Небольшое отступление от темы. Любительские права выдаются в каждой стране уполномоченными организациями своим гражданам. В России это ГИМС. Но, насколько я поняла, с парусниками ГИМС не работает (возможно, я ошибаюсь). Во-вторых, наша страна не подписала какую-то там резолюцию 40, поэтому права, выданные ГИМС, признаются, в основном, у нас. В смысле, что не всегда зарубежные чартерные и страховые компании хотят работать с обладателем данного документа. Зато практически все охотно работают с выпускниками английской RYA и канадской (или американской?) IYT. Хотя выдаваемые ими сертификаты об окончании курсов не являются государственными документами на право управление судном (правами).
Кстати, Франция, США и Италия тоже не подписали резолюцию, но выдаваемые ими права признаются…
Не буду сравнивать RYA и IYT. Я выбрала яхтинг, потому что укачивает. Предпочла RYA, так как не владею английским, а обучение они ведут только на этом языке. И название пижонское.
Путь к мечте обычно тернист и долог. Сначала я как маньяк скупала журналы по яхтингу, затем добросовестно перечитала половину форума «Катера и Яхты», выбрала RYA и, наконец, списалась с яхтенной школой на Майорке. За месяц до начала занятий на регате наши яхтсмены что-то не поделили с испанской полицией, спор завершился мордобоем, и от яхтенной школы пришел отказ. Видимо решили, что все русские – бандиты…
Танк остановить непросто. Поиски продолжались, методические материалы скачивались, дома появились веревки для отработки узлов. И, совершенно закономерно, на горизонте возникла яхтенная школа «Topsail» и ее руководитель Евгений Комиссаров.
Теперь по делу. Сразу оговорюсь: я не могу судить, хорошо Евгений учит или плохо - не в смысле таланта педагога, а в плане объема материала и методов обучения. Мне пока не с чем сравнивать. В Москве он преподавал теорию, а практические занятия, с ним же, проходили в школе RYA «ClubYachting» на Канарах. Сертификаты выдавались этой же школой, по рекомендации Евгения.
На теории студентов было двое, на практике – пятеро.
Что касается теории.
Евгений подчеркивал, что теорию можно выучить самостоятельно. Часть курса, посвященная навигации, практически полностью совпадает с книжкой Малькольма Пирсона «REEDS Skipper’s handbook». Книгу безусловно рекомендую. Насыщена информацией для начинающих, формат карманный, издание уже шестое. Так что заказываете в RYA Training Almanac, укомплектованный учебными картами, Navigation Exercises, книгу Пирсона, инструменты и вперед. Вместо Пирсона можно использовать пособие RYA Day skipper practical course notes. У него есть одно несомненное достоинство: В Интернете можно найти перевод на русский, естественно, неофициальный.
Тем, кто считает, что все легко и просто, скажу только, что первый переход по учебной карте я рассчитывала около шести часов. Сам переход по плану оказался на два часа короче. Зато, когда после теоретической части я купила альманах REEDS, я поняла что в состоянии им пользоваться. И, кстати, вся необходимая теория в альманахе тоже присутствует, естественно, по-английски
Вторая часть курса была не такая чужеродная, что ли, как первая. Изучались Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72). Все на русском, объем материала известен, ясно, что и сколько учить. Может, поэтому все преподавалось вполсилы, а слушалось в пол-уха.
Практика.
Канары, июнь.
Это было наше первое самостоятельное путешествие. Не потому что мы ездили до этого с туроператорами. Просто читали Форум и повторяли поездку, отчет о которой нам нравился. Все знали заранее: как доехать, где переночевать, что посмотреть, сколько заплатить, что брать с собой, у кого страховаться и т.д.
Впервые был элемент неизвестности. Куда – ясно. В мечту. Канары, Тенерифе, Лас Гайетас. Ласковые волны, солнце, белоснежная яхта, мартини с оливкой. Были закуплены белые брюки, белые куртки, белые футболки, белые носочки, белая обувь (не тапочки). Полкило таблеток. Пол-литра крема от загара.
Это Серега и наша красавица.
Теперь о грубой действительности.
Скамейки «традиционно» промазаны каким-то гудроном. Большой привет белым штанам. В июне в океане как в марте в России, холодно. Вода 16-18°. Ласковые трехметровые волны перехлестывают через яхту и обеспечивают бодрость духа и крен до 22°, Ветер до 35 узлов. Джинсы, просоленные за день, ночью почти не теряют форму. За две недели мы не ночевали две ночи подряд на одном месте. Прачечная – ау!!! В маринах есть душевые, но не всегда есть горячая вода. Место с подветренной стороны у борта я оккупировала на две недели, так как таблетки по назначению действовали слабо. Зато напрочь отбивали мозг. Есть я могла только немного вечером, как результат – девушки, рекомендую – минус шесть кило.
Что касается собственно практики.
Конечно, сначала немного швартовки. Учились парковать Жигули без тормозов между Майбахом и Бентли. По паре-тройке раз попробовали. Ободрали корму, переживали страшно. Позже лично слышала, как хозяин школы резвился, что это не последний раз…
Это не очень похоже на колышки в автошколе? На свободное место Вам и надо втиснуться!!!
Поучились рулить. Поучились спасать утопающего. Причем, первая тренировка была внезапной – в океан улетела фирменная кепка. Спасли!!!
Дальнейшее обучение больше напоминало гонку. Мы носились от острова к острову, час вахты - четыре часа на попе. Пытались держать курс, правильно отрабатывать волну, поворачивать, чем дальше, тем успешнее. Какой курс, ветер, скорость? Главное - бодрый рапорт. Яхту чувствуешь? Отлично!
Инструктор верит на слово, хороший человек.
Результат.
За две недели прошли 350 миль по маршруту: Las Galletas - San Sebastian – Valle Gran Rey – El Hierro - San Sebastian – Los Gigantes - San Miguel - Las Galletas – Masca – Santa Cruz de la Palma - San Sebastian - Las Galletas.
Каждый по разу прокладывал маршрут и вел вахтенный журнал. Место в марине самостоятельно не запрашивали, но наблюдали этот процесс регулярно. Готовили яхту к переходу и приводили ее в порядок после.
Основные команды выучили. С парусами и веревками на английском и старо-голландском разобрались. За борт при нас лучше не падать. При пожаре будем читать инструкции.
Немного о расписании.
Подъем с 7 до 9, туалет, душ, завтрак (кто может).
С 10 до 12 – подготовка яхты, выход в море.
Погнали!
В 17-22 часа – очередная марина.
Уборка яхты. Поиск туалета, душа, пищи.
Santa Cruz de la Palma. В поисках кафешки.
Немного о еде. Питались по ресторанчикам. Готовят на Канарах средненько.
Учитывая принадлежность к Испании, допускаю сравнение: здорово хуже севера, намного лучше юга. По крайней мере, ту неизвестную рыбину, которую мы сами готовили на якорной стоянке в Masca, по местным стандартам можно отнести к высокой кухне… Ужинали всегда с вином (ресторанный ценник вдвое к магазинному), закуски, салат, мясо или рыба. На двоих 35-50 евро. Дневная кормежка проходила на яхте: сыр, колбаса, хамон, овощи-фрукты, йогурт, чай-кофе.
Рыбаки из нас никакие. За наживкой всю дорогу носились чайки. Грузов, наверное, маловато было.
Как Вам Канарский пляжик? Раньше я не понимала, почему все едут на пляжный отдых а на фото - горные красоты…
Это копия «Марии» Колумба в натуральную величину. Какая же она маленькая…
Практически все фотографии сделаны в безветренное время. Когда достаточно ветра для паруса – слишком много брызг для фотоаппарата. Фото на берегу сделаны тоже не в лучшее время (см.расписание), иногда в марину приходили ночью. Времени для изучения островов не было, купались всего пару раз – вода холодная.
На снимках инструктор Евгений Комиссаров и наша группа (кроме меня). Согласие на размещение фотографий получено.
И, конечно, ложка дегтя. Все, кроме меня, права получили. Так что у нас пока Серега рулит, а я страдаю, попивая мартини с оливкой. Зато уже записалась на обучение к Юрию Фадееву, в Англии. Судя по моим способностям, скоро я стану большим специалистом по русским яхтенным школам за рубежом.