- Can I help you, madam?
У девушек в Шри-Ланке почти всегда удивительные, высокие и мелодичные голоса, будто тонкий звон колокольчиков. А уж форма стаффа у шри-ланкийский авиалиний просто очаровательная: яркие сари цвета морской воды с павлиньими "глазками".
- Да, спасибо. Есть места на ближайший рейс в Бангкок?
- Да, один вылетает как раз сегодня ночью, через 7 часов. Пойдет?
- Замечательно! Два взрослых и младенец.
- Ок.
Вот так просто мы сбежали из Шри-Ланки на три дня раньше срока. На самом деле, отнюдь не потому что нам там критически не понравилось: напротив, Шри-Ланка очаровательна, самобытна и интересна. На одно-то путешествие – уж точно. Но мы умудрились все втроем банально заболеть. Как выяснилось уже в Паттайе – подхватили вирусный бронхит. Крайне неприятная штука, даже для меня, специалиста по разнообразному кашлю. В общем, грусть. Вот как оно было...
Несмотря на предновогодний сюрприз от ЭйрЭйши, которая 28 декабря прислала нам уведомления, что сервис по маршруту Бангкок-Коломбо приостановлен аж 11 октября (действительно, зачем об этом уведомлять клиента заранее?), мы все же отправились в Шри-Ланку, разбив свой прямой перелет на Бангкок-Куала и Куала-Коломбо. Глупая логистика; 2,5 часа до Куалы и 3,5 – до Коломбо, но что делать. В Дон Мыанге молодой человек на регистрации закрыл глаза на то, что наш рюкзак вместо оплаченных 15 кг весит 20, зато на стойке регистрации в Куале нас ждал неприятный сюрприз: он заключался отнюдь не в том, что надо доплачивать, а в том, сколько. За 4 часа до отправления халявные он-лайн тарифы блокируются, и теперь стоимость 1 неоплаченного килограмма равняется 50 рингитам (!!!). Т.е. наши 5 кг тянули на 250 рингитов, что есть около 2500 батов на минуточку (за 15 кг я заплатила 370 батов). Впрочем, можно купить сразу 15 кг оптом на другого пассажира по цене 105 рингитов. Итого гудбай, 1000 батов. Печалька, конечно. Но зато, несмотря на мое гениальное планирование, мы все же попали на самолет, это радость.
На самом деле, все путешествие началось через пятую точку. Я по-умному купила билеты на KLIA Express из аэропорта Куалы. Еще на подлете аэропорт сверху показался мне каким-то маленьким, и я подумала: надо же, как меняется восприятие. В первый свой приезд в Малайзию он произвел на меня грандиозное впечатление. Впрочем, даже несколько сельский вид внутри аэропорта меня уже не удивил, и я озаботилась вопросом WTF? только после того, как не сумела отыскать указатель на этот самый аэропортовый экспресс. Неудивительно, раз прибыли мы не в KLIA, а в LCCT. Добираться до города из этого аэропорта дольше (около часа), зато дешевле (на автобусах или KLIA-Transit). Билеты на поезд можно также приобрести на сайте ЖД. Между терминалами, конечно, курсирует шаттл, но все равно обидно. В пути 20 минут, стоимость 2,5 рингита, частота курсирования ориентировочно каждые 30 минут. По моей гениальной задумке из города до аэропорта мы должны были добраться за час (28 минут – экспресс плюс 20 минут – шаттл). Время ожидания экспресса и шаттла, перехода на автостанцию и путь до экспресса я вообще почему-то не учла. В итоге от КЛ Сентрал добирались мы 2 часа и практически чудом успели на самолет. Но все же успели! 3,5 часа – и, здравствуй, Шри-Ланка!
Представители таксомафии во всех аэропортах мира одинаковы. Наверное, они проходят какой-то единый глобальный отбор. Сразу вспоминается задушевное шереметьевское "Мадам, такси недорого" с эдакой интимностью в голосе, что вот чисто для вас недорого, а для остальных по обычной цене. В общем, добраться до Коломбо из аэропорта предлагали за 2500 рупий; тукеры готовы везти за 1500. Ланка встретила нас дождем, поэтому от трехколесной кибитки как-то сразу отказались. Девушки за столом информации в самом аэропорту ничего полезного, кроме как Go outside, на вопрос "Как добраться до автостанции, откуда идут автобусы в Ратнапуру" не выдали. Кафе на втором этаже на выходе радовало темнотой и ассортиментом унылых булочек в витрине. Туалеты подозрительно напоминали родные заведения в московских аэропортах до недавнего времени: сломанные ручки, разлитая на полу вода, отсутствие бумаги. Зато в зоне дьюти-фри по прилету наблюдалось огромное количество магазинов бытовой техники. А что? Прилетел в Шри-Ланку, заодно прикупил холодильник.
Мы для проформы поболтали с разными представителями солидных таксоконтор в аэропорту и с поюзаными микриками на улице, чтобы убедиться в существовании явного сговора) что и требовалось доказать. Самое правильное в таких местах – поймать не аэропортовое такси. У бордюра остановилась аккуратненькая новенькая машинка с надписью НаноТакси, и, несмотря на атаку прочих представителей баранки, обвесивших окна несчастного (и в итоге забравшего у него 300 рупий за "увод"; клиента), забрались внутрь. По-крайней мере, здесь внутри чисто и аккуратно.
До Коломбо от аэропорта в районе 35 км – по версии местных. До Ратнапуры – 130. Наша изначальная идея с логистикой автобусом получалась не очень разумной (доехать до автостанции в центре, чтобы потом проделать путь обратно, но уже на автобусе), особенно принимая во внимание пробки в городе. В принципе, полагаю, что в автобус можно подсесть уже по пути (а, может, и нет, ибо я вычитала, что в Ратнапуру ходит luxury coach), если знать, на каком пути. Мы не знали, поэтому выехали из аэропорта и устроили небольшое совещание, после чего решили отправиться сразу в Ратнапуру. Водитель совсем не возражал, и мы сторговались на 5500 рупиях (аэропортовый вариант – 8500). Да, это совсем не в нашем стиле, но после 3 часов петляния по специфическим дорогам Ланки, я была просто счастлива такому решению.
Что из себя представляет ланкийская магистраль? Обычная асфальтовая дорога с одной полосой в каждую сторону. Дорога практически не выходит из населенных пунктов: один плавно перетекает в другой, поэтому вся она живет хаосом снующих туков, больших грузовиков, байков и легковушек. Как и в Индии, основной девайс местного транспортного средства – клаксон. Ощущения, когда ты несешься лоб в лоб встречному транспорту, когда кто-то из вас обгоняет по встречке, хоть и не новы, но всегда остры. Оба водителя отчаянно жмут на клаксоны, и побеждает тот, у кого крепче нервы. Как они умудряются все-таки разъезжаться – для меня вечная загадка. По пути в Ратнапуру через Ависсавелу нам встретилась только одна авария, да и та, к счастью, совсем не страшная: кто-то кому-то въехал в зад с незначительными повреждениями. Стоит, впрочем, отдать должное нашему водителю, что он был довольно благоразумным и совсем не Шумахером. Впрочем, тут особо и не пошумахеришь, и средняя скорость потока на таком продолжительном отрезке отчаянно стремится к 30-40 км/ч. Ну что ж, тише едешь – дальше будешь, как известно!
Полезное по аэропортам Куалы:
- Экспресс из главного терминала: 28 минут, стоимость 70 рингитов, билет можно приобрести на сайте.
- Шаттл между KLIA и LCCT – зеленый автобус рядом с залом вылетов, 2,5 рингита, оплата в автобусе, в пути 17-20 минут.
- Автобусы до КЛ Сентрал Стейшен из LCCT – 8-10 рингит в одну стороу, в обе – 14-16. KL Transit, поезд, 12,5 рингита в одну сторону. До поезда идет шаттл. Общее время в пути на поезде вместе с шаттлом около часас, а на автобусах – в зависимости от траффика в городе.
Полезное по Шри-Ланке:
- Визы можно заказать он-лайн по цене 20 долларов; в самом аэропорту по прилету она стоит 25. Официальный сайт миграционной службы Шри-Ланки. Подтверждение лично мне пришло через 2 минуты. Распечатки с подтверждением спрашивали на чек-ине в Куала-Лумпуре.
- Такси из аэропорта в Коломбо-сити: 2500 микроавтобус, 1500 – тук; расстояние около 35 км, в зависимости от трафика продолжительность поездки от часа до двух.
- Банкомат расположен после прохождения таможни. Не забывайте, что для Сбербанка Шри-Ланка находится в списке стран повышенного риска мошенничества, поэтому, если вы предварительно не открыли в банке для себя эту страну, карта будет блокирована, т.е. денег вы не получите. Мы открывали себе Шри-Ланку, но операторы Сбера в очередной раз подтвердили нашу стойкую уверенность в их идиотизме: карта не работала. Открыть Ланку получилось только с третьего раза. И то неплохо!