МИСТРАВремя уже близилось к вечеру, и мы не понимали, успеем мы в Мистру или нет, хотя знали, что до 19-00 нижние и верхние ворота города открыты для посетителей. Решили, что если успеем, окинуть Мистру быстрым взглядом вечером, потом остановиться в каком-нибудь близлежащем отеле, а утром отправиться бродить по Мистре, уже никуда не торопясь.
Эх! Что я наделала??? Ну, зачем мы сначала поехали в Монемвасию, а потом в Мистру? Надо было делать всё наоборот!!! Сказать, что я разочарована – это ничего не сказать! Мистру мы всё-таки успели осмотреть этим же вечером. Да и то, быстренько-быстренько…
Санька, как только зашел на территорию города, не пройдя по нему и 50 метров, тут же развернулся и ушел в машину, сказав, что не хочет смотреть на разруху, так как её ему хватило в Верхнем городе Монемвасии. Я осталась – чисто из принципа. Мне хотелось увидеть фрески и сохранившуюся мозаику в восстановленных храмах столицы Морейского деспотата.
Полуостров Пелопоннес во времена средневековья назывался Морея и принадлежал Византийской империи. Управлялась Морея родственниками византийских императоров, которые назывались деспотами. Отсюда и название в хрониках того времени – Морейский деспотат. Столицей его был город Мистра (по-гречески Мистрас). Морейский деспотат в 13-15 веках был одним из сильнейших владений Византии и практически – самостоятельным государством. Когда в 1453 году Константинополь пал, Морейский деспотат просуществовал ещё 8 лет, а Мистра стала столицей умирающей Византийской империи, прежде чем сама пала под натиском турок. История у Мистры сравнительно короткая, но насыщенная. Начинается она от франкских крестоносцев Виллардуэнов – первый, из которых, Гийом приказал построить на холме близ античной Спарты крепость, с которой можно было контролировать ущелье горы Тайгет, соединяющее Лаконию и Мессению – этой крепостью как раз и была Мистра. А заканчивается – византийскими императорами, последний из которых Константин венчался в Мистре на царство, а при защите стен Константинополя погиб.
Политические и экономические «водовороты» средневековья мне не так интересны, как то, что Мистра была центром искусства Византийской империи. Здесь жили и творили лучшие люди того времени – архитекторы, художники, богословы, философы... В какой-то из книг я прочитала, что на пороге своей гибели, Мистра в искусстве находилась на пороге чего-то совершенно нового и для себя, и для мира (также как Европа накануне Эпохи Возрождения).
Сейчас город стоит разрушенным. Что-то греки реставрируют, восстанавливают, но до окончания реставрационных работ ещё очень далеко.
Как и Монемвасия, Мистра разделяется на два города – Верхний и Нижний. Но по сравнению с Монемвасией, это разделение весьма условно, потому что здания Мистры, как широкая полноводная река, «стремительным потоком несутся» с вершины покрытого буйной зеленью холма высотой 280 метров к его подножию.


Вершину холма, как корона, венчают остатки замка (Кастро), построенного в 13-м веке по приказу основателя Мистры – Гийома Виллардуэна.