Это моё первое самостоятельное путешествие. В Китай мы решили поехать с мужем в свадебное путешествие. Китайский язык совсем не знаем, английский – на уровне простого разговора. Бюджет поездки – 300 тыс. руб. (при необходимости можно уложиться и в меньшую сумму, нам просто хотелось красивого незабываемого отдыха на широкую ногу). Решили ехать на поезде, так как не доверяем безопасности самолётов, ну и плюс очень хотелось проехать через всю Россию, прочувствовать масштаб страны и конечно же увидеть о. Байкал.
Подготовка
Неоценимую пользу в разработке маршрута и на всём протяжении поездки мне оказал путеводитель Rough Guides. В нём очень подробное описание всех городов, с рекомендациями по достопремечательностям, с картами, номерами автобусов, ценами на входные билеты и т.п. Единственный недостаток - перевод на русский сделан в 2010 г., а вот данные в ней от 2005 г. Но на удивление больших нестыковок у нас не возникло, в основном изменились только указанные цены.
Банковские карты
Мы оформили для безопасности 2-е карты: одну ВТБ24 (1% от суммы или мин. 200 руб. за снятие) – electron, вторую – в Райфайзен (150 руб.+0,5% от снятой суммы) – classic, чтобы точно не возникло проблем со снятием денег. Выбор банков сделан на основе моего субъективного представления об их надёжности и приемлемых % за снятие.
Виза
Визу оформляли через агентство, для 1-ой поездки я не решилась сама идти в консульство. Оформляли 2-х кратную визу (каждая на 30 дней, 1-я закрывается при въезде в Гонконг, 2-я открывается при выезде). Стоимость – 5500 руб./чел. при сроке оформления -5 дней. Агентство нашли просто по интернету (artchina.su), очень смутило, что офис – одна комната и один сотрудник, но всё сделали без проблем.
Транзитную визу через Монголию оформили самостоятельно без проблем. На сайте консульства скачали анкету, заполнили, сдали и через 3 дня получили визы. В консульстве ни при подачи, ни при получении не было ни одного человека. Стоимость – 2100 руб./чел.
Билеты
Стоимость - 16 тыс.руб./чел в одну сторону. Билеты покупали за 2-е недели до отправления (продают за 2 мес., но у нас ещё не были готовы паспорта). О наличии билетов можно узнать только в международных кассах Ярославского или Белорусского вокзала. В агентствах эти билеты не продают, за исключением нескольких специализированных). Рекомендую покупать на Белорусском вокзале, так как на Ярославском полный бардак: в день когда мы приехали международные кассы просто не работали, так как заболел кассир и даже в справочной сказали, что не понятно когда будет работать. Изначально мы планировали ехать до Иркутска, чтобы посетить Кругобайкальскую железную дорогу. Но в кассе нам объяснили, что билеты Москва-Иркутск есть, а вот Иркутск-Пекин купить нельзя, так как они продаются только в Иркутске по определённой квоте или уже после отправления поезда из Москвы. Мы решили не рисковать и купили прямые билеты Москва-Пекин на поезд № 43. Существует 2 поезда Москва-Пекин – российский № 19/20 ЧЩ и китайский № 43Щ. На каком-то форуме я вычитала, что китайский поезд лучше российского - это не правда. Вагоны нормальные, но бельё застиранное, полотенце не дают, проводники не убираются, единственный плюс - б/п завтрак и обед на территории Китая. Из Пекина в Москву ехали на российском – он новый фирменный, состав был закуплен специально к Олимпиаде). Разглядывая билеты дома, мы обнаружили, что маршрут нашего поезда проходит через Монголию. Сдавать билеты не хотелось и мы решили оформить транзитную визу через Монголию.
Билеты по Китаю
Расписание поездов и цены на билеты я изучила на сайте http://www.travelchinaguide.com , после чего подготовила и распечатала карточки на китайском для каждого переезда с указанием пункта назначения, номера поезда, времени отправления, классом вагона, стоимостью билета. Таким образом, для покупки билета, я подходила к кассе и просто передавала карточку.
Страховка
Изучив несколько статей, я сделала вывод, что особой разницы в выборе страховой компании нет, так как все они работают, как посредники международных корпораций. Выбор был сделан в пользу компании РОСНО, так как стоимость полиса у них оказалась ниже остальных, ну и вроде компания солидная. Страховка на 80 дней обошлась в 1500 руб./чел., к счастью мы ей так и не воспользовались! Важно при покупке полиса отказаться от доп. стоматологических услуг, так как экстренное обезболивание 1 зуба входит в стандартную страховку (а в доп. 2-а зуба и ещё какая-то ерунда вроде консультации, т.е. плановое лечение всё равно не входит). В офисе страховой мне по умолчанию включили это дополнение, не спросив нужно мне это или нет; и без лишних вопросов убрали, когда я это заметила.
Гостиницы
Все гостиницы бронировали без использования кредитной карты через сайт elong.net (есть гостиницы которые требуют подтверждение с помощью карты, но их минимально). В Москве была забронирована только гостиница в Пекине, остальные бронировали уже в Китае по мере продвижения по маршруту. Бронь и цены на гостиницы всегда соответствовали.
Последние штрихи
С собой взяли минимум вещей (и те в основном на выброс) в надежде основательно приодеться; и даже решили, что покупать нетбук в России, это как в Тулу со своим самоваром...это было большой ошибкой!
6,5 суток до Пекина
Первое, что нас удивило в китайском поезде – чистое бельё было уже заправлено и благодаря этому в купе меньше пыли, но к сожалению полотенце не предусмотрено. Весь вагон был полон иностранцев. Мы были просто ошарашены, когда зашли: они все общаются, веселятся, а мы просто рот раскрыли от неожиданности. Билеты купили на верхнюю и нижнюю полки (по привычке, как обычно на юг берём, чтобы и мы и нам не мешали), но сразу не сообразили, что поезд идёт полупустой и если брать 2-а нижних, то верхние никто не купит (цена на международные рейсы одинаковая на верхнюю и нижнюю полки). В итоге в купе нас было 3-е, что не так уж страшно и мы даже немного пытались общаться с нашей соседкой - пожилой немкой. На протяжении всего пути иностранцы выбегали на каждой остановке и фотографировались, нам же было не так интересно...Каждый день после обеда все направлялись в вагон-ресторан для смены обстановки и общения за пивом.
Несмотря на все опасения, время в поезде шло довольно быстро и спустя 3 дня мы были уже в Иркутске. Байкал проезжали в 4 утра, пришлось вставать по будильнику, чтобы не проспать всю красоту. Даже через стекло вагона я была потрясена необъяснимой притягательностью и величием этого места.
Днём мы прибыли на ст. Наушки – граница с Монголией. Стоянка 3.5 часа, из вагона выпускают.
Целые сутки мы ехали по Монголии. Наш вагон-ресторан заменили на очень красивый и уже с более дешёвым и вкусным пивом. Жаль, что мы так и не попробовали монгольских блюд, тогда как-то и не пришло в голову. Вид на Монголию из поезда ещё более печальный, чем на наши деревеньки, как-то уж совсем у них ничего нет.
Станция Эрлянь – граница Монголии и Китая. Документы проверили за 20 мин., вещи не осматривали. Стоянка – 4 часа, за это время меняют колёсные пары, так как в Китае колея уже. Из поезда при желании можно выйти и ждать на станции, мы же остались в вагоне и побывали в технической зоне, увидев весь процесс замены. Утром нам раздали талоны на бесплатные завтрак и обед. И вот мы в Пекине!!!