Ну да хватит о деньгах, преимущество все равно не в них, а в тех возможностях, которые открываются при свободном перемещении от острова к острову, да и просто вдоль одного острова. Никогда не удастся с берега охватить все красоты. Отсюда, с моря, совсем другой вид и взгляд. Совсем другое ощущение жизни. В первую очередь ощущение свободы, свободы выбора, свободы перемещения, свободы как таковой. Возможно, это море и ветер как апологеты свободы делают свое дело. Но, тем не менее, найти чистейшую гавань с красивейшими кораллами и рыбками с берега не так то просто, а с яхты, пожалуйста – не нравится в этой бухте, перешел на якорную стоянку в следующую.
Началось всё с желания походить под парусом, с жгучего желания. А также с желания посетить Юго-Восточную Азию. Первой мыслью было пойти учиться в яхтенную школу. Но в этом случае актуальным местом становилась Турция. Уровень моего английского не позволял надеяться, что чему-либо научусь, обучаясь на нем. Русскоговорящие инструкторы же обитают в основном в Турции и Хорватии. В Турции дешевле, а в Хорватии мы уже были. Резонный вопрос – а вдруг не понравится, или не получится, может, так будет тошнить от морской болезни, что больше ни шагу на палубу – и что тогда делать с корочками шкипера? Решено для начала все же поучаствовать в небольшом морском походе.
Для собственноручной аренды яхты с капитаном необходима компания, желающая разделить бремя и время, коей у нас не было. Потому начались поиски на просторах рунета уже состоявшейся компании в целях присоединения к ним. Ни в социальных сетях ни на форумах к сожалению, а на самом деле, к счастью подходящих вариантов не нашлось в тот момент. Да, люди звали с собой, но опять же в Европу и главное в другие сроки. Уже было отчаявшись, я стал переводить свои поисковые запросы на англицкий, и вот оно счастье, - у них, в буржунете, есть несколько специальных сервисов по поиску команды и компаньонов на яхту, и соответственно по поиску тех кому нужны таки попутчики в их морских приключениях. Я воспользовался первым попавшимся. Регистрация платная, но если никуда не торопиться, то можно обойтись и бесплатным аккаунтом с ограниченным функционалом. А именно – не показывают адреса и телефоны капитанов, придется отправить запрос-анкету и ждать когда ответят сами. Сервис очень удобен – выбираешь интересуемый район, возможные даты и далее получаешь список тех, кто там планирует находиться. Далее выбираешь – сразу отпадают те, кто хочет видеть у себя на борту гостей только женского полу (ну или наоборот, кто уж кем родился) и те, кому требуются опытные мореходы (опять-таки, это не про нас). Затем важный параметр – контрибуция. Это сколько платить в день с человека. В нашем случае это было 35 долларов, которые оказались 35-ю еврами, об этом ещё скажу позже. Было еще предложение за 50 долларов, но не совсем в нужные даты. Не думаю что кто-то пытается реально заработать таким образом, просто компенсация расходов на топливо и мелкий ремонт. Да и за все надо платить, так как-то правильнее. Насколько понимаю, существуют и безвозмездные варианты, что не может не радовать! Ну и, конечно же, смотришь фотографии - включаешь интуицию, пытаясь понять, каково будет с этими людьми на маленьком пространстве лодки в течение нескольких дней или недель. Только в нашем случае выбора особо не случилось, было два варианта – один на Самуи, другой на Пхукете. На Пхукете интереснее места, но товарищ не до конца был уверен, в какие даты сможет выйти в море. Поэтому договорились с тем, кто был на Самуи, и надеюсь, не прогадали. Договор звучал так: «Буду ждать вас 10-го июля на Bophut Beach». Всё.
И начались быстрые сборы! Покупка билетов, бронирование отеля в Бангкоке, выбор способа доставки себя на Самуи, форумы, сайты, Google Earth (где он, этот Bophut Beach?) и прочие приятные хлопоты. За радостным ожиданием подкрались и противные сомнения – что значит договорились?, а вдруг передумает?, приедем а нас никто не ждет!, а вдруг он извращенец страшный?, или зануда жудкий?, педант, как все англичане? Аааа… И не сезон, говорят, летом на островах! И паспорт у Алёнки заканчивается раньше, чем за полгода с момента убытия. На сайте посольства пишут: нельзя ехать с таким паспортом. А на форуме: не парьтесь, Тиматик разрешает, всех пускают без проблем. Тиматик действительно разрешает, и мы едем, точнее летим. А насчет сомнений – такой уж минус описываемого способа осуществить морскую мечту детства – никаких гарантий, приходится доверять людям. Здесь в России меня всегда учили никому не доверять, а в поездках, где нет уютного родного дома, в котором всегда можно спрятаться от обид, чувство опасности многократно усиливается и недоверие ко всем возрастает. Оно конечно, помогает избежать разного рода разводил, но иногда попадаю в смешные ситуации. Помню как-то в Доминикане за нами полчаса бегали таксисты, пытаясь объяснить что междугороднего автобуса не будет и надо ехать на минибасе, мы все не верили, ходили за угол смотреть не припрятался ли автобус где-то там, наконец сдались, а место в минибасе осталось только одно. Так и ехали 200 км вдвоем с другом на одном сиденье. И действительно, у автобусов забастовка видите ли. Как бедные доминиканские таксисты хотели чтоб мы им поверили, очень они старались, а мы им: врете вы все!, где автобусная станция?, куда ты нас привез!
Транспортную тему, полагаю, можно пропустить, много об этом пишут в специальных разделах. Скажу только, что летели Катарскими авиалиниями – понравилось. Алёна вообще говорит, что лучшая авиакомпания на её памяти, а она полетала немало. Аэропорт в Дохе скучноватый, но они вроде строят новый. Одну ночь провели в Бангкоке на Каосан роад – очень грязная постель, спали на своем спальнике, и окно оказалось в коридор. Что-то там произошло и забронированный номер нам не смогли предоставить, но что конкретно – разобрать не смог. Далее поездом до Surat Thani – специально брали билеты в вагон без кондиционера (ну вы понимаете), только, вот жесть, свет не выключается, спать невозможно. Мне-то пофиг, а Алёна намучалась. Порадовал сервис от проводника. Вечером он пришел, постелил сам постель, повесил занавесочки. Ложка дёгтя в том, что когда он наклоняется, с него падают капли пота на белоснежные простыни, кондиционера то нет. Но по сравнению с волосами и следами былой страсти в отеле на Каосан это пустяки, забавно лишь. Вроде и сервис, а вроде и нафиг он такой нужен. Ещё далее автобус. Кто-то на форуме советовал найти какой-то локалбас, но по первому разу это явно лишнее (вообще в дальнейшем я убедился, что сэкономить на транспорте не получится, комплексные билеты по типу автобус-паром оказываются дешевле, чем отдельно паром и отдельно транспорт до пирса). Далее паром. Такси. Пляж. Приехали!
Надо сказать, что по прилету в Бангкок случилось подтверждение опасениям. Взяв бесплатную симкарту в аэропорту, и положив на неё деньги, мы, первым делом, позвонили нашему капитану. Абонент оказался не доступен. Ну, думаем, отдохнем просто на острове. Написали письмо по электронке, указали свой местный номер и нам позвонили! «О-кей, мы вас ждем, все супер!» Ух!
| И вот перед нами лежит голубой Сиамский Залив, наши усталые босые ноги погружены в теплый нежный песок и взоры наши перетекают с одной яхты на другую. Их тут очень много! Стоят невдалеке на якоре, покачивают приветливо мачтами. В груди у меня томление и замирание. Звоним по телефону, машем руками и с наслаждением наблюдаем, как от яхты направляется резиновая лодочка к берегу, за нами! Я падаю на спину в песок в одежде, не смея пошевелиться, чтобы не спугнуть удачу. |
Наконец то долгожданное знакомство состоялось: наш капитан – Алан, англичанин, яхтсмен со стажем, купил эту лодку в Испании, пришел в ЮВА и никуда не торопится, за исключением кратких моментов, когда ходит по суше, такое чувство что ему это крайне неприятно и хочется поскорей вернуться на борт; Ханна – подруга Алана, немка, долгое время жила и работала во Франции, возвращаться в Европу не хочет ни за какие ковришки; "Ocean Air" – яхта 47 футов длинной, Beneteau Oceanis Clipper 473, 3 каюты, грот и генуя на закрутках, 3 гальюна, красивый темно-синий цвет корпуса. Алан и Ханна вполне прикольные, симпатичные, добрые и отзывчивые люди. С ними легко и приятно, Алан сразу взял наш фотоаппарат и стал снимать нас на фоне яхты, нам на память. Вообще все очень культурно, я так понял они даже ради нас стали пользоваться одеждой. На яхте кроме нас еще должны были быть гости, но они не приехали, так что мы вчетвером на 47-ми футовой яхте. Это очень много места. Когда мы смотрели яхты на фотографиях и читали описания, для меня все это был пустой звук – 47 футов или 38, что такое вообще эти футы. В первый день я еще не осознал, как нам повезло, затем уже стал замечать что, зачастую, на стоянках наша лодка самая большая из яхт. В наше распоряжение отвели носовую каюту - огромнейшая кровать, ящички, полочки, собственный душ, одним словом удобно. Но в ней есть минус, я где то читал что в носовой каюте на ходу по волнам сильно качает, но это ерунда, самое неприятное что на ходу под парусом необходимо задраивать люки и становится очень душно. Но это смешно, быть недовольным такими пустяками.
Сверив наши планы, а у нас планов не было никаких, у Алана с Ханной видимо тоже на ближайшие пять дней, решили сходить на соседние острова – Пханган, Ко Тао и в заповедник, что между Самуи и материком. Далее Алану надо следовать на Ко Самет, у него там встреча с другом и другая компания для покатушек. Нам предложили оплатить за пять дней и, если понравится, то сходить до Самета, но это два дня Open Sea без суши на горизонте. Вот тут произошла заминка с оплатой – мы спросили в чем удобнее в долларах или в батах, и нам сказали сумму в батах, которая, как оказалось впоследствии, соответствует не 35 долларам а 35 евро. Я сразу и не заметил, как то не обеспокоился заранее расчетами, да и хорошо, не хотелось бы начинать путешествие с выяснения недоразумения. Я искренне считаю, что сделано это было не специально, что европейцы не особо различают курс доллара от евро. Яхта уже была заправлена водой и соляркой нам осталось только сходить в местный Ашан и на рынок за продуктами. Быстренько осуществив закупки, оплата пополам, стартуем в путь.
Как описать ощущения от первого подъема паруса? Когда ветер наполняет белоснежный купол и лодка устремляется вперед, влекомая неведомой силой стихии, слегка накренив безумно-лазурную поверхность моря! Те, кто часто выходит в море будут смеяться над любым слюнтявым описанием, а те, кто никогда не ходил под парусом – не поверят никаким восторженным словам. В общем – это приятно, безусловно приятно. От того что движение яхты осуществляется самой природой, ветром, возникает какое-то близкое родство со своей планетой, с небом, морем и землей. От этого, кстати, огромная польза экологии. Думаю, только у самого последнего отморозка возникнет желание бросить за борт пустую бутылку, например. С моторного катера или с парохода мусорить гораздо естественней.
Итак, мы в море! По честному – это я сейчас придумываю красивые слова для описания происходящего. В тот самый момент ни о чем вообще не думаешь, все кажется таким естественным, просто смотришь и впитываешь ощущения.
С самого первого разговора я поведал Алану свое желание научиться управлять яхтой и что мы готовы на любую работу. На что наш капитан ответил: «Быть капитаном, это отличная работа, ничего делать не нужно, знай лежи себе на диване». И лег на диван. Меня поставил к штурвалу, показал куда править и я честно весь день крутил штурвал, и следующий день. И только на третий выяснилось, что есть автопилот и можно выставить курс и лежать на диване изредка обруливая различные препятствия. Главное – следить за морем. Оно все истыкано рыбальскими принадлежностями. То торчат бамбуковые палки с черными флагами, то плывут большие пенопластовые кубы, а самое неприятное – конструкция из четырех пластиковых бутылок и сеточки. От таких конструкций к рыбацким лодкам тянется веревка, видимо снасть типа «перемет», не похоже на сеть. На второй день я намотал такую веревку на винт, и пришлось нырять и разматывать. Размоталось довольно легко, но раза с четвертого. Все руки исцарапал об ракушки, которыми обросло днище, и довольно сильно приложился головой об то же днище при всплытии.
Теперь собственно о том, о чем хотел рассказать с самого начала. О том, что можно увидеть, и какие места посетить, путешествуя на яхте. Проделав переход от Самуи до Пхангана (не могу сказать точно сколько по времени это заняло, но на пляж в Самуи мы прибыли в 11 утра, а на Пхангане были перед закатом, то есть со всеми сборами считай весь день) мы бросили якорь в бухте Haad Rin Beach. Где-то здесь происходят вечеринки Full Moon Party. Как я понял Пханган тусовочное место – тут и фулмун пати и халфмун пати и даже блэкмун пати, то есть четыре раза в месяц многотысячные фестивали. В тот день луна состояла в неком не ключевом состоянии и огромной дискотеки не предвещалось, но, тем не менее, Алан сказал, что всю ночь на берегу будет играть музыка. Мы любим повеселиться, но предыдущая бессонная ночь в поезде и общие треволнения второго дня путешествия давали о себе знать. Поэтому осуществив небольшую прогулку по пляжу, мы переместились на ночевку в следующую бухту к северу.
| И тут мы оказались в сказке. Или сказка оказалась рядом с нами. Потому как мы не сходили на берег, это место казалось нам нереально-сказочным. Очень похоже на воплощенную с размахом детскую игру. Маленький уютный пляж и множество домиков рассыпанных по отвесным скалам между зелеными пальмами и совсем уж на голых камнях. А между этими домиками на высоких сваях обустроены мостики, так как ровной поверхности для тропинок тут нет в помине. Близился вечер и на мостиках зажглись тусклые цветные лампочки. Точно - жилища гномов, не тех что из средиземья с топорами, а тех что из «Белоснежки» в забавных колпачках. А еще были такие смешные строители в «Скале Фреглов», все строили какие-то ажурные конструкции. Может кто помнит. Местечко именуется Yuan Beach, согласно Гуглу. Не знаю, возможно ли добраться сюда посуху, похоже все добираются на лодках от соседнего пляжа. Единственным минусом можно назвать тарахтевший всю ночь генератор, электричество здесь автономное, но к его мерному шуму быстро привыкаешь. |
Некст день ознаменовался переходом на север Пхангана. Началось все с наматывания на винт рыбацкой снасти, о чем я уже рассказал. И где-то здесь, а может даже вчера сломался двигатель, и мы занимались ремонтом. Ракушки, просочившиеся сквозь фильтр, разорвали резиновую крыльчатку помпы системы охлаждения. Была произведена замена. Ну а после этих злоключений мы довольно таки бодренько прошлись вдоль восточного побережья Пхангана до Chaloklum Bay что на севере острова. Всё восточное побережье выглядит безлюдным – крутые берега, высокие скалы, изредка попадаются домишки в лесу (кто там может жить?). А в Chaloklum Bay находится деревня с тем же названием. В ней хотели купить запасную крыльчатку для помпы. Но всё-таки деревня оказалась мала для такой затеи. Походили по улочкам, заглянули в дайв-магазины – все отсылали нас в город на западной стороне острова. Но нам туда не надо и Алан расслабился, решил оставить покупку до возвращения на Самуи. Видели русский ресторанчик, хотели дойти до водопадов, но русская опять-таки, местная жительница отговорила - пешком далековато.
На следующий день после завтрака отправились на Koh Tao. Надо сказать, что питались мы всегда полезной пищей. Много каши и салатов, а также фруктов (ах какие фрукты в Таиланде!). Никакого алкоголя. Что было еще одним поводом порадоваться. Все эти пьяные бредни дома надоели. А еще круто – мюсли с кокосовым молоком. До Ко Тао раза в три дальше чем от Самуи до Пхангана, ветер был свеж и Алан выдал всем по таблетке от морской болезни. Вот тут действительно яхту накренило и мы ощутили прелести ходить под наклоном. Это занятно, особенно когда надо что либо приготовить на кухне. Начинаешь задумываться как в таком положении можно находится месяцами при кругосветных плаваниях? Что интересно, ветер все время дует в одном направлении, и это направление нам подходит, не приходится перекладывать галсы. Выставил нужный курс и все, от острова до острова без единого поворота, удобно. Сидим наслаждаемся общением со стихиями ветра, воды, воздуха, солнца. Хотя солнца, пожалуй, не было, не сезон, говорят, летом в Таиланде. Ну если это не сезон, тогда что же? По мне так самое то. Тепло, даже жарко, а солнца нет, не накаляет тело до состояния сковороды. Но кремом мазаться обязательно. А что до дождей, так они только по ночам. Вот как так устроено? Опять-таки - удобно. И еще один плюс – мало туристов. Но это важно только для тех, кто на берегу.
Ко Тао маленький остров, облюбованный дайверами, здесь отличные кораллы. И мы встали, пожалуй, в самой замечательной бухте. Прекрасные кораллы и великолепные рыбы были прямо у нас под ногами, если можно так выразиться. Конечно, есть места и поинтереснее, возле некоторых скал вокруг острова, но там всегда кишмя кишит дайверами и их лодками. А у нас только маски и трубки, так что нам сойдет то, что помельче. Встали на якорь, вернее не на якорь, а зацепились за муринг в бухте Hin Wong Bay. С этого дня мы вообще нигде не вставали на якорь, везде есть буйки к которым можно прицепиться. Они, конечно, кому то принадлежат, и пару раз нас сгоняли рыбаки, но всегда без претензий, с улыбками. Да и бросать якорь на кораллы как то безнравственно, они же ломаются. На якорь вставали только у песчаных пляжей и бросали якорь тот, что поменьше, не на цепи, а на веревке. Стояли всегда ровно, не сносило.
Так вот - Hin Wong Bay. На берегу здесь есть пара отелей (турбаз), дорога куда-то вглубь острова, смотровая площадка на перевале этой дороги и все. Главное в воде. Я впервые увидел рыб, каких обычно показывают в телевизоре, в передачах про морскую жизнь. Они реально желтые и полосатые. И вообще яркие и разноцветные. Прямо, что твои аквариумные рыбки, только что большие. Ну и кораллы, конечно же, кораллы. Самым прикольным объектом на дне являются «губы». Мы с Аленкой их так назвали. Это вросшая в коралл ракушка, из которой торчат фиолетовые губы. Когда к ним приближаешься – губы быстро прячутся. Алена скармливала им камушки, так они их выплевывали. Короче забавные создания. Этот вечер и утро следующего дня были посвящены изучению морского дна и кормлению рыбок отходами с нашей кухни.
Настал, получается, четвертый день. Пошли к острову Koh Nang Yuan. Совсем близко от Ко Тао, можно доплыть на каяке. Но тут заповедник, вход платный, забыл то ли 100 то ли 200 бат с человека. И опять преимущества яхты дали о себе знать. Встали рядом с островом, надели ласты и маски, нырнули и вот мы в заповеднике. Никто слова не сказал. Даже когда вышли на берег погреться. На этом острове есть отель, хороший отель. Подумываю, что сюда можно отправить маму. Здесь есть и кораллы с рыбами и пляж, что не маловажно для человека которому будет трудно спускаться по лестницам на скалах. Обычно такого совпадения не случается - либо кораллы со скалами, либо пляж и песок на дне. Отель наверное выше средней ценовой категории, но оно того стоит. Погуляли по территории, но опять-таки самое интересное в воде. Кроме рыб и кораллов еще дайверы, они тоже выглядят забавно, когда крадутся по дну.
Затем отправились вдоль западного побережья Ко Тао немного на юг. Западный берег так же как на Пхангане более обжитой, здесь большое селение и много отелей, короче мало интересного. Мы отвернули. И мне была поставлена задача вернуть нашу лодку в ту бухту, где мы ночевали. Наконец-то представилась возможность отработать лавировку. К сожалению, Алан не позволял разворачиваться фордевинд, это когда ветер дует в корму при развороте. Такой поворот опасный, при сильном ветре можно и мачту сломать, как говорит Алан: «Луз грот». Но для нашего курса был бы очень удобен. В итоге пришлось изрядно покружиться. Но, тем не менее, только уже на подходе к месту стоянки у Алана кончилось терпение и он завел мотор. Встали в том же месте, возле View Rock Resort в Hin Wong Bay. Наверное, это хороший тон, если встал надолго возле кафе или ресторана, посетить местное заведение. Так что мы высадились на берег и зашли в ресторан, дабы воспользоваться WiFi. На самом деле пароль для него мы уже знали, сказал какой-то яхтсмен с соседней лодки. Но как я уже говорил, перекусить в ресторане, рядом с которым живешь полезно для кармы. В лучах уже закатного солнца в бухту гордо вошла маленькая яхта под родным трехцветным Российским флагом. И мы с Аленой отправились в гости. Познакомились с парнем из Томска. Все, кого я знаю из Томска, очень приятные люди. И из других городов, правда, тоже. Неприятные персонажи все из родных мест. Но это от того что от них никуда не деться, и приходится волей неволей их знать. Так вот наш новый знакомый однажды прилетел в Таиланд, купил здесь яхту и теперь путешествует по окрестностям на ней совершенно один. Когда приезжают друзья – радуется, когда уезжают - радуется снова. Яхта у него небольшая – 9 метров. И тут мы, как говорится, почувствовали разницу. Намного теснее, чем в нашей яхте, ведь яхты уменьшаются не только в длину, но и в ширину. Реально на такой лодке комфортно ходить только действительно с близкими людьми.
| На Ко Тао был еще приятный случай взаимодействия с рыбаками. Задались мы целью прикупить свежей рыбки. Подошли на моторе к двум большим рыбацким лодкам и стали показывать жестами – мол есть хотим. В ответ рыбаки радостно тоже жестами пригласили пришвартоваться к ним. Причем наша неопытная команда осуществила швартовку так, что бывалые моряки-рыбаки от души посмеялись и усиленно спасали нашу яхту от повреждений, отталкивая её ногами и руками. В итоге нам подарили две огромных рыбины и категорически отказались брать деньги. Вообще тайцы очень гостеприимный и дружелюбный народ. С ними по-настоящему чувствуешь себя комфортно. Я первый раз в юго-восточной Азии, возможно, такая черта местных жителей характерна для всего региона. Было бы здорово. Это очень приятно, когда встречаешься взглядом с незнакомыми людьми на улице и видишь улыбку и поддержку. |
На следующий день был совсем длинный переход, такой, что остановились за час до заката. Направились мы в заповедник – посмотреть на голубую лагуну. По направлению это путь назад к Ко Самуи, на западную его сторону. Лагуна оказалась не лагуной в правильном понимании этого слова, а озером внутри острова. Вообще заповедник представляет собой множество скальных островов, очень высоких и зачастую весьма небольших. На острове с «лагуной» есть пост лесника, который собирает плату за вход. Но дело было к вечеру и мы никого не встретили. Чтобы увидеть «лагуну» нужно долго и упорно подниматься по каменной лестнице высоко вверх. Наверху имеется смотровая площадка с прекрасным видом на озеро и на внешний мир с островками, рыбацкими лодочками и мирно покачивающей мачтой яхтой. Видимо озеро как-то соединяется с морем подземным ходом, поэтому и именуется лагуной. Но проверить соленая ли в нем вода не удалось. К нему ведет такая же крутая лестница как и снаружи, только внутрь острова. Мы реально опасались застрять до темноты на этих ступеньках, поэтому отправились домой, в море, на борт яхты. Ночью наконец-то испытали ощущение, которого долго ждали – светящееся море! Вода флюоресцирует в темноте. Купание в такую пору превращается в фантастическое зрелище и приносит незабываемые фантастические ощущения.
На шестой день нашего путешествия мы снова оказались на Самуи. Здесь мы сообщили Алану что пойдем с ними дальше, на Ко Самет. Алан как то усмехнулся в ответ. На вопрос почему он смеется, Алан ответил, имея в виду длительные переходы: «Иногда это как наказание».
Алан с Ханной поехали, взяв мопед напрокат, в магазин и на заправку за соляркой. Мы же посетили местную достопримечательность – «Биг Будда». Честно говоря, так себе. Если бы он, «Биг Будда» был бы древним, возможно, я бы испытал какой-то трепет. А так большая статуя из бетона, рядом храм и много магазинчиков с сувенирами. Вообще ощущение аттракциона для туристов. Понравились только драконы на лестнице, очень уж феерически переливались на солнце разноцветные зеркальные чешуйки на их телах. После этого променада, до самого вечера были заняты заправкой яхты соляркой и водой. Нужно было на «тузике» много раз сплавать на берег и обратно за канистрами. И в ночь вышли.
Разбились мы на две вахты – женскую, до 12 ночи, и мужскую, с 12 до 8 утра. В дневное время, кто наверху – тот и на вахте. Реально восьмичасовые вахты выдержать очень тяжело, к утру уже мы спали, изредка открывая глаза и просматривая горизонт. Как же приходится тяжело тем, у кого на яхте нет автопилота. Женщины над нами смеялись, типа они стойкие и ответсвенные, всю вахту смотрели вперед, не смыкая глаз, а утром вышли на палубу, а мужики дрыхнут наглым образом. Прошли мы около двухсот миль при попутном ветре за две ночи и один день. Вторая ночь была более насыщена, сказалось приближение к материку. Всю ночь нас окружало множество лодок и кораблей. Рыбаки ярко освещены и стоят на месте, в большинстве случаев, а вот большие корабли если и удается заметить издали, то не всегда легко определить направление его движения. А некоторые вообще проносятся в полной темноте.
Не могу сказать, что это был тяжелый переход, или «как наказание». Вполне комфортное путешествие. Ветер был свеж, волны пологи. Очень красив рассвет в открытом море. Есть что-то в этом зрелище настолько романтичное, что вряд ли есть с чем сравнить.
На Ко Самет мы сошли на берег, пробыв на борту прекрасной яхты «Ocean Air» с дружелюбным капитаном Аланом семь полных суток и пройдя в общей сложности триста морских миль под парусом.
Отныне мы сухопутные. Но наше путешествие по островам Таиланда продолжается. Только теперь перемещение с острова на остров будет отнимать у нас гораздо больше сил, как физических, так и моральных, связанных с организационными вопросами.