Белая ночь. Большой Пароход. Филлетово-синее Море. Любимая Женщина...
начало лета 2011 было окутано романтикой, легкостью и простором. Потягивая кампари с лаймом мы сидели на корме лайнера Принцесса Анастасия и слушали чаек, провожающих нас куда-то туда, куда солнце стремится каждый день. 31 тысяча паромных лошадей вспенивали и бурлили винтами темную воду. Вокруг много людей, но никому ни до кого нет дела, бармен-эстонец знает свое дело, Петербург все дальше, вода все глубже. К полуночи во всем море мы были вдвоем - Принцесса Анастасия шла в форватере такого же белого лайнера, а контуры берегов остались где-то там. Казалось, что все осталось ТАМ, и никто не хотел знать где оно. Телефон перестал видеть сеть, фото-видеокамеры оставлены в каюте, настали минуты когда нет времени, есть только простор и мы. Один из лучших вечеров последнего времени.
Утро было посвящено исследованию круизера. Залитый солнечным светом пароход предстал перед нами всей своей изношенной красотой и величием. 834 каюты размещены на 2,4-6 палубах. 3 дека - для 580 автомобилей. Базовых кают 2 вида. А - 2х или 4х местная с окном и В - 1, 2х или 4х местная без окна.
на 6-7 палубах размещены 7 баров- ресторанов, включая основной, где питаются все желающие из 2500 бортовых пасахеросов. Детская комната, дьюти-фри, салончик красоты, кинозал, казино, игровые автоматы, лобби, обмен валюты-таксфри, найт клаб - все компактно размещено на 6-7 палубах. 2 лестничных пролета, у каждого по 2 лифта. 8 палуба открытая, 9 с лежаками для загара, на 10 - вертолетная площадка.
Вечерний Стокгольм радовал своей новизной, современностью и особым стилем. Модная столица Европы. Мегаполис - красавец, с хорошо одетыми жизнерадостными жителями и старинными холмами. Сидя на вершине холма и наблюдая за оранжевым закатом я понял, что люблю города на холмах. Киев, Стамбул, Москва, Зальцбург. В Питере нет холмов.
Туристическое лицо Стокгольма замечательным образом впечатляло не только нас, но и нашего 8-летнего ребетенка. Юнибакен с волшебным миром сказок, музей военного корабля Васа, поднятого со дна через 333 года после своего перого плавания, парк аттракционов, переезд в центр города на водном трамвайчике, открывающим виды с воды. Пешеходные улочки центра, старые кафе, смена караула у дворца Короля Швеции. Послеобеденный шопинг ничего толкового ни в гардероб, ни на стол не привнес.
Стокгольм запомнился городом, куда однозначно можно летать на весенне-летний уикенд. Красиво, вкусно, модно, чинно, свободно и просторно.
Старик Таллин! сколько про тебя рассказов, историй и анекдотов. Город, где были, пожалуй, все мои знакомые. Но только не я. Паром, на счастье, прибыл прямо в старый город. Старый город эстонцы достойно сохранили, но незаконсервировали. По-европейски приятный и старый. Родной брат Риги, Вены и Праги. Для получения максимального удовольствия от европейских старых центров я пользуюсь старой проверенной стратегией - перемещаться от бара к бару. Не считая вкусного обеда, мною было выпито 8 кружек пива, ребятенком съедено (надеюсь никто из родных не читает Форум) 8 порций мороженого. Жена все время провела в магазинах. Трудно сказать, кто из нас был самый довольный при встрече на пароме, но день для всех удался, однозначно!
Все дни нас сопровождала безоблачная теплая солнечная погода. С утра открыв шторку иллюминатора мы молча смотрели на серый питерский морской вокзал, заливаемый дождем...
Часть 2: Практическая информация.
нужен мультишенген.
приобретать билет на паром дешевле у турфирм, чем на сайте St.Peter Line.
за 4 часа до отбытия начинается регистрация в здании морского вокзала. Нужно четко выяснить в каком окне ваш туроператор. очередь на 2 часа.
время отправления из любого порта всегда на час-два позже расписания.
Стокгольм.
Шведская Крона 10 SEK = 45 рублей , примерно евро+. Швеция одна из немногих стран, которая умышленно затягивает с введением Евро. В сувенирных магазинах и такси Евро принимают. Везде, включая такси, берут пластик.
Выход на берег испытание физических и моральных сил. В Стокгольме выход в духоте отсека 4 палубы, народ осатаневший, жара, дышать нечем, дети пищат - час 40 чтобы выйти . Вырвавшись в терминал можно легко задуматься нафига оно нужно. Очередь для того чтобы поставить в паспорт штампик о въезде в шенген. Паромщики предлагают автобусную экскурсию по вечернему стокгольму, кому как, нам не интересно. Выйдя из терминала можно увидеть стоянку такси и автобусную остановку. два маршрута - 1 и 76. Четко по расписанию. Билет покупается кредиткой за 30 крон. Или за монетки, которыми нужно запастись заранее. на 1маршруте проехав 3 остановки- начинается набережная, переходящая в главную набережную. Таким образом через 12 минут вы в центре - такси не нужно. А их автобус это не наше такси. ;) . Можно просто гулять, поднятся на смотровую площадку в кафе, смотреть пешком вечерний город, купить проездной на завтрашний день. Обратно - такси. Стоит ощутимо дороже московско-питерского. Вам нужен причал Фрихамн (Frihamn), по крайней мере наш паром пришел туда.
обратно попасть на борт не составит труда - проход свободный.
С утра снова 3 остановки на бусе, к утреннему открытию Васы и Юнибаккена. При наличие детей Юнибакен обязателен, как нибудь выложу видео их фирменной поездки на паровозике - классная идея качественно воплощенная. http://www.junibacken.se http://www.vasamuseet.se
там же стоит дворец. (перед ним играют в поло на сегвеях!!!)
пройдя по набережной до парка аттракционов можно зависнуть там, оттуда ходит водный трамвайчик к самому центру города. Побродив по старым мощеным улочкам к 12 (или13 ??) часам нужно попасть на смену караула у Королевского дворца. В Королевском дворце Стокгольма больше комнат, чем в любом другом дворце мира. Нам пришлось снова мотнуться на паром - отвезли ребетенка, после поход к Ратуше и шопинг.
шопинг. Нас поперло на пешеходную улицу Дроттнинггатан, но это туристический маршрут - нет там темы. На пересечении с Кунсгатан стоит универмаг PUB, в котором товарищ Ленин купил себе кепку по дороге в Петроград. Не тратя время на променад все можно посмотреть здесь. Поздняя разведка доложила о хороших магазах в районе площади ( и метро) Stureplan и улицах к ней примыкающих,на Birger Jarlsgatan - ведущие дизайнерские бренды. Молодая стильная шведская мода - остров Седермальм.
Выход в Таллине - 30 минут. В пешей доступности старый город.Евро. На входе очередь минут на 20-30, так как штампуют выезд из Шенгена.
Пароход.
Пароход Принцесса Анастасия эксплуатируется с 1986 года. Команда эстонская. Состояние парохода плохое. Стекла иллюминаторов грязные: немытые и в краске, перебои в работе гальюна. Все "не первой свежести". Крашено-перекрашено по 5 раз. Его беда в том, что он жутко вибрирует. Тряска все время, когда он в пути. Старайтесь (не понимаю как) брать каюту на 6 палубе и ближе к носу. На носу не так трясет.
Питание - отдельная песня. Кому-то, может, вкусно и все супер. Нам же совсем не понравилось. Корм. Алкоголя, пива - нет. Порошковое "вино"из 20-литровых тетрапаков. Объективными могут быть только фото.
Организация питания.
при полностью оплаченном пакете всех питаний получается символически дешевле, чем брать на пароме.Завтрак и ужин. Питание идет в 2 смены - всегда продумывайте какая вам удобнее и заказывайте столик у окна. Некоторые умники могут переставить табличку с номером вашего столика и сесть за ваш, но под их номером - сгоняйте их, иначе сгонят вас. Настройтесь на очереди, как в студенческих советских столовых. Все завтракаи и все ужины одинаковые. Какой-то ужин был полупустой (были не все блюда, их съели, ановых не вынесли, и следующий завтрак практически отсутствовал - тупо не хватило корма.
на борту.
такс фри можно получить на борту (отстояв очередь на полчаса). Выплата в шведских кронах. Двойная конвертация по их курсу вашей покупки, например в Таллине в Евро. Эти самые таксфришные кроны можно опять поменять у них же на борту на Евро, тогда % такс фри стремится к нулю. Разумнее слить в дьютике.
Дьюти фри - неплохой. Хороший выбор напитков и прочей традиционной мишуры. Принимают Евро, рубли, швед. кроны. При сходе в питере таможня просвечивает чемоданы - нас, с 14 бутылками алкоголя как-то пропустили.
Есть найт клаб и дискотека с эстонским диджеем.
Контингент. в основном пары всех возрастов. Много семей с детьми, молодежи где-то треть, много скучающих дам всех возрастов. Судно было заполнено на 100% - 2500 пасахеросов. Нерусскоговорящих процентов 10.
Время круиза 9-12 июня.
несколько видов Санкт-Петербурга (выход из порта).