Определения
Eurail Pass - проездной билет по железной дороге одной или нескольких (макcимум 18 ) европейских стран. Бывает в виде flexy - несколько дней в течение определенного периода, или consecutive - несколько дней подряд. Продается только за пределами Европы не европейским жителям. http://www.eurail.com/
Для жителей Европы есть похожий вариант Interrail.
Eurolines Pass - проездной билет на автобусах сроком 15 или 30 дней подряд. Годится на посещение 40 городов. http://www.eurolines.com/
Краткий отчет по Eurail Pass
(детальный фотоотчет по-английски расположен на http://www.magniel.com/alex/trips.html )
Eurail Pass первого класса на 15 дней по полному списку стран был использован мною в августе-сентябре 2002 года. Мне нужно было по работе появиться несколько раз в Гренобле в течение 20-25 дней, а остальное время находилось в моем полном распоряжении. Я прилетел в Париж, доехал поездом до Гренобля и через несколько дней вылетел Ryanair в Лондон, где тогда жила моя дочь, и погостив там три дня, направился обратно в Гренобль. Зять довез меня до Довра, где я купил билет на паром до Кале. Билет в один конец стоил тогда 26 фунтов, но можно было купить one-day return за 8 фунтов. Сегодня это, соответственно, 20 и 10 фунтов. Какой билет покупать, читатель решит сам.
В Кале есть 2 вокзала: я доехал до Calais-Ville, открыл Eurail Pass и забронировал место в скором поезде TGV Лилль-Гренобле. Резервирование места в поездах TGV необходимо и стоит 3 Евро. После этого я сел в местный двухэтажный поезд Кале-Лилль и через два часа оказался на станции Lille-Flandres. Затем одна остановка на метро до станции Lille-Europe, откуда отправляются скоростные поезда. TGV идет со скоростью до 250 км/час, смотреть в окно практически невозможно, все мелькает. Вечером я уже был в Гренобле.
Моей первой целью была Норвегия, а точнее Rauma Line между Dombas и Andalsnes. Поэтому, отметившись утром на работе, я отправился местным поездом в Лион, где сел в поезд до Страссбурга. Это долгий и очень красивый путь, проходящий частично вдоль канала Рона-Рейн. Затем с пересадками в Карлсруе и Ганновере я добрался до Гамбурга, где и остановился на ночь.
Утром я сел в поезд до Копенгагена. Резервация билетов необходима, так как поезд из трех вагонов переполнен. Три вагона - это чтобы можно было поместиться на пароме Puttgarden-Rodby (19 км, 45 минут). В этом поезде я встретился с неожиданной проблемой вагонов 1-го класса: большинство пассажиров сразу закрывают шторы и открывают портативные компьютеры. А мне же хочется в окно смотреть!
В Копенгагене я сразу пересел в скорый поезд до Гётеборга, где получил большое удовольствие от видов Южной Швеции.
В Гётеборге я сел в последний из вечерних поездов и вышел на узловой станции Laxa, где до следующего утра никаких поездов не ожидалось, и никакого подобия гостиницы не было. Случайно я увидел автобус, который довез меня до города Hallsberg, в котором я обнаружил целых две гостиницы. Но двери были закрыты, обслуживающего персонала не оказалось, так что мне пришлось скоротать ночь на станции.
Рано утром я сел в шикарный скоростной поезд X2 Стокгольм-Осло и прибыл в Осло часов в 10 утра. Сдал чемодан в камеру хранения, купил проездной билет по городу, объездил весь город, сходил в музей Мунка (Munch), в музей викингов. Вечером я сел в поезд на Трондхейм. Несмотря на то, что у меня был проездной 1-го класса, в Норвегии он действует только на поезда второго класса и резервация необходима (40 крон). Я вышел на станции Dombas, сел в местный поезд до Andalsnes, куда прибыл в 10 вечера, нашел открытую (!) гостиницу, где постояльцы помогли мне разыскать заспанного администратора.
Наутро я полюбовался фьордом Андалснеса и сел в поезд Rauma Line до Домбаса. Знаменитая Rauma Line - это 80-километровый серпантин вдоль ущелья. Впечатляет и очень. Жаль что моросил мелкий дождь и кое-где висел туман. Поезд - это два суперсовременных вагона, оборудованных в том числе буфетом самообслуживания. Наливаешь себе кофе, берешь сандвичи, кладешь деньги в картонную коробку, отсчитываешь сам себе сдачи. Никто на тебя не смотрит, никто тебя не контролирует.
Из Домбаса опять пришлось резервировать место в Трондхейм, куда я прибыл где-то после обеда. Вокзал находится на острове (полуострове?), город очень интересный.
Из Трондхейма я решил снова вернуться в Швецию, и объехать Ботнический залив с севера. Я сел в местный поезд до Сторлиена (Storlien), который, к моему удовольствию, очень долго стоял на станции Hell (так что в аду я уже побывал), а потом полз по заросшим лесом горам со скоростью 10 км/час.
Хотя наш поезд значительно опоздал, шведский поезд в Сторлиене, состоящий из огромного количества вагонов, ждал нас. Половина поезда направлялась в Стокгольм, половина - в Гётеборг. Я доехал до станции Bracke и пересел в ночной поезд на север. Проводница провела меня в спальный вагон до станция Lulea, я доплатил 250 крон и лег спать.
Уже несколько лет, как пассажирское движение по железной дороге из Швеции в Финляндию отсутствует, но владельцам Eurall Pass можно ехать бесплатно автобусами из Lulea в Haparanda и из Haparanda в Kemi, что я и сделал. Заодно погулял по всем этим городам - очень красиво, южная Лапландия. В Kemi сел в местный поезд до Oulu, а оттуда в скорый поезд до Хельсинки.
Суббота, 12 часов ночи, привокзальная площадь полна народу. Все здорово пьяны, но очень веселы и дружелюбны. С трудом нашел относительно недорогую(!) гостиницу за 88 Евро.
Утро посвятил осмотру города, который меня поразил своей архитектурой. Возникла мысль посетить Эстонию, где я провел свои детские годы.
Пошел на пристань, купил пакет в Таллинн на Nordic Jet Ferry плюс гостиница в Тарту (102 Евро) и поплыл. Эта часть моего путешествия к Eurall Pass не относится. Из Хельсинки до Таллинна на корабле на воздушной подушке 1 час 45 минут, море штормило. В Таллинне доехал до автовокзала, взял автобус в Тарту. Всю вторую половину дня проностальгировал, переночевал и утром вернулся в Таллинн, а оттуда в Хельсинки.
Мне уже пора было показаться в Гренобле, поэтому я направился поездом в Ханко, откуда 5 раз в неделю ходит бесплатный (для Eurall Pass) паром Superfast Jet в Росток. Это самый крупный корабль на воздушной подушке, время в пути - 19 часов, место в 4-местной каюте. Основной контингент пассажиров - из России в Германию за покупкой подержанных машин.
Из Ростока я добрался до Ганновера, где взял ночной поезд в Базель, доплатив 9 Евро за раскладывающееся до горизонталного состояния кресло. Очень неудобно. Из Базеля доехал до Женевы, а потом с пересадками в Culoz и Chambery до Гренобля.
Вторую половину следующего дня я провел в Annecy - старинный город в полутора часах от Гренобля, расположенный по берегам бурной горной реки и озера. Очень и очень экзотично.
На следующий день я закончил все свои дела в Гренобле, и стал думать, куда-бы еще поехать. Позвонил своему товарищу и узнал, что он находится со своей подругой в Calella, Costa Brava под Барселоной. Договорились встретиться в Испании. Местным поездом я доехал до Валанса (Valence), оттуда TGV до Перпиньяна (Perpignan). Из Перпиньяна в Испанию ходят скорые поезда Talgo, которые умеют на ходу перестраиваться с одной колеи на другую: в Испании колея шире, чем в остальной Европе. К сожалению, билетов не было, и я сел зайцем на свободное место, но контролером обнаружен не был. В Жероне я вышел и пересел на электричку до узловой станции Massanet, где я рассчитывал пересесть на электричку до Calella, но последний поезд уже ушел. Я все-таки нашел на станции живых людей с машиной и попросил подбросить меня до какой-нибудь гостиницы, что они и сделали, довезя меня до какого-то трактира, где также сдавалось несколько комнат. Одну из них мне и выдали по баснословной цене в 9 Евро.
Наутро мы договорились встретиться на центральном вокзале Барселоны. Мы не сообразили, что в Барселоне три главных вокзала, и естественно, долго искали друг друга. Потом мы купили обзорную поездку по городу, и вечером поехали к ним в гостиницу.
А на следующий день мне уже надо было улетать домой из парижского аэропорта Шарль де Голль. Я доехал электричкой до первого французского города Cerbere, где долго ждал французского поезда до Безиерс (Beziers) . Вокзал был переполнен марокканцами, пробиравшимися законными и незаконными путями в Европу. С одним из них я познакомился - учитель, автор книг, искал работу чернорабочим во Франции. Доехав до Безиерс, я попробовал зарезервировать билет на TGV поезд Carcassonne-Lille до аэропорта Шарль де Голль. Но свободных мест не было. Выхода не было, пришлось ехать зайцем. Контролер оштрафовал меня на 16 Евро но разрешил ехать дальше и я благополучно доехал до аэропорта.
Краткий отчет по Eurolines Pass
(первое путешествие, апрель 2004)
Цель была такая же как и в предыдущем путешествии: поработать в Гренобле, и вернуться туда дней через 15. На этот раз я решил ничего заранее не планировать, купил one-way билет до Милана за 99 долларов, оттуда доехал поездом до Гренобля, поработал несколько дней и решил навестить дочь и внуков, которые к тому времени перебрались в Шотландию.
Поэтому я утром поехал в Лион, где купил Eurolines Pass на 15 дней и открыл первую поездку в Лондон. Лион входит в число тех городов, где Eurolines Pass действует, а Гренобль, к сожалению, нет. Весь день я гулял по Лиону, а вечером сел в автобус и утром уже был в Лондоне. Часть автобусов Eurolines переправляются через Ла-Манш паромом, часть по туннелю. Туннелем быстрее, но очень скучно.
Автобус немного задержался, и я опоздал к экспрессу на Эдинбург, но мне дали билет через Бирмингам, где я никогда раньше не был и с удовольствием сделал себе небольшую экскурсию по городу. Вечером я прибыл в Эдинбург, был встречен своей семьёй, и провел там несколько дней.
До того времени я никогда не был в Амстердаме, поэтому следующей целью я выбрал посещение этого города. Утром я выехал из Эдинбурга в Лондон, вечером пересел в автобус до Амстердама, куда и прибыл ранним утром следующего дня. В Амстердаме я провел весь день, вечером сел в автобус до Лиона, откуда добрался поездом до Гренобля.
Закончив все дела в Гренобле, я нашел дешевый one-way в Израиль из Лондона (30 фунтов плюс налоги). У меня еше оставалось пару дней на Eurolines Pass, поэтому я снова отправился в Лион, и оттуда в Брюссель, так как в Лондон в тот день автобусов не было. Погулял по Брюсселю и сел в проходящий Eurolines из Братиславы. Вечером приехал в Лондон и спокойно добрался до аэропорта.
Краткий отчет по Eurolines Pass
(второе путешествие, октябрь 2005)
Целью поездки была деловая встреча в Бристоле и конференция в Дрездене через 15 дней после этого. Билет был куплен в Лондон и обратно, я навестил своих друзей в Англии, а потом решил просто покататься по Европе.
Eurolines Pass я открыл в Лондоне поездкой в Ригу. 44 часа дороги дались очень легко, я наслаждался видом городов через которые мы проезжали: Лилль, Брюссель, Антверпен, Роттердам, Амстердам, Брауншвейг, Магдебург, польские местечки. В Риге я провел полтора дня и взял автобус на Берлин, где провел пол дня и продолжил путь в Париж.
Через два дня я сел в ночной автобус до Рима, где остановился на 3 дня, а потом взял ночной автобус до Вены. В Вене я провел один день и сел в автобус на Берлин, но вышел в Дрездене, где помимо участия в конференции посетил знаменитую Дрезденскую галлерею и все остальные достопримечательности города. Из Дрездена я поездом доехал до Берлина, и оттуда снова автобусом в Лондон.
Eurail Pass против Eurolines Pass
1. Цена. Eurail Pass много дороже. Например, 15 дней непрерывного билета по железной дороге по всем странам обходятся сегодня для взрослого человека 635 долларов, для студента - 415 долларов. Eurolines Pass на 15 дней, в зависимости от сезона, соответственно 199-329 Евро для взрослого, и 169-279 Евро для студента.
2. География. Количество стран, проходимых автобусом, равно 22. В списке железных дорог Eurail Pass отсутствуют такие страны как Великобритания, прибалтика и Польша, что никак не компенсируется наличием Португалии, Греции и Финландии. С другой стороны, по железной дороге вы можете войти и выйти на любой станции, а автобус годен только для 40 центральных городов.
3. Комфорт. Вопрос спорный, зависит, прежде всего от того, как вы переносите долгие поездки. Вопреки установившемуся мнению, могу сказать, что лично мне гораздо удобнее ехать в автобусе. Причины для этого следующие:
3а. Eurolines -это всегда чистые автобусы повышенного комфорта, снабженные туалетом, водой, а зачастую и буфетом. Почти всегда место рядом со мной оказывалось свободным. Я всегда выбирал передние места, чтобы можно было смотреть вперед. Удобные мягкие кресла раскладываются на ночь. Когда едешь поездом, то даже несмотря на наличие у тебя проездного в 1-й класс, в данном составе может не оказаться таких вагонов, а вагоны 2-го класса могут быть и грязноватыми, и жестковатыми, и просто очень древними.
3б. Не в каждом поезде найдется вагон-ресторан, а если и есть, то цены там соответствующие. Автобус делает получасовые остановки каждые несколько часов, где всегда можно отдохнуть и поесть.
3в. Многие пассажиры вагонов 1-го класса сразу закрывают шторы и открывают портативные компьютеры. С видами из окна можно сразу распрощаться.
4. Выбор конечного пункта. К сожалению, автобусы Eurolines перевозят пассажиров только из одной страны в другую (исключения: Лондон - Эдинбург, Милан - Рим). Таким образом вы практически лишены возможности осмотреть один за другим несколько городов в одной стране, даже если все они входят в список Eurolines Pass. Кроме того, Eurolines Pass иногда не позволяет движение в определенномы направлении. Например, в Ригу можно приехать из разных городов, а из Риги можно уехать только в Берлин.
5. Частота движения. Здесь, конечно, автобусы проигрывают, особенно в центральной Европе. Поезда ходят, как правило, часто, а автобусы только один-два раза в день, а иногда и не каждый день.
6. Время движения. Поезда, по большей части, отправляются днем, автобусы, вечером, что дает возможность сэкономить на гостинице, выспавшись в дороге.
7. Добавочные расходы. Ночные поезда подразумевают спальные места за особую (и не маленькую) плату. Кроме того, отдельная доплата производится за обязательную резервацию места и в дневных поездах (например, TGV во Франции - 3 Евро, или во всех скорых поездах Норвегии - 40 крон). Доплата производится также в фирменных поездах, типа Thalys или Talgo в Испании. В автобусах ничего доплачивать не надо (кроме Германии - 1.5 Евро за место багажа).
8. "Чужие" компании. Не все железные дороги поддерживают Eurail Pass. Некоторые частные дороги либо полностью его игнорируют (например, Inland Railway в Швеции), либо только дают скидку 30-50% (например, Eurostar или Myrdal Flam в Норвегии). Так что заранее желательно проверять каждый раз, действует ли на этой линии ваш проездной. Система Eurolines наоборот, иногда перебрасывает пассажиров на автобусы смежных компаний (например, Gullivers из Вены в Берлин).
9. Дополнительные льготы. При наличии Eurail Pass можно бесплатно передвигаться некоторыми автобусными маршрутами (например, Лулеа-Хапаранда-Кеми вокруг Ботнического залива), паромами (например, Ханко - Росток), или речными судами (по Рейну и по некоторым Швейцарским озерам). Кроме того имеются скидки на многие паромные переправы и отели.
Резюме
В свое время, когда я жил и работал в Англии, я много ездил по Европе на своей машине. К сожалению, у меня есть проблемы со взятием машины напрокат (мне нужна дополнительная педаль газа), поэтому система проездных билетов мне весьма понравилась. Я получил большое удовольствие и от Eurail Pass и от Eurolines Pass. Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы, но в общем и целом обе они вполне оправдывают поставленную цель: недорогое передвижение. Подобной системой я воспользовался также в 2006 году при путешествии по железным дорогам Турции https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=28065 , думаю в дальнейшем воспользоваться аналогичными системами при поездках по Таиланду (поезд), США и Норвегии (автобус).
Буду рад, если мой опыт кому-нибудь пригодится.