Этот многофункциональный ледокол был построен на сингапурской верфи Keppel Singmarine по заказу "ЛУКОЙЛа" для работы в районе Варандейского нефтеотгрузочного терминала в Баренцевом море и передан заказчику в конце 2008 года. Судно будет нести постоянное дежурство в непосредственной близости от круглогодичного стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) Варандейского терминала и обеспечивать безопасную ледовую обстановку во время загрузки танкеров. Длина ледокола - 100 метров, ширина – около 22 метров, осадка – 10,6 метра, дедвейт – 4643 тонны, скорость – 15 узлов. Ледокол может двигаться со скоростью 3 узла в ровном льду толщиной 1,7 метра. Экипаж – 22 человека. Порт приписки судна – Калининград.
Итак, новый ледокол «Варандей» в Киркенесе. Скоро он уйдёт на службу в российские воды Баренцева моря.
Киркенес (Kirkenes) – крупнейший город восточного Финнмарка (Finnmark) и последний порт захода судов компании Hurtigruten. Краеугольным камнем экономики этого населённого пункта долгое время была железная руда, и хотя в 1996 году шахты закрылись, их наследие живо и по сей день - повсюду в окрестностях много шахт и карьеров, а карьеры, в которых руду добывали открытым способом у озера Бьёрневатн (Bjornevatn), что к югу от города, и вовсе создали широкую искусственную долину, которая лежит на 70 метрах ниже уровня моря. В годы Великой Отечественной войны Киркенес был одним из важных плацдармов немецко-фашистских войск, наступавших на Мурманск. В 1944 году при отступлении город был полностью уничтожен немцами, поэтому в архитектуре нынешнего Киркенеса превалирует современная застройка.
MS «Midnatsol» отправляется в обратный путь в 12-45, поэтому, прежде, чем попрощаться с паромом, на протяжении шести дней являвшимся нашим «плавучим домом», мы, оставив вещи в камере хранения на борту, налегке совершили прогулку по городу.
От порта до центра - около километра, а в прилегающих к терминалу районах доминирует в основном "частный сектор":
А вот в этом доме проживает норвежец по фамилии Беднарчук... :rolleyes:
Памятник советским солдатам, освободившим Киркенес. У мемориала много цветов, а рядом реет флаг королевства Норвегия. Что и говорить, такое отношение к монументу достойно уважения.
Не зря я написал, что Киркенес - это русский город на северо-востоке Норвегии. Проходим ещё один квартал - пожалуйста, генкольсульство Российской Федерации: :rolleyes:
Ну а мы идём дальше: впереди - клуб моряков! :rolleyes:
А это, естественно, машины моряков... :rolleyes:
Здесь есть НТВ+, горячий чай и прочие прелести. Правда в клубе моряков нельзя сильно напиваться, дебоширить и бросать окурки куда не следует - иначе заметут в [s]мент[/s]... т.е. я хотел сказать в полицию... :rolleyes:
Вернувшись на причал около полудня, мы забрали вещи и проводили MS «Midnatsol» в обратный путь – ровно в 12-45 судно, дав традиционный прощальный гудок, отошло от причала и направилось назад – к Нордкапу и далее на юг, в Берген.
Даша с Ваней провожают "Миднатсол":
Процесс отхода MS «Midnatsol» оказался необычным и сопровождался помывкой корпуса – во время вчерашней болтанки в Баренцевом море соль в больших количествах покрыла корпус и стёкла судна до самых верхних палуб.
До свидания, MS «Midnatsol»! Счастливого плавания и семь футов под килем!
А мы вернулись в центр города – в 14-00 от Киркенесского отеля Rica Arctic отправлялся рейсовый автобус Киркенес – Мурманск, на котором нам предстояло возвратиться на Родину.