Второе благо от съемки на пленку - удовольствие от процесса. У всех нас есть любимые ритуалы, без которых наш быт станет серым и печальным. Съемка на фотопленку - мощнейший ритуал, который крепко привязывает к себе, дарует огромное удовольствие от всех стадий процесса (порой, впрочем и разочарование). Пленку нужно вставить, перемотать, проэкспонировать...потом, когда закончатся кадры - смотать обратно и как заветный ларец с воспоминаниями - донести до того места, где из него смогут их извлечь. Здесь получается целый набор эмоций. Первая - замороченный процесс и ощущение его повышенной значимости. Вторая - неизвестность и ожидание чудесного света на кадре. Третья - проявка и постпроцессы (оцифровка, обработка), связанные с тревожными переживаниями и последующими привычными манипуляциями. Наконец это и возможность перенестись во времени в ХХ век, когда просто не существовало других вариантов фотографии, и почувствовать себя фотографом из прошлого. Получается, что съемка на пленку это - особый увлекательный вид хобби.
Третье благо - это качество. Несмотря на техническую высоту цифровой фотографии, съемка на пленку по прежнему дает отличные результаты, и существует как отдельное направление в фотоискусстве. Можно сказать и о том, что у пленки есть "душа", и приплести сюда тему рождения кадра путем естественного экспонирования эмульсии светом. Но это будет во многом притянуто за уши, т.к. производство пленки - высокотехнологичный процесс, где применяются современные технологии. Поэтому говорить о чистоте кадра здесь ну никак нельзя, современная фотопленка создана современным миром, это не Божий промысел. Но по части качества и художественных особенностей, количества "воздуха" в кадре, пленочная фотография на высоте, и это третий плюс.
Можно еще добавить, что пленка учит фотографии лучше чем цифра, но это не совсем верно, все зависит от прилежности ученика. Можно купить электронную пленочную камеру и без знания дела нажимать кнопку в режиме приоритета, и на этом все обучение ограничится.
Таким образом могу подытожить, что пленочная фотография сегодня - это фетиш, при должном умении позволяющий получить конкурентоспособные по отношению к цифровой фотографии, и даже превосходящие по качеству результаты.
Пленка - это и легкий путь ухода от фастфуда в сторону более обдуманной и содержательной фотографии.
Теперь поговорю предметно на тему фотосъемки в путешествии. На что снимать фотопленку, как ее выбирать, и что делать после съемки.
Прежде всего вам нужно выбрать пленочную фотокамеру. Пленочная техника - это очень большой рынок, на котором до сих пор производится новое оборудование. В большинстве же, выбор первой камеры для пленки - это путь на интернет-аукционы, объявления о частных продажах из рук в руки, и в комиссионные магазины. Лучше всего покупать камеру из надежных рук, чтобы можно было проверить ее работоспособность. Комиссионные магазины удобны, но выбор в них меньший, а цены завышены. Купить можно либо электронную камеру (с возможностью установки автофокусировочных объективов, автоматической перемоткой пленки, режимами приоритета, довольно точным экспонометром), либо механическую под мануальную оптику, с ручным управлением и менее точным экспонометром. Конечно, с автоматической камерой намного проще жить, тем-более цены не сильно отличаются в среднем сегменте. В качестве основной рабочей камеры зеркальные фотоаппараты предпочтительнее дальномерных камер. У меня например камеры - автоматическая Nikon F80 (2005 года), а мануальная - Praktica MTL5 (1987 года).
Выбрав камеру, вам нужно купить к ней 1-2 объектива (для общих целей - 50мм, и для пейзажей - 24 или 28мм), а если средства позволяют, то будет не лишним и внешний экспонометр. Например Kenko-2100, чтобы точно мерить свет. Это особенно актуально для механических камер, и при использовании широкоугольной оптики, при сложном свете, и в ночное время. Вообщем вещь нужная так или иначе в любом случае.
Теперь о пленке.
Пленка выпускается как цветная, так и черно-белая, при этом для разных процессов проявки. Линейки современных пленок достаточно скудные, и делятся на любительские и профессиональные. Для того, чтобы получить качественный результат сырье должно быть соответствующего уровня. Поэтому выбирать для съемки в путешествии нужно профессиональную фотопленку, обладающую хорошей цветопередачей, разрешающей способностью, широким динамическим диапозоном, и высокими архивными качествами.
Основа фотографии в путешествии - это цвет. Мир яркий. Поэтому за исключением неких авторских решений, фотосъемки графических пейзажей, и съемки при плохом свете, выбор однозначен - цветная фотопленка.
Цветная пленка делится на негативную, проявляемую по распространенному процессу С-41, и позитивную, проявляемую по редкому процессу Е-6.
Позитивная пленка (слайд) выглядит как диафильм, и она предпочтительнее, т.к. обладает большей плотностью и глубиной цвета. Слайд реалистичней и насыщеннее передает краски, что столь важно в фотосъемке в путешествии. Но съемка на подобную пленку имеет и ряд дополнительных сложностей, это - ее дороговизна, малое число принимающих к проявке лабораторий, повышенные риски брака при проявке, чувствительность пленки к некорректному экспонированию (особенно переэкспонированию).
Цветная негативная пленка куда более терпима к огрехам фотографа, ее легче и дешевле проявить. Оборотная сторона - плоские цвета, худшая цветопередача.
Лучший выбор пленки для путешествий - это слайд Fujifilm Velvia 50, и негатив Kodak Ektar. Эти пленки наилучшим образом передают краски природы, они насыщенные и мелкозернистые.
После того, как вы купили камеру, оптику, и фотопленки - можно приступать к работе.
Добавлю некоторые нюансы по части эксплуатации фототехники и пленки на природе:
1. Камеры боятся воды, особенно морской. Но даже обильный конденсат может вывести электронную камеру из строя. Берегите свои фотоаппараты, перевозите их по воде в герметичных мешках, с аккуратностью снимайте в условиях высокой влажности. В этом плане механические камеры надежнее.
2. От резких перепадов температур, и от сырости, оптика запотевает. Не всегда получается быстро и легко вернуть работоспособность покрытому влагой объективу. Следите за тем, чтобы минимизировать перепады температур для камеры, особенно это сказывается при резком переносе из холода в тепло. Ночью, если вы спите в палатке, позаботьтесь о безопасном хранении камеры в сухом месте. При необходимости - положите ее (или хотя бы объектив) в спальник, чтобы с утра иметь рабочий фотоаппарат.
3. Бережно храните отснятые ролики фотопленки в сухом месте. Сложите их в непромокаемый мешок, и не оказывайте на него сильного давления (не кладите на дно рюкзака). Если вы снимаете на среднеформатные пленки - обязательно плотно обтягивайте отснятые ролики резинкой, во избежание их разматывания и засветки из-за влажности.
4. Своевременно проверяйте техническое состояние камеры, корректность настроек и целостность корпуса. Бывает всякое, сучья деревьев спокойно задевают реле и сбивают настройку, а порою камера и вовсе может упасть и разбиться о камень, если порвется крепление ремня.
При съемке со штатива следите за устойчивостью триноги. При сильном ветре, порывы могут повалить штатив вместе с камерой и разбить ее.
5. Когда вы сдаете фотопленку в проявку, помните, что всегда есть риски. Проявляют пленки люди, используя машины. Может вырубиться электричество и проявщик будет вертеть бочок с пленкой в химии вручную, стараясь поддерживать падающую температуру. Проявщик может совершить ошибку и засветить пленку по неосторожности, или по пьяни. В машину может быть залита старая химия, или вовсе химия для другого процесса, а результате вы получите искаженные цвета, или вовсе пустую пленку. Контролем за качеством проявки является перфорационная надпечатка. Если ее цвет изменен, буквы нечеткие, или ее вообще нет - это не ваша вина, а недоброкачественная проявка лабораторией. Если с перфорацией все ок, но кадры выглядят неважно - скорее всего причина с вашей стороны. Но все индивидуально. Посоветовать конкретную фотолабораторию, где ваши пленки были бы в полной безопасности, я увы не могу. За долгие годы, что я снимаю на пленку косяки были во всех лабораториях. Единственная лаборатория в Санкт-Петербурге, к которой у меня никогда не было претензий - ФотоПроект, к сожалению, она проработала в городе только пару лет, и закрыла филиал, сегодня ее услугами могут воспользоваться только москвичи.
6. Сканирование фотопленки - важный процесс. Помните, что со временем пленка теряет свои качества. Изображение становится менее резким, появляется вуаль, падает разрешение. Поэтому важно сразу произвести качественную оцифровку, чтобы сохранить результат. Пленку можно отсканировать прогонно на лабораторных машинах Noritsu, а отдельные кадры (которые вас интересуют) оцифровать на сканерах типа Nikon Coolscan.
7. Грамотное архивное хранение пленки может значимо продлить ей жизнь. Ни в коем случае не храните пленку скрученной в баночки. После проявки и сканирования - аккуратно нарежьте ее на отдельные полоски по 6 кадров (для узкой пленки) и упакуйте в сливеры из кальки (которые можно купить упаковками по 100 штук, или по отдельности).
8. Храните пленку в защищенном от солнца, влаги и пыли месте, удобнее всего - в специальных папках-скоросшивателях для сливерных листов.
9.Систематизируйте свои архивы файлов сканированных пленок и создайте их копию, во избежании потери драгоценной информации из-за порчи жесткого диска, или утраты флеш-карт. Существуют облачные хранения, фото-хостинги, и масса других возможностей обеспечить сохранность данных.
Съемка на фотопленку - это целый мир. Как и во всех сферах жизни, во всех хобби, если вы чем-то серьезно увлечены, то безусловно знаете намного больше, нежели я изложил в этой вводной статье. Материал ориентирован на широкую публику, и не претендует на специальное пособие для опытных фотографов.
Существует множество направлений классической фотографии - съемка на средний и большой форматы, моментальная фотография, нетрадиционные техники, дагеротипия, и многое-многое еще. Например моментальная фотография на старинные полароидные камеры.
Конечно, помимо оцифровки результата, конечным итогом с фотопленки следует считать отпечаток. Съемка на фотопленку (прежде всего черно-белую) дает широкие возможности для творчества и создания авторских принтов.