.
15 июня
Наступил день завершающий наше путешествие. Наш самолёт вылетал в пятом часу, поэтому еще несколько свободных часов у нас есть. Утром позавтракали, сложили чемоданы, и до расчетного часа в 12 часов, поехали в Цицернакабе́рд.
Этот мемориальный комплекс жертвам геноцида армян мы должны были посетить в первый день нашего путешествия, но из-за задержки с прибытием в Армению, пришлось перенести визит сюда на последний день. Сейчас я считаю, что это очень хорошо. Мы попали в скорбное место армян тогда, когда всей душой полюбили Армению и армян. Полюбили за их доброту, открытость, дружелюбие, искренность. Если бы мы до знакомства с Арменией посетили музей геноцида, возможно, наша любовь к армянам началась бы с жалости и сострадания. А теперь наши чувства нельзя назвать жалостью. Да – сострадание, но больше восхищение мужеством и стойкостью народа.
Как я уже рассказывал, в X – XI веках Армения утратила свою государственность. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру.
В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта — «зимми». Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.
Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Череда русско-турецких войн, в большинстве своём неудачных для Османской империи, привела к появлению на её территории огромного числа беженцев-мусульман с утраченных территорий — так называемых «мухаджиров».
Мухаджиры крайне враждебно относились к христианам-армянам. В свою очередь, армяне Османской империи к концу XIX века, устав от бесправного положения, всё громче требовали уравнивания в правах с остальными жителями империи.
На эти противоречия накладывался общий упадок Османской империи, проявлявшийся во всех сферах жизни.
Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи. Тем не менее, их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.
Периодические локальные вспышки расправ над армянами происходили и после свержения в 1907 году султана Турции Абдул-Хамида II и прихода к власти младотурков.
Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителе турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.
Ко всему этому добавлялся тот факт, что одним из противников Османской империи в войне была Россия, на территории которой проживало большое количество армян. Власти Османской империи стали рассматривать собственных граждан армянской национальности как потенциальных предателей, способных оказать помощь противнику. Такие настроения крепли по мере всё новых и новых неудач на восточном фронте.
После разгрома, учинённого русскими войсками турецкой армии в январе 1915 года под Сарыкамышем, один из лидеров младотурков Исмаил Энвер, он же Энвер-паша, заявил в Стамбуле, что поражение стало результатом армянской измены и что настало время депортировать армян из восточных областей, которым грозит русская оккупация.
Уже в феврале 1915 года против османских армян стали применяться чрезвычайные меры. 100 000 солдат армянской национальности были разоружены, введённое в 1908 году право гражданских армян на ношение оружия было отменено.
Правительство младотурков планировало осуществить массовую депортацию армянского населения в пустыню, где люди были обречены на верную смерть.
24 апреля 1915 года реализация плана началась со Стамбула, где были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые были убиты в течение нескольких дней.
30 мая 1915 года меджлис Османской империи утвердил «Закон о депортации», ставший основанием для массовой расправы над армянами.
Тактика депортации заключалась в первоначальном отделении от общего числа армян в том или ином населённом пункте взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались во избежание оказания сопротивления. Молодые девушки из числа армянок передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённых еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.
Несмотря на то, что причиной депортации была объявлена нелояльность армян на восточном фронте, репрессии в их отношении стали проводится на территории всей страны. Практически сразу депортации превратились в массовые убийства армян в местах их проживания.
Огромную роль в расправах над армянами сыграли военизированные формирования «четтес» — преступников, специально освобождённых властями Османской империи для участия в массовых расправах.
В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года были убито около 19 000 человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 000 армян. Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём.
Тех же, кто достиг живым лагерей вокруг пустыни Дер Зор, расправа настигла там. В течение нескольких месяцев 1915 года там были уничтожены около 150 000 армян.
Иностранные дипломаты получали свидетельства о масштабном уничтожении армян практически с самого начала геноцида. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран Антанты (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.
Однако втянутые в большую войну державы оказались не в состоянии прекратить массовое уничтожение людей.
Хотя пик геноцида пришёлся на 1915 год, фактически расправы над армянским населением Османской империи продолжались вплоть до окончания Первой мировой войны.
Общее число жертв геноцида армян по сей день окончательно не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покинули родные земли.
По разным оценкам, в Османской империи к 1915 году проживали от 2 до 4 миллионов армян. В современной Турции проживает от 40 до 70 тысяч армян.
Большинство армянских церквей и исторических памятников, связанных с армянским населением Османской империи, были уничтожены, либо превращены в мечети, а также хозяйственные помещения. Некоторые армянские города на территории современной Турции были почти полностью стерты с лица земли, - про судьбу города Ани я Вам уже рассказывал.
Геноцид армян признан и осуждён многими странами мира и влиятельными международными организациями. 14 апреля 1995 года Государственная Дума России приняла заявление, осуждающее организаторов геноцида армян. Ежегодно 24 апреля, в годовщину депортации армянской интеллигенции из Стамбула, миллионы армян и представителей других национальностей во всём мире отдают дань памяти жертвам геноцида армян.
.
В 1967 году на высоком холме Цицернакаберд, возвышающимся над Ереваном, был открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти 1,5 миллиона армян, погибших во время первого геноцида 20-го века от рук турецкого правительства. На мемориальной стене высечены на камне названиями городов, где армянское население было вырезано турками. 44-метровая гранитная стела, стремящаяся ввысь, символизирует выживание и духовное возрождение армянского народа. Она разделена вертикальной глубокой расщелиной и символизирует трагическое и насильственное рассеяние армянского народа, а также показывает единство армян. Центральной композицией мемориального комплекса является круглый памятник-святилище. Двенадцать высоких базальтовых пилонов образуют круг. Форма этих плит напоминает традиционные армянские хачкары, склонившиеся в скорби. В центре памятника-святилища находится вечный огонь, который увековечивает память всех жертв Геноцида армян. Крутизна ступенек, по которым посетители спускаются вниз на полтора метра, заставляет непроизвольно с благоговением склонить голову на пути к вечному огню. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт Геноцида армян
Сам музей произвёл на нас очень сильное впечатление. В нём нет слезливых описаний и ужасных подробностей. Представлены документы, факты, фотографии. И скупая хронология событий. Но все время, находясь в музеи, в горле стоит комок, и слёзы на глазах…
К 12 часам мы вернулись в отель, сдали наш номер, расплатились с хозяйкой, и оставив наши чемоданы в холле пошли гулять по Еревану. Зашли в музей истории Армении, но он на нас не произвёл впечатление. Прошлись по центральным улицам, посидели на скамеечке в парке. Всё. На этом наше путешествие закончилось. Мы вернулись в отель, забрали наши чемоданы, на такси добрались до аэропорта. Когда взлетали на мгновение открылся Арарат, словно пожелал нам вернуться, ведь мы так многого в Армении увидеть не успели.
Мой отчет закончен. Можно ставить точку?
НЕТ! НЕТ!! И еще раз НЕТ!!!
В сентябре мы вновь посетим эту прекрасную страну. Билеты в Армению уже куплены. Не исключаю, что у моего отчета еще будут дополнения и даже продолжение. Поэтому я с Вами не прощаюсь, а говорю: До новых встреч .