Savimbi писал(а):Не утверждал, что атмосфера в принципе не вращается, но скорость ее вращения меньше скорости вращения Земли, причем чем дальше от поверхности, тем эта разница ощутимее.
Кто же ее, несчастную нашу атмосферу, тормозит, и не дает ей вращаться так же, как и Земле? Трение о вакуум? Или злобные инопланетяне за нее щупальцами хватаются, и держат? Извините, но физике ничего такого неизвестно, и атмосфера целиком вращается ровно с той же скоростью, что и Земля.
Насчет причин -
Gabrron на пальцах все абсолютно точно объяснил. То же самое, чуть более научным языком:
- нагрев в экваториальной зоне в среднем больше, чем в приполярных, что вызывает постоянные перемещения воздушных масс в меридиональном направлении;
- на тело (в данном случае - воздушную массу), движущуюся в меридиональном направлении, действует сила инерции (сила Кориолиса), действует она перпендикулярно вектору скорости. В результате ветер начинает дуть под углом к меридиану, возникает компонента, направленная по широте.
- в результате, если маршрут не попал весь так, что перпендикулярен ветру, то при полете в одном направлении будет постоянно поддувать в спину (к скорости самолета добавляется проекция скорости ветра), при полете назад - тот же ветер будет дуть в лицо (из скорости самолета та же средняя скорость ветра вычитается).
Типичные скорости струйных течений на крейсерских высотах полета, действительно, 20-40 м/сек, проекция на направление полета может получаться в среднем поменьше - 10-20 м/сек, т.е. 35-70 км/час. Это - 4-8 процентов от скорости самолета. Летим в одном направлении - плюс, в другом - минус, разница скорости - удвоенная средняя скорость ветра, т.е. 8-15%. Вот так на 10-часовом перелете час-полтора разницы и набегает.
Regards,
E.R.