"Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами. Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 метра. Диаметр самого купола – 43,5 метров, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 метров, а высота всего сооружения – 42,7 метров.
Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми. Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам. Можно сказать, что Пантеон в Риме – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.
Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 году, он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников. С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых."
Но он привлёк моё внимание именно потому, что Бернини буквально заставили приладить на вершине его фасада две колокольни, я видела эскиз из музея Гата, но не смогла скопировать картинку, вид удручающий, папа Урбан VIII, приказал Бернини возвести эти колокольни. Насмешливые римляне немедленно прозвали их "ослиными ушами Бернини", а Боррамини, издеваясь над своим соперником, вывесил на своём паллацио ослиные уши. Бернини в долгу не остался, и выставил на балконе своего дома каменный мужской член, направленный в сторону дома Боррамини. Они были квиты, а римляне смеялись до упаду!
Но в этой истории досталось и папе Урбану VIII,( который был из рода Барберини) поскольку он приказал снять с купола Пантеона золочёные бронзовые пластины, их не хватало на строительство знаменитого балдахина для Собора святого Петра - римляне тут же завопили: "Что не разрушили варвары, разрушил Барберини", здесь игра слов - Барберини в варвар на итальянском практически звучит одинаково, специально слушала...