Самолёты стали летать дальше, но медленней

Права и обязанности пассажиров и авиакомпаний, ответственность авиакомпании за потерю или порчу багажа, задержку рейса, правила относительно веса и размеров ручной клади для пассажиров, что можно что нельзя брать с собой в самолет, перевозка животных

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение: #21

Сообщение Gabrron » 19 сен 2006, 11:05

Каюсь был не совсем прав, стыдно, для меня и моей профессии.

Земля вращается вместе с атмосферой (по крайней мере с той её частью в которой летают самолеты), и это никак не сказывается на полете, самолет не выходит из поля тяготения Земли. Если следовать таким "научным" теориям, то самолет чтоб хоть как-то двигаться на восток должен выжимать больше 2000 км/час.
По поводу ветра. Он конечно оказывает влияние на самолет. Но больше это сказывается на расходе топлива. Пилоты не могут самолично менять скорость полета, она регламентируется опять же воздушным коридором. Направления и скорость ветра, рассчитываются заранее, при подготовке погодной карты для полета.
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #22

Сообщение Savimbi » 19 сен 2006, 13:26

Ну не мне конечно с моими незнаниями физики в объеме средней общеобразовательной школы тягаться со спецами в этой области, но все-таки по логике:
Gabrron писал(а):Земля вращается вместе с атмосферой (по крайней мере с той её частью в которой летают самолеты), и это никак не сказывается на полете, самолет не выходит из поля тяготения Земли.

Не утверждал, что атмосфера в принципе не вращается, но скорость ее вращения меньше скорости вращения Земли, причем чем дальше от поверхности, тем эта разница ощутимее. В качестве аналогии, правда не совсем удачной, можно привести движение ступенек эскалатора и поручней в метрополитене, скорости заметно разнятся. На высоте 10000 м, где атмосфера сильно разрежена, этот фактор вполне способен оказывать влияние на время полета. Кстати, и сила тяготения уменьшается с увеличением расстояния от поверхности. Что касается схемы захода на посадку, то на взлетно-посадочные мероприятия отводится определенное время, которое в общем времени длительного полета не слишком заметно. Возьмите расписание полета любого долгоиграющего беспосадочного рейса (например CDG-LAX-CDG) и объясните для себя разницу во времени полета "туда" и "обратно" более часа. Воздушные коридоры на одном направлении, кстати, чаще всего различаются по высоте, но не по протяженности.
А вообще на эту тему неплохо было бы посидеть поговорить за кружечкой пивка , а не на форуме.
Аватара пользователя
Savimbi
полноправный участник
 
Сообщения: 338
Регистрация: 28.03.2006
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 111
Пол: Мужской

Сообщение: #23

Сообщение Gabrron » 19 сен 2006, 14:03

объясните для себя разницу во времени полета "туда" и "обратно" более часа. Воздушные коридоры на одном направлении, кстати, чаще всего различаются по высоте, но не по протяженности.


Ну давайте на пальцах тогда, допусим вы проведете такой эксперимент, вы мило сидите на стульчике посреди широкого абсолютно ровного поля, и тут решаете побежать на восток к кромке леса положим ваша скорость будет 15 км\ч, или же вы бежите на запад к озеру опять же относительно земли ваша скорость будет 15 км/ч. Согласны? Теперь касаемо самолетов и атмосферы, дело в том что на больших высотах дуют сильные ветры они называются струйными течениями. Бывают изредка до 200 км/ч. 100 км/ч - не редкость. Попасть в попутное - большая удача, ведь скорость ветра складывается со скоростью самолета.

Воздух на эваторе нагревается, поднимается вверх и вытесняется в сторону полюсов. При этом он сохраняет окружную составляющую скорости, изначально равную скорости вращения Земли, которая на экваторе - максимальная. Чем дальше воздух идет на высоте к полюсам, тем сильнее разница его начальной окружной скорости и скорости поверхности земли под ним.

Вот, и направления ветров в разных полушариях определено, не обязательно с запада на восток, это надо карту смотреть из школьной географии не помню
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #24

Сообщение Evgeny Rodichev » 19 сен 2006, 16:41

Savimbi писал(а):Не утверждал, что атмосфера в принципе не вращается, но скорость ее вращения меньше скорости вращения Земли, причем чем дальше от поверхности, тем эта разница ощутимее.


Кто же ее, несчастную нашу атмосферу, тормозит, и не дает ей вращаться так же, как и Земле? Трение о вакуум? Или злобные инопланетяне за нее щупальцами хватаются, и держат? Извините, но физике ничего такого неизвестно, и атмосфера целиком вращается ровно с той же скоростью, что и Земля.

Насчет причин - Gabrron на пальцах все абсолютно точно объяснил. То же самое, чуть более научным языком:
- нагрев в экваториальной зоне в среднем больше, чем в приполярных, что вызывает постоянные перемещения воздушных масс в меридиональном направлении;
- на тело (в данном случае - воздушную массу), движущуюся в меридиональном направлении, действует сила инерции (сила Кориолиса), действует она перпендикулярно вектору скорости. В результате ветер начинает дуть под углом к меридиану, возникает компонента, направленная по широте.
- в результате, если маршрут не попал весь так, что перпендикулярен ветру, то при полете в одном направлении будет постоянно поддувать в спину (к скорости самолета добавляется проекция скорости ветра), при полете назад - тот же ветер будет дуть в лицо (из скорости самолета та же средняя скорость ветра вычитается).

Типичные скорости струйных течений на крейсерских высотах полета, действительно, 20-40 м/сек, проекция на направление полета может получаться в среднем поменьше - 10-20 м/сек, т.е. 35-70 км/час. Это - 4-8 процентов от скорости самолета. Летим в одном направлении - плюс, в другом - минус, разница скорости - удвоенная средняя скорость ветра, т.е. 8-15%. Вот так на 10-часовом перелете час-полтора разницы и набегает.

Regards,
E.R.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8438
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 474 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5

Сообщение: #25

Сообщение Gabrron » 19 сен 2006, 16:48

Насчет причин - Gabrron на пальцах все абсолютно точно объяснил. То же самое, чуть более научным языком:
- нагрев в экваториальной зоне в среднем больше, чем в приполярных, что вызывает постоянные перемещения воздушных масс в меридиональном направлении;
- на тело (в данном случае - воздушную массу), движущуюся в меридиональном направлении, действует сила инерции (сила Кориолиса), действует она перпендикулярно вектору скорости. В результате ветер начинает дуть под углом к меридиану, возникает компонента, направленная по широте.
- в результате, если маршрут не попал весь так, что перпендикулярен ветру, то при полете в одном направлении будет постоянно поддувать в спину (к скорости самолета добавляется проекция скорости ветра), при полете назад - тот же ветер будет дуть в лицо (из скорости самолета та же средняя скорость ветра вычитается).

Типичные скорости струйных течений на крейсерских высотах полета, действительно, 20-40 м/сек, проекция на направление полета может получаться в среднем поменьше - 10-20 м/сек, т.е. 35-70 км/час. Это - 4-8 процентов от скорости самолета. Летим в одном направлении - плюс, в другом - минус, разница скорости - удвоенная средняя скорость ветра, т.е. 8-15%. Вот так на 10-часовом перелете час-полтора разницы и набегает.



Ну я это и имел ввиду
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #26

Сообщение Gabrron » 19 сен 2006, 16:51

Да и насчет разной скорости вращения слоев атмосферы, такое бывает, например, у Юпитера, там с увеличением\уменьшением широты, атмосвера движется с разной скоростью, но это уже совсем другая история
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #27

Сообщение Evgeny Rodichev » 19 сен 2006, 17:34

Gabrron писал(а):Да и насчет разной скорости вращения слоев атмосферы, такое бывает, например, у Юпитера, там с увеличением\уменьшением широты, атмосвера движется с разной скоростью, но это уже совсем другая история

Средняя угловая скорость вращения атмосферы в целом в точности равна угловой скорости вращения твердого ядра планеты. Это следует просто из закона сохранения момента количества движения (ибо из внешних сил, создающих реальный момент для планеты - только приливной эффект, но это - слишком ничтожная величина, проявляется заметно лишь на временах в сотни миллионов - миллиарды лет).
Отсюда следует, что какие-то части атмосферы могут крутиться чуть быстрее, какие-то - чуть медленнее, чтобы средний момент количества движения был правильным. Т.е. если бы внешние части атмосферы вращались бы в целом медленнее, то неизбежно должны были бы быть части, которые вращаются быстрее. Но тогда трение за миллионы лет неизбежно такую разницу погасит - чудес не бывает.

Поэтому я и написал, что такого эффекта, чтобы "скорость ее вращения меньше скорости вращения Земли, причем чем дальше от поверхности, тем эта разница ощутимее" быть не может. Это было бы возможно, если бы у поверхности земли постоянно дули сильные восточные ветры - везде и всегда, чтобы правильный средний момент количества движения получился. Но такого в природе не наблюдается

Немного уже на грани офф-топика, но, полагаю, петешественникам представлять в общих чертах циркуляцию атмосферы Земли не вредно. Особенно если учесть простоянно возникающие в других ветках вопросы (и непонимание) того, что такое муссоны. Ведь муссоны - это вторая часть тех самых струйных течений, о которых здесь идет речь.

Regards,
E.R.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8438
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 474 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5

Сообщение: #28

Сообщение Savimbi » 19 сен 2006, 20:57

Все, сдаюсь, сдаюсь......... тока ногами не бейте:)
Аватара пользователя
Savimbi
полноправный участник
 
Сообщения: 338
Регистрация: 28.03.2006
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 111
Пол: Мужской

Сообщение: #29

Сообщение netcyberg » 19 сен 2006, 21:01

Что бы поддержать начатую в начале тему, скажу, что по моему впечатлению от вчерашнего полета Кипр-Спб, авиакомпании действительно стали экономить. Сказывается как на скорости движения самолета, так и на маршруте движения.
Летели не больше 800 км/ч, и исключительно "огородами" по Европе, облетая Турцию, Черное море, всё СНГ и всю территорию России (вроде за воздушный трафик с иностранцев в России берут немалые деньги).
Сложилось ощущение, что если летать "прямо" и "быстро", дорога займет не больше 3 часов(так летает Пулков из Спб). А так киприотами летели почти 5....зато видимо сэкономили 8)
Путешественник в душе и по жизни...
netcyberg
активный участник
 
Сообщения: 758
Регистрация: 14.12.2004
Город: St.Petersburg
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 44
Пол: Мужской

Сообщение: #30

Сообщение Gabrron » 20 сен 2006, 09:31

Евгений, я писал не про земную атмосферу а про Юпитер, может я и не прав, но еще со школьной астрономии помню, что атмосфера Юпитера, вращается слоями, всмысле в разных шмротах разная скорость. Это не так?
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #31

Сообщение Laktaev » 20 сен 2006, 09:52

Evgeny Rodichev писал(а):Средняя угловая скорость вращения атмосферы в целом в точности равна угловой скорости вращения твердого ядра планеты.

Всю жизнь тоже так думал. Интересная статья попалась http://www.ascension.ru/ExternalInforma ... stable.php из которой следует, что в настоящее время атмосфера слегка "обгоняет" землю. Правда внимательно прочитать пока времени не было, может там какие оговорки есть.

Тема явно перерастает в "курилочную" , хотя и интересную...
Ubi nil vales, ibi nil veles.
Laktaev
участник
 
Сообщения: 199
Регистрация: 10.11.2003
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 55
Страны: 36
Отчеты: 8

Сообщение: #32

Сообщение Gabrron » 20 сен 2006, 10:10

Тема явно перерастает в "курилочную" , хотя и интересную...

Можно вернуться к самолетам)
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #33

Сообщение Shwed » 20 сен 2006, 14:18

Чтобы вернуться в тему вопрос: IST-BKK 9 часов, BKK-IST 10:45, про ветер понял, про коридоры тоже, но что тормозит самолёт на 1:45? Только не пинайте, из любопытсятва спрашиваю. От физики далёк.
Аватара пользователя
Shwed
Старожил
 
Сообщения: 20417
Регистрация: 27.10.2005
Город: Latvia
Благодарил (а): 662 раз.
Поблагодарили: 2306 раз.
Возраст: 51
Страны: 90
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Сообщение: #34

Сообщение Gabrron » 20 сен 2006, 14:23

Насколко я понимаю, как мы все здесь договорились, самолет тормозит ветер, разница во времени полета, возникает из-за того, очевидно, что самолет летит с меньшей скоростью из-за встречного ветра, почему с меньшей скоростью, все просто, чтб скорость увеличить надо увеличить обороты двигателей, отсюда увеличенный расход топлива, для авиа компаний проще оставить(минимизировать) расход прежним, и лететь с меньшей скоростью, отсюда и разница во времени.
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #35

Сообщение netcyberg » 20 сен 2006, 14:28

т.е "встречный" ветер бывает только на обратном пути, и его даже закладывают заранее в расписание полета?
Путешественник в душе и по жизни...
netcyberg
активный участник
 
Сообщения: 758
Регистрация: 14.12.2004
Город: St.Petersburg
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 44
Пол: Мужской

Сообщение: #36

Сообщение Gabrron » 20 сен 2006, 14:32

2 Pavel_Golin
т.е "встречный" ветер бывает только на обратном пути, и его даже закладывают заранее в расписание полета?



Почитайте учебник географии за 5-й класс, про пассаты, муссоны в широтах IST-BKK, помсмотрите куда они дуют, и смеятся будете сами над собой.
Удачи никогда не поздно начинать)))

Да вот вам ссылочка образовывайтесь):

http://www.planet.elcat.kg/?cont=wclim&id=11
там и карта есть куда что дует)
Последний раз редактировалось Gabrron 20 сен 2006, 14:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #37

Сообщение Shwed » 20 сен 2006, 14:35

Да, про расход топлива - убедительно, спасибо! Ещё в качестве примера - велосипед, по ветру и против, разница одуренная.
Аватара пользователя
Shwed
Старожил
 
Сообщения: 20417
Регистрация: 27.10.2005
Город: Latvia
Благодарил (а): 662 раз.
Поблагодарили: 2306 раз.
Возраст: 51
Страны: 90
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Сообщение: #38

Сообщение Evgeny Rodichev » 20 сен 2006, 14:37

Gabrron писал(а):Евгений, я писал не про земную атмосферу а про Юпитер, может я и не прав, но еще со школьной астрономии помню, что атмосфера Юпитера, вращается слоями, всмысле в разных шмротах разная скорость. Это не так?

Это так, и на Юпитере, и на Земле. Сохраняется средний момент количества движения, т.е. интеграл по всей атмосфере. На Земле скорость струйных (и муссонных) течений меньше у полюсов, больше у экватора.

Я же про это написал выше - вполне могут быть любые отклонения, но они обязательно должны компенсироваться где-то соответствующими отклонениями в другую сторону. Типа, например, у полюсов - медленнее, у экватора - быстрее. На большой высоте медленнее - на малой - быстрее. Но поскольку постоянных восточных ветров на Земле не наблюдается, то и среднего по высоте падения скорости быть не может - оно было бы нескомпенсировано.

Regards,
E.R.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8438
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 474 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5

Сообщение: #39

Сообщение Gabrron » 20 сен 2006, 14:37

Так вот с самолетом все так "одуренно", что неведующим и не сниться
Аватара пользователя
Gabrron
полноправный участник
 
Сообщения: 255
Регистрация: 18.10.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 40
Страны: 36
Пол: Мужской

Сообщение: #40

Сообщение Evgeny Rodichev » 20 сен 2006, 15:02

Gabrron писал(а):Можно вернуться к самолетам)

Есть еще один эффект. Тяга двигателя (турбореактивного) зависит от температуры воздуха на входе. Чем выше температура, тем меньше тяга (при тех же оборотах и расходе топлива). Т.е. летчики вывели самолет на эшелон (заданную высоту), поставили крейсерский режим двигателям, и отдыхают. Но если за бортом -55, -58 градусов - самолет будет лететь быстрее (тяга двигателей больше). Если же -50, -48 (бывает и такое), то 5-15 минут на длинном перелете добавится. Этот эффект меньше, чем от действия ветра, но тоже есть.

Regards,
E.R.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8438
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 474 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5

Пред.След.



Список форумовАвиабилеты, Аренда авто, Мили, Паспорта, Страховки, ДеньгиАвиабилеты. Авиакомпании. Аэропорты. Новости авиацииОбязанности авиакомпаний и права пассажиров



Включить мобильный стиль