Многие прекрасно знают мастеров искусства этой эпохи, но не многие знают их покровителей. Именно поэтому я стараюсь подробно описывать таких правителей, как Лоренцо Медичи Великолепный. Сложно представить, и, если бы удался папе и Пацци заговор, мы бы могли бы и не узнать многих скульпторов, художников, которым активно помогал Лоренцо
...Из художников, окружавших повелителя Флоренции, самым своеобразным был Сандро Боттичелли (1445 — 1510) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Sandro_Botticelli (Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi)) удивительный мастер выразительных композиций и изящно-упругих линий, красота которых достигает в его картинах высшего совершенства. Его мадоннам и аллегорическим картинам присущ особый оттенок изысканности, уводящий зрителя в идеальный мир рассудочной гармонии. В этом проявляются новые тенденции в искусстве: если художников первой половине 15 века привлекала жизнь во всем многообразии ее материальности, то для некоторых мастеров второй половины века больший интерес представляет мир умозрительный. При этом, однако, они остаются на почве реализма, и тот же Боттичелли является превосходным мастером портрета. В чем я смог более чем убедится в галерее Уффици, где его творчеству отведено много места, но об этом чуть позже
Сандро Боттичелли родился в 1445 году. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 году организует собственную мастерскую. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами.
Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. "Рождение Венеры" стало последней такой картиной. Очень эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу. Боттичелли создаёт прославленное полотно "Рождение Венеры" -
http://it.wikipedia.org/wiki/Nascita_di_Venere около 1485 года. Кроме того, он усердно изучал Данте: плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию Дантова "Ада" (издание Магны).
Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х годах портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Сандро ("Человек с медалью", 1474; "Юноша", 1480-е годы). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как "Благовещение" (1489—1490), "Покинутая" (1495—1500). Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.
Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — "Весна" (Primavera) (1482) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Primavera_%28Botticelli%29 . Картина вместе с "Палладой и кентавром" (1482-1483) и "Мадонной с Младенцем" неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция "О природе вещей":
"Весна"
"Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом."В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из "Декамерона" Боккаччо о Настаджио дельи Онести.
"…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времен и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его "Весны" и "Рождения Венеры". Колорит Боттичелли музыкален, в нем всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссер и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения."В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году.
Дух утонченно холодного интеллектуализма прекрасно воплощен в небольшой бронзовой статуе Давида, созданной в 1475 году (по некоторым данным, годом позже) крупнейшим из флорентийских скульпторов Андреа Верроккьо (1435-1488) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Andrea_del_Verrocchio Библейский герой, обладающий внешностью юноши-флорентийца, стоит в кокетливо-изящной позе и преисполнен самоуверенности с некоторым оттенком ироничности. Он более способен вести философский спор, чем сражаться с великаном Голиафом. Статуя предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 год работал над скульптурной композицией "Уверение Фомы". В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 году, не завершив начатую статую.
После смерти Верроккьо во Флоренции не осталось выдающихся ваятелей. Лоренцо Великолепный, собрав в своем саду около монастыря Сан Марко коллекцию античного мрамора, приобретенного им за огромные деньги, организовал там школу живописи и скульптуры Самым талантливым из учеников оказался Микельаньоло ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475 — 1564) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Michelangelo_Buonarroti - будущий великий Микеланджело Лоренцо поселил его в своем дворце и дал возможность приобщиться к высотам гуманистической образованности. В те годы юный скульптор создал мраморный рельеф "Мадонна у лестницы", в которой проявил не только хорошее знание античного искусства, но и заявив о себе как о мастере в высшей степени самобытном. Его мадонне и младенцу Христу, повернутому к зрителю спиной, присущ дух могущества и героичности. Рельеф хранится во Флоренции в "Доме Буонарроти" (Casa Buonarroti) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Casa_Buonarroti , обращенный в музей (Микеланджело, уже будучи знаменитым мастером, купил его для своего племянника Леонардо, который сохранил его в целости). Там находится рельеф "Битва кентавров", изваянный одновременно с "Мадонной у лестницы". Я не буду подробно останавливаться на творчестве этого гения в силу того, что пришлось бы уделить этому слишком много времени. Материалов в книгах и интернете множество и вы можете самостоятельно все изучить. Поверьте, это стоит того
Список работ Микеланджело огромный. Много до сих обнаруживают в запасниках музеев по всему миру.
Самые известные:
- Мадонна у лестницы. Мрамор. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан. (Сотворение Адама)
- Умирающий раб. Мрамор. 1513. Париж, Лувр.
- Моисей. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Капелла Медичи 1520—1534.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
..и многие другие...
Одним из замечательных художников второй половины 15 века, не связанных с двором Лоренцо Медичи, был Доменико Гирландайо (1449-1494) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Domenico_Ghirlandaio Его кисти принадлежат знаменательные фрески в церкви Санта Мария Новелла, исполненные в 1485-1490 годах, в которых религиозный сюжет является лишь поводом для изображения картин реальной жизни. Художник запечатлел облик своих современников-флорентийцев, особенно женщин, как пожилых, скромно одетых, так и молодых, изысканно причесанных и наряженных в богатые торжественные платья из узорчатых тяжелых тканей.
Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди в 1449г. Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Его учителем был А. Бальдовинетти. К раннему творчеству Доменико Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея" и фреска с изображением блаженного Иернима в церкви Оньисанте во Флоренции. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, "Тайная Вечеря" в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.
Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти -
http://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Sassetti в церкви Санта-Тринита -
http://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_di_Santa_Trinita во Флоренции, изображающих события из жизни Святого Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть Святого Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения,— все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Тем не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского воспитательного дома. Две написанные им Мадонны находятся во флорентийской академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли.
Доменико Гирландайо довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова - вот что преимущественно выдается в картинах Гирландайо, а именно помещение в в церковно-исторических изображениях портретов современников для
увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасны поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Доменико Гирландайо обличают небывалое совершенство. Доменико Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы.
Умер Доменико Гирландайо в 1494году.
Величайший мыслитель и художник Леонардо да Винчи (1452-1519) -
http://it.wikipedia.org/wiki/Leonardo_da_Vinci , живший с 1469 года во Флоренции, остался также вне сферы влияния Лоренцо Великолепного. Леонардо, человек исключительно широкого кругозора и универсальной одаренности, оставил после себя сравнительно мало произведений живописи, ибо не всегда считал ее главным занятием в жизни, о чем пожалел на склоне лет. Как художник он сформировался во Флоренции, обучаясь в мастерской Андреа Верроккьо. В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого он занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской в то время, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. В 1482 году Леонардо уехал и значительную часть жизни провел вне родины, окончив свои дни в далекой Франции (именно поэтому Лувр располагает самой богатой коллекцией его картин). Во Флоренции произведений Леонардо сохранилось до обидного мало: "Благовещение" и незаконченное "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Систо
http://it.wikipedia.org/wiki/Adorazione_dei_Magi_%28Leonardo%29 , расположенного рядом с Флоренцией. Также известно, что его кисти принадлежит также один ангел в "Крещении Христа" Андреа Верроккьо -
http://it.wikipedia.org/wiki/Battesimo_di_Cristo_%28Verrocchio_e_Leonardo%29 . Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. "Благовещение", написанное в 1470-х годах, находится в галерее Уффици -
http://it.wikipedia.org/wiki/Annunciazione_%28Leonardo%29. Это крупное полотно, длиной около двух с половиной метров. Нежная красота и гармония всей композиции производят завораживающее впечатление. Так в 1482 Лоренцо Медичи послал его в Милан в качестве миротворца к Лодовико Моро, вместе с подарком - лирой, созданной Леонардо перед этим событием, в виде конской головы. В 1503 году он ненадолго вернется и уже окончательно покинет Флоренцию, уехав в Милан, в 1506 году.
К 1478 году относятся хранящиеся в Эрмитаже "Мадонна Бенуа" -
http://it.wikipedia.org/wiki/Madonna_Benois , самая ласковая и добрая из всех мадонн; вероятно, в начале 1490-х годов, написана вторая из находящихся у нас картин Леонардо - дивная "Мадонна Литта" -
http://it.wikipedia.org/wiki/Madonna_Litta (название первой обусловлено тем, что ее принадлежность кисти Леонардо установил Александр Бенуа, а вторая ранее входила в состав коллекции герцогов Литта)...
Далее перейдем к Строцци