Поскольку подробный отчет об острове я уже писал, то лишь добавлю те изменения, что случились с Мативери.
Самое главное, что случилось - популярность и постоянное течение. К сожалению, постоянное течение делает свою работу по вымыванию песка и береговая линия немного изменилась. Нет больше ровного захода, на линии прибоя резкий перепад по "чуть ниже колена". Что, как вы понимаете, исключает Мативери из списка безопасных для маленьких детей. Более того, сильно вымыло камни в этой зоне, и в мутной воде прибоя, если такова погода, то легко можно упасть босой ногой в камни. Удовольствие ниже среднего. Начало прибивать морских ежей ночами. Пошли кошмарить крабов, смотреть планктон и просто смыть пот, и спасибо фонарю! их мало, но если "повезет", отдых будет серьезно испорчен.
Сильно прибавило течение. иногда стоять в воде по грудь просто нельзя. Тянет неумолимо. Хитрости типа хвата за камни не помогают, камни переворачиваются через какое-то время. Зависнуть не получится, это постоянное движение и выматывающая борьба с течением. С нами были друзья, семья, через час они выдыхались и шли домой. Обратная дорога зато быстрая выходит. Скаты перестали приходить под вечер к берегу. Возможно причина в погоде.
Более менее спокойно лишь ранним утром. Но другая проблема - завтрак теперь строго по расписанию. Перенести попозже не хотят. И это плавно нас подводит к другой, более серьезной "проблеме" Мативери - популярность. Стало невообразимо много народу, туристов в смысле. И это все изменило. Первое - местные стали ленивее и наглее в плане цен. Собственник ресторана (как он его сам назвал) Второй Дом пожаловался, что раньше они (местные) закупались для себя по ценам для себя. Сейчас все знают, что это тур-остров и цены закупочные поднялись в три раза. Тут я не знаю, фигура ли речи или статистика, но сок апельсина (сок, вода, лед) стоит более 3 долларов. Впрочем, любой "сок" стоит столько. Местные сдались и отдали практически весь южный пляж под бикини. Многие туристы, правда, не парятся и ходят как хотят везде. Местные терпят, ясно дело. Самое неприятное, что качество услуг не выросло ни на йоту. Сноркали в районе выхода из порта и с удивлением узнали, что сюда за деньги возят сноркать. Пришли, скинули рыбу, скинули туристов, скинули еще рыбу, подождали 10 минут, забрали туристов. Все... Туристы за свои доллары посмотрели на то как хирурги рвут рыбу. Ну и пару теней акул нянек внизу. Хотя уверен, и эти тени видело лишь пару человек.
Пытался договориться о дайвинге. Рядом три центра, два на резортах Гангехи и Ника Айленд, и на Бодуфолуду Лагуна Вью. На Мативери живет Фазиль Ибрагим, работающий в Лагуне. В переписке договорились. Цены, кстати, в Лагуне самые адекватные, на Гангехи впарили еще сверху дайверскую страховку и цену за дайв подняли. Ника честно отписалась, что чужим +10%. Но страховку хоть не впарили. Ника, которая вообще рядом, отказалась забирать меня с Мативери - надо дайвить? Езжай к нам сам. Гангехи предложили лодку 100 баксов за 5 дней, десять баксов в одну сторону выходит. Не очень ласково, но вы всегда можете нанять местных, сказали они. И итоге, несмотря на пакет из 10 дайвов, цена за один вылезла выше 100. Что-то из прошлого подсказало мне, что оно того не стоит. Что там с Лагуной я так и не узнал. Фазиль пришел, увидел снарягу, сертификаты, планы...сказал, что ответит и пропал. С концами. Все сообщения читает, но молчит. Ему местные писали, отписывались мне, что он им обещал написать мне, но... Потом мне показали как он возит снорков на своей моторке по местным банкам и подозрения подтвердились - такие клиенты ему не нужны. Мороки много. То ли дело "опята", макнул тут недалеко на полчасика и денежка в кармане. Терять со мной полдня ему не улыбается. А клиенты на всякое УГ тут всегда будут. Мне тут один делец похвастал, что завез 45 постояльцев к себе, и заодно предложил 5кг рыбьей требухи за 20 баксов. Вот зачем ему я? И так все. Магазинов с одеждой и сувениркой осталось два. Один из них простоял 1,5 недели с надписью "открыто" на разных языках, включая наш родной. Ему звонили. А толку?
В общем, какой турист, такой и сервис. Зачем напрягаться, если в какой-то кафешке (Коба Чан) , где неспешно обслуживают ужасным рисом, дошиком, бургером (на фото все красиво, как и в описании), которые есть стремно, тебе турист пропоет дифирамбы о вкусной еде? Если 25летний пацан рисует сердечки на песке и шлет поздравления своей любимой с днюхой. Двадцать пять лет парню! Серьезно? Так что вы можете хоть как угодно доставать управляющего, что у вас после пляжа в ванной вода стоит, они лишь разведут руками - высокий прилив. А то, что в соседних номерах, похоже, прилив не такой высокий, уже никого не волнует. Ты говоришь - давайте пообедаем сегодня, а тебе отвечают - надо было утром говорить, сейчас невозможно. А когда утром на следующий день говоришь, то тебя спрашивают - а зачем тут кушать? идите в ресторан/кафе. А когда в очередной день пишешь управляющему и обед организуют, отгадайте меню. Дошик с консервой из взорванного тунца, чуток капусты и моркови в качестве салата, подгарнировкой к дошику, и два шарика мороженного. Все это за 10 баксов на человека. Ну более прямого ответа "не хотим вам готовить" было сложно ожидать. Зато требования к распорядку, все, что не успел защитить - уносят, протирают по линеечке, видать мужика с ОКР нашли где-то. Попросили для ребенка пустую миску - ему не принесли десерт. Логику улавливаете? Отель на 6 комнат, а управленцев - 3 человека + повар. Через две недели, кстати, вкус воды изменился. Клятвенно заверяли, что точно такая же. Забыли, видать, что мы - дети пресноводья.
И да, про канализацию, ее как скидывали в воду у пляжа, так и скидывают. Но туристов стало за сотню, а то и не за одну. Так что труба "дымит" не переставая и порой запашок в воде ощущается, ходили мы к Финолу плавать, по старой памяти...