Вопрос с картой оказался достаточно сложным. Дело в том что GPS навигация в Египте была разрешена относительно недавно, поэтому, скорее всего (но может я и ошибаюсь), нормальных точных карт всей страны не существует. Либо существуют где-то платно и были недостижимы на момент подготовки к поездке. Все карты для Igo, которые были найдены, подробно знают север страны (Каир и Синай), но юг оканчивается дорогой к Сафаге. Некоторые предшественники использовали карты QZI, которые самостоятельно клеили, но в сети я их не нашел, а заниматься созданием было лень. Найденные сборки для Garmin были совсем старые и полупустые, но они уже знают дорогу от Сафаги до Люксора. После долгих поисков и помощи форумчан (Ryslan1, Alexkot) была найдена сборка, которая, как оказалось, является лучшей на этот момент по югу Египта (из доступных).
Где брать авто… - в Хургаде представлены как международные rent-a-car конторы, так и несколько локальных. Вот небольшой список с телефонами , который был найден где-то на форуме (актуальность не проверял):
Avis-0653447400
Coupe-0121663389
CRC-0653463366
Easy Way-0653445209
El Gouna Limousine-0653580061
Maneuver - 0122244743
Sloppy - Group - 0653441755, 0181735735
От локальных контор мы сразу отказались. Да, понимаю, что, теоретически, их услуги были бы дешевле на 10-20%. Но на другой чаше весов было бы подписание какого-нибудь нестандартного договора на арабском, обязательная торговля за цену и непонятка со страховками и ограничением пробега. Ну и техническое состояние автомобиля (есть ничем не подтвержденное мнение что у крупных зарубежных контор машины в более лучшем состоянии чем у локальных).Хотя, при путешествиях по Европе, абсолютно спокойно беру машины локальных прокатчиков- это реально выгодно.
Египетский AVIS предлагает авто с ограничением суточного пробега, поэтому даже и не рассматривался. Мы выбрали Europcar. Машина нам нужна была на сутки (поздно вечером забрать и поздно вернуть), поэтому цена получалась не самая сладкая. Но что порадовало, так то, что если вы обладатель карточки FLYINGBLUE (KLM) , то вам дают 10% при прокате. А если имеете карту A-CLUB (Accorhotel) , то вам положена скидка в 20%. При полученной скидке в 20% разница между RENAULT CLIO (1.4, механика) и CHEVROLET OPTRA (1.6, автомат) была меньше 10 евро, поэтому решили брать Шевролет. Сутки проката (пробег без ограничений),с полной страховкой и вторым водителем обошлись в 82USD. Подтверждение брони делали за 2е суток до предполагаемого времени выезда.
Офис Europcar в Хургаде находится в отеле Mariott. Заказ был с 10 вечера по 10 вечера следующего дня (ранний выезд в Луксор и план вернуться к ночи домой). Ну и депозит 500уе (хотели заблокировать на карточке, но оставили наличкой). Кредитку при этом даже не записали.. глянули что есть- и все… Предупредили что, если мы потеряем карточку (техпаспорт), или у нас ее заберет полиция за нарушения – удержат 150 баксов.
Машинку получили не особо новую, с многочисленными потертостями и царапинами на бамперах и крыльях. Было уже темно, и прокатчик просто обрисовал все края машины на картинке, проверил топливо (по правилам должен был быть полный бак, но была лишь половина), предупредил, чтобы заливали бензин (super- аналог 95го) и вернули машину так же с половиной бака, дал карту Хургады и помахал ручкой. До отеля добрались без приключений, при въезде на территорию охрана просто посмотрела браслеты отеля и пропустила (обычно при заезде чужого авто или такси – забирает техпаспорт и права).Ночевала машина на парковке отеля бесплатно.
Рано проснувшись и забрав предварительно заказанные сухие завтраки, мы выдвинулись в путь. Автобусы покидают город где-то в 4:50 -5:00 утра, но мы пока пили чай и грабили уже накрытые к завтраку столы в ресторане с целью увеличения запасов еды- они уехали… Начало светать, поэтому ехать на подфарниках как местные, не составляло труда. На посту перед Сафагой, бравые вояки, увидев нас, просто махнули рукой… При подъезде к Сафаге навигатор начал настойчиво предлагать куда-то съехать (новая развязка), но на дороге много указателей на Кену ( Qena ), поэтому заблудиться там сложно. Участок дороги между Сафагой и Кеной идет в гористой местности, но крутых подъемов и резких поворотов (как, например, на крымском побережье) там нет. Дорога достаточно широкая, на некоторых слепых поворотах идет небольшая канава между направлениями движения( чтобы якобы исключить выезд на встречную), что таки не помешало нам увидеть как один грузовик обгонял второй, пропустив эту канаву между колес…
Где-то на половине этого отрезка пути расположен небольшой поселок, в котором все автобусы делают небольшую остановку. В этом же поселке находится ЕДИНСТВЕННАЯ заправка которую мы встретили по дороге от Сафаги. Там и решили заправиться… Старинные колонки с циферблатами как там, я помню были году в 1988 на заправке между небольшими райцентрами на Черкащине, где дед заправлял свой Москвич. Командовал на заправке колоритный араб, который, пока мы стояли на въезде, решая к какой колонке подъехать, заправлял солярой грузовик с тростником. Закончив сие занятие, он рукой махнул на одну из колонок, на которой висела картонка с написанным арабской вязью числом 90. Помятая о рекомендации прокатчика заправляться 95м – попробовали объяснить заправщику что нам надо. Наши пожелания он понял, но продолжал что-то говорить и махать на колонку. Мы отказались, и на простой вопрос где 95й бензин- он махнул рукой на дорогу и сказал что в Кене. Делать было нечего и мы, двинули далее…
Как я уже сказал, в этом поселке все автобусы делают остановку на 20-30 минут. Благодаря этому, мы оказались практически в голове колонны и до Кены проблем с обгоном автобусов не имели. На одном посту таки остановили и, глянув техпаспорт и мои права, спросили : “ РУСИ ?” Особо не заморачиваясь на рассказы откуда –просто кивнули головой.. документы вернули и напоследок их постоянное “Вэлком ту Ижипт”..
Заправка оказалась в середине Кены, в районе моста по ходу слева. Выглядела прилично, но и там 95го бензина не оказалось… пришлось таки лить 90й. Стоимость литра – 1.75 фунта. Как впоследствии оказалось- наши опасения за качество бензина были напрасными, машинка нормально переварила и этот.
Пока мы заправлялись, колонна автобусов догнала нас и , далее, пришлось двигаться вдоль канала в достаточно плотном потоке. Несмотря на отмену конвоев, утром на время прохождения автобусов в каждом населенном пункте и на перекрестках присутствует полиция (или вояки), которые перекрывают движение со второстепенных дорог, тем самым ускоряя движение колонны( в среднем 90-110км/ч ).
При въезде в Луксор, автобусная колонна стала распадаться, и мы решили, чтобы не терять время с навигатором, пристроиться за первым попавшимся, который, в любом случае, выведет нас к достопримечательностям. И первой остановкой оказался Карнакский храмовый комплекс.
Въехать на автобусную стоянку нам не разрешили, благо перед шлагбаумом слева находится полупустая стоянка для машин, такси и, как не странно, карет. Вот на ней мы оставили машинку ,и, захватив с собою воду, двинули на осмотр храма. Билеты (65LE) покупаются в кассе, которая находится на выходе справа ВНЕ здания, в которое туристы попадают после автобусной стоянки. Билеты брали только на взрослых, ребенка 6 лет всюду пропускали бесплатно. Очередей в кассу не было. Там же- есть и гиды, но мы просто упали на хвост какой-то русскоязычной группе. В этом же здании ВНУТРИ находится нормальный туалет (было замечена большая очередь в те, что на выходе с комплекса, хотя 20 метров обойти –и вот тебе чистота и тишина).
Спокойно погуляв по храму сколько хотелось, вернулись к машине и решили выдвигаться на западный берег в Долину царей. Учитывая что следующим пунктом остановки у автобусов была какая-нибудь фабрика масел или музей папируса (туристический разводняк) –пришлось довериться навигатору. Ближайший мост через Нил находится южнее Луксора, и на дорогу до Колоссов Мемнона было затрачено максимум полчаса езды. На въезде в Долину царей находится будка с бравым воякой и небольшая стоянка. При попытке проехать далее- он что-то начал махать руками и показывать чтобы мы оставили машину на стоянке и далее –к стоянке автобусов шли пешком. Но я сделал вид что нифига не понял и просто отдал ему техпаспорт. Вояка что-то сказал, забрал карточку и махнул рукой. Так мы заехали на автобусную стоянку где и бросили машину. Кстати- стоянка платная… Пришел упитанный араб и обилетил за пару фунтов. Входные билеты в Долину- 80LE со взрослого. При выезде техпаспорт был благополучно возвращен и мы отправились к Храму Царицы Хатшепсут.
При заезде опять были остановлены.. На этот раз вояка более-менее на английском начал объяснять что далее- стоянка только для автобусов, поэтому необходимо оставлять машину до шлагбаума. И снова- мы ничего не понимаем, улыбаемся и машем техпаспортом. Брать не хочет… зовет коллегу в гражданском… тот тоже начинает на ломаном инглише объяснять.. но мы только по-русски. Скорее всего они поняли что нас проще пропустить, чем что-то объяснить, забрали карточку и махнули… типа в самый конец. и не надолго… Стоянка бесплатная. Входной билет 30LE плюс по 2 LE за паровозик до храма.
После Хатшепсут, по дороге посетив Рамзессум (тоже достаточно любопытное место -30LE за вход), мы решили отправиться обратно на правый берег. И – заблудились. Переехав Нил и полностью доверяя навигатору – скорее всего пропустил поворот на дорогу, которая идет с центра Луксора вдоль берега. А навик повел, как потом поняли, по окружной. Вот едем-едем, и понимаем что надо сворачивать налево в направлении Нила, т.к и город и достопримечательности остаются слева. И на какой-то развилке мы повернули… Навигатор умер сразу- дороги не знает. Асфальт закончился через пару километров. Начался город- но вот какой (Луксор или пригород) – нигде не указано. Была идея ехать постоянно прямо, т.к. рано или поздно мы бы вышли к набережной Нила или к нужной дороге. Ветка железной дороги разрушила эти планы, и мы вынуждены были заехать в жилые кварталы. Это было нечто… Грунтовка, местами щебень, узкие улочки, сохнущее белье, ослики с телегами, дети, играющие на дороге, местные жители … и мы такие туристы с двумя девушками сзади. Шансов развернуться нет- улочки слишком узкие. Иногда было ощущение, что местные впервые видят туристов на машине - думаю аналогично что например увидеть негра на тракторе где-то в глубинке Украины. Во всяком случае - абсолютно все смотрели вслед. Сделав круг, нам удалось вернуться на окружную и потеряв более часа (объезжая город и возвращаясь), мы, наконец, попали обратно в центр. Пофоткавшись и перекусив в Макдональдсе (увы не было времени искать что-то приемлемое) –отправились в обратный путь.
Обратный путь был намного тяжелее – на участке до Кены наблюдался очень плотный трафик и машин и автобусов, при этом второстепенные дороги были открыты и иногда выезжающие ослики или трактора напрягали в сумерках. Когда стемнело- стало еще веселее – дальний свет в морду- любимое занятие арабов. При этом до последнего идет на синих подфарниках, и уже непосредственно перед тобою включает дальний, что делает обгоны автобусов при такой видимости – крайне стремным занятием. Да и автобусы в обратку топили 120-130.. иногда соревнуясь, кто из них быстрее и отважнее… и так до самой Сафаги. А далее раздельная трасса и периодически фонари освещения. Где-то на участке между Сафагой и въездным постом Хургады- при скорости порядка 140 км/ч – слева по ходу движения какие-то два араба в форме бросились махать то ли жезлом, то ли руками- видно было плохо, да и темно. Но у одного в руках была хрень, похожая на наш старый радар скорости в виде фена. Может я конечно ошибся и это была не полиция, но, учитывая что шел на дальнем да и быстро – решил не останавливаться. На посту никто ничего не сказал.
Когда сдавали машину –прокатчик просто проверил уровень бензина и бегло глянул внешнее состояние, хотя на форумах ходила инфа о том, что были случаи придирки к каждой царапине. Думаю сказывается то что была полная страховка ну и солидная контора. Залог вернули теми же самыми купюрами.
Благополучно добравшись в отель на такси, мы хорошо отметили окончание нашего первого самостоятельного вояжа по Египту. Черт оказался не таким страшным как его рисовали – и если есть желание и смелость, то даже такую , ориентированную на организованный отдых страну, можно рассматривать в качестве объекта путешествий на автомобиле. И, думаю, при следующем визите в Египет –обязательно продолжим освоение местных дорог ( Асуан с ночевкой).
Финансы… организованная поездка с Хургады в Луксор у Тезтура стоит вроде 80уе со взрослого+40 с дитя. Нашей компании (4взр+1д) она бы обошлась в 360USD. Наши расходы на трип:
Rent - 82
Бензин -20
Билеты -155 (с посещением Рамзессума)
Еда… MD
Итого порядка 280 уе
Т.е сказать что много сэкономили- нельзя, но без обязательного посещения фабрик и магазинов, комфорт передвижения в автомобиле (важно для ребенка) + полная свобода действий. Так что- рекомендуем!