to sergniform
Еще одно различие, к слову, вспомнил. Система права в Древнем Риме совершенно другая, что отражает очень серьезное отличие в формировании общества. В штатах-то, прецедентное право. Аналогии между Древним Римом и США притянуты за уши, у них разный путь (у них вообще все разное, где общее-то) к вершине мирового могущества (говоря о штатах, нельзя забывать
об англосаксонском мире (и его давнем серьезном влиянии на планете, язык, обычаи и т.д.), частью которого являются США). Если исходить из тезиса мирового главенства и влиянии на современность и будущее, то и у державы Чингисхана есть нечто общее со штатами
По жертвоприношениям. Наше восприятие что называть человеческим жертвоприношением, это всего лишь наше восприятие. А вот что
считали и делали римляне:
Тит Ливий, XXII, 57 (после поражения при Каннах)
"А Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец таким бедствиям; (6) пока что, повинуясь указаниям Книг, принесли
необычные жертвы; между прочими галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже свершались человеческие жертвоприношения,
совершенно чуждые римским священнодействиям."
Далее Плутарх
Плутарх, "Римские вопросы", 83
"И вот раб всадника Барра донес, что три весталки – Эмилия, Лициния и Марция – были совращены и долгое время находились в преступном союзе с мужчинами, одним из которых и был Ветуций Барр, хозяин доносчика. Весталки были изобличены и казнены, а так как дело это показалось ужасным, то почли необходимым, чтобы жрецы обратились к Сивиллиным книгам. Говорят, там нашли предсказание, из которого стало ясно, что эти события предвещают недоброе и что для отвращения грядущих бед надлежит умилостивить
чуждых варварских демонов, зарывши заживо двух эллинов и двух галлов."
Еще из Плутарха об отношении римлян к данному виду жертвоприношений.
" ...римляне, прослышав, что блетонесии совершали человеческие жертвоприношения, велели привести их правителей на расправу, но, узнав, что все было совершаемо по обычаю, отпустили их, наперед
запретив, однако, совершать подобное".
to GEORG78, sergniform
Когда Красс ночью выходил из Карр у него было около 30 тысяч человек (где-то читал недавно, не помню). Кассий покинул армию, когда она еще существовала, без приказа, уйдя с единственной остававшейся конницей (не из римлян, что важно), находясь,
скорее всего, в арьергарде. Войска он не выводил, выбравшиеся легионеры присоединились к нему позже. Ушел Кассий с
500 всадниками. Вторжение он отразил спустя полтора года. Срок вполне достаточный для подготовки обороны.
Кассий был в очень плохих отношениях с Крассом (плюс ко всему прочему, Кассий - родственник Катона, ненавидевшего триумвиров в общем, и Красса, в частности), следовательно, имел мотив на такой поступок (бросить на гибель).
sergniform писал(а):В 4000 не вошли легкораненые, которых, по идее, должно было быть до чертовой матери. Просто исходя из соображений здравого смысла, маловероятно, что стрелы пробивали щит навылет, скорее всего, древко застревало в фанере. Следовательно, основное количество легкораненых имело повреждение левого предплечья/плеча. С такими травмами уйти с поля боя проблем нет, а вот на следующий день в пешем строю махать щитом - уже проблематично.
Вы правы, 4000 оставленных раненых, это те, кто не мог ходить. Вот насчет 10 000 парфян... Может их на самом деле больше ?
GEORG78 писал(а):Что в общем то, несколько позже, не помешало солдатам заставить Красса, под угрозой смерти, спуститься с холма и вступить в переговоры
Октавий уже спасся "
...достигли гористой местности, называемой Синнаками, и еще до рассвета оказались в безопасности. Их было до пяти тысяч, а предводительствовал ими доблестный Октавий", между ним и Крассом было 12 стадий. Не так много, и была бы конница Кассия, Красс мог бы меньше плутать (всадники поддерживали бы связь между частями армии), мог получить прикрытие конницы, всадники Кассия могли бы не допустить разбредания солдат в ночи.