События, описываемые в отчете, относятся к периоду июль 2010 года.
Часть 1.
Это предполагалась пятая поездка в Грецию. Чем меня привлекает эта страна – если коротко, то красивой, незагаженной природой, доброжелательными и отзывчивыми людьми, своей историей и памятниками культурного наследия разных эпох и, что тоже очень немаловажно, - кухней. Срок поездки 14 дней. 2 человека – Татьяна и я.
Собственно говоря, главная идея этого визита было посещение Метеор, куда очень хотелось попасть уже лет 5, весь остальной маршрут прорабатывался исходя из этого стратегического направления. Далее, после визита прямо в центр страны, предполагалось посетить какой-нибудь незапруженный туристами остров Эгейского моря с тихими и чистыми пляжами, и мечталось, чтобы остров был зеленым, с хорошей растительностью, в зоне ненапрягающей автомобильно-паромной доступности от материка, поэтому, в итоге, Киклады и Спорады в данную поездку было решено не рассматривать. Ну, то есть, они рассматривались на начальных этапах, но после того, как картина поездки становилась все яснее и яснее, вырисовывалась все четче и четче, они по тем или иным причинам отпали. Отпали также острова области Волос, как вариант был выбран остров севера Эгейского моря Тасос, но, из тех гостиниц, которые были намечены, уже за 2 месяца до поездки свободна была уже только одна и не у моря, как очень хотелось, а на горе в почти километре от пляжа и без бассейна.
В паспортах уже стояли мультивизы на въезд в Еврозону. Нужны были билеты. Признаюсь сразу - их поиски осложнялись явной и непрекрытой, назовем это слово прямо, - жадностью наших отечественных продавцов авиауслуг, да чего лукавить - вообще ценообразование во многих сферах жизнедеятельности в нашей стране имеет особый, очень своеобразный алгоритм и не поддается никакому анализу кроме, наверное, одного аргумента – «Очень Нужны Деньги», поэтому вопросы типа «почему?», «вы что обалдели?», «с какого перепуга такие цены?» и «ик, сколько-сколько?» совершенно неуместны. Назывались цены 400 с лишним Евро за один билет из Москвы до г. Афины или г. Салоники в оба конца. И на чартеры и на регулярные рейсы. Эта цена вообще, да еще и за 2 месяца до поездки нас категорически не устраивала, поэтому девиз «ищите и обрящите» был претворен в жизнь, билеты были приобретены, я считаю, по очень даже счастливому стечению обстоятельств, на самолет Югославских авиалиний JAT до г. Салоники с пересадкой в Белграде. Стоимость – 215 Евро за билет. Плюс этого варианта был в том, что чартер теоретически может задержаться, может отложиться, может и надолго отложиться, может даже отмениться, а регулярные рейсы государственной авиакомпании Сербии отложиться надолго или отмениться - вряд ли. Предполагаемый вылет датировался 18 июля из Шереметьево, прибытие в Салоники в 00-15 уже 19 июля.
Дальше нужно было средство передвижения. Или, простым языком – машина, ибо вопрос ехать из Салоник в Метеоры общественным транспортом с пересадками, конечно, рассматривался, рассматривался,…рассматривался…, да и перестал рассматриваться. Ну, просто - перестал… Месяц поиска более-менее приличных рент компаний и активной переписки с ними привел вот к чему: Ниссан Микра 1,3 л. с механической коробкой, почти новый, в порядке шины, т.к планировались горные дороги, полная страховка от всего-всего, включая стекла, днище, шины и без франшизы.
И вот тут встал вопрос о том, стоит ли вообще ехать после Метеор сразу в обратную сторону, когда мы уже проедем пол-Греции и будем находиться ровно в ее середине. Может, стоит ехать дальше в том же направлении – к Ионическому морю? Море и пляжи все равно никто из маршрута не исключал. Просканировали остров Корфу, куда тоже очень хотелось попасть, просканировали побережье материка вблизи Корфу. Конечное решение: г. Парга, небольшой тихий городишко с живописными видами, хорошей ресторанной сетью и развитой пляжной инфраструктурой. С Паргой Салоники имеют автобусное сообщение. Думали даже взять машину напрокат в Салониках, а сдать в Парге, чтобы не зависеть весь отпуск от руля, но все уперлось в цены при таком возврате – дешевле было 11 дней колесить по всей стране и вернуть автомобиль в Салониках, чем пользоваться 5 дней и сдать в другом, отличном от места выдачи городе. Итак: две ночи Салоники, три ночи Метеоры - деревня со смешным для нашего уха названием Кастраки, семь ночей в Парге, забавно, но рука сама выводит по ошибке « в Праге», и между Метеорами и Паргой вышел один день, который захотелось потратить на исследование региона рядом с Албанской границей. И этот счастливый билет выиграл городок Коница в провинции Эпир, область Янина (или Иоаннина, уж кому что ближе). Расстояние плеча Салоники-Парга примерно 500 км. Вот такие были вводные данные.
Ну, собственно, сама поездка:
Июль-месяц удивил необычайной изматывающей жарой в Москве. Дышать было очень трудно, ты постоянно мокрый, кислорода не хватало. 36 градусов в день вылета. Ограничено движение на участке Ленинградского шоссе до Шереметьево-2 в связи с неожиданным, в том числе, и для самого аэропорта ремонтом путепровода. Огромная пробка. Едем на электричке с Белорусского вокзала, с кондиционером, 40 минут прохлады. Поезд уходит точно по расписанию, приходит точно по расписанию. Шереметьево запомнился духотой и задержкой рейса на 1 час. Самолет взлетел резво, без выкрутасов и всяких там пике добрался до Белграда, отмечу с положительной стороны небольшой, но опрятный аэропорт Никола Тесла, пересадка заняла примерно 1 час, и после проверки наличия евровиз и, естессно, посадочных талонов нас выпустили на взлетное поле, где красовался небольшой винтовой самолетик, куда мы благополучно и погрузились. Кстати, к слову, очень советую в самолетах, и особенно в винтовых, использовать затычки для ушей, в просторечье именуемыми беруши - очень помогает сохранять прекрасное настроение, мажорное расположение духа и общий позитив поездки начиная с первых минут отпуска.
Салоники встретили уже заканчивающимся дождем. В любом другом случае и в другое время года это было бы воспринято с грустью, но после, как я уже намекал ранее, московских 36 градусов жары встречено на ура, воздух после дождя был свежим, прохладным и, даже где-то, вкусным, что-ли…
Время было ночное, не экономя и не теряя драгоценных минут, по-простому взяли такси и до часу ночи успели заселиться в гостиницу. При предварительном бронировании основные пожелания были такие: тихий номер для некурящих. Администрация выполнила пожелания на все 100 – это был, наверное, единственный номер, окнами не выходящий на шумные даже в ночное время улицу Эгнатия и соединенный с ней переулок, а упирающийся в своеобразную бетонную нишу на задней стороне здания, то есть вида из окна не было, то есть абсолютно не было как такового, но зато тишина… Правда сам номер напомнил мне немножко комнату общежития с покрашенными масляной краской стенами и многое повидавшей чуть поскребанной мебелью, но это я уже капризничаю, по сути, чего там делать в гостинице – только ночью спать, а ночью темно и ничего из того, что я сейчас перечислил не видно.
Утром проснулись поздно, благо завтрак в цену не включался, и не надо было с перекошенным от сна лицом, с нераскрывающимися глазами и на полном автопилоте в стиле зомби за 5 минут до закрытия ресторана, работающего на завтрак, врываться в него и абсолютно без всякого желания впихивать в себя куски еды. Спокойно, не торопясь встали, привели себя в порядок и побежали смотреть город, по дороге кое-как перекусив. Первым делом вышли к морю. Море в Салониках из-за портовой зоны чистым никак назвать нельзя. Но как курорт это место мы и не воспринимали. Так что запомните: Салоники – портовый город (на море), город, где даже в те же самые 36 градусов тепла/жары можно дышать, город, где есть достопримечательности, которые стоит посетить, город, где бывают распродажи. Так что: Велком! И надо сказать, впечатления остались самые благоприятные.
В массе своей архитектура застройки – 70-е годы 20 века. Бетонные коробки. Но, среди этой массы отдельными вкраплениями блестят старые оригинальные здания, памятники архитектуры и другие достопримечательности. Их достаточно много, город не утомляет своей монотонностью. Достопримечательности относятся в большинстве своем не к античной эпохе. Если вы фанат именно греческой античности – вам в Афины, здесь больше отмечены римский, византийский и турецкий периоды развития страны. Символ города – Белая Башня или «Лефкос Пиргос» по местному. На самом деле, если с рациональной точки зрения анализировать – достаточно странное сооружение в самом центре города. Странное почему? В данном случае башня, на мой взгляд, это часть чего-то еще. Вот представьте себе Московский Кремль (Новгородский, Псковский и т.д. - не важно). То есть крепость. Теперь срубите крепостные стены, срубите все оставшиеся башни и оставьте одну, к примеру, Никольскую башню, или нет, даже лучше Кутафью башню и больше ничего. Вот поэтому и странно. Странно на картинках, которые мы смотрели до прибытия на место. Даже удивлялись. А в реальности очень даже ничего и смотрится приятно, и абсолютно не напрягало, ну вот так у них, у иностранцев,.. ну такие они... У самой башни арабского вида джентельменом нам были предложены золотые украшения и парфюмерия самого что ни на есть французского производства по самым выгодным тарифам, так как джентельмен, оказывается, был моряком и на его корабле, стоявшим в тот момент по его словам в порту, помимо прочего еще, контрабандой, как он намекнул, привезли и указанные товары. Версия была интересная. Но был интеллигентно послан.
Кстати, с пирса рядом с башней вечером уходят кораблики смотреть на закат солнца с воды. А променад набережной превращяется в сувенирный рынок, здесь же можно съесть какую-нибудь сосиску с мангала.
Не буду утомлять описанием посещаемых достопримечательностей, полагаю, что если кому-то интересно, прочитает любой путеводитель – там все сказано про Салоники. Мне город понравился, он небольшой в московском понимании, не давит своей громадой, интересные места есть, их много, их можно исследовать и пешком, и на транспорте. Да, есть, и их много пустых зданий, с чем связано – не знаю, кризис - не кризис, не хочу даже голову ломать. И вот еще что … побегав с высунутым языком по городу мы осознали для себя простую истину - не надо стараться успеть увидеть все сразу и увидеть обязательно, и, тем более, за один день, - если смотреть - то смотреть это спокойно, не торопясь и не напрягаясь. Нужно просто получать положительные эмоции, а не возводить это занятие в ранг обязанности под девизом «НАДО!», все успеть, замучиться насмерть, хорошего впечатления не получить, а потом вспоминать не то, что ты видел, а как ты устал, замучился и проклял все!
К повествованию. От Белой башни легонечко пробежались по близлежащим кварталам, познакомились с достопримечательностями, через параллельные с улицей Эгнатия переулочки дошли до гостиницы передохнуть и, заодно, в этих переулках и поели. Очень недурственно и недорого. Если кто будет задаваться вопросом, где поесть – не идите в туристические зоны, идите от улицы Эгнатия вглубь в сторону моря и на параллельных этой самой Эгнатия переулках рядом с рынком находятся целые лежбища недорогих таверн по очень умеренным ценам. Переулок на высоте 3-го этажа накрыт деревянной сеткой, обвитой плющем, дающем тень, там не жарко, не душно и очень приятно пахнет листвой. К слову, блюдо Муссака в северной Греции не популярно.
День прошел в знакомстве с достопримечательностями, а к концу дня рядом с Аркой Галерия и Ротондой были обнаружены бары, где собирается местная молодежь, ну а мы кто такие – такая же молодежь, вот эти бары и были подвергнуты исследованию. Приземлились мы за столиком на улице под зонтиками, и не зря – в помещении внутри паба было душновато, а почему под зонтиком – потому что, как раз, собирался дождик. Заказали напитки, какую-то закуску и сидели, просто вдыхали воздух и смотрели на окружающую жизнь. Через минут 15 в небе сверкнуло, шарахнуло и ливанул дождь. Вода протекала через стыки полотен зонтов, просачивалась к нам и пыталась все затопить и смыть, но русские туристы в нашем лице упрямо сидели под зонтом, а потом уже стояли, чтобы вода за шиворот не заливалась, окруженные со всех сторон струями дождя и чувствовали себя замечательно. Где ты, московская жара!? Кстати, официантка, невзирая на дождь, бегала к нам, меняла пепельницу, убирала стаканы, тарелки, приносила закуску, новые напитки под льющейся водой и - ни слова осуждения. Мы, вроде, тоже не звери, да, к тому же, дождь лил все сильней и сильней, возле столиков на самой проезжей части вода поднималась все выше и выше, дорога превратилась в грозную стремительную горную реку, норовившую унести и столы и стулья, и нас заодно, поэтому мы, все-таки, переехали внутрь помещения, где было тепло, сухо и по-прежнему молодежно, душно только.
На следующий день запланировано было оформить машину и отправиться в далекий путь. Сначала завтрак. В местном заведении типа МакдоналдС-БургерКинг с греческим названием съели по бутерброду с котлетой, запили кофе, прошлись по магазинам с надписями – «Рапродажа!» и вернулись в гостиницу ждать звонка из конторы по прокату автомобилей. Звонок состоялся, договорились, что без пятнадцати двенадцать приедет машина. Собрались, вынесли вещи, сдали номер, стоим на улице в тенечке, ждем. Вещи на асфальте стоят рядышком. Ждем… Ждем… Прошло минут 20. Машины нет. Прошло полчаса. Машины нет. Подхожу к ресепшн, прошу позвонить на мобильный, указанный в распечатке заказа. Девушка любезно звонит, по гречески общается по телефону, потом сообщает, что машина в пути, уже рядом, но он (тот кто за рулем и с кем она сейчас говорила) не может найти гостиницу – запутался, уже крутится здесь по-соседству, сейчас подъедет. Мы стоим на улице в тенечке, ждем, проходит еще минут пятнадцать, Татьяна говорит – вон кто-то едет на похожей машине – я сам не вижу, - где говорю? - А уже все. Да вот только что красная Микра медленно проехала мимо по улице Эгнатия (а вход в гостиницу с переулка), там молодой человек за рулем головой крутил по сторонам и смотрел сюда, но не свернул, а поехал дальше. Наверное, это к нам… И вот так мы и стоим и стоим. И ждем и ждем. Еще через пятнадцать минут красная Микра заворачивает к нам в переулок, проезжает мимо метров пятнадцать и паркуется. Оттуда выбегает молодой человек, натурально бегом бежит к нам, и извиняясь говорит, что он уже целый час тут крутится, не может найти вход в отель, хватает чемоданы и бегом несет их к машине. Садимся в автомобиль, едем, разговариваем. Наш водитель - сын владельца конторы, студент, в летнее время помогает отцу в работе. Город знает не очень хорошо, поэтому (а действительно, очень много улиц с односторонним движением) заплутал малька. Теперь он нас должен отвезти в контору, где мы оформим все бумаги, а потом уже поедем. Да, мы-то рассчитывали сразу все оформить и отсюда же и ехать. Планы корректируются. Вот так - почти два часа уже улетает. Еще раз по дороге убедились, что парень не врет – движение по городу на машине непростое – он нарезал еще три круга, чтобы переехать через улицу Эгнатия в сторону моря, а я ему в этом помогал. Он говорит – ты сколько времени в Салониках? – день, отвечаю. Вот говорит, здорово, ты уже лучше меня ориентируешься, а я говорит, здесь родился, жил, а все равно города не знаю. Веселый паренек, оказался. Самое главное, что действительно переживал, что запутался и вовремя не смог приехать. Как говорю, бизнес? А бизнес говорит так – ты за полтора месяца машину заказал – ты на ней уедешь. А больше ни одной свободной машины нет. Все расписаны на месяц вперед. Вот у нас здесь два офиса – один в городе и рядышком в Халкидиках второй. К нам сейчас обращаются за машиной – мы отказываем. Ничего нет. Ни одного автомобиля. Вот такой кризис в Греции.
Приехали в контору, оформили документы, страховку и поехали. Бензина – на нуле, но в ста метрах от офиса заправка. Полный бак – вот она, свобода! Только на заправке обратили внимание, что на переднем левом колесе нет колпака на диск. Немножко расстроились, но решили не заморачиваться на таких мелочах и поехали дальше, возвращаться плохая примета. Машина поначалу непривычная, не лихачим, потихонечку осваиваемся, двигаемся сначала медленно, в потоке постепенно привыкая. Сложностей ни с движением ни с управлением не заметили. Указатели висят так, что дорогу не потеряешь. Выбрались на Хайвей Салоники-Афины, подъехали к терминалу по оплате, оставили что-то типа 2 евро и поехали уже в нормальном скоростном режиме. Далее шоссе раздваивается – на Афины прямо – на Игуменицу (Гревену) направо. На всем протяжении хайвея (а по нашему – автострады) Салоники-Игуменица, а трасса полностью завершена и проходит через всю Грецию от одного моря к другому и через горные перевалы и через мосты и туннели, причем туннели встречаются и чуть ли не в 9 км длиной, просто на старых картах эта трасса показана пунктирной линией и были опасения, что некоторые участки не завершены – нет, все готово, на дороге построено кроме Салоникского еще, по-моему, два или три терминала оплаты, но в июле 2010 года они еще не работали, деньги никто не собирал. А параллельно есть старая дорога не напрямик, по горам, но бесплатная. Дорога очень живописная. Качество полотна очень достойное, машин немного, культура водителей на должном уровне, никаких отрицательных моментов поездка не вызвала. Мы, как я уже сказал, разбили весь маршрут на три отрезка – первый: от Салоников до Метеор. Потратив примерно 3 с лишним часа, съехав с автобана пошли по местной дороге. Свернули не там, но по указателям все-таки вышли дворами на нужную дорогу, так что сложности с ориентированием нам не встретились. На горной дороге коробка не всегда сразу втыкала нужную передачу, но я считаю, это мой стиль вождения на этой машине по неопытности так отразился. Машина проявила себя очень достойно, входила в дугу уверенно, развесовка хорошая, из поворота выходила также очень даже неплохо. Ближе к 5-30 вечера стали подъезжать к Каламбакам. И тут - кккак ливанул дождина! Потоп! Ничего не видно. Ну да чего уж, зачем геройствовать, решили остановиться на обочине, все равно уже никуда не опаздывали, сидим, дождь пережидаем, только вентилятор иногда включаем, чтобы окна не запотевали.
И вдруг Татьяна говорит – ООО! Во какие смелые – ничего не боятся. Гляжу – по дороге в нашу сторону направляются в капюшонах, с рюкзачищами за спиной и с посохами в руках в струях воды два темных человека. Да, думаю, греки – смелый народ. Тут эти двое, увидев нас ускоряются, подходят и давай стучать к нам в стекло, пустите, мол, в машине посидеть, от дождя спрятаться. Пускаем. Напомню: машина называется Микра не просто так. Первый давай пытаться с рюкзаком залезть в салон – не может в дверь пролезть. Стянул рюкзак, еле-еле втиснулся. Второй минут семь пытался забраться следом, то посох уронит, то рюкзак зацепится, то чуть посох дверью не прихлопнул и дверь чуть не погнул. И смех и грех… Втиснулись. Мы говорят пилигримы из Швейцарии. Идем по пути Франция - Ерусалим пешком. Молодцы. А как вы в Грецию попали, так всю дорогу пешком шли? Нет, говорят, в Грецию мы из Италии на пароме плыли. А! Пешком, стало быть, говоришь… А мы, говорим - автопутешественники из России. Пешком не хотим. Вы говорят, куда едете? Мы – в Метеоры. О! О! О! И мы в Метеоры! А шли на самом деле в обратную сторону. Мы в Каламбаку, отель такой-то, и карту мне показывает, да что мне карта, я про этот отель и не слышал никогда, и в Каламбаке не был еще и как до отеля ехать и не знаю, о чем пилигримам честно и сообщил. Сидим, ждем… Дождь идет себе и идет, то есть все льет и льет. Включаю двигатель, начинаю продувать салон. Пилигримы зашевелились. Нет, говорю – только салон продуем, никуда еще не едем. Спрашивают: А вы где жить будете? – в Кастраки говорим. О! О! О! Кастраки! Вынули карту, смотрели, смотрели, вот говорят, в Кастраки тоже есть гостиница, довезете нас туда? Да мы и про Кастраки не знаем точно, где это, мы там тоже еще не были, ну до самой деревни довезем, а там вы уж сами. Мы говорят, можем за вас в Иерусалиме помолиться. Помолиться? Ну да чего за нас молиться, тем более они же не православные, басурмане, стало быть, спасибо большое, сделали вид, что мы их не поняли. Ну, сидим дальше. Вроде бы дождь уже стихает. Надо ехать, нас же хозяева ждут все-таки, а становится поздновато. Завелись, двинулись, въезжаем в Каламбаку, едем дальше, куда попали, понять пока не можем, с нашей картой не стыкуется, тут они нам по своему плану-схеме еще давай отель показывать – довези туда. Я говорю, ребята, конечно рад, только разобраться, как ехать, да и где это, мне вот так сразу трудновато, да нам и в свой отель попасть как бы неплохо, а то опоздаем и останемся без номера, а то пилигримы пилигримами, а мы уже как такси становимся – вези туда, вези сюда. Вот такие они простые и без комплексов. Идут пешком в Иерусалим, понимаешь! Крутились мы крутились, заехали в какой-то переулок, тут они вдруг – О! Вот отель хороший, тормози, мы сейчас сходим, узнаем, есть ли места. Один сходил на разведку, возвращается – места есть! Ура! Собираются, давайте ваш адрес, говорят - мы вам открытку из Иерусалима пришлем. Посмеялись, дали адрес, вот уже почти год прошел, нет открытки. Жулики. Да весь салон с вещами промочили и машину еще поцарапали.
Конец 1 части.
Немного фото из Метеор.