"Freyung "- слегка покатая площадь нестандартной треугольной формы. Её название связано с существовавшей здесь ранее особой юрисдикцией, предоставляющей право на пристанище и защиту любому, кто искал спасения в стенах Шотландского монастыря. Несмотря на своё название, монастырь был основан ирландскими монахами- бенедиктинцами (в те времена Ирландия называлась Новой Шотландией), появившимися в Вене в 1177 году при герцоге Генрихе Ясомирготте.
Церковь "Шоттенкирхе", возведённая в 1177 г., была кардинально перестроена в стиле барокко в XVIII в. и за свой новый облик получила от венцев презрительное прозвище "комод".

К церкви примыкает дом, построенный в 1773 году на территории монастырского кладбища "Im Vogelsang".

На южной стене трансепта Шоттенкирхе можно увидеть рельефную группу, изображающую основателя монастыря Генриха Ясомирготта из династии Бабенбергов. Его захоронение находится в церковном склепе.

На площади установлен фонтан "Austriabrunnen" с беломраморной колонной, увенчанной женской фигурой с копьем и щитом в руке. Она олицетворяет Австрию. Вокруг колонны расположены аллегории четырех важнейших рек Австро-Венгерской империи: Эльбы, Дуная, Вислы и По, каждая из которых впадает в разные моря, тем самым подчёркивая, что территория Австрии простирается в четырех направлениях. Скульптурное изображение самой "Австрии" символизирует центральное положение монархии Габсбургов в Европе.
Новшеством в фонтане является, то что фигуры здесь впервые спроектированы в вертикальном положении. Нарушена и традиция изображения рек под их итальянскими названиями. Создатель статуй впервые выбрал немецкий вариант, придав мужской фигуре речного бога Данубиса женский облик. Дунай изображен в образе нимфы, выжимающей мокрые волосы.
Все реки держат в руках вёсла, что указывает на их судоходность. Висла сжимает в руке ключ, символизирующий её связь с рекой Ногат. Эльба в довольно непринуждённой позе опирается на Исполиновы горы. Основой для этого изображения послужила легенда о Рюбецале -горном духе, который по преданию обитает в чешских Крконошах – верховьях Эльбы. Морская раковина, которую она держит в руке, указывает на то, что река течет в сторону моря. На раковине высечена дата постройки фонтана. Мужская фигура с бородой, действительно напоминающая древних речных богов, представляет реку По. Ключ в руке также символизирует связь с другой рекой, в данном случае с Тичино.

Фонтан был спроектирован в 1844 году скульптором Людвигом Шванталером и отлит в Мюнхене Фердинандом фон Миллером. Лишь чашу, выполненную в форме четырёхлистника, изготовили в Вене из гранита, добытого в Маутхаузене. Говорят, что моделью для основной скульптуры фонтана послужила Альма фон Гёте - внучка знаменитого поэта. Есть и легенда, которая рассказывает, что Шванталер перед отправкой скульптур в Вену заложил в полые части фигур сигары. Так, контрабандой он предполагал их переправить в Австрию. Однако болезнь помешала Шванталеру извлечь табачные изделия из статуй перед установкой фонтана. Во время последней реставрации эта легенда была опровергнута. Внутри действительно были найдены, но не сигары, а документы с описанием технических деталей фонтана.
Площадь окружают великолепные барочные дворцы. В начале улицы Реннгассе, ответвляющейся от площади Фрайунг, находится "Palais Schönborn-Batthyany", построенный Фишером фон Эрлахом в конце XVII века. Он был резиденцией венгерской династии Баттиани, члены которой поддерживали принца Евгения Савойского, сражавшегося против турок.
Самые впечатляющие из дворцов -это Пале Харрах, Порчиа и Даун-Кински, принадлежавшие известным аристократическим фамилиям.
Эти родовые резиденции по большей части были построены в эпоху барокко и вплоть до начала XX столетия использовались их владельцами, сохраняя привычный для них уклад жизни, состоящий из охоты, выездки, балов, лакеев, ночных горшков и многих других ритуалов праздной жизни. Ещё в середине 90-х годов прошлого столетия меня поразило, что во многих венских особняках -дворцах было печное отопление, а из благ цивилизации только электричество и вода. Канализация не предусматривалась...

Барочный "Palais Daun-Kinsky" считается лучшим творением архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. Дворец, соответствующий его высокому статусу,
построил о в 1710-х годах граф Вирих Филипп Лоренц Даун. Фельдмаршал и политик на службе у Габсбургов, получивший превосходную репутацию, он какое-то время носил титул вице-короля Неаполя, а также занимал пост губернатора Миланского герцогства. После смерти графа семья продала дворец, который в конце 18 века перешел во владение богемского аристократического рода Кински.

Следующее здание - Дворец Порчиа, которому почти 500 лет.
В Вене множество великолепных порталов, украшающих дворцы. Этот принадлежит "Palais Batthyány", расположенному чуть дальше "Palais Porcia" по улице Херренгассе, напротив дворца Харрах.
На Фрайунг выходят три разных по стилю фасада дворцов Харрах, Ферстель и Хардэгг.
В просторном внутреннем дворе Пале Харрах, построенном Домиником Мартинелли, где когда-то находился небольшой дворцовый сад, расположена траттория Мартинелли. Ресторан существует много лет и отмечен гидом "Мишлен".

К Фрайунгу обращён и фасад "Ferstelpalais"- одного из монументальных зданий в стиле романтического историзма. Дворец, построенный в 1860 году по проекту архитектора Генриха фон Ферстеля, сегодня больше известен тем, что здесь расположено легендарное кафе "Central". Вход в кафе расположен на углу улиц Херренгасее и Штраухгассе, но и со стороны Фрайунга к нему можно пройти через торговый пассаж под стеклянной крышей и небольшой дворик, в центре которого расположен фонтан "Donaunixenbrunnen".
Угол площади и улицы Тиффер Грабен занимает здание "Bank Austria Kunstforum". Его легко узнать по золотому шару над входом.

Неоклассическое здание было построено в 1914 по проекту архитекторов Эрнста Готхильфа и Александра Ноймана для банка Creditanstalt. Чтобы освободить место для его строительства пришлось снести пять небольших домов, стоявших здесь ранее. Некоторые из них представляли историческую ценность: трактир "Zum Goldenen Strauße" прославился тем, что именно здесь зародилось восстание сапожников. Противостояние бесправных подмастерьев гильдии сапожников и городских властей было долгим и закончилась только после показательной казни двух зачинщиков бунта.
В доме "Zum Roten Mandl", выходящем фасадом на Фрайунг, в 16 веке находился винный погребок, основными клиентами которого были художники и студенты. Говорят, что в этом заведении произошла история, приведшая к появлению мистической легенды...
Однажды в 1538 году в трактире появился доктор Фауст. Публика сразу узнала знаменитого некроманта и мага и с любопытством поглядывала в его сторону, ожидая каких-либо фокусов, но ничего не происходило. Фауст молча сидел за столом с бокалом вина и, казалось, не обращал внимания на присутствующих. Постепенно настроение в трактире расслабилось, и публика принялась философствовать на дьявольские темы. В полночь, когда посетители изрядно подвыпили, гравер Огюстен Хиршфогель неожиданно встал и умелыми мазками нарисовал на стене фигуру. Изображение с длинным высунутым языком и злой ухмылкой, явно напоминало чёрта. И тут Фауст, указывая на фигуру, произнёс: "Вы все видите на стене рисунок, а сейчас увидите его живым!." В комнате потемнело, изображение отделилась от стены, и вокруг нетрезвых граждан запрыгал страшный чёрт. Гости в ужасе бросились из кабака, только доктор Фауст остался сидеть со своим стаканом вина и продолжал кричать им вслед: "Не следует рисовать черта на стене!" Это выражение бытует в австрийском обиходе и примерно соответствует русскому "не буди лихо..."
Как бы там ни было, но на стене дома действительно существовало изображение "красного мандла" - фигуры дьявола с рогами, рыжими волосами и в алой одежде. Фреска была уничтожена во время реконструкции дома в 1836 году.