У каждого свой путь к парусам и мачтам... Кто-то в детстве читал много книжек о путешествиях на бригах, галеонах и клипперах, а кто-то и слов-то таких не слышал, но зато был очарован образом капитана Джека Воробья, сквозь закатные карибские титры уходящего на "Чёрной Жемчужине" прямиком to that horizon! Ну а кто-то, возможно, просто мирно сидел с бокалом вина на террасе кафе где-нибудь на Санторини или Гваделупе, когда на горизонте показался Он - прекрасный многомачтовый парусник, воплощённая романтика странствий! И всколыхнулась душа, уснувшая было в тёплом мусоре дней...
Всё равно, этот мир парусов и ветра довольно далёк от большинства из нас, жителей крупных городов континентальной державы - поэтому для того, чтобы решиться на какие-то конкретные действия, зачастую необходим последний толчок - явное доказательно того, что смутную мечту можно воплотить вот прям уже в следующий отпуск! Для меня таким толчком было сообщение на форуме - возможно, для кого-то из Вас им станет этот отчёт...
Начнём, как водится, с общих вопросов. Самый животрепещущий из них - цена. Тут я сразу должен признать, что путешествие на туристических парусниках в качестве пассажира - это довольно дорого. В среднем, можно ориентироваться на диапазон 200-300 евро в день с человека (при двухместном размещении) - при этом качество оказываемых на борту услуг зачастую явно не дотягивает до привычного нам по сухопутным меркам уровня, предполагающегося в этом ценовом диапазоне. Наценка за романтику, ничего не поделаешь - и только Вам решать, готовы ли Вы её в итоге заплатить. Если не готовы - Вас с радостью подхватят операторы обычных круизов, работающие на схожих маршрутах по ценам, которые зачастую в 3-4 раза ниже!
Романтика - по сути, единственный серьёзный аргумент в пользу парусных круизов. Конечно, всем пассажирам хочется солёного ветра в лицо и тугих парусов на фоне полыхающего заката - а с этим ситуация непростая, прямо скажем... По опыту своих пяти недель, проведённых на борту парусников в водах нескольких совершенно разных морей и океанов, я могу сказать, что подходящий для поднятия парусов ветер дует всего 20-30% времени (не забывайте, что он должен быть ещё и попутным!) - и по-настоящему кайфануть от ощущения полёта на крыльях ветра можно от силы разок-другой за весь круиз.
Комфорт на борту парусника, даже без учёта уплаченных за него немалых денег, заметно уступает комфорту на борту современных мега-круизёров, примерно соответствуя уровню рейсовых паромов - с поправкой на традиционный морской колорит, конечно. На парусниках больше дерева в отделке, больше крутых трапов, меньше иллюминаторов, больше плавных кривых линий во внутренних объёмах - в то время как каюты паромов безлики и квадратно-утилитарны.
Маршрут круиза в случае парусного судна несколько вторичен - по сути, Вы выбираете декорации на горизонте, среди которых будете плыть, а не порты, в которых сойдёте на берег. Фишка в том, что пассажиры таких круизов хотят видеть поднятые паруса - и это обуславливает стремление круизной компании составить маршрут таким образом, чтобы придти в порт попозже и уйти в море пораньше, ведь тогда пассажиры после завтрака и перед ужином смогут насладиться желанным sailing'ом! Зачастую стоянка в порту или на пляже продолжается всего часов 5, да ещё и в самое жаркое время суток - с 11 до 16, например.
Пассажиры - в большинстве своём это будут вездесущие пенсионеры из стран Золотого Миллиарда, проживающие остатки своих капиталов "в романтическом ключе". Другой бросающийся в глаза контингент - относительно молодые пары, иногда с детьми, решившие провести свой медовый месяц или значимую совместную годовщину необычно, то есть на борту традиционного парусного судна. Но молодёжи мало, не более 10-20% от общего количества. Соответственно, можно сделать выводы о качестве "ночной жизни" и характере экскурсий...
Еда-питьё не стоят особых упоминаний ввиду своей прозаичности - в принципе, чем больше судно, тем лучше и разнообразнее кормят и поят, но голодными по-любому не уйдёте. Выпивка доступна в барах, на маленьких судах организованных по принципу самообслуживания. Можно принести и свою, конечно - никакого контроля на входе фактически нет.
Конечно, каждый парусник, как и каждая управляющая им круизная компания, имеет свою специфику - поэтому пора перейти к обсуждению конкретных круизов, в которых мне довелось поучаствовать в период с мая 2010 года по октябрь 2011-го...