ANGHIARI.
От Монтерки до Ангиари всего минут двадцать по серпантину среди традиционных табачных полей. На одном из поворотов внезапно открывается великолепный вид на городок, венчающий очередной холм.
Он лежит как на ладони и от этого вида невозможно оторваться. Он, как видение, возникшее из средневековья. Вглядываясь в очертания городка, невольно ловишь себя на мысли: "А ведь этот пейзаж, возможно, видел великий Леонардо"?
Долина Тибра.
В историческом плане Ангиари прославило лишь одно событие - битва между Итальянской лигой, возглавляемой Флоренцией, и Миланом в 1440 г. Оно должно было стать темой фрески Леонардо да Винчи, которой он собирался украсить Палаццо Веккьо во Флоренции. Лига победила в этом противостоянии. Фреска так и не была написана - и об этом можно только сожалеть. Эскизы тоже не сохранились, но остались копии, одна из них выполнена Рубенсом.
В Ангиари нет значительных достопримечательностей. Он сам по себе достопримечательность - подлинная средневековая жемчужина, одно из самых красивых древних укреплений не только Тосканы, но и Италии в целом. Городок полностью сохранил свое очарование и это не преувеличение, это констатация факта. Исторический центр с застройкой XII -XIV вв. - хитросплетение узких улиц, домов из серого камня и атмосфера изумительного средневекового города. В Ангиари сохранилось несколько церквей и дворцов, а также непередаваемый дух старины. Лабиринты улиц приводят к маленьким площадям и уютным дворикам. Здесь хочется задержаться, но, к сожалению, у нас было не так много времени - часа полтора, не больше.
Оставив машину на парковке, в город мы вошли через ворота в прекрасно сохранившейся стене, над которой доминирует башня "Torre il Campano" XIII в.
Мощные стены опоясывают средневековую часть города - "Ангиари Веккьо". Отсюда к историческому центру "Piazza Mameli" нужно было спускаться по крутым улицам-лестницам.
Одна из этих живописных улиц-лестниц -via Il Cordoni, что в переводе означает шнурки. Практически вся старая часть города состоит из таких улиц. "Шнурки" извиваются и лихо закручиваются, требуя определенных усилий, что в жару и духоту превращается в преодоление препятствий. Но это и придает Ангиари своеобразный шарм, несмотря на трудности передвижения.
На маленькой, но необыкновенно красивой площади "Mameli" расположено несколько дворцов. Один из них - "Palazzo Taglieschi", состоящий из нескольких средневековых
домов-башен. Сейчас здесь расположен городской музей.
В музей удалось заглянуть только через стекло.
В нишах фрески. Ближе я их не сфотографировала. Слишком много вокруг интересного, разных деталей. Глаза разбегаются. Пока примериваешься к одному, в поле зрения попадает что-то другое и уже не помнишь, что запечатлел объектив, а что нет. Как сейчас понимаю, многое осталось за кадром.
Здесь же, на площади - "Палаццо делла Фратернита" известный красивым изображением "Мадонны ди Мизерикордия", выполненной из глазурованной терракоты Андреа делла Роббиа.
"Мадонна" находится в стенной нише дворца. Такую красоту я встречаю впервые.
Это конечно копия, оригинал теперь хранится в церкви с названием Пропозитура.
В соседнем дворце расположен "Museo della Battaglia ".
Еще один из самых запоминающихся уголков Ангиари - Vicolo del Poeta. Длинная узкая каменная лестница между высокими зданиями. Особенно эффектно она смотрится в Рождество, когда на ней зажигают свечи, создавая тем самым волшебную атмосферу.
На одном из фасадов перед Флорентийскими воротами можно увидеть "Мадонну с Младенцем", созданную братьями делла Роббиа.
"Porta Nuova" или Флорентийские ворота с гербом Медичи сложены из массивных камней, подаренных Флоренцией в 1460 г. (Странный подарок, но он имел, наверное, какой-то особый смысл.) Они соединяют старую часть города т.н. "боргетто" с площадью Бальдаччо.
"Piazza Baldaccio" начинается от ворот как широкая наклонная улица, которая постепенно спускаясь, превращается в полноценную площадь.
Лоджия "Le Fonte" с двумя арками - бывший общественный источник. Он состоял из большого бассейна с водой, от которого теперь остался только питьевой фонтанчик, а на его месте теперь расположились столики кафе.
Пьяцца Бальдаччо главная площадь и центр Ангиари. С нее одновременно начинаются и старый город - "Ангиари Веккьо" и новый, застроенный зданиями XVI - XVIII вв.
Площадь может похвастаться одной особенностью: здесь находится единственный памятник в Италии, где Гарибальди указывает в сторону Милана, а не Рима. Этот казус объясняется только расположением площади.
Palazzo Corsi XVIII в. в стиле неоклассицизма относится уже к новому городу. Его занимает театр дей Рикомпости, а в нижней части находится "Часовня Павших".
Более современную часть города мы не стали осматривать. Не хватило времени. Возвращаемся снова в средневековый город, но уже через другие ворота.
Фасад церкви "Santa Maria delle Grazie" XVII в., более известной как Пропозитура, где хранится оригинал "Мадонны ди Мизерикордия"
Ворота "Porta San Martino" датируются 1204 г. Это одни из трех ворот исторического центра Ангиари. Ворота имеют и другие названия: "Порта-дель-Фоссо" напоминают о том, что в древности здесь был ров с подъемным мостом. Сбоку от арки находились античный "vespasian" и старинный колокол.
С итальянского я перевожу "легко", даже не зная языка, если что не точно, то это можно отнести к "трудностям перевода".
"Античный писсуар" был обычной прорезью в стене, приспособленной для этих нужд. "Веспасианом" же он именовался в честь императора Древнего Рима, обессмертившего свое имя не только постройкой Колизея, но и крылатым выражением "деньги не пахнут" (pecunia non olet). Император ввел налог на общественные туалеты и в Древнем Риме они стали называться его именем, затем это название перекочевало и в средневековье.
Ворота имеют и третье название - дель Каторчо, потому что в 1450 г. жители соседнего города Сансеполькро, давние враги Ангиаресков, украли засов (catorcio) от этих ворот. Засов отвоевали и теперь он хранится в "Museo della Battaglia" (Музей битвы при Ангиари).
Колокол, висевший рядом с воротами, начиная с 1388 г возвещал о начале и конце рыночного дня. Подумать только, рынок в Ангиари начиная с того времени и по сей день проводится каждую среду!
Жаль, что мы приехали в четверг, хотя из-за пандемии его, возможно, отменили.
Церковь "Sant' Agostino" возникла на месте часовни XII в., построенной канониками Братства Святого Антония, которые последовали в Италию за Томасом Бекетом - архиепископом Кентерберийским из Франции в 1162 г.
В церкви с простым романским фасадом самым замечательным является башенка апсиды XV в.
Возведена она над городской стеной и под ней имеется сквозной проход к "Бастиону викария", от которого открываются виды на долину Вальтиберина и прямую, как стрела дорогу к г.Сансеполькро. Именно в этом месте произошло сражение, вошедшее в историю как "Битва при Ангиари".
Мы увидели только часть Ангиари Веккьо и переживали, что приходиться уезжать. Если бы не Лучиньяно, у нас было бы достаточно времени на осмотр города, но сегодня я не сожалею что так случилось, ведь оба городка достойны внимания.
А ведь в Ангиари мы уже бывали, правда очень давно. Вид на город я помню хорошо, да и фотография сохранилась, но сам город не оставил о себе и следа.
Тогда я еще мало что знала и смотрела на все что называется "квадратными глазами," а может быть мы были только в новом городе и в средневековый мы просто не попали. По прошествии более двадцати лет уже толком и не вспомнишь. В то время я была увлечена поисками творений Пьеро делла Франческа и мы ехали в город Сансеполькро, откуда родом был живописец. В него мы едем сегодня снова, спустя два десятилетия.