Поскольку это мой первый отчет на этом форуме, хочу предупредить читателей... пишу я длинно, нудно, без подробных "финансовых отчетов"-если где-то что-то было записано в моем "кондуите", то выкладываю, а так обычно все поездки проходят под девизом :"Если не помнишь, во сколько тебе обошлась поездка, значит она удалась!" Поездки обычно удаются Фоток будет много ,возможно буду добовлять что-то со временем. Поскольку я не в каком виде не умею как-то "облагораживать" снимки, поэтому выкладываю так ,как есть
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО
Еще в 2005 году, сидя вечерком на лавочке в Пиндайе, наблюдая за молодыми людьми-персонал отеля, запускающими фейерверки, болтали с управляющим отеля.
Шел последний день так называемого "Фестиваля огней", в т.ч. знаменуещего окончание дождливого сезона и начала сухого.
Молодой человек рассказывал мне, что Бирма богата разнообразными фестивалями, проводимыми вкаждом месяце в том или ином регионе страны(фестивали обычно проходят в полнолуние). Фестивали проводятся издавна и от года в год становятся все красочнее и масштабнее.
По приезду домой, я стала искать информацию о бирманских фестивалях...перелопатила кучу инфы из инета, которой тогда было не так уж много, и больше всего запал в душу фестиваль народности нАга (ударение на первый слог). Красочные костюмы, украшения из клыков, пляски вокруг костра... Но уж больно далеко живут эти нага и вообще територия их проживания в тот период была закрыта для посещения туристов. Но с тех пор я стала мечтать, что когда-нибудь я все-таки попаду на этот фестиваль. Если чего-то очень долго хотеть, то желания могут исполниться И вот, наконец, в этом году я съездила к нага.
КТО ТАКИЕ НАГА
Нага-это народность, проживающая на територии Индии и Мьянмы. БОльшая их часть живет все-таки на територии Индии. По последней официальной статистике (уж не знаю какого срока давности), на територии Бирмы проживает около 100 тыс нага.
Для самих бирманцев нага до сих пор остаются этакими местными "дикарями", хотя со своим дикарским прошлым нага покончили повсеместно, хотя и не так давно. Нага так же называли и иногда и по сей день называют "охотниками за головами"
Откуда появились в этих краях нага доподлинно так и не выяснено. Основная версия, что пришли "откуда-то с Тибета", поскольку по "экстерьерным" и "языковым" параметрам нага-монголоиды и относятся к тибето-бирманской языковой группе.
Хотя тут тоже есть неясности. У нагов много кланов и язык каждого клана порой сильно отличается от соседних. В свою очередь, в кланах тоже есть неразбериха с языком..иногда жители одного клана, проживающие в дальних деревнях, не понимают друг друга...что впрочем и подтвердили местные, с которыми мы встречались на фестивале.
Еще одна версия, которая так же находит много подтверждений, но кажущаяся менее вероятной, то, что нага пришли откуда-то с дальних островов Индонезии, куда, в свое время, перебрались с островов Тихого океана. Подтверждением того далекого "островного" происхождения служат в т.ч. и национальные костюмы, изобилующие большим количеством украшений из морских раковин. Так же у большинства кланов в традиции строить так называемые"длинные мужские" дома с высокими крышами с задранным кверху концом конька... такие встречаются у народов Полинезии.
Еще один предмет, присутвующий в обязательном порядке практически в каждой деревне-это барабан (а то и несколько). Барабан необычен... Это выдолбленный изнутри длинный ствол особой породы дерева, с прорезанными в определенных местах отверстиями и имеющий "хвост" и "голову". Такие барабаны встречаются у островитян Тихого океана и имеют то же предназначение, как и барабаны у нага (об этом чуть позже)
"Охотниками за головами" нага стали из-за распространенного в прошлом обычая. При обряде инициации мальчиков, парнишка должен был убить "врага" в какой-нибудь деревне и принести в дом отрубленную голову. Голова высушивалась, мумифицировалась естественным образом и вывешивалась в виде украшения на стене дома. Впрочем не только головы поверженных врагов украшали жилище, но так же принято и по сей день вывешивать черепушки убитых животных, будь то дикие или домашние.
Головы рубились не только при обряде инициации... так же в процессе каких-нибудь военных разборок и в процессе всяких вылазок из серии "отомстить" . При этом "воины" изготавливали нагрудные бронзовые украшения в виде колье с изображением человеческих голов.
Сколько врагов было повержено, столько голов было на "бусиках"-см картинку(картинка не моя, взята из инета показываю ,что б имели представление) .
Обычай канул в Лету...причем каких-то 50 лет назад!!! Но об официальном запрете на убиства людей главы кланов объявили на своем собрании аж в 70-х годах... но бусики носят до сих пор .
Раз головы рубить нельзя, то наги переключились на дикое зверье. Убить тигра и повесить тигриные клыки на шею, а из клыков дикого кабана сделать колье или украсить традиционный головной убор-дело чести каждого воина нага.
Тигров в лесах стало мало, а местами и вообще эти кошки исчезли, поэтому нынешняя молодежь обходится тем, что найдется "у бабушки в сундуке". Однако пожилые нага еще могут рассказать свою историю и показать тигриные клыки собственноручно убитого тигра.
Мужику 75 лет. "Колье" выполнено из клыков дикого кабана. А на другом колье висят клыки собственноручно убитого по молодости тигра
Еще об одном диком обычае нагов...
Поскольку наги -анимисты(вера в духов убитых живых существ и всякие силы природы), то практиковались и жертвоприношения. Нага живут в труднодоступной горной местности, где пахотные земли практически отсутствуют. Обрабатываются небольшие клочки земли, которые сначала очищаются от множественных камней. Климат в горах суров (по бирманским меркам) и урожаи очень скудны. Для получения лучших урожаев, задабривались духи всяко-разными способами.
Обычно выкрадывались люди, жившие в долинах (наги жили и живут в горах), убивались всяко-разными способами-отрубались головыконечности и т.п. и кровью жертв окроплялись , например, рисовые поля...Этакий дар богам. При этом в выборе жертвы наги были неразборчивы. Здесь могли быть и мужчины, и женщины и даже дети.
Поскольку части тел жертв тоже частенько вывешивались на стенах домов наравне с головами животных и "врагов", то среди соседних народов ходили слухи о людоедстве у нагов, хотя таковое ничем не подтверждалось.
Все эти обычаи, а так же внешний вид-наги бегали практически голышом..вобщем в "бусах" и "написьниках", ну и еще с копьями..наводили ужас на соседние народы. С тех пор наги уже давно оделись, избавились от диких обычаев, но слава "дикарей" и по сей день преследует этот народ.
В свое время достаточно большую работу провели в тех краях различные христианские мессионеры. Особенно успешно поработали христиане-баптисты. Настолько успешно, что официальная статистика гласит, что более 80% нагов в настоящее время являются христианами-баптистами. Этот факт так же отразился и в народном творчестве нагов. Порой "национальные" песни, которые нага поют на своих таких вот фестивалях, прыгая вокруг костров с копьями, ни что иное, как гимны ,прославляющие Исуса.
Как я уже говорила, теритоии проживания нага в Бирме, достаточно долго были закрытым регионом. Ну во-первых, т.к. сами нага не признавали никаких границ..да и сейчас границы весьма условны(поэтому и со стороны Индии в так называемый Нагаленд не на вот тебе свободный доступ-нужно получать пермит), а так же народности, проживающие в тех краях до сих пор не совсем подчиняются бирманскому правительству (там свое правительство и своя армия), то со времен второй мировой до практически конца 90-х в тех краях иностранцев никто не видел(!!!).
Раз в год нага празднуют свой новый год. Праздник этот называется Kaing Bi . Проходит это обычно 15 января. Но все длится несколько дней. Главы кланов обычно собираются и решают в какой же день все начинать. Поскольку на данные мероприятия стали пускать туристов, то в последние годы обычно все происходит в одни и те же даты.
Такие вот праздники обычно далее продолжаются и локально в деревнях, но наиболее красочно проходят в некоем официально утвержденном на этот год месте. Выбор места так же определяется на сходке представителей кланов.
Традиция эта имеет давние корни. Ну во-первых, т.к. нага живут в труднодоступных горных районах и друг с другом редко общаются...тут уж собрание из серии "на людей посмотреть и себя показать", обменяться новостями, решить какие-то важные вопросы, а так же дать возможность молодежи познакомиться с собплеменниками и выбрать себе жениха или невесту. Для таких вот смотрин женихов/невест официально отводится последний день празднеств. Молодежь раньше селили в отдельный дом..сейчас выделяют некое место в деревне... Вступать в интимные контакты не возбраняется. Если после такого праздника девушка забеременела, то ей нужно всего лишь назвать имя отца будущего ребенка, который, в свою очередь, не вправе отпираться. Обычно после такого молодые люди женятся, но это необязательно. Ребенок признается законнорожденным, а девушка не считается опозоренной. Однако...юноша может и отказаться от отцовства В "дикие времена" это грозило ему той самой "местью" в результате которой родственники девушки должны были юношу изловить и отрубить голову. В чем нынче заключается "месть"-не знаю. Впрочем "мести" можно было избежать как и тогда, так и сейчас. Нужно просто заплатить выкуп семье девушки.Размеры и вид выкупа оговариваются семьями.
Еще хочу упомянуть о некоторых традициях. Это татуировки.
Поскольку нага бегали практически голышом, включая и женщин, то тела украшались татуировками. Тату носило информационный характер. По татуировке можно было опознать к какому клану принадлежит нага и даже из какой деревни.
С тех пор, как нага приняли христианство и "оделись", обычай татуировать свое тело так же канул в Лету. Но и сейчас можно встретить стариков с татуировками, порой покрывающими все тело.
Глыми-то нага бегали, но живут они все-таки в горной местности, где достаточно прохладно, поэтому из "верхней одежды" были распространены всякие накидки. А раз уж тело может быть как-то прикрыто, то самой открытой частью остается лицо. Вот основные тату на лицо и наносились.
Особенно "расписывали" себя, естественно, мужики. Женщины ограничивались небольшими знаками и в основном на лице.
Кого-то очень татуированного мы так и не встречали, но старушки с тату-метками были.