Технический постМне всегда казалось, что технические посты читать среднему читателю нудно, и я их обычно не пишу, а просто вплетаю нужные детали в нить основного повествования. Но, читая ваши отчёты, я почерпнул массу полезной инфы именно из таких постов (пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо всем авторам отчётов - много вас, всех не перечислишь, потому просто огромное коллективное спасибо, без вас я ничего бы не сделал). Исландия логистически совсем несложная страна, но новичку (по крайней мере, мне) поначалу кажется строго наоборот, поэтому я собрал в одном месте все, через что сам прошел. Те, кто все это и так знает, могут смело пропустить и ждать следующего поста.
КовидДа, времена сейчас такие, что каждый отчёт приходится начинать с этого. Исландия - очень ковидодружественная страна. В начале лета там вообще отменили все ограничения, потом правда снова ввели, но в очень простой форме: привитым никого карантина не надо, а надо сделать тест за 72 часа до вылета и зарегистрироваться на
специальном сайте. Там же опубликованы и все остальные правила, которые умещаются всего в пару экранов. Быстро, просто. На том же сайте можно записаться на тест на обратную дорогу, если он вам нужен. Доступно две локации: одна в Рейкьявике и вторая на противоположном - северо-восточном - конце острова. ПЦР тест стоил 50 долларов и готов в течение 24-48 часов, быстрый тест - 35 долларов, готов в течение часа. Возможно где-то ещё можно было бы сделать дешевле, но я пошёл по пути наименьшего сопротивления.
Что ещё?... В стране официально действует мандат на маски внутри помещений, но на него все положили: в Рекьявике бОльшая часть людей ещё носит маски (хотя и далеко не все), но чем дальше от него, тем больше люди на этот мандат плевали. Я же говорю: ковидодружественная страна!
ПерелётАвиакомпания Iceland Air привела нас, измученных американским авиасервисом, в экстаз: новый самолёт, удобные сиденья, много места для ног, а safety video, наверное, лучшее safety video, которое я видел в своей жизни.
А вот в аэропорту был бардак, и я лишний раз порадовался, что не делал никаких планов на первый день. По прилёту мы простояли в огромной очереди на паспортный контроль; улетая мы стояли в трёх огромных очередях: на регистрацию, досмотр и снова паспортный контроль. Формально мы опоздали на посадку, но поскольку в этих очередях стояли абсолютно все пассажиры нашего рейса, вылет, конечно, задержали. И не только нашего, судя по нервным, бегающим кругом людям. Не знаю, всегда там так, или нам дважды не повезло, но на всякий случай приезжайте в аэропорт пораньше.
ПогодаПо моему очень скромному мнению, с погодой нам повезло так, как не везло никому в этой стране, особенно учитывая начавшееся уже межсезонье. Солнце было 2.5 дня из 8, а остальное время хоть и было пасмурно, но ни разу ни дождь, ни ветер не нарушили наши планы. Ориентироваться на ходу здорово помогало приложение Veður и
одноименный сайт. Помимо бритвенно точного прогноза погоды на ближайшие сутки, там есть инфа о землетрясениях, северных сияниях, карты облачности и ещё наверное много всего другого.
Дождь шёл очень уникальным образом: частенько начинался и даже лил как из ведра, пока мы ехали на машине, но стоило нам остановиться на очередной точке, как он немедленно прекращался. Мы прилежно воздавали хвалу богам погоды каждый вечер, принося им в жертву очередную баранью ногу и несколько литров местного пива. Тоже самое и с ветром - был один день со штормовым ветром, но мы счастливо оказались в другой части острова, где хоть и дуло тоже, но был всё-таки не ураган.
Сотовая связьСимку местную не покупал, пользовался роумингом. Приятно удивило, что сеть есть практически везде - вдоль первой дороги так вообще везде, но даже в глубине острова, даже в Kerlingarfjöll и Landmannalaugar она присутствует очень во многих местах.
ЦеныЕщё одна вещь, которая пугает новичка: Исландия супер дорогая страна. Ну конечно, нет дыма без огня, но мне показалось, что слухи о дороговизне Исландии несколько преувеличены. Тут, правда, играет большую роль, с чем сравнивать; я сравниваю с Америкой. Так вот по сравнению с Америкой:
- дома (сходные по размеру, состоянию и расположению) стоят столько же или дешевле;
- машина в прокат столько же или дешевле;
- еда… еда безусловно дороже, но не в два раза, процентов на 20-30 в среднем, по крайней мере магазинная, в ресторане может быть больше разница. Хотя все зависит от того, что покупать. Баранина, скир, яйца, хлебушек, овощи - такой нехитрый пищевой набор не должен разорить путешественника. К тому же, вы там всего неделю-две, дома-то все равно надо было бы питаться, так что большой растраты не произойдет;
- бензин вот очень дорогой (в 2 раза!) но опять: сколько того бензина ты выкатаешь за неделю?
ЖильеДома у нас были совершенно шикарные, все 4, и при этом вполне поместились в бюджет. Я могу дать ссылки, но они все большие, на 8 человек, не знаю, насколько это будет полезно большинству людей. Но если интересно - пишите. Хоть я специально этого не планировал, но получилось так, что нам довелось пожить и в городе, и в деревне, и на ферме вдали от всего. Я ещё расскажу об этом подробно в своё время.
ЕдаМы готовили сами, в ресторан сходили пару раз исключительно для расширения кругозора. Рацион наш в Исландии состоял из двух основных продуктов: баранины и скира. Их пищевые достоинства были неоднократно описаны многочисленными авторами, мне остаётся только к ним присоединиться. Притом у нас в Штатах и баранины хорошей навалом и скир имеется, но все это не идёт ни в какое сравнение с исландскими продуктами. Достоинства баранины отметили все участники нашей экспедиции: мы ее ели маринованной и простой, жареной на гриле и на сковородке, в супе и в колбасе. Баранина - самое доступное мясо в магазине. А какой выбор разных отрубов! Я в первые дни зависал в мясных отделах надолго, роясь в холодильниках как ребенок. Свинина тоже доступная. А вот говядина очень дорогая, мы её не покупали, хотя мясо по виду интересное, больше похоже на нашего бизона.
По магазинам. Неоднократно воспетый многими Bonus нам не глянулся. Дешёвый магазин - и этим все сказано. Основную первую закупку мы делали в Costco, а потом по ходу дела дозакупались в Kronan. Costco, к сожалению, недоступен россиянам (надо иметь клубную карту), а жаль: по ценам как Bonus, а по качеству - несравненно выше. Правда и в нём нашелся минус: почему-то было мало локальных продуктов, в частности скира и колбасы, но эту проблему, как я сказал, мы решали в Kronan. Обе сети - Bonus и Kronan - присутствуют в любой приличной деревне, а если деревня маленькая, то там все равно будет какой-то свой местный гастрик, чуть меньше размером, но со всем необходимым в наличии. На самый крайний случай есть заправки, где тоже можно купить весь основной набор продуктов, хотя цены там ощутимо выше. Что ещё важно знать: магазины (включая те, что на заправках), особенно на переферии, могут поздно открываться и рано закрываться (9-18 вполне себе реальное время работы), поэтому планировать закупку надо немного заранее.
Тоже самое, и даже в большей мере, относится к алкогольным магазинам. Во-первых, алкоголь продаётся только в специализированных точках, которые называются Vínbúðin. Вы может найти пиво в обычных магазинах, но любопытства ради, посмотрите сколько оно градусов. Vínbúðin тоже есть в любой приличной деревне, но часы работы у него могут быть совершенно нелепыми. Рекорд из того что я видел - это с 14 до 18, воскресенье выходной. Так что запасайтесь пивом заранее!!! Выбор местного пива большой; я люблю пшеничное, поэтому дегустировал соответственно. Фавориты: Seagull 67 и Freyja. Ну и Einstök конечно, но я его не брал, он и у нас в Америке есть.
Некоторое количество копий было сломано на тему, как питаться в поле. Я собирался брать с собой горелку, на что несколько человек мне авторитетно заявили, что это полная чушь, горелка не рулез, и надо пользоваться портативным грилем. Я упрямо горелку привёз, и даже один раз ей воспользовался, без особой надобности, исключительно чтобы доказать себе и миру, что это быстрее и удобнее, чем одноразовый гриль, особенно на ветру и/или под моросящим дождём. Доказал… но главное доказательство получилось в другом: самое быстрое и самое удобное - это питаться бутербродами и скиром, взятыми с утра из дома. Ну или ту же баранину пожарить дома и взять с собой, а в поле её только разогреть. Ещё альтернатива: в любом мало-мальски популярном туристическом месте обязательно будет ларёк с бутербродами, а то и целая кафешка, а то и не одна. (Это, правда, не всегда относится к локациям в центре острова). Будет это, понятно, ощутимо дороже, но как вариант можно иметь в виду.
МашинаМашину рентовал в конторе
Icerental 4x4. Отзывы на неё были… гм… разные, но всё-таки не поголовно отрицательные, и я решился. Потому что:
1. Цена. У “лидеров проката” цены были изрядно выше
2. Принимают American Express. И не просто принимают, а дают возможность отказаться от их страховки. У меня на AmEx primary car rental insurance, и я всегда плачу им за рент. Так вот, это одна из немногих контор, которая поддерживает подобную схему
3. И вообще мне очень понравился их customer service: и когда я ещё только с ними переписывался, и когда уже потом общался лично. Весь персонал - молодые приятные ребята
А вот с машинами не так все хорошо. Мне досталась Toyota Rav4 со 150 тыс. пробега и с механической коробкой, хотя я бронировал с автоматом. Более того, мне сказали, что RAV4 автомата у них никогда не было, хотя я точно помню что было два месяца назад, когда я бронировал, так как я долго не мог решить, что лучше: RAV4 или Vitara, обе были с автоматом. Состояние машины было ок на первый взгляд, хотя и было видно, что она уже хорошо побегала. Особенно по кузову. Правда я счёл это скорее плюсом: навряд ли кто-то будет считать каждую новую царапину среди десятка таких же других, уже существующих. Проблемы начались на третий день. Загорелся индикатор “низкий уровень масла в двигателе”. Машина ехала нормально, но на следующий день предстояла моя первая F-road, не хотелось начинать с такими вводными. По счастью, мы в этот момент как раз ехали на вулкан, то есть от рентовки полчаса. Я позвонил им они предложили подъехать, и без лишних проволочек заменили машину. На такую же, только 180 тыс. километров пробега. Несмотря на это, она ехала ощутимо лучше, но на следующий день сломался стеклоподъемник левой задней двери: стекло не держалось и все время опускалось вниз. Были мы уже далеко, починили подручными средствами: заклинили стекло бумажками. Ещё через день начал через раз срабатывать дистанционный замок, наверное батарейка в ключе села. Но поскольку мы уже заканчивали путешествие, то решили уже ничего не предпринимать.
Инспекция при возврате была совершенно формальная. Как я и предполагал, никто новые коцки не считал - дядя мне прямо заявил, что их интересуют только крупные повреждения, пару раз заглянул под днище - этим все и кончилось.
В общем мой личный опыт оказался таким же неоднозначным, как отзывы. Но в целом я не жалуюсь: да, проблемы были, но решались оперативно и профессионально. А машины у меня ломались и раньше, в более крутых компаниях и с сильно меньшим пробегом.
ПарковкиНаверное 90% парковок в стране бесплатные. Исключение составляют Рейкьявик и некоторые достопримечательности. Платная парковка обозначена заметно, и на ней обычно имеется паркомат, где можно платить карточкой. Но на периферии не всегда. Для оплаты нужно либо приложение Parka, либо вообще какой-то местный веб-сайт. Что может создавать проблемы, если нету интернета. Если цена фиксированная (как например на вулкане), Park-ой можно заплатить заранее, при выезде из дома, оплата действует целый день.
Навигация автомобильнаяВ путешествии активно пользовались Google Maps и maps.me. Вывод: к обоим должна прилагаться голова водителя. Пока ездишь по асфальту - разницы нет, Google Maps наверное поудобнее даже. Но как только где-то начинается бездорожье, оба могут чудить, причём по разному:
Google постоянно норовил “срезать” асфальтированный путь по каким-то просёлочным дорогам, с предсказуемым результатом: “у них было время, и они решили срезать”.
maps.me почему-то игнорировал какие-то отдельные неасфальтированные дороги, и хотя они у него на карте были, маршрут по ним не строил, а делал какие-то жуткие объезды по другим неасфальтированным дорогам, увеличивая время в два раза.
Общий вывод: вдоль единички можно пользоваться чем угодно, если же едешь вглубь, нужно чётко представлять себе правильный маршрут, чтобы не дать программам тебя запутать. Желательно также заранее знать где участки с асфальтом, а где нет. На road.is (главный исландский дорожный сайт) есть
карта всех дорог по типам. Она правда датирована 2017 годом, но ничего новее я не нашел. F дороги, по которым мы ездили, хорошо документированы: есть номера, на развилках указатели и т.п.
Навигация пешеходнаяТут я сравнивал сразу три программы: вышеупомянутый maps.me, Gaia GPS и AllTrails. С точки зрения документированности они все одинаково хороши: все тропы и все дороги имеются. maps.me ещё и знает все магазины и любые другие точки из Гугла. Но есть нюансы. Они не относятся к Исландии, а вообще являются особенностями этих программ.
1. maps.me - народный фаворит. Бесплатный, работает оффлайн, строит маршруты по типам (машина, велосипед, пешком). Но будущее его туманно: его постоянно кому-то продают-перепродают, и последний владелец уже предпринял попытку его убить. Пока все вернули назад, но непонятно, когда это произойдет в следующий раз. Кроме того, она не очень виуально наглядна, когда показывает рельеф, для кого-то может мелочь, но меня всегда бесит
2. Gaia GPS - коммерческий проект, очень хорошо проработанный и красиво сделанный. Есть куча разных слоев для карт, включая всякую экзотику типа задымленности от пожаров. Очень удобный планировщик маршрутов: можно сделать домашнюю работу в браузере, экспортировать-импортировать в разные форматы и иметь готовую копию под рукой в телефоне. Работает оффлайн, но только в платной версии, которая, впрочем, не очень дорогая: базовая цена $40 в год, и постоянно бывают всякие скидки. Я бы полностью перешел на Gaia, если бы у нее не глючил планировщик маршрутов в оффлайн режиме, который через раз просто рисует прямую линию между двумя точками, вместо того, чтобы строить маршрут вдоль дороги или тропы
3. AllTrails - это не навигатор в полном смысле этого слова, а, скорее, каталог трейлов. То есть ты можешь посмотреть, какие трейлы есть в данном месте, изучить из характеристики и почитать свежие отзывы людей, что может быть очень полезно. Можно сохранить любой трейл для оффлайн использования, но тоже только в платной версии.
Мое резюме - maps.me пока все еще без равных, но как только в Gaia доделают нормальный планировщик маршрутов - перейду на нее полностью.
Исландский языкЕще одна вещь, которая всех вгоняет в оторопь. Но я просветлился, и вам расскажу трюк: достаточно только начать читать букву j не как “дж”, а как “й” - как мгновенно язык становится легкопроизносимым и даже мелодичным. Некоторые географические названия правда все равно с первого раза не прочитаешь, но всякие бытовые слова - в легкую! А потом и названия пойдут: Керлигарфьель или Киркъюфельфосс я умею произность легко и без запинки! А потом еще научиться читать ð как “д” и Þ как “т” - и вообще отвал башки. Я знаю, что технически это неправильно, но помогает распознавать многие слова, которые часто имеют схожий по звучанию аналог в английском или в русском! Смотрите сами: lamb - баранина, svin - свинина, brauð - хлеб, mjolk - молоко, bjór - пиво и т.д. и т.п.
ФотографииПри подготовке маршрута очень сложно мне было оценивать фотогеничность мест по чужим фотками. Картинки из топа гугла, понятно, не работают, так как они все красоты неописуемой, и шансы увидеть что-то подобное просто походя, оказавшись в случайное время в случайном месте, стремятся к нулю. Фотки обычных людей создают обратное впечатление: поскольку они почти все сняты как минимум в пасмурную погоду, а как максимум в проливной дождь - то создают негативный эффект. Я, например, до последнего не понимал, нужно ли мне в Landmannalaugar, и только оказавшись там сам (кстати, тоже под моросящим дождем) смог оценить всю грандиозность этого места. Так что мой вам совет - наплюйте на чужие фотки (и на мои в том числе) и ориентируйтесь по описаниям.
ДронС одной стороны, Исландия очень лояльно относится к владельцам дронов, это одна из редких стран, не требующая регистрации для дрона, которая обычно доступна только резидентам. Надо только наклеить на дрон наклейку со своим именем, адресом и телефоном. С другой же, практически в любом мало-мальски популярном месте летать запрещено. И если я могу понять, почему нельзя летать в нац. парках (хотя территория Vatnajökull - это чуть ли не четверть острова) или там над Скогафоссом, то почему нельзя летать на Хайфоссом или Киркъюфельфосс - на этот вопрос у редакции ответа нет. С третьей стороны, народ активно забивает на заперты и летает, и я ни разу не видел, чтобы кого-то за это наказывали. Но лично мне, например, не хочется играть в такую лотерею с законом в чужой стране. Поэтому я летал только там, где можно. На первый взгляд кажется, что это не так интересно, но это только на первый взгляд: природа Исландии совершенно чумовая везде и, например, на юге вдоль первой дороги достаточно и крышесносных ландшафтов и мест для остановки. А дорога в Landmannalaugar по черным лавовым полям как бы не покруче самого парка, и на пути есть несколько больших красивых озер… Короче, не ограничивайте свою фантазию полетами над Скогафоссом и ледяной лагуной.
Мне кажется, на этом все. Ну а теперь будут слайды.