Чтобы не обходить клаустро вдоль южной стены и сократить путь до гостиницы, проходим по трансепту собора. То есть входим через врата Платериас и выходим на северную сторону трансепта. Проходим мимо алтаря.
IMG_5767.jpg
Налево открывается вид вдоль центрального нефа, на запад в сторону врат славы. Собор словно вымер, в нем никого нет. Это были последние минуты перед закрытием.
IMG_5770.jpg
Даже у статуи Апостола в алтаре никого не было. В голове как-то сразу промелькнула мысль – а как современному человеку относиться к мощам святых? Ну понятно, тот кто считает себя стопроцентным православным или католиком, тот просто обязан верить в догмы церкви, без тени сомнений. То есть для них мощи это то, что о них скажет церковь. Но не все же настолько сильно веруют, а что говорить об обычных людях? Если заглянуть в глубь веков, то пожалуй, первое упоминание о почитании мощей относится ко второму веку нашей эры и связано с трагической судьбой Святого Поликарпа. Даты его гибели рознятся в различных источниках, его то ли сожгли на костре, то ли поджарили на решетке как Святого Лаврентия. Но главное в его истории это то, что по дошедшим до нас источникам, его ученики христиане растащили его останки и спрятали для последующего прославления и поклонения. То есть они эти ранние христиане мало отличались от фанатов, разрывающих на части одежду своего поп кумира. Что, могло остаться от Святого Поликарпа? Обгоревшие человеческие кости? Вещь скажем так малопривлекательная, но как видите, их растащили и, вероятно, им поклонялись. В этой связи в 6-9 веках в церкви развернулась обширная дискуссия о природе мощей и их почитании. Часть богословов, а это были одни из самых образованных людей своего времени, открыто говорили о том, что такое поклонение мощам, мало чем отличается от языческого идолопоклонства. Действительно мертвые кости сами по себе предмет неодушевленный и всем образованным людям было понятно, что они не способны влиять на что-либо в этом мире. Однако народные то массы думали по-прежнему, темное большинство было уверено, что если повесить, ну скажем, полотенце над гробницей святого на ночь, то часть благодати и целительной силы святого перейдут в полотенце. Что это? Это темное суеверие, которое существует и по сей день. А, что делать если суеверных большинство? Вот поэтому церковь, в которой было людей ученных больше чем в других социальных группах и решила мудро. Сказать большинству, что они все чудаки на очень большую букву «М» - нельзя. Будет такая смута и резня, что весь христианский мир погибнет. Вот церковь и встала на позицию, что великомученики и мученики (а большинство первых святых именно ими и были), претерпели за свою веру такие нечеловеческие мучения, что их святости хватит на десятки тысяч других душ, чтобы заслужить Царствие Небесное. Поэтому, просить их о помощи в спасении - это дело нормальное. А мощи и другие реликвии (какие-либо предметы, связанные со святым при его жизни), это всего лишь образы и христианин молится не им, а богу и святым. Одним, словом надо признать, церковь и католическая и православная выработали довольно стройную теорию на этот счет. Но как быть с подлинностью мощей, несмотря на теорию и порядок их обретения и прославления? Их стало явно не хватать с расширением христианства на север Европы. Восточные церкви, впоследствии ставшие православными, легко решали эту проблему путем деления мощей. Западная церковь долго была против такой практики, потому, что римское магистратское право традиционно запрещало как-либо тревожить, а тем более осквернять захоронения. Именно поэтому в Западной Европе был необычайно развит рынок поддельных мощей. Да, да не удивляйтесь. Именно наплыв фальшивых мощей и появление целого класса мошенников, торгующих мощами, побудило западную церковь обратиться к практике деления мощей и передачи их некоторой части новым церквям и приходам. Один из случаев продажи фальшивых мощей ярчайшим образом описал в своих мемуарах аббат небогатого Бенедиктинского монастыря в Ножен су Куси - Жубер де Ножен (1055-1124). Он описывает как на рыночной площади, в окружении сотен людей мошенники продавали какие-то человеческие кости, выдавая их за кости святого. Они подробно описывали жития вымышленного святого, набивали цену, толпа буквально заводилась в религиозном экстазе. И вдруг, совершенно неожиданно, один из мошенников, указал пальцем на Жубера и сказал: «А если вы сомневаетесь в моих словах, то спросите мнение этого ученого человека». И далее Жубер пишет, что к великому стыду своему, он внутренне закипавший от негодования, не нашел в себе моральных сил разоблачить мошенников, напротив кивнул в знак согласия. Вот именно поэтому в настоящее время, даже церковь говорит о мощах Святого Апостола Якова осторожно: «Мы верим» или «верующие уверены в том что» тут покоятся мощи Апостола. Для чего я все это написал? Для того чтобы еще раз осознать, куда и зачем я шёл. Хотелось бы верить, что мощи настоящие, но это не очень-то и важно. Мои мысли и намерения и так известны и Богу и Апостолу. Важно то, что Святой Яков был, что он распространил учение Христа в Испании и, что он отдал жизнь за свои убеждения, что есть определенное место, где воздается должное Святому Якову. Наконец, чтобы сделать это в этом определенном месте, как надо, нужно приложить определенные усилия, чтобы тут оказаться. Ну сами подумайте, вот приехал я сюда на автобусе или машине, и что? А он все также загадочно улыбается, потому что знает о нас все.
IMG_5769.jpg
У туристов более популярна вот эта статуя Сантьяго в образе победителя мавров, сделанная в 18-м веке. Вокруг нее всегда толпы, а сейчас никого нет.
IMG_5772.jpg
Проходим через весь трансепт с юга на север и оказываемся перед дверью северных врат.
IMG_5774.jpg
Оборачиваемся назад, вот он вид через весь трансепт с севера на юг. Именно вдоль этого самого трансепта и летает ботафумейро.
IMG_5773.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.