(по материалам автора)
Последствием немецко-французских войн конца XIX века явилось образование кайзеровской Германии. До этого единого немецкого государства не было. Вместо него свое право на существование оспаривали без малого четыре десятка графств и еще более мелких баронств. В новоиспеченной империи национальной валютой стала «золотая марка», до 1909-го года находившаяся в обращении в виде полновесной золотой монеты. В это же время на территории Германии к платежу принимались и бумажные деньги. Однако роль последних была скорее вспомогательной. Так как закона, обязывающего принимать их в качестве платежных средств, на тот момент еще не существовало. Такое узаконивание государственных банкнот произошло только в 1909 году. Несмотря на это, право печатать бумажные деньги по-прежнему оставалось и за земельными банками.
С Первой мировой войной в Германию пришла инфляция. А потом и гиперинфляция. Исчезла из обращения «золотая марка». Ей на смену пришли сначала медные, а затем и железные монеты. Но вскоре кружки металла и вовсе уступили место бумажным ассигнациям. В это тяжелейшее для имперской Германии время деньги печатали, кроме Рейхсбанка, еще 5800 эмитентов. Среди них - городские администрации, всевозможные общины, крупные и даже мелкие кампании. Эти, в большинстве своем мелкоформатные боны, получили название денег чрейзвычайной ситуации (тяжелого времени) - Notgeld.
В северной части Германии располагается обширная горная область Харц (земля Заксен Анхальт). Несмотря на влажность и быстро меняющуюся погоду, этот поросший лесом край уже с середины XIX века относился к одним из лучших курортов Европы. Всемирно известной достопримечательностью Харца считается гора Брокен (поэтическое - Блоксберг). Возвышаясь на 1142 метра, она является самой высокой точкой северной и центральной части Германии.
В 20-х годах XIX века хозяином расположенного на вершине горы трактира (теперь гостиничный комплекс) был некто Рудольф Шаде. Пытаясь привлечь на гору как можно больше туристов и одновременно поправить свое финансовое положение в тяжелейшее для Германии время, он заказал в типографии фирмы Апельхауз (г. Брауншвейг) серию банкнот из четырех номиналов (Рис. 1-4). Эта своеобразная валюта имела хождение и принималась к оплате только на горе Брокен. Специальный штемпель на бонах и подпись самого господина Шаде гарантировали их законное действие с 1 июля 1921 по 15 мая 1922 года. Автором сюжетов являлся популярный тогда художник Франц Ютнер. А изображена была на тех банкнотах... нечисть: ведьмы, черти и даже их корпоративная вечеринка - шабаш. Прекрасно зная любовь немецкого народа к своей истории и культуре, художник взял за основу сюжета и знаменитую поэму Гете.
К примеру, на боне в 10 пфеннингов - взбирающиеся на гору Мефистофель и Фауст. Плащ Мефистофеля красного цвета. Фауст - в черном платье магистра. На обратной стороне - спешащие на шабаш ведьмы. На лицевой стороне 50-и пфеннингов показана Вальпургиевая ночь. А руководит торжеством Сатана (Уриан).
Вольфганг Гете сам не раз поднимался на Брокен. Под впечатлением этих восхождений он и создал свое бессмертное произведение. От овеянных легендами и сказаниями гор Харца был в восторге и Ганс Христиан Андерсен. Он говорил: «Эти места, благодаря своим сагам, становятся для меня вдвое прекрасней».
Брокенская серия быстро завоевала сердца коллекционеров банкнот. И вот уже Рудольф Шаде заказывает следующую. На этот раз предприимчивый «хозяин горы» обратился к художнику Адольфу Реттенбушу. Последний считался лучшим знатоком и рисовальщиком Брокена. Чему свидетельствуют многочисленные открытки и репродукции тех времен, сделанные с его картин. К сожалению, эта серия банкнот не попала в обращение. Но, к счастью, осела в собраниях некоторых коллекционеров-счастливчиков. Самой красивой в серии по праву считается бона в 75 пфеннингов.
На ее лицевой стороне - прародительница ведьм Вальпурга. А перед ней – подрастающее поколение - две совсем еще молодые колдуньи. Одна на помеле, другая верхом на белом козле. Оборотная сторона содержит не менее занятный сюжет: дьявол в робе священника помешивает в котле перед собой хмельное зелье. А обступившая его нечисть дегустирует «Брокенское пиво».
Интересны и изображения на 25-и и 50-и пфеннинговых бонах. Здесь взору открываются полные загадочных очертаний окрестности Брокена, какими их увидел художник (Рис. 6-7).
Однако банкноты, заказанные Рудольфом Шаде, не были единственными в своем роде. Еще в декабре 1920 года в городе Вернигероде (Харц) был выпущен в обращение денежный знак в 25 пфеннингов, на котором также видна знаменитая гора и летящие на ее вершину богомерзкие бабы (Рис. 8).
А в июле 1922 года брауншвейгская автомобильная кампания ввела в обиход серию из трех купюр: 25, 75 пфеннингов и 1,60 марки. Достаточно лишь взглянуть на своеобразный стиль их ярких рисунков, чтобы сразу догадаться, кто художник. Этот заказ, также как эскизы к первой брокенской серии, был выполнен Францем Ютнером. Кстати, тут появляются и новые персонажи. На лицевой стороне 25 пфеннингов из-за леса выглядывает неказистая фигура великана (Рис. 9). А на обороте, над набившимися в омнибус людьми, потешаются гномы. Ведьмы, держащие путь на шабаш, встречаются и на боне с несколько непривычным номиналом в 1,60 марки. Притом средства передвижения у них самые неожиданные. Здесь и черный козел, и даже свинья. А на лицевой стороне банкноты - в ожидании своей веселой братии ухмыляющийся Сатана.
25 июня 1896 года в Берлине со стартовым капиталом в 5,5 миллионов марок была основана Нордхаузен -Вернигеродская железнодорожная кампания. А уже меньше чем через два года по новой ветке брокенской железной дороги поползли первые локомотивы. 1 марта 1921 года кампания выпустила серию из трех бон, которые обязаны были приниматься на протяжении всей железнодорожной ветки, связывающей города Нордхаузен и Вернигероде. И в первую очередь, на всех ее станциях. Схема этого пути запечатлена на самой крупной боне серии в 75 пфеннингов. А купюра в 50 пфеннингов (лицевая сторона) украсилась очередной эскадрильей летящих ведьм. На переднем плане оборотной стороны странные силуэты из причудливо переплетенных ветвей. На заднем - вид на Брокен и спускающийся в долину паровоз.
Кому-то может показаться странным тяга харцевских немцев к таким непривычным для мира денег мотивам. А все дело в традициях. В Германии едва ли найдется второе такое место, где бы ходило столько легенд и преданий так или иначе связанных с нечистой силой. До сих пор в ночь с 30 апреля на 1 мая на горе Брокен празднуют Вальпургиевую ночь. Событие это настолько популярное, что желающие в нем поучаствовать съезжаются буквально со всего мира. А отели и гостиницы расположенных вокруг горы населенных пунктов зарезервированы на время праздника на годы вперед. Толпы ряженных устраивают шествие к так называемому месту ведьминых танцев (Hexentanzplatz). Где под дикий шум и грохот сжигают соломенных кукол.
Корни суеверий о слетающихся к Блоксбергу ведьмах теряются в веках. Еще у древних язычников, населявших поросшие густыми лесами горы северной и центральной Германии, почиталась богиня весны Вальпурга. Из глубины веков пришло и поверье, что в эту особую ночь ведьмы устраивают на горе свои танцы. Но не только ради удовольствия. Они вытанцовывают снег, ускоряя тем самым приход весны.
В 1921 году в городке Тале, расположенном неподалеку от Брокена, вышла, пожалуй, самая замечательная серия бон, посвященная этой теме. На банкноте в 5 пфеннингов имеется изображение главного бога языческого пантеона древних германцев Водана (он же - Один у скандинавов). А при нем два ворона. Его верные слуги Хугин и Мунин (Рис. 12.)
Пляшущие ведьмы украшают лицевую сторону боны в 25 пфеннингов. На заднем фоне - здание гостиницы Hexentanzplatz (Рис. 13). На лицевой стороне 50 пфеннингов запечатлены сразу два персонажа из харцевских суеверий. Это скачущая на метле старая колдунья и леший. При том у лешака одна нога человеческая. Здесь же снова встречается и портрет Водана (Рис. 14).
В Харце существует такое поверье. Если хочешь увидеть летящую на шабаш ведьму, нужно забраться под лежащий на ее пути плуг. Но сидеть необходимо тихо-тихо. Иначе зыркающая по сторонам служительница сатаны обязательно тебя заметит. А уж тогда пеняй на себя! Унесет с собой на шабаш, где над тобой до рассвета черти потешаться будут. Именно такая богомерзская баба, возможно выискивающая очередную жертву и изображена на выпуске Лейхтенбурга. Все три боны (без даты) в 10, 25, и 50 пфеннингов имеют на лицевой стороне один и тот же рисунок. Лишь цвет основного фона вариирует от желтого через зеленый к красному (Рис. 15).
К северу от Брокена, практически у подножия горы, расположился живописный городок Ильзенбург. На его бумажных денежных знаках, датированных 1 июня 1921 года, появляются другие персонажи местного фольклора. Это гномы и великаны. На двух 10-и пфеннинговых бонах серии (отличаются лишь интенсивностью цветов) – Гюбих, король горных коротышек. Его нетрудно узнать по волшебному жезлу (Рис. 16). А вот купюру в 50 пфеннингов украшают великаны. Вместо дубины они держат в руках вырваную с корнями ель (Рис. 17). Одно из немецких названий этих сказочных великанов произносится как хюн. Еще в середине ХХ века находилось немало людей, которые счтитали встречающиеся там и тут нагромождения монолитов (гигантских валунов) их могилами. Впрочем дольмены (неолитические каменые строения) у немцев так и называются - могилы хюнов (Нünengräber).
Очень интересным изображением может похвастать бона в 25 пфеннингов. Здесь и прыгающий перед кипящим котлом чертенок, и вылетающая из печной трубы молодая ведьма, и заглядывающая в совиное гнездо колдунья. А под центральным изображением все те же строки из «Фауста» (Рис. 18).
Глядя на эти ни на что не похожие денежные знаки, поражаешься воображению не только тех талантливых художников, кто приложил к их эскизам свою руку. Но и в большой степени той необузданной народной фантазии, породившей удивительные образы. И вовсе не важно, сыграли ли свою роль в возникновении этих банкнот скрытые в каждом человеке первобытные страхи перед лицом дикой природы. Главное, что благодаря немецким бонам «чрезвычайной ситуации», мы имеем прекрасную возможность насладиться красотой и изяществом крайне редких для бумажных денег сюжетов. А кроме того, еще и окунуться в таинственный мир харцевских легенд и сказок.