Все нижеизложенное пригодится тем кто хочет вернуть деньги за купленный но не реализованный тур.
Весь описанный процесс протекает в настоящем времени. Если у кого-то найдутся ценные советы или конструктивная критика - буду рад.
Все описанное не является рекламой, я дилетант в юр. вопросах и никаких консультационных услуг оказываться не будет. Материал пердоставляется как есть.
ФИО вымышленные. ЮрЛица реальные. Суммы и сроки близки к реальным.
Содержание:
- Покупка тура;
- Отмена тура;
- История со страховой компанией;
- Составляем план действий;
- Пишем претензии туроператору и турагенту;
- Пишем исковое;
- Действующие Лица
- Ход дела
Дело было под новый год, встречать этот замечательный праздник никак не хотелось в г.Иркутске. Искались разные варианты, от загородного домика до домика в другой стране. В процессе поисков количество участников истории увеличилось до шестерых, включая "молодоженов на пятом месяце беременности" =) Определившись с бюджетом и изучив все доступные варианты было решено отметить новый год в штате ГОА, что в прекрасной стране Индия. Выбрали турагентство (ТА), заверились у него,, что успеваем с визами и приобрели тур.
Итого - 17.12.2013 от имени одного из участников заключаем с ТА договор на реализацию туристского продукта, 18.12.2013 оплачиваем 100% тура (~160т.р.). Сам тур начинается 27.12.2013 и заканчивается 06.01.2014. Вылет из г.Иркутск.
Беременные молодожены, кстати, проживают в славном городе Улан-Удэ, что в Бурятии. Получив приятную новость о том, что все у нас "на мази" стали собирать вещи, купили билеты до Иркутска и за день до выезда прибыли к нам, дабы переночевав, полететь веселой компанией в Индию.
2. Отмена тура
Но у вселенной были свои планы на этот счет и 26 декабря, примерно за 7 часов до вылета нам сообщают, что туроператор (ТО) не успевает привезти паспорта, с проставленными визами в Иркутск, до рейса. Сообщили это по телефону одному из участников тура. Настроение моментально упало, весть молнией разлетелась по нашей дружной компании. Как следствие женский состав туристов в слезах и депрессии, мужской - одел тапки, майки и очки и начал потреблять горячительные напитки представляя себя на пляже под палящим индийским солнцем. Получалось не очень.
Так прошла ночь, утром начали прояснятся интересные моменты, оказалось что кроме нас на самолет не попали еще около 100 человек (со слов ТА), причины те же, страны разные. На вопрос о том что нам делать ТА говорил - “подождите, возможно ТО подготовит вариант ”. Весь день прошел в надежде и взглядах на не разобранные рюкзаки. Но все зря. ТО отказался исправлять ситуацию. Паспорта приехали днем 27 декабря.
3.История со страховой компанией
Ну и ладно, не поехали так не поехали. Никто не думал начинать скандалить, качать права и т.п. Люди все взрослые, адекватные. Подумав головой, надумали следующее - ТА услугу не оказал, пусть вернет деньги. Без компенсации за “моральный ущерб”, за зря купленные молодоженами, билеты из Улан-Удэ и т.п. Однако, нам предложили оформить страховой случай и вернуть лишь то, что заработали сам ТА. Т.е. ~12.5% от потраченной нами суммы. От суммы мы отказались, мотивируя это желанием полного возмещения. При покупке тура оплатили и страховку от не выезда. Компания "Европейское Туристическое Страхование" продала нам полис "Отмена поездки”. Вот оно - подумали мы - быстро и без хлопот мы получим страховую выплату. Собрали бумажки, отправили.
Через месяц после получения Страховщиком документов, у нас запросили еще чуть-чуть документов. Спасибо ТА, нам помогали как могли, снова отправили. Здорово, выяснилось что сумму мы получим (ЕСЛИ ПОЛУЧИМ) не эквивалентную стоимости тура. Совсем не эквивалентную - страховщик забирает за свои услуги 15% + еще кучка комиссий и платежи которые не подлежали страхованию. Произойдет выплата еще через месяц т.е. в конце марта. Мы могли бы заранее прочитать условия страховки, чтобы не удивляться срокам и суммам, но нам их не дали, а мы настойчиво не требовали. Уже не помню почему.
4.Составляем план действий
В какой-то момент к нам пришло осознание того, что вся эта история течет сама по себе, отчего нам не удается вернуть свои деньги в те сроки которые нам подходят, да и вообще на горизонте маячит фига в виде посыла нас ТО. ТО обвинил во всех бедах ТА (тут нужно пояснить что турагент как бы перепродает вам тур, и на самом деле приходя в турагенство вы платите туроператору, а турагент выступает посредником получая с этого процент). Все в шоке, директора ТО увольняют, ТА о компенсации и возврате денег молчит.
Решаем что необходимо выработать стратегию по возврату “кровно нажитых, непосильным трудом” средств законным путем, а не просьбами да улюлюканьем. Начинаем искать информацию в интернете по похожим случаям. По рекомендациям аля “делайте так если вас кинули с туром” и т.п. выясняется достаточно много интересного.
Например - согласно ст.28 ЗоЗПП - если вам не оказана услуга (в нашем случае не состоялся тур) то после подачи претензии с требованием вернуть стоимость услуги, в течении 10 дней компания должна вернуть вам всю сумму либо обосновать обратное. А за каждый день просрочки можно попросить у них неустойку в размере 3% от стоимости услуги, но не более стоимости услуги. Занятно - подумалось нам. Дальше больше, нашлось несколько толковых статей (простите но источников уже не вспомню) - в которых были указаны основные законы которые регулируют деятельность туристических компаний. Ознакомившись с законодательством и убедившись что мы практически сразу могли потребовать свои деньги назад, а не ждать уже почти 2 месяца “погоды у моря” нас переполнила решимость.
Решили что составим две претензии, одну для ТА, вторую для ТО. Отнесем и подождем 10 дней. Таков до судебный порядок урегулирования споров и его нужно соблюдать ибо это хорошо - расходится полюбовно. Если ответа не последует, пойдем в суд. Принято единогласно - работа закипела.
Вот и весь план действий.
Ниже я дам ссылки на законы и некоторые документы которые участвуют в истории (претензии и набросок искового будут доступны).
5.Пишем претензии ТА и ТО
Нам повезло, один из нас честно учился на юриста. Этот компаньон и был выбран добровольцем для написания претензий и искового. Вооружившись собственными знаниями и технологиями любезно предоставленными компанией Google Inc., примерно за неделю совместными (ну как совместными) усилиями были подготовлены две претензии по 5 листов, одна для ТА вторая для ТО. Будем действовать масштабно - решили мы.
Суть претензий одинакова (упрощённо) - я, заключившая договор, выполнившая по нему свои обязанности, сообщаю вам, что услуга такая-то не была предоставлена, страховая компания не обязана возмещать нам затраты, потому что застрявшие документы - не страховой случай. Посему требую (согласно 15 ГК РФ, 393 ГК РФ, 401 ГК РФ, № 12-ФЗ от 05.02.2007) вернуть полную стоимость услуги, возместить затраты на ЖД билеты для двух туристов (согласно ст.ст 15, 393 ГК РФ, а также Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1), а после того возместить моральный вред в размере таком-то (согласно ст. 15 ЗоЗПП ) и выплатить неустойку (согласно ч.5 ст.28 ЗоЗПП). Хотите подробностей, смотрите документы которые я приложу позже..
Мы решили уведомить ТО и ТА о том что каждый из них получил по претензии, соответственно прикрепили к каждой претензии - претензию партнера. Распечатав по 3 экземпляра выдвинулись в стан обидчика. Девушка принимающая нашу претензию от имени ТО за 1,5 минуты ознакомилась с претензией и не дрогнувшей рукой без лишних слов поставила дату, роспись, ФИО и печать шлепнула на нашем экземпляре. Круто подумали мы, чувствуется профессионализм =) Девушка которой пришлось принимать претензию от имени ТА наотрез отказалась подписывать, ссылаясь на директора, что мол только он расписаться может. Но мы то знали что это не правда, так что пришлось ее переубедить. Сложилось впечатление что ей довелось делать это впервые. В итоге, дрогнувшей рукой, она поставила подпись, дату и ФИО на нашем экземпляре. На печати мы не настаивали, хотя хотели чтоб была. Произошло это 28 февраля 2014 года. Спустя два месяца после не состоявшегося тура.
Через десть дней как думаете, что произошло? Ничего. И еще через пять ничего. Правда ТО (со слов ТА) зачем-то сам от себя написал справку что он не он и конь не его, а во всем виновато консульство Индии. Странная справочка выданная самому себе не пошатнула нашу веру в самый гуманный суд в мире и мы приступили к реализации следующего этапа..
6.Пишем исковое
Тот же автор, те же технологии плюс капелька коллективного разума соорудили исковое заявление.
Пока писали исковое произошло несколько событий. ТА снова предложило вернуть нам ~12,5% от стоимости тура. Но предложил как-то не в рамках правового поля. Т.е. без реакции на претензию или письменных уведомлений. Просто устно. Мы подумали, поспорили между собой и отказались. Хоть и получалось, что как бы отказываемся от своих же денег. Но если бы взяли, то только усложнили бы ситуацию и в суде объяснять свои мотивы было бы трудно. История покажет, правильно мы поступили или нет.
Еще одно событие нас удивило - это страховая выплата которая произошла 21 марта 2014г. По всем правилам страховой компании, она вроде как ничего нам не должна, но мы не стали возражать и возвращать, потому как страховая никак не связанна с нашим спором с ТА и ТО. Просто уменьшили сумму иска на сумму полученной выплаты. Честность и справедливость движут нами.
Крайнее событие в этот период - со слов ТА, когда они ходили к ТО чтобы договорится и обсудить сложившуюся ситуацию, выяснилось что директор ТО ни сном ни духом о том, что в стенах его офиса лежит наша претензия, которая на тот момент была уже просрочена дня на три. Никто из его подчиненных не сознался в том, что принимал такую бумажку. Переубедила его лишь копия претензии к ТО, которую мы передали ТА в целях информирования. Разозлился говорят не на шутку.
Надо сказать что человек который определился добровольцем и писал претензии и исковое уже изрядно вымотался. Нужно было как можно скорее закончить правки и отправить исковое. Это случилось 28 марта 2014г. Толстое получилось исковое - 481 лист (весь комплект документов). Человек указанный в договоре понес его в суд. Там очень радушная и доброжелательная тетенька популярно указала на небольшие огрехи в заявлении, а самое главное, сообщила что если нас в исковом 6 человек то и явится к ней должны все шестеро. Однако подсказала как действовать, в нашем случае (напомню о беременных молодоженах, которые вот вот уже родят). Оказывается нам достаточно отправить исковое почтой, а затем участники которые не могут явится в суд на рассмотрение, напишут заявление - “прошу рассмотреть в мое отсутствие, иск полностью поддерживаю”. Все.
Правки внесены, 481 лист отправлен письмом, вернее посылкой, потому что почта таких толстых писем не отправляет. Стоимость отправки около 250р., ехало по городу примерно три дня. Сейчас назначили судью и мы ждем реакции судьи.
История достигла настоящего момента - продолжение следует…
Действующие лица и документы появятся уже после суда.
В интересах следствия, как говорится.
Продолжение истории
В ожидании суда произошло уже три знаковых события, инициатором которых стал ТА.
Событие первое - в какой-то момент ТА позвонил одному из наших туристов (тому кто подписывал договор) и сообщил, что они потеряли свою копию договора, в связи с чем просят подойти и подписать новую. Занятно, не правда ли? Но наш человек оказалась смекалистой девушкой, а именно, она сделала копию нашего договора, заложив подписи сторон листом, чтобы получить “чистовик” и подписала его. Таким образом мы получили достоверную копию договора. Следующим шагом она отнесла, подписанную только нами, копию в офис ТА и оставила его на подпись. Мотивировав свой шаг тем, что у нее нет времени побуквенно сверять два текста (тот что ей предложил ТА и наш). Все.
Событие второе - с одним из наших попутчиков выходит на связь адвокат, он сообщает что его клиентом является ТА и он хотел бы встретиться с нами и что-то обсудить. С этого момента мы решаем, что дело выходит на новый уровень и нам необходимо участвовать во всех диалогах с ТА либо ТО (будь то телефонная конференция или личная встреча) большинством туристов. Итак, встреча. На встречу со стороны ТА пришли адвокат и человек с которым ранее доводилось общаться в офисе ТА. С нашей - три человека. Тема разговора такая - мы (ТА) такие хорошие при хорошие, пожалуйста давайте мы не будем проходить в деле как ответчики, а будем проходить как свидетели и заодно вернем вам те ~12,5% что заработали сами, потому что мы не хотим чтобы пострадала репутация нашей компании, т.к. судебную практику сможет запросить любой человек. Соответственно если они проиграют дело, и любой будущий клиент, который догадается запросить судебную практику по компании (внимание, это полезно использовать), поймет что контора мягко говоря не надежна. На эту речь мы ответили тем, что сейчас менять свое решение не собираемся, наши требования предельно ясно были изложены в претензии, а затем и в исковом заявлении. Результат - нас не получилось уговорить на перевод ТА в статус свидетеля.
Событие третье - адвокат ТА связывается с одним из нас и просит встретится для передачи некоего ответа ТО на (внимание) нашу претензию. Ранее я упоминал о справке которую ТО сам себе выписал и направил в ТА, о том что во всем виновато консульство. Так вот этот документ и должен был послужить ответом. Т.е. после 10 дневного срока ответа на претензию, и после подачи искового заявления нам решили дать ответ на претензию. Сама просьба как и ее формат не устроили нас и мы отказываемся от встречи и передачи нам каких либо ответов.
Продолжение истории после суда (первое заседание)
Итак, суд прошел. Результат - нам подан встречный иск на сумму чуть больше миллиона рублей (вред репутации, оплата труда сотрудников ТА и оплата труда адвоката). Назначено новое судебно разбирательство.
Перед началом заседания, секретарь выдала нам по экземпляру отзыва от ТА на наше исковое, с приложенным пакетом документов. Среди прочих документов мы обнаружили платежное поручение, по которому ТА перечислил туристу, заключавшему договор, определенную сумму денег, в качестве возврата своей комиссии. Нам об этом сообщено не было и смс-оповещение на этом счете отключено, так что это был маленький сюрприз. Обратив внимание на сумму и пошуршав в памяти мы вспомнили что в документах, которые подавались страховой компании, фигурировала другая сумма комиссии ТА. Она примерно на 40% больше той что фактически вернул нам ТА. Интересный факт. К сожалению документальных свидетельств кроме тех что уехали в страховую у нас пока нет.
Основные моменты (кратко), изложенные одним из ответчиков (ТА), в отзыве на наш исковое:
- Согласно договору, ТА выполнил свои обязательства перед заказчиком;
- Согласно статьи 9 закона №132-ФЗ - туроператор несет предусмотренную законом ответственность перед туристом за не исполнение обязательство по договору о реализации туристского продукта. При этом не важно кем продан продукт, ТА или ТО, во всем виноват ТО;
- Заказчик при подписании договора согласился с тем что, если визы не выдали вовремя, то за это никто не несет ответственности;
- ТА как мог помогал заказчику, оформлял за него документы в страховую, отправлял за свой счет. Об этом еще будет сказано в исковом;
- ТА не однократно пытался вручить ответ ТО (ту самую справку), на что получал решительный отказ;
- Туристы отказывались от возврата комиссии ТА.;
- Истцы злоупотребляют свои правом на защиту своих интересов;
- Суд просим отказать в иске к ТА, т.к. ТА выполнило полностью свои обязательства.
И основные моменты из искового от ТА (также кратко):
- Согласно 9 закона №132-ФЗ - туроператор несет предусмотренную законом ответственность перед туристом за не исполнение обязательство по договору о реализации туристского продукта. При этом не важно кем продан продукт, ТА или ТО, во всем виноват ТО;
- Согласно договору, ТА выполнил свои обязательства перед заказчиком;
- ТА как мог помогал заказчику, оформлял за него документы в страховую, отправлял за свой счет;
- Обращением истца в суд, была нарушена репутация ТА и туристы должны возместить нанесенный вред;
- Также туристы должны возместить расходы на оплату труда менеджера (человек который продавал нам тур от имени ТА и помогал с оформлением документов в страховую), потому как оказывается это была услуга (они предоставили акт выполненных работ) и платная, да и менеджер трудилися не на компанию в этот момент а больше 60 часов на нас и компания понесла убытки;
- А также оплатить труд адвоката.
Мы готовим отзыв на исковое от ТА и дописываем некоторые разъяснения к нашему исковому. Суд будет в четверг.
Продолжение истории после суда (второе заседание)
В четверг суд перенесли на предпоследнюю пятницу июня, т.е. с первого заседания пройдет 2 месяца =) Перенос заседания состоялся по заочному ходатайству ТО. На заседании мы внесли лишь небольшое дополнение к нашему исковому. В нем приводился расчет дат отправки наших паспортов (с учетом требований ТО, посольства, визового центра, выходных и праздников) и сравнивался с реальным положением дел. В результате выясняется, что у ТО было достаточно времени отправить наши документы вовремя, но они задержали их на 1 день.
Также мы подготовили отзыв на исковое от ТА но не передали его суду (т.к. его перенесли). Не торопитесь с этим, вашим ответчикам лишнее время на реакцию будет подарком. Излагаю основные моменты:
- По оплате труда менеджера - Согласно ч.2 ст 15 ГКРФ оплата труда штатного специалиста (коим является менеджер который работал с нами, исходя из договора предоставленного ТА) не может считаться убытком для организации. Следовательно убытков понесено не было. В договоре с нами, ТА указал следующее - “Турагент в случае необходимости будет предпринимать в отношении Туроператора все возможные действия фактического характера, направленные на защиту интересов Заказчика и/или Туристов”, следовательно менеджер работал в рамках договора. Также фактически сторонами не оговаривался платный характер услуги. Еще один момент - предоставленный акт не имеет законной силы, т.к. акт составляется к срочным трудовым договорам, а менеджер работает по бессровному договору (копию приложил ТА в своем исковом).
- По деловой репутации - ч. 11 ст. 152 ГК РФ - говорит нам, что ущерб деловой репутации имеет место быть только в том случае, если распространитель сведений не докажет, что эти сведения соответствую действительности. Пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ установлено, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Под распространением сведений следует понимать любой способ опубликования информации. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах … и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок. В пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ поясняется, что истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В общем думаю понятно, что требование ТА о возмещение вреда деловой репутации - безосновательно.
- Про оплату труда адвоката - в соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Далее слова о том что перечень услуг (исходя из копии договора приложенного к исковому ТА) раздут, согласно статистическим данным по аналогичным по сложности разбирательствам, стоимость услуг указанных в договоре гораздо меньше. А также не понятно, договор между ТА и адвокатом ТА заключен для ведения нашего дела или какого-то другого, т.к. отличительных сведений не несет (номер дела, фио, какие-либо другие сведения).
ПРОСИМ СУД: отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ближе к дате июньского заседания отзыв был отправлен в суд. И в день суда мы уже делали ставки, будет решение или нет.
А еще у нас появились документы от страховой компании, в который черном по белому указана сумма комиссии которую нам должен был вернуть ТА. Напомню - вернул меньше. Пока ход документам не даем.
Продолжение истории после суда (третье заседание)
ТО снова не явился. Я в тот день выиграл у всех кучку денег =) Суд вынес решение. Длилось все около 3 часов, из которых 30мин. мы томились в коридоре в ожидании приглашения пройти в зал заседания, 1ч. длились прения и еще 1,5ч. суд готовил решение.
Итак решение:
- В пользу ТА взыскать с каждого из нас определенную сумму рублей в качестве оплаты труда адвоката (тут надо пояснить что это правомерно, т.к. фактически мы привлекли ТА к суду не обоснованно (ст. 9 закона №132-ФЗ) и потому оплачиваем их адвоката. НО по решению суда стоимость их адвоката снизилась для нас более чем в два раза и стала несущественной);
- Остальные требования ТА оставить без удовлетворения;
- Удовлетворить наши требования в 100% объеме в отношении ТО.
История продолжается, далее я расскажу о том были ли апелляции и каким образом происходило взыскание средств в нашу пользу.
История выкладывается с задержкой. В интересах следствия...