Головокружительное путешествие из Флома в Мирдал по Фломской железной дороге (Flåmsbana)
Фломская железная дорога (Фломсбана) ответвляется от железнодорожной магистрали Осло – Берген на высокогорной станции Мирдал и связывает её с городком Флом, расположенном в глубине Эурландсфьорда. Проходящая по узкой Фломской долине, эта 20-километровая железная дорога является чудом инженерной мысли.
Фломская железная дорога - одна из самых крутых железных дорог в мире со стандартной колеёй. При длине 20,2 километра перепад высот между начальной и конечной её точками составляет 863,6 метров, при этом около 80% длины трассы находится на уклоне более > 28 ‰, максимальный уклон составляет 55 ‰, (т.е. 1:18), а минимальный радиус кривых – всего 130 метров. На Фломсбане построено 20 тоннелей, 1 мост, 4 водных тоннеля и 8 станций.
Немного истории. После открытия в 1909 г. железнодорожной линии между Осло и Бергеном, возникла необходимость связать её со Фломом – ставшим на тот момент важным транспортным узлом в глубине одного из рукавов Согнефьорда.
Строительство Фломской железной дороги началось в 1923 году и продолжалось 20 лет. Наиболее сложным и трудоёмким процессом было строительство тоннелей. Из-за огромного перепада высот на пути трассы возникла необходимость строительства нескольких кривых (порой даже спиралевидных!) тоннелей в скальном массиве. Механизации в то время практически не было, и большинство тоннелей в скалах выполнялись вручную.
Фломская железная дорога была открыта 1 августа 1940 года, а вскоре после этого по Фломсбане началось движение пассажирских поездов, привязанное к расписанию поездов железнодорожной магистрали Осло – Берген. В 1944 году Фломсбана была электрифицирована – она стала одной из первых электрифицированных железнодорожных линий в Норвегии. Интересно, что электроснабжение Фломской железной дороги осуществляется за счёт энергии, вырабатываемой гидроэлектростанцией на водопаде Кьосфоссен.
Со временем транспортное значение Фломской железной дороги снизилось, зато Фломсбана стала одним из самых популярных и зрелищных в Норвегии аттракционов, куда приезжают тысячи туристов со всего мира. Во Фломе работает музей Фломсбаны, экспозиция которого рассказывает об истории железной дороги, о её строительстве, о подвижном составе линии и многом другом. Мы тоже сходили в этот музей. Вот он на фотографии:
Через несколько километров пути взору туристов открывается панорама Фломской долины с живописными хуторами и великолепной, коричневого цвета, Фломской церковью, построенной в 1667 году, удивительно гармонично вписывающейся в пейзаж.
Ныряем в один из тоннелей:
А это гора Вибменус; её 140-метровый водопад Рьоандефоссен украшает панораму, словно церемониальная лента, падая каскадами по отвесным склонам...
Поезд летит в чёрную пасть следующего тоннеля - обратите внимание, тоннель проходит под водопадом, ниспадающим со скал прямо над железной дорогой. Но это лишь начало - то ли ещё будет впереди! :rolleyes:
Ещё один тоннель...
Поезд продолжает движение вверх по Фломской долине...
В районе Кордала - там, где поезд выходит из Ноли, самого длинного тоннеля Фломской железной дороги (1320 м), из окна открывается просто головокружительный вид! Взору предстаёт состоящий из 21 поворота серпантин дороги, среди скал поднимающийся на крутую гору Мирдалсберге; а самое поразительное – можно наблюдать сразу три уровня Фломсбаны на железнодорожном подъёме к Мирдалу: по первому мы едем сейчас, второй уровень - участок, где железная дорога проходит по галерее (эту галерею вы видите в левой части кадра), и, наконец, третий уровень горной железной дороги – на самом верху: там, где красный домик (если приглядеться, то левее и чуть выше домика видно место, где Фломсбана выныривает из одного из последних на своём пути тоннелей и направляется в Мирдал. Фантастика!!!
За водопадом поезд следует сквозь извилистый тоннель, поворачивающий внутри горы на 180º. А после него из окон открывается очередной удивительный вид - в нескольких сотнях метрах внизу по долине струится река, похожая сверху на серебряную ленту. В это время поезд идёт в галерее, расположенной на узком выступе отвесного горного склона.
Мирдал - Берген. Заключительная часть кругового маршрута
Мирдал - небольшой посёлок из нескольких домов, расположенный в горах на высоте 865 метров над уровнем моря. Здесь Фломская железная дорога соединяется с одной из главных норвежских магистралей - железнодорожной линией Осло - Берген. По этой дороге нам совсем скоро предстоит вернуться в Берген.
Поезд Берген - Осло на станции Мирдал:
Два тоннеля. Правый, уходящий в гору, - на магистрали Осло - Берген; а левый, уходящий вниз (строго говоря, это не тоннель, а галерея) - начало Фломской железной дороги, ответвляющейся в Мирдале от главной магистрали.
На обратном пути мы отдыхали и пытались осмыслить всё то, что нам посчастливилось пережить сегодня. Подумать только - ещё не закончен первый день, ещё даже не начался наш морской круиз... Фантастика! Нет, всё это просто в голове не укладывается!
Между тем поезд движется по горной местности...
Постепенно железная дорога спускается вниз. Природа меняется...
Проезжаем над водопадом:
Ну а дальше, за станцией Восс и до самого Бергена, мы проезжаем уже хорошо знакомые места... А вот и снова вокзал! :rolleyes:
Впереди - знакомство с Бергеном, а завтра вечером мы отправляемся в круиз!
После столь насыщенного путешествия, из которого мы только что вернулись, с одной стороны, хотелось чуть-чуть перевести дух, но в то же время полученные впечатления нисколько не утолили жажду неизведанного – наоборот, путешественники только вошли во вкус. :rolleyes:
Начать знакомство с Бергеном мы решили со смотровой площадки, куда каждые полчаса можно подняться на фуникулёре. Вообще, очень интересно начинать знакомство с любым городом именно так; в этом есть своя логика – начать с общего, сначала полюбоваться панорамой города, увидеть его сверху и как бы со стороны, словно на крупномасштабной карте, наметить для себя основные ориентиры. А уже потом можно начинать подробное знакомство – бродить по улицам, площадям и набережным, любоваться уютными скверами и памятниками архитектуры, отдыхать в кафе, иногда намеренно отдаляться от туристического центра города, стремясь познать не только парадную его обложку, но и увидеть, чем же живёт город на самом деле. Берген в этом плане не стал исключением – сегодня мы поедем на смотровую, а завтрашний день до отправления посвятим более подробному знакомству с городом.
Не хочу излишне перегружать тех, кто читает этот рассказ, поэтому буквально несколько слов о Бергене.
Окружённый семью холмами, Берген, в котором проживает около 220 тысяч жителей, прячется в котловине, где очень часто идёт дождь (морской воздух, подогретый и затуманенный Гольфстримом, задерживается горами и оседает). Слишком разросшийся для своего ограниченного пространства, город постепенно перебирается на окрестные полуострова и поднимается на окружающиеся высоты. Берген был всегда ориентирован на море, впрочем, как и его жители.
Город основан в 1070 году, но только в 13 веке он стал важным торговым центром, когда отсюда из Тронхейма переехали жить короли. Начиная с 1350 года, в Бергене обосновался Ганзейский союз. В то время город считался самым крупным в Скандинавии. Большинство торговцев были немцами или голландцами, и часть их навсегда осела в Норвегии. Город стал космополитичным и сохранился таковым до наших дней.
В настоящее время Берген – второй по величине город Норвегии, крупный порт, центр нефтяной промышленности.
Сегодня Берген живёт яркой культурной жизнью. Здесь родились великие музыканты: Эдвард Григ и Уле Булль. В конце мая – начале июня в городе ежегодно проходит большой Бергенский музыкальный фестиваль. Но, прежде всего, Берген – это крупный туристический центр, своеобразные «ворота» уникального побережья. Берген называют «столицей фьордов». Одна из главных достопримечательностей города, средневековая набережная Бергена, является одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 году Берген был провозглашён одной из культурных столиц Европы.
Считается, что кто не видел Бергена, тот не был в Норвегии.
А мы, пробравшись от гостиницы сквозь лабиринт узких улочек к фуникулёру, готовимся к подъёму на высоту 399 метров (выше смотровой площадки Останкинской телебашни).
Позволю себе последнее (но весьма важное!) отвлечение перед началом фоторассказа. Многие из нашей группы брали с собой карточки и рассчитывались в Норвегии в основном по безналу. Но Бергенский фуникулёр является в этом плане неприятным исключением и работает исключительно за наличные, причём кассы там нет, и билеты печатает автомат, который принимает монеты и купюры достоинством, если память не изменяет, не более 200 крон.
Мы же только приехали в Норвегию, и наличные деньги были лишь у меня и у Серёги, причём большинство – крупными купюрами, которые мы еще не успели разменять. На половину нашей группы мы с Серёгой кое-как наскребли норвежской мелочи, а дальше возникла весьма щекотливая ситуация: вечереет, до фуникулёра – буквально пять минут, а мы стоим перед автоматом и не можем купить билеты. Становилось занятно. :rolleyes:
Не знаю, чем бы всё в итоге закончилось, но помог какой-то местный парень – поняв суть нашей проблемы, он позвал меня в один из знакомых ему близлежащих кабаков, где со второй попытки, благодаря бармену и бальзаковского возраста норвежке, сидевшей за барной стойкой, мне всё-таки разменяли 500 крон на более мелкие купюры. В общем, хотите на фуникулёр – готовьте заранее мелочь! А то, что наверх обязательно стоит подняться – даже не сомневайтесь!
Итак, по крутому склону горы поднимаемся наверх, на высоту 632 метра над уровнем моря.
Со смотровой площадки открывается потрясающая панорама города, моря и близлежащих холмов. Мы оказались наверху вечером, как раз на закате, и было очень интересно наблюдать, как город постепенно погружается в темноту, как зажигаются огни, как с каждой минутой меняются краски...