Прогноз погоды вроде бы благоприятствовал, поэтому через два дня после Нового года два организма сошли с трапа двадцатью четырьмя градусами южнее Боровичей. Остров оказался небольшой, но пилот мимо него не промахнулся, чем вызвал аплодименты салона. За бортом оказалось градусов на сорок больше, чем в Боровичах, что было очень кстати.
Встречал нас Гиоргос, до недавнего времени - пилот SAS, он всю жизнь увлекался автожирами, общался с Бенсеном и другими ветеранами, строил свои аппараты, учил летать других. А еще под его пиратским обликом живет добрейшая гостеприимная душа, так что следующие четыре дня мы были полностью окружены его заботой.
Ларнака в это время года не переполнена туристами, как летом. Мы остановились в небольшой гостинице Les Palmiers в центре города на набережной Финикудес, которая является главным и единственным городским променадом. По вечерам здесь собирается весь город посидеть в бесчисленных кафе, которые стоят вдоль всего променада.
От гостиницы до моря - дорогу перейти, из окошка - замечательный вид на променад.



Кипр всего несколько десятилетий назад стал независимым, а до этого кому он только не принадлежал. Последними были британцы, поэтому по-английски говорят практически все. Но самое серьезное британское наследство - это, конечно, левостороннее движение. Никогда раньше с ним не встречался, поэтому знал, что будет забавно, но оказалось, что на деле это гораздо серьезнее. Даже не сидя за рулем, каждая вылезающая из-за угла машина вызывает нервный трепет, т.к. едет, собака, не в своем ряду. А улочки там очень узкие, и появляются эти машины прямо перед носом.
Пешком, как я понял, там ходить почти не принято, поэтому тротуары во многих местах годятся только для камбалы. Уступать дорогу пешеходам не принято вообще.

Прямо из тротуаров растут апельсины, лимоны и еще что-то. Наверное, это гигантские ананасы.


Новый год еще вовсю напоминает о себе. Особенно заметны вездесущие Санта-Клаусы, все еще доставляющие подарки. Их настойчивость и изобретательность в этом полезном деле заслуживают всяческой похвалы.


Самую выдающуюся парочку таких я заметил самозабвенно карабкающимися на пальму, не успел сфотографировать. В лицах у них всех есть что-то греческое.

Кипр полон памятников древнейшей истории. Это - церковь того самого св. Лазаря, в подвале которой находится его захоронение. Наверное, почти все свадьбы Ларнаки совершаются здесь. Мы как раз попали на одну из них (не в качестве). Жениха привели в сопровождении нарядных музыкантов. Невесту я фотографировать не стал, такой у нее был грозный вид: стройная и плечистая, смотрела она на своего избранника внимательно и строго. Он вообще старался не смотреть и выглядел так, будто нормальной жизни неумолимо приближался абзац. Вообще, говорят, на Кипре преобладают традиции матриархата, в котором женщина является ключевой фигурой в семье, а мужик, те сезать, всего лишь необходимым техническим элементом. Надо сказать, что взгляд у большинства гречанок и впрямь довольно грозный.



В середине 70-х в результате жестокого военного конфликта Кипр был разделен на греческую республику и турецкую территорию. В последние годы это противостояние сделалось несколько мягче, но не закончилось. На подъезде к столице - Никосии, на турецкой стороне виден выложенный на склоне горы огромный флаг турецкого Кипра. А сама столица подобно прежнему Берлину разделена подобием железного занавеса. Кое-где этот занавес и впрямь железный. Вот эти бочки в переулке как раз и есть его часть. Попасть пешком на турецкую сторону вроде бы сейчас как-то стало можно, но мы не стремились. Погулять по историческому центру столицы и так было интересно. Тем более, что моя спутница профессионально занята музеями, особенно иконами. А в Никосии в резиденции архиепископа находится одно из крупнейших в мире собраний икон византийского периода.
Архиепископ Макарий III явно был неординарной личностью, оч много сделавшей для страны.
Несколько часов в музее пролетели незаметно, однако до наступления темноты мы успели прогуляться по всему центру.
Столица, как положено, - город контрастов. Иногда - довольно забавных. Где еще встретишь такую ненавязчивую рекламу ресторана Проверять, насколько вывеска соответствует, мы не пошли



На третьем фото - просто балкончик. Из тех, под которыми можно повздыхать. Или серенаду...
Кстати, в столицу мы ездили довольно интересным образом, который здесь называется service-taxi. Это вроде наших маршруток, с той только разницей, что их можно вызвать туда, куда тебе нужно. Т.е. звонишь, говоришь, что тебе нужно сервис-такси из Ларнаки в Никосию (это около 50 км). Тебе называют время, когда прибудет такси. В назначенное время или чуть позже подъезжает микроавтобус, который потом какое-то время кружит по городу, собирая таких же желающих, потом едет до столицы, где развозит паксов по нужным им местам. Обратно - тем же порядком. Удобно и недорого.
Южнее Ларнаки - несколько раскопок древних греческих городов, один из которых мы посмотрели. Древние, надо сказать, знали толк в жизни. Амфитеатр на склоне, задником сцены служит море. Даже старый пират Гиоргос, даже ступив на сцену этого театра наверняка в десятитысячный раз, начал вдруг декламировать Шекспира.



Раскопки в этих городах продолжаются. А некоторые уже изученные участки заботливо укрыты серьезными навесами. Мозаичные полы - период самого раннего христианства.



Рядом с городом - просто обрыв, с которого открывается вид на древний город и на море. Просто посидеть с другом. Внизу на пляже картинку оживляли несколько кайтеров.


Впрочем, о чем это я? А, ну да, - о цели поездки. Ездили, ессно, полетать, а не просто так. И пообщаться с Николасом, известным в наших кругах (на нашем форуме тоже) как Aviomania.
С утра пораньше, сплавив женщин уступив настойчивому желанию дам посмотреть древности в деревне Kiti, мы с Гиоргосом выпили чашку кофе в придорожной таверне и двинули в горы. Попетляв по пыльной каменистой тропинке меж безлюдных холмов, увидели небольшую площадку на склоне холма. На площадке - небольшой ангар, который и есть резиденция авиаманьяка Никоса.
То, что я увидел внутри, поразило контрастом с тем, что было снаружи. Станки, кульман, пара мелких вертолетов - Mini-500 и Ultrasport-496, на который Никос установил известный у самодельщиков ГТД Solar. Электричество - солнечные батареи и резервный дизель-генератор. И никто никогда не кричит тебе с кухни, что давно пора окучивать озимый картофель в огороде. Что еще надо для полного счастья Вид с террасы на море делает картинку и вовсе фантастической.



А это сам хозяин секретной рыболатории Никос - готовит Genesis к полетам.

Я в это время, стараясь удивляться только внутренне, пытался понять, откуда ж тут народ летает, ибо все тропинки вокруг были кривенькие, коротенькие и вообще...
Неужели ехать придется куда-то далеко?


Все, однако, оказалось гораздо проще. И ближе.
Спустившись с террасы, отстегнули аппарат и начали готовиться. Никос и Гиоргос слетали по разу вот с этой загогулины, я с любопытством прикидывал, на сколько я похудею при первом взлете из-за угла. Потом подумал, что ничего военного - земля-то тоже кривая, только в другой плоскости.





В общем, когда три маньяка собираются в одном месте, - это не всегда пьянка.
Вопрос "третьим будешь?" был задан скорее для проформы, ибо ответ и так был понятен.



У аппарата Никоса центровка по шасси чуть более задняя, чем это обычно делается, а руль направления весьма чувствительный, поэтому разбегаться по кривой дороге оказалось несложно.
Летает эта штука просто и понятно, хотя, конечно, некоторые особенности есть, но к ним быстро привыкаешь. Перед взлетом я себе наметил какую-то последовательность телодвижений, типа для оценки поведения аппарата.
Но после взлета пришлось все поменять. Первый раз оказавшись в сильнопересеченной местности, тут же понял, что оценка подстилающей при полетах на ПМВ тут совсем иная, чем в наших равнинах. Плюс еще и пейзажи вокруг...
Короче говоря, я быстро перестал притворяться оценщиком чужих автожиров и просто получал удовольствие.
Потом оказалось, что я стал первым иностранцем, летавшим на Кипре на автожире. Пустячок, а приятно
На следующий вечер в таверне недалеко от дома Николаса были организованы семейные посиделки, во время которых мы с Никосом даже успели (пока дамы отвлекались на дегустацию местного всего) более-менее подробно поболтать, хотя если бы у нас был месяц для этого - его бы тоже не хватило для всех наших тем. Ну, в другой раз
Назавтра мы поехали в другую от Ларнаки сторону. Там довольно большую территорию занимает британская военная база, при которой есть приличный аэродром. Военные самолеты его не используют за ненадобностью, у них для этого другой есть. А на этой полосе обитает уже, как я понимаю, много десятилетий планерный клуб "Крестоносцы", организованный офицерами военной базы. Клуб является членом Планерной Ассоциации Королевских ВВС (RAFGSA) и членом Британской Планерной Ассоциации (BGA).
Дальше рассказывать, или сами догадались?
Никос совершенно случайно оказался инструктором этого клуба...
Короче говоря, даже моя спутница не смогла устоять и первый раз в жизни отправилась в небо на мелком летадле.



Планеры клуба - ветераны Schleicher ASK 13. Как я понял, это немецкие планеры первоначальной подготовки, серийно выпускавшиеся в 70-е годы (более 700 единиц). Тягают их лебедкой на базе старого городского автобуса, два из имеющихся планеров летают и на пилотаж. В общем, мы посмотрели на Кипр еще и с борта планера.

Штабной автобус служит одновременно доской объявлений. На ней, в частности, записываются провинности членов клуба. Наказание за все преступления одинаковое - BEER!


Планеры эти мне понравились, даже подушки пассажирам дают, чтобы спину не натерло.

Один раз полосу неожиданно пересекла средних по местным меркам размеров партизанская бабочка, планеру с прямой пришлось уйти на второй круг.

А на земле там авиацию тоже любят - во многих местах можно видеть предложения полетать. И, в общем, неважно, что они на самом деле хотели сказать...

Я обязательно туда еще вернусь.