А вот овраг внизу - и, как обычно, масштаб не передаётся, а ведь высота здесь достигает 10 метров!
Кстати, при ходьбе вибрации моста чувствуются, но это совершенно в порядке вещей: любые подобные мосты, как и шпили высоких зданий, должны иметь некую амплитуду колебаний - как раз именно это и делает их прочными. Но всё равно, зная это умом, я каждый раз поражаюсь: ведь одно дело - идти по какому-нибудь хлипенькому подвесному мосту и качаться вовсе стороны, и совсем другое – ступать по основательной на вид конструкции и ощущать, как она начинает "дрожать" под ногами...
...
Не самой броской, но, пожалуй, наиболее уникальной достопримечательностью Кронштадта являются ... чугунные мостовые, единственные в России (мосты не считаем!) и, возможно, единственные сохранившиеся в мире (по крайней мере, в Европе - точно). Они появились с "лёгкой руки" управляющего Кронштадтским Пароходным заводом инженера-механика Александра Ивановича Соколова (тут надо сразу сделать одно пояснение: во многих источниках почему-то называется фамилия генерал-майора В. П. Лебедева, но он всего лишь руководил строительством завода, и то на начальном этапе, в 1846-1848 годах, а открылся завод в 1858-м, и его первым управляющим стал как раз А. И. Соколов), который, побывав незадолго до этого в Америке, "подсмотрел" в Нью-Йорке и Бостоне "диковинные" мостовые, покрытые чугунными округлыми плашками, и решил опробовать эту технологию в Кронштадте. Тогда подъездная дорога к Пароходному заводу была вымощена булыжником и быстро приходила в негодность - во-первых, из-за большого потока не самых лёгких грузов, а во-вторых, под булыжники постоянно проникала вода (климат в Кронштадте, как известно, далеко не сухой), подмывала почву, и дорога быстро становилась ухабистой.
Соколов приказал отлить в заводской литейной мастерской чугунные плашки наподобие американских, но усовершенствовал их конструкцию, добавив "ушки" и выемки, которыми они сцеплялись друг с другом, образуя нечто вроде "кольчуги", что делало дорожное покрытие ещё более прочным. Такое мощение показало себя с самой лучшей стороны, и в 1860 году великий князь Константин Николаевич, бывший тогда в чине адмирала в должности управляющего флотом и морским ведомством на правах министра, поручил начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую на местах с оживлённым движением транспорта - таковым стал отрезок дороги длиной 160 метров вдоль адмиралтейской территории у Пенькового моста. Ожидания оправдались, новое покрытие успешно выдержало все нагрузки и зимние морозы, и городские дороги начали мостить "чугунными кружевами".
Технология укладки была предельно простой: примерно на 15 сантиметров снимали верхний слой дороги, на эту же толщину насыпали гранитный щебень, утрамбовывали и сверху укладывали чугунные плашки, сцепляя их между собой. Потом зазоры засыпали щебнем, снова утрамбовывали - и получалась ровная и прочная дорога, которая устойчиво держалась даже на болотистой почве острова.
Правда, стоимость такого покрытия была высокой, но оно практически не изнашивалось и не требовало ремонта, и в масштабе более-менее длительных сроков оказалось вполне рентабельным и даже выгодным. Любопытно, что когда в 1884 году возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних мостовых, на что был получен ответ, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".
Кронштадтские чугунные мостовые прослужили около 80 лет и прослужили бы ещё больше, возможно, и до наших дней (покрытие возле Пенькового моста доказывает это), но началась Великая Отечественная война, и Кронштадт получил военный заказ на изготовление миллиона противопехотных и противотанковых мин. Заказ не обсуждался, но где взять сырьё в таком количестве? А оно оказалось под ногами, и большая часть чугунных мостовых пошла на переплавку... До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент близ всё того же Пенькового моста и - под вопросом - на краю Якорной площади ("под вопросом" - потому что мне доводилось слышать, что мостовая на Якорной площади - чистый новодел, воссозданный в намного более позднее время).
Кстати, в Америке чугунные мостовые тоже не сохранились: в Чикаго и Детройте их разобрали во время Второй мировой войны, а уже после неё - в Нью-Йорке, Бостоне и других городах. Так что кронштадтская чугунная мостовая является если и не единственной в мире (что не исключено, надо изучать этот вопрос), то в любом случае уникальной, и в России ничего похожего на неё больше не существует.
До Пенькового моста мы ещё дойдём и там увидим аутентичное "кружево" середины 19 века, а на Якорной площади близ Морского собора мостовая выглядит так (пишут, что здесь использовано около 15 тысяч чугунных плашек):
Сколь непривычно, столь и классно, не правда ли?
А такие не менее "кружевные" фонари украшают площадь: