Стоит ли верить в предчувствия? Каждый решает сам. Но, когда по дороге к месту старта один из нас целый час рассказывал, как Фритьоф Нансен дрейфовал на своем «Фраме» по Ледовитому океану, затертый льдами, никто не проассоциировал эти рассказы с предстоящим мероприятием. А зря…
На Колласйоки на Майские праздники мы планировали идти год назад. После дебютного сплава по Тохме и Китену ( Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки ), увенчавшегося полным успехом, целый год выбирали, куда бы залезть, чтобы было незаезжено, красиво и с разумной сложностью. Интернет навалил кучу информации, из которой стала вырисовываться речка Колласйоки, имеющая мощный каньон в среднем течении и, одновременно, притягивающая море приключений на жопу тех, кто рискнул на нее пойти. Но не задалось. По разным причинам поход сорвался.
Уже в январе 2012 года тема была поднята вновь, Колласйоки была дополнена второй рекой, Тулемайоки, в которую она впадает. Собралась команда в составе трех экипажей: двойки «Тритон» в составе двух братьев из Петрозаводска, Романа и Сергея; двойки «Белрафт» в составе меня и Андрюхи(см. Отчет по Тохме) и четверки «Рафтмастер», на которой сплавлялись Юра из Петрозаводска, красносельский Майор (тоже Сергей, но со мной это был уже третий, так что обращались по званию) и двое питерцев, единственная среди нас девушка Карина и знакомый нам по Тохме врач Павел (слава богу, его профессиональные услуги нам не понадобились). И, наконец, мероприятие состоялось. Да и приключения на жопу не заставили себя ждать!
Отчет написан мной, фотографии – участников сплава, я только немного в Фотошопе подрихтовал ББ, выровнял горизонты и скорректировал размеры под Интернет.
Забрасывались на речку мы от Петрозаводска на микроавтобусе по А-131.
Далее на картах синим пунктиром показаны подъезды, красным – маршрут сплава.
У моста, от которого мы стартовали, очень много захоронений советских солдат, погибших в боях. Вечная память.
Параллельно с обедом собрали и загрузили катамараны, и приключение началось…
В верховьях Колласйоки представляет собой ручеек, который наполняется только в половодье. Летом тут, похоже, воробью по колено.
Очень скоро ручеек разлился в покрытые водой поля, и стали появляться первые льдины.
Льдин все больше. А вот, наконец, и первый затык! Знали бы мы тогда, сколько их будет! Катамаран с разбегу загоняется на льдину, перетаскивается врукопашную и сталкивается в воду с другой стороны. Только есть маленькое «но». Лед весьма рыхлый, а я, например, по весу уверенно выхожу из центнера, правда, все другие легче. Так что приходится соблюдать осторожность.
Пробиваясь через лед, мы сдергиваем льдины с места, и они медленно плывут вслед за нами по протокам.
Вокруг – страна бобров. По залитым берегам стоят «хатки», по реке плавают обгрызенные бревна с характерными концами.
Это «произведение» выгрызла очень художественная бобровая натура!
Пересекаем «Линию Маннергейма», вдоль которой идет свежая лыжня. Возникает вопрос – мы время года не перепутали?
Под железнодорожный мостик катамараны не прошли по ширине, пришлось тащить верхом. По рельсам катамаран едет плохо! Да и не туда.
А «Тритон» здесь пролез! Застряли по габариту прямо на сливе, кое-как пропихнул катамаран между деревьев, он и поплыл! Запрыгивал на борт «рыбкой», главное было – между гондол не нырнуть!
Затем был хороший навал на мост! Хорошо, что гвоздя не поймали! «Тритон» стартует «нерпой» с моста.
И снова ломаем лед!
По ночам успевает намерзнуть миллиметров по 6 льда на открытой воде. Отчаливая после ночевки вспоминал свою фотографию ледокола на Неве…
Ну вот, не зря рубились! Начало каньона на Колласйоки. Река к этому моменту набрала мощь, вода прет прямо через лес многочисленными протоками.
Первый слив. Имхо, 6 к.с. по нашей воде. Вода не строит каких-то конкретных бочек, под сливом - полный винегрет.
Второй слив. Тоже впечатляет. Первый слив расположен справа, за елками. Поток после первого слива бъет в скалы правого (здесь и далее - орографически) берега, поворачивает влево и выносит на обливной камень у правого берега.
Второй слив крупно. Виден обливной камень. Если бы угрестись от струи влево, вполне можно было бы прыгнуть, но при такой скорости течения это просто не успеешь сделать.
Далее река со скоростью электрички улетает по каньону, поворачивая налево.
За поворотом река снова наваливает на скалы правого берега, но тут времени для маневра хватает.
На скалах левого берега каньона установлен памятник двум ребятам, погибшим при спасении товарищей. Каркас байдарки наводит на мысль, что они влетели в порог случайно, не байдарочное это место.
Тяжкие раздумья. Что делать?
Решение принято. Между первым и вторым сливами стартовать негде, сверху – неразумно, слишком велик риск переворота, со всеми вытекающими. Обносим два верхних слива.
Увязываем вещи, готовимся стартовать.
«Тритон» стартует первым, за ним остальные.
Без повреждений не обошлось, у «Тритона» пробита правая гондола. Остальные целы.
Каньон прошли частично, затем снова вылетели на плес. И получили большой привет от Фритьофа Нансена с его «Фрамом». Сплошной лед от края до края. Хорошо хоть держит. На горизонте – наш «Белрафт». Как ездун он не очень. Прошли по льду метров 700.
Здрассьте, я приехал! Стоять на льду я рисковал только в раме катамарана. Под лед уходишь внезапно и мгновенно!
Ниже каньона на левом берегу есть заброшенные штольни. Крепи сгнили полностью, часть штолен залита водой.
На противоположном берегу – развалины какого то финского завода.
Надо внимательно смотреть под ноги. Всякие лесные гады уже выползли на солнышко. Хотя еще вялые.
Перед Колатсельгой река разливается в широкий плес длиной пару километров, покрытый льдом, причем за последние сутки лед стал совсем рыхлый и перестал держать. Переходим в ледокольный режим. На четверке шесть человек, «Тритон» на привязи, на «Белрафт» списали барышню.
В результате получился максимальный перекос по мощности на бортах, и пришлось придумывать новую технику гребли. Оба весла справа. Но прорвались! Река Колласйоки, в процессе движения превратившаяся в Колос, пройдена. Дальше Туломское озеро и Тулемайоки.
Не тут то было! За Колатсельгой Туломское озеро покрыто льдом еще километров на пять. Капитулируем! Рома быстро находит местного «буханыча», грузим катамараны и перебрасываемся к мосту через Лоймолу аж на 3 километра! В Колатсельге к нам присоединяется девятый участник, Евгений из Петрозаводска на каяке.
Лоймола быстро влилась в Тулемайоки, удалось обойти стоячее Туломское озеро. Под высоким скалистым левым берегом увидели табличку. Здесь тоже воевали, в белофинскую. Помним.
Сплошного льда больше не было, мимо плыли только отдельные льдины. Длинные плесы и попутный ветер спровоцировали попытку поставить парус и какое-то время под ним даже удавалось двигаться.
Уже в конце дня, справа по борту, появилось удивительное жилье, очень напоминавшее постройки знаменитой в прошлом компьютерной игры – квеста «MIST». Между живыми деревьями были сколочены из досок платформы, на которых располагались жилая комната, баня, сарай с дровами и горы самого неимоверного барахла. Над самой водой располагалась столешница с шахматами, на ветке грелась на солнце ящерица – медянка, внутри обнаружились следы пребывания дамы весьма уважительных габаритов… Вспомнилось: «Как применить сломанную магнитолу к элементу женского белья, чтобы пройти на следующий уровень?» Самое удивительное, что баню даже удалось применить по прямому назначению, правда туда пришлось плавать на катамаране с противоположного берега, где был лагерь. На 9 человек эта конструкция была явно не рассчитана.
Впрочем, встречались по берегам и строения более привычного вида.
Преимущества каякинга перед катамаранингом – вылететь на льдину на каяке намного проще, тогда не надо грести против ветра, можно просто ехать верхом…
…Главное вовремя спрыгнуть, и не уйти вместе с льдиной в слив ГЭС, расположенной в низовьях Тулемайоки.
Страшно подумать, но в 2005 году здесь прыгнул экипаж катамарана – четверки, который, хоть и пробив гондолу, умудрился пройти весь слив ГЭС на ровном киле!
У нас нет таких грандиозных планов, поэтому мы обносим ГЭС и встаем на ночевку.
Погода на улице – три градуса жары, зато ясно!
Зловещая луна, впрочем, пугать нас уже нечем.
А развлечь есть чем. Ниже на 2 километра обнаружилась еще одна ГЭС, поболе предыдущей. Обнос.
После ГЭС случился последний порог на реке, с системой неожиданно мощных валов, на одном из которых с катамарана отстрелился участник. Поймался обратно быстро, но насквозь мокрый. Хорошо, что за ближайшим поворотом уже финиш, виден ж/д мост, за которым начинается поселок Салми.
Последнее «купание красного коня» перед разборкой.
Конечно, можно уехать домой и на рейсовом транспорте, но за нами придет микроавтобус.
Это наша команда на финише.
Я вот думаю, может мне свой безымянный катамаран «Фрамом» назвать, во льдах он уже побывал, да и имя удачное. Первый «Фрам» вон как ломало, а до сих пор жив, стоит себе под стеклянным колпаком, глаз радует.