Наконец, досмотрел все серии. Первые восемь смотрел с интересом, но последние четыре - поймал себя на мысли, что они, эти серии - откровенно слабее. И вот почему. В восьми сериях довольно неплохо прослеживалась история каждого героя, и я ожидал в последней части какого-то финала. Не скрою, мне казалось, что он ( финал ) будет однозначно трагичным. Но его не получилось. Я, честно говоря, ждал, что Хрусталев, по примеру своего друга, «выйдет» из окна. Ну, все к этому шло, казалось! Сцена, когда он делает признание своей дочери о том, что когда-то ( видимо это 44-й год ) струсил и не пошел на фронт, когда все от него отвернулись в прямом смысле этого слова, когда он узнал о снятии с, очевидно, высокого поста своего отца, побег дочери из дома ( честно говоря, здесь тоже ждал трагического конца )… Но нет, все остались живы и здоровы!
Почти треть серии (!), как минимум, пришлось посмотреть буквально снова ( благодаря режиссеру Тодоровскому ), как пляшут и поют – это когда фильм смотрит какой-то партийный чиновник, может даже сам Хрущев. Кстати, мы смотрим с ним одни и те же кадры этого кино – так показал нам этот момент режиссер, - но Хрущев, почему-то, заливается от смеха, а я не понимаю, от чего ему смешно!? Моя жена, кстати, остроумно заметила, что вся съемочная группа ( в фильме ) снимала комедию (!) с трагическими лицами.
Сцена празднования успеха фильма очень затянута, на мой взгляд. Это было бы оправданно, если бы в ресторан, где вся съемочная группа пьет и веселится, вошел бы человек и сообщил всем о самоубийстве Хрусталева ( правда, я ждал этого! ). Вместо этого, в ресторан влетает директор съемочной группы ( в прошлом сидевший по политической статье, о чем нам стало ясно из одной невнятной сцены ) и неистово повторяет, что «усатого» ( Сталина ) вынесли из мавзолея. Если честно, то сцена эта вызвала у меня недоумение, мягко говоря. Весь фильм был напрочь лишен какой-бы то ни было политической составляющей и вдруг - такое! Как будто все мы - и герои, в том числе - жили ожиданием такого события! Чего не было на самом деле у нас - зрителей, и что напрочь исключил из своего фильма режиссер Тодоровский ( а название-то, вроде как обязывало! ). Я сразу представил себе, что во время съемки Тодоровскому кто-то сказал: Слушай, но фильм-то наш будет называться «Оттепель», надо чего-то про Сталина воткнуть…
А еще эта сцена, с ворвавшимся директором, в моем воображении выглядела так, как будто актер ошибся павильоном для съемок и попал не на свой фильм, но этот момент, по чье-то халатности, не вырезали…
Поехали дальше… Мы с женой довольно часто путали героинь. Женщины в фильме, бесспорно, красивые. Мне лично понравилась самая первая, та, которая появилась в начале фильма, вышла голая на улицу и потом больше нигде не появлялась – увы мне. Так вот: эта девушка; певичка из ресторана; главная героиня, снимавшаяся в кино ( беременная от Хрусталева ) и жена отца Хрусталева – они ведь, если не на одно лицо, то, по крайней мере, типаж у них один!!! Мне кажется, это явный просчет ( непрофессионализм? ) режиссера. Нельзя так делать и, по-моему, это очевидно. Мне, по крайней мере.
Улыбку умиления, лично у меня, вызвала сцена, когда к брошенному всеми Хрусталеву, беспардонно и по-свойски, врывается домой толпа молодых, веселых ( типажи были наспех подобраны, и некоторые из них слабо походили на лица шестидесятых, другие же были всего лишь стилизованы под них со своими учеными бородками тех лет ), возглавляемая одной из хрусталевских «бывших». Все 12 серий ничего подобного дом Хрусталева нам не являл, а тут, в самом финале - такое! Прямо центр притяжения, а не квартира! Да, были такие дома в Москве, сам бывал в таких домах, в которые когда ты не придешь, всегда встретишь толпы людей. Разных, причем! Но всегда неизменно интересных. Так было и в моей юности.. Но эта сцена - весьма упрощенная, урезанная, плоская, взятая напрокат у Марлена Хуциева, как плохая бездарная копия картины мастера одним из его неудачников-учеников.
Из положительного, хочется отметить хорошую игру актеров. Были неудачные сцены, но не много, на мой взгляд. Согласен, что актер, сыгравший следователя, инфернальность своей профессии передал точно. М. Ефремов – красавец.
И последнее. Мне показалось, что в фильме мало юмора. А он был ожидаем! Ведь что такое цеховой юмор, а тем более в актерской, киношной среде!?.. Этого тоже недоставало фильму. Жанр, в котором был снят фильм, я определить не могу. Может, кто-то другой подскажет?