Так случилось, что у меня с супругой поменялся формат путешествий, и довольно радикально. Уже не получается ездить далеко и надолго – обстоятельства не отпускают – а из близкого и туристоориентированного – в основном шенгенская Европа.
И вот, после более чем 20-летнего перерыва, оформление шенгена. Старые и новые места, эксперименты с новыми возможностями и один из них – «по совету друзей» - морской круиз. Ну и, раз уж шенген на руках, по странам европейского средиземноморья.
Человек я обстоятельный, особенно в части орг.вопросов, а потому внимательно изучил опыт продвинутых и не очень продвинутых круизеров. При том, отчетов практически не читал, ибо почти каждый отчет – больше эмоции, чем информация. А эмоции очень часто искажают информацию.
Начал с самого важного момента – у кого покупать круиз. Смотрел сайты круизных компаний, популярных агрегаторов CruiseDirect и VacationToGo и в результате, для первого раза, остановился на предложении широкоизвестнй в круизных кругах Ненси Мучер - CruiseRuss. Забегая вперед скажу, Ненси – молодец. Все сделала четко и своевременно. Организационно все выглядит следующим образом:
Обращаешься к Ненси почтой или через ЛС, рассказываешь, чего хочешь и сколько у тебя есть денег.
В ответ получаешь варианты на выбор. После того как сделан выбор оплачиваешь аванс (в моем случае это было то ли 10, то ли 20 % от полной стоимости). Оплата происходит следующим образом: сообщаешь Ненси реквизиты платежеспособной карты и она от своего имени отправляет платежи. За месяц или чуть больше до начала круиза оплачиваешь таким же образом остатки. Когда открывается он-лайн регистрация Ненси присылает на почту пакет документов: посадочные, багажные бирки и дополнительную информацию.
Если появляются вопросы (а у новичков они очевидно должны появляться) отвечает быстро и по делу.
Не удержусь и скажу, что при таком прямом индивидуальном взаимодействии с круизным агентом меня всегда гложет червячок. Не оттого, что думаешь, что вот де, возьмет деньги и исчезнет. Понятно, что при таком круге клиентов (реальных и потенциальных) это просто бессмысленно. Но не должно правильное путешествие зависеть от одного живого человека, даже такого замечательного во всех отношениях, как Ненси! Ни одна успешная система менеджмента качества деятельности такого не допускает категорически. Как эксперт в области СМК заявляю. Ненси, если прочтете это – подумайте!
Ну и, завершая вводную часть скажу, что все состоялось, как планировалось.
Никаких неприятных сюрпризов во время поездки не случилось. В самом отчете расскажу про Вход (то, что до круиза), собственно само плавание, ну и Выход, само собой.
Итак,
ВХОД
Понятно, что Средиземное море и порт Генуи в нашем случае это тоже вопрос организации пусть и маленького путешествия. Другого. И, в отличие от самого круиза, где вас кормят, развлекают и спать уложат, это уже самостоятельное путешествие, где вы должны организовать все сами.
Самый простой способ – прилететь в портовый город начала круиза, доехать на такси до порта и заселиться на корабль.
Но мы ж легких путей не ищем. Опять же, уж если выбрался из дому, ну хоть осмотреться. Ну и опять же транспорт есть транспорт, особенно самолет. И стараться прилететь вовремя- немалый риск опоздать на корабль. Поэтому мы прилетели за две ночи до начала круиза и не в Геную, а совсем даже в Пизу. Сыграли как экономические соображения стоимости перелета, так и соседняя Флоренция. Летели Победой. При всей моей первоначальной нелюбви к этой авиакомпании – я не раз и не два подпадал под их “человеконенавистнические” правила. Однако была история, после которой я пересмотрел свое отношение к этим ребятам. Я научился следовать их сильно переменчивым правилам и ценю соблюдение принципа, который они провозгласили основополагающим: не опаздывать. А ведь даже вельможный Аэрофлот не однажды прокалывал своей “пунктуальностью”.
Ну так вот Пиза… Бронировал отель в шаговой доступности (отель Модерно – весьма неплох для бюджетного путешествия) от вокзала, ибо потом как во Флоренцию, так и в Геную планировал ехать поездом с ТренИталия. Тут приятным бонусом оказалось, что аэропорт Пизы практически в городе и от аэропорта до отеля мы дошли пешком за 9 минут. Даже с чемоданами. И к 17-30 мы уже заселились и пошли в город.
Главной достопримечательностью Пизы является, как все мы хорошо знаем с уроков школьной физики, Пизанская башня.
Собственно все остальное – традиционные виды европейского города,
а потому, с учетом непростого перелета, поужинали и пошли в отель адаптироваться к местному времени.
Отель Модерно достаточно экономный, но все есть, даже простенький завтрак. С утра на вокзал и – во Флоренцию. Билеты на поезда по Италии я брал заранее на сайте ТренИталия. Билеты показались не по европейски дешевыми. В общем, через час мы были на центральном вокзале Флоренции.
Составляя маршрут по незнакомому городу, я отбираю по разным источникам 5-10 самых-самых достопримечательностей, рисую маршрут, исходя из нормы 5-7 км на день, и забиваю все точки в кольцевой маршрут в ГуглМапс.
Успешно реализовали запланированный маршрут, единственно не полезли на площадь Микеланджело – сломались.
Зато сходили в музей Леонард Да Винчи
Но тут не картины, а модели всяких технических изобретений Леонардо
Огромные толпы по маршруту с одной стороны подтвердили правильный выбор достопримечательностей,
но с другой напрягли толкотней.
В Геную выехали в 8 утра, чтобы, сдав чемоданы, успеть погулять по городу
Переезд, сдача чемоданов и освоение запланированного маршрута прошли без происшествий. Выход в море был запланирован на 17 часов, так что 5-6 часов на Геную у нас были: не густо, но хоть что-то.
Генуя
По Генуе удалось пробежаться, хоть и галопом
Корабль
Для сдачи чемоданов необходимо было предоставить распечатанные багажные бирки. Сотрудники круизной компании обматывают эти бирки вокруг ручки и зашивают степлером. В руководстве, кстати, написано, чтобы пассажир до сдачи чемодана сам закрепил эту бирку к ручке. Я даже маленький скотч прихватил для этой цели. Но обошлось. Чемоданы обирковали и оставили стоять просто в одном из коридоров морского вокзала. Увидели мы их снова возле двери в каюту, уже после выхода в море, поздно вечером.
Вход на корабль по посадочному, каюта открыта, на кровати – круизные карты – наш главный идентификационный и платежный документ на время круиза: по нему сходишь и заходишь на корабль во время стоянок, рассчитываешься в баре и ресторане.
С самого начала можно круизную карту привязать к кредитке: основное удобство видимо в том, что приходят СМС-ко о движении денег (ну при наличии сети, конечно, хотя мобильная сеть есть почти всегда). Но карту можно и не привязывать, а по окончании круиза оплатить накопившиеся расходы той же кредиткой (да хоть и дебетовкой) или наличными на ресепшн корабля. Я карту не привязывал и считаю, что это оптимальный вариант, если много не тратишь и собираешь чеки платных операций.
Поутру проводят игрушечные учения – куда бежать если вдруг айсберг
КАЮТА
Мы брали каюту с балконом на 9 палубе. Каюта уютная хоть, и понятно, - небольшая.
Есть все что нужно. На балконе два стульчика и столик. Убирают каюту и полотенца меняют аж дважды в день. Постель застилают и расстилают. Даже ТВ показывает 3 русских программы: НТВ, 1 канал, Россия24. Отличная звукоизоляция – что делается в коридоре или у соседей не слышно совсем. Иногда даже это слишком – делают объявления по корабельной громкоговорящей связи – ничего не слышно.
ЕДА НА КОРАБЛЕ
С голоду умереть на корабле невозможно. Есть буфет, работающий с 7 до 24. Буфет традиционный: все что нужно для нормального питания имеется. С мясом или без мяса, с выпечкой или без и т. д. Фрукты – яблоки, груши, арбузы, дыни, виноград, цитрусовые. Напитки: с утра соки, кофе, чай, вода. С обеда только горячие напитки. Питьевая бутилированная вода за деньги (если не был куплен пакет напитков).
Есть ресторан с предписанным столом. За нашим столом сидели туристы, купившие круиз через Ненси: опытная круизница Юля с мамой и свекровкой, молодая пара Ирина и Андрей с двухлетним Родионом, ну и мы с Леной. Выбор блюд по меню: стартер, основное блюдо и десерт. В каждой позиции 5 блюд. Напитки (если нет пакета) платные, даже вода. Ресторан достаточно пафосный хоть и тесноватый. В ресторане только завтрак и ужин.
Кроме предписанного ресторана есть довольно много других ресторанов, кафе и баров.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Команда аниматоров работает с утра до вечера, кто бывал в турецких All Inclisive – очень похоже. Обучение танцам, конкурсы, игры. Есть теннисный стол (один), два бассейна 5х10 м (один под открытым небом) один в помещении. Есть большая водяная горка, но во время круиза она не функционировала. Есть 5 ванных джакузи.
Для азартных людей есть казино.
Иногда есть караоке– песни любые. Даже на русском языке. Людей немного, спеть может любой желающий. Ирландский дедушка обалденно спел синатровскую “My Way” – не видел бы глазами, подумал бы, что сам Синатра поет. Ну, дискотеки, танцпол в ресторане.
Знаменитая лестница Презиосы
Говорят, с кристаллами Сваровски внутри.
Вечернее шоу силами местных артистов в концертном зале. Живая музыка обаятельно в каком-нибудь из кафе и ресторанов.
АЛКОГОЛЬ
Алкоголь на корабле платный. Порция вина 6-10 евро, Пиво – 5-6, крепкий алкоголь также 6-10 за 40 мл. Есть два пакета по алкоголю: стандартный – около 200 евро (с ограничением количества в сутки) и дорогой – без ограничения. Пакет распространяется на каюту.
Можно довольно легко пронести с берега. Особенно если стоянка в цивилизованном порту. То есть там, где есть контроль безопасности и DutyFree. Проходишь контроль безопасности – это береговая служба, которым пофиг на твой алкоголь. Либо вообще в DutyFree покупаешь и заносишь на корабль без всякой маскировки.
Нецивилизованный порт – Касабланка на нашем маршруте – нет DutyFree и досмотра. Как, впрочем, и алкоголя в береговых магазинах.
МАЛАГА
Если б не круиз – вряд ли я бы когда-то зарулил в эту самую Малагу. Хотя и город понравился и порт удачно расположен. И городской пляж рядом с портом
– даже искупались в море. Кстати, единственное место по маршруту.
КАСАБЛАНКА
Касабланка – не наш город. От места стоянки корабля до города около 2.5 км. Лучше брать такси, как на выходе, так и по возвращению. Таксисты по-восточному (хоть город и западном полушарии) наглые. Сходу заряжают за 4 часа 100 евро, но легко падают вполовину, а при известном напоре и ниже. Это касается всех продавцов в городе. Кстати, деньги можно не менять – практически везде берут евро по курсу 10 дирхамов за 1 евро. Но мы благополучно лоханулись и поменяли в банкомате на местные. Причем, банкомат дал сбой и вместо запрошенных 500 дирхамов дал 1000. Эту тысячу пыжились, пыжились чтоб потратить – так и не смогли.
Довольно быстро обошли центр города и рынок.
Кстати, очень пыльный город
все в пыли. И наш лайнер после стоянки в Касабланке тоже запылился основательно.
Решили вернуться на вокзал (как раз возле порта) и поехать в Рабат (кстати, столица).
Поездом. 80 дирхамов в оба конца. Ехать час. В Рабате дошли до океана (вдоль всего пляжа – бесконечное кладбище)
хотели хоть ножки помочить, но вошли в цейтнот и рванули обратно на вокзал. Кстати, тут таксисты ездят строго по счетчику. За 15 минут поездки натикало 12 Дирхамов – более чем гуманно. Машины абсолютно убитые и водители говорят на арабском и французском.
ЛИССАБОН
Лиссабон – хорош! Хотя рельеф в части города, примыкающей к порту весьма гористый – для сильных телом и духом. Скооперировались с парой из Петрозаводска и за 100 евро наняли таксиста на 4 часа. С обязательством последнего рассказывать о видах за окном.
Пожилой португалец 68 лет говорил мало и не очень внятно. Было ощущение, что когда мы выходили из машины на осмотр достопримечательностей он накатывал по рюмочке местного чудного портвейна. Когда ходили у статуи Христа, которая почти как в Рио, только поменьше
и местного моста, почти как в Сан-Франциско
возвращаемся к машине – никого нет. Пошел искать и нашел дядьку в местном барчике с рюмкой пресловутого портвейна в руках. Таксист молодец, не растерялся – протягивает мне рюмку – “Это вам!”. Под конец поездки речь его стала совсем неразборчивой. Но вел машину хорошо, уверенно. Когда поняли, что хотим на океан время экскурсии уже почти истекло. Пришлось тридцатку накинуть.
ВЫХОД
Последний день плавания довольно суетной. Приход в порт Барселоны в полдень, а выход с судна по графику лишь в 14-00. При том что каюту надо освободить до 11 часов, а чемоданы выставить в коридор в вовсе накануне вечером.
Вылет домой был той же Победой из а/п Жироны, до которой из Барселоны около 100 км.
Барселона город большой и таскаться по общественному транспорту с чемоданами не хотелось – взяли такси. Кстати, такси к пришедшему кораблю подъезжают сплошной вереницей – стояли не больше 10 минут. До вокзала Сантс домчались махом, по дороге таксист все канючил, чтобы отвезти нас прямо до Жироны. Отель бронировали по стандартному принципу – около вокзала.
Вечером погуляли по Жироне – хороший городок.
Это вот местный символ – непонятный зверь. Присутствует на половине магнитиков Жироны
Притом что по лесенке поднимаются люди и реально целуют зверя в задницу. За три минуты, пока мы стояли и фоткали – отметилось три человека. Мы не стали.
Местная речка.
Так и просится на язык – говнотечка, ан нет- в речке кишит рыба. Причем не головастики какие-то, а натуральная, крупная – в локоть размером.
Вечером решали – куда податься на завтра – целый свободный день.
Решили поехать в ближайший французский городок – Перпиньян. Тем более, что Лена не бывала во Франции – галочку поставить.
Город достаточно крупный.
Вокзал
французкое современное искусство. Сначала подумал – Баба Яга, а оказалось – мужик с усами. Может даже Сальвадор Дали
местный замок
Обидно – самая главная достопримечательность города – Замок королей Майорки закрыта на 2 недели и срок истекает завтра
А это я назвал «писающая девочка»
Улетали из а/п Жироны – не понравилось! Сначала простояли ровно час на регистрации – приехали за три часа, как обычно на международных рейсах, а стойки открыли лишь за два. Упаковки багажа нет и бизнес-зала тоже. Правда кафешка приличная с нормальными ценами и дьютик стандартный.
ЭПИЛОГ
По свежим ощущениям скажу – круизы пока не наш тип путешествия. Рамки круизного расписания сильно ограничивают вольнолюбие самостоятельного путешественника: в каком-то городе хотелось бы задержаться, а какой-то вообще бы выбросил. Дни в море тоже серьезное испытание: наверное надо приучать себя, что лежать и дышать свежим морским воздухом тоже большое благо.