Тераи:
Сначала было первое пересечение границы с Индией по земле. Сразу бросились в глаза немноголюдность, даже в Тераях (равнинная граница с Индией) и моломусрность, но больше всего поразили женщины, держащие придорожные кафешки - что-то совершенно невозможное в среднестатистической Индии.
В какой-то из следующих приездов собственными глазами видела в Пашупатинатхе, как еле стоящая от горя на ногах женщина, которую поддерживал, наверное, муж, поджигала мертвое тело. В Индии, насколько я слышала, опять же такое не практикуется, только мужчины, обычно, сыновья.
По сравнению с Индией, иностранцу в Непале жить намного проще, женщине - особенно.
При этом, положение многих непальских женщин тяжелое. Часто - муж бросил с детьми и никак не помогает. Хотя, вроде бы, по закону обязан платить алименты.
Еще есть у меня знакомая, которую муж выгнал, оставив себе двух сыновей, и она их даже не видит.
У индуистов, когда жена долго не рожает сына, принято брать вторую. Иногда и с сыновьями женятся опять и живут вместе. Слышала, что недавно приняли новый закон, по которому, чтобы жениться второй раз, надо сначала развестись, и если первая жена не хочет развода, то и на второй не женишься. А когда женщина просит развод - дают сразу. Но в непальской деревне, в глухомани, или в двух шагах от столицы, живут не по законам, а по традициям.
Я не читала свод законов Непала, и если пишу про них, то это мне кто-то что-то сказал, в действительности там может быть все не так.
Отношения "муж-жена" у неиндуистов часто другие. Знакомые из народности Раи рассказывали о гораздо более бережном и уважительном обращении с женами. После рождения ребенка тяжелую работу по дому делает муж, дите на руках/спине таскает он же. Это не значит, что жена на кровати кверху пузом лежит и в потолок плюет - дел много. Обычая жить с двумя нет. Если жена хочет развестись, чтобы выйти за другого, тот должен заплатить мужу отступные, много денег.
От шерпов слышала, что у них часто принято чтобы жена была немного старше мужа, она управляет домом, и это потому, что "мужчины в вопросах семьи неблагонадежны".
Тут, кстати, нелирическое отступление, сугубо субъективное. Сложилось впечатление, что не в зависимости от касты-рассы-религии-культуры деньги считает и
копит жена, что часто выливается в нешуточную расчетливость или в патологическую жадность женского пола, по сравнению с мужским.
Замужние женщины-индуистки регулярно постятся и проводят пуджи в храмах Шивы ради здоровья и благополучия мужа, для этого есть специальный день - понедельник. У мужчин такой традиции нет. Посты и пуджи за здоровье сына проводятся по вторникам. Есть ли день для дочери, не знаю, не слышала про такое.
В понедельник постятся некоторые индуистки, в понедельники месяца Шивы (середина июля - середина августа) почти все, а в день праздника Шива Ратри - все, за исключением тех, кто бессознательно или осознанно мечтает мужа убить. В самый важный храм Шивы в долине, Пашупатинатх, в очереди стоят по 4-5-6 часов, обычно под палящим солнцем, не присаживаясь ни на минуту. Потом вегетарианская еда и, как всегда, танцы.
В тот же праздник, пока женщины стоят в очереди и молятся, дети долины Катманду забавляются по-своему: перекрывают дорогу натянутой веревкой и собственными телами, за проезд им надо дать пару рупий, а они протянут поднос с картинкой Шивы и красной пудрой, чтобы поставить тику.
В этом году пару часов наблюдала за опасным обычаем-развлечением перед нашим домом. Один грузовик не стал останавливаться или притормаживать, летел на детей, и они разбежались, а я сильно занервничала. С ужасом подумала, что могу стать свидетелем детоубийства, но к счастью, минут через 10 после злобного грузовика дети завизжали: "полиция" и исчезли из виду. Действительно, подъехал мотоцикл с двумя полицейскими. У одного в руке был большой моток всевозможных веревок, он отвязал еще одну от нашего столба, и они отправились дальше по дороге разгонять детвору. Похоже, эта веселая традиционная детская игра теперь запрещена, что хорошо, потому что, говорят, каждый год несколько несчастных случаев, и среди пострадавших не только дети, но и водители.
Зато у женщин есть "их собственный" праздник - Тидж, когда постятся один день, зато едят и танцуют несколько. Слово "зато" с точки зрения непальской леди, конечно, неуместно: если в Шива Ратри стоять в очереди в Пашупатинатх по жаре не нужно, то индуистки в основном веселятся и наслаждаются не только прасадом и танцами, но и общением, которого, имхо, и в повседневной жизни у них в избытке.