Изначально-то мы собирались прокатиться по Карелии. Посмотреть Рускеала, Кижи, Онежское озеро и окрестности. Для этого даже прикупили Шевроле-Ниву. Не новую, но еще вполне живенькую, в неплохом состоянии, несмотря на то, что предыдущий хозяин был рыбаком и особо с ней не любезничал. Довольно забавный оказался аппарат. Никогда не имел внедорожников, поэтому получил массу удовольствия от по-ездок на ней по тому, что в России, по недоразумению, называют дорогами. Вот уж действительно, как го-ворят нивоводы, едешь и высматриваешь дорогу похуже. Еслиб еще и аппетит у нее был поумеренней, не гудела бы она и не рыскала на высоких скоростях, ценыб ей не было, но тут уж что-то одно надо выбирать. Но на бездорожье становилось понятным, ради чего это все приходится терпеть. Впрочем, в серьезные грязи я пока не лез, быть может, все еще впереди.
Буквально за неделю до предполагаемого отъезда родственники из Крыма в очередной раз прислали письмо с приглашением их навестить. Сперва я привычно настрочил ответ с благодарностью за приглаше-ние и извинением за невозможность приехать, но прежде чем отправить, задумался. А почему, собствен-но, не можем приехать? Стерев старый текст, я набрал новый с согласием. Вот так неожиданно наши пла-ны с северных лесов поменялись на южные субтропики.
Неделя ушла на подготовку новых маршрутов. Информации по достопримечательностям Крыма в Ин-тернете оказалось довольно много. Чего не скажешь по поводу печатных путеводителей в магазине. Забе-гая вперед, надо сказать, что в самом Крыму печатных путеводителей оказалось огромное количество на любой вкус в любом книжном киоске. Весьма недорогих и качественных. Так что недостатком информации о том, что можно посмотреть в Крыму страдать не придется.
Достопримечательностей в Крыму хватает. Причем, достопримечательностей реальных, а не высосан-ных из жадных пальцев туземцев, как это характерно для Сочи.
Плюс, конечно, желание возродить старые счастливые детские воспоминания об отдыхе в Крыму мно-го-много лет назад. С тех пор и страна та перестала существовать, и Крым вдруг оказался за границей. И пусть говорят, что разницы никакой, но для нас это оказалось достаточным поводом год за годом отказы-ваться от подобной поездки в пользу других мест. И вот, совершенно неожиданно Крым вдруг оказался в составе России и можно по-разному оценивать этот странный факт, но для нас он явился немаловажным доводом. И, что интересно, многие знакомые тоже вдруг вспомнили о Крыме и начали рассматривать воз-можность туда поехать.
Что еще интересного можно сказать про Крым. Это единственная на территории бывшего СССР мест-ность с настоящим субтропическим климатом. Его обеспечивают крымские горы, защищающие южный бе-рег от северных холодных масс воздуха. Конечно, в путеводителе по Сочи можно прочитать, что там тоже субтропики, но это несколько не соответствует истине. До самого начала 20-го века черноморский берег Краснодарского края был покрыт жуткими малярийными болотами. Туда ссылали в ссылку, люди там гиб-ли пачками. И только в начале прошлого века нашли способ осушить эти болота и высадить там субтропи-ческие растения. Что и дало формальный повод считать его субтропиками. Эта небольшая ложь в совре-менных путеводителях почти не раскрывается, но в старых книгах и у некоторых экскурсоводов еще мож-но это узнать.
Крым же, а точнее, его Южный берег, субтропиками был всегда, это даже у Большой Советской Энцик-лопедии написано. Там всегда были здравницы и дачи российской элиты. А также научно-технические ба-зы советской поры, в основном, конечно, военно-морского направления. Все это определило высокий уровень организации, образования и культуры населения.
И, конечно, то, что Крым вдруг стал российским, сильно повлияло на наше решение его посетить.
Взяв оставшиеся с прошлого года отгулы, приплюсовав их к короткой неделе праздника 12 июня, да прибавив к ней неделю очередного отпуска, в пятницу вечером, часов в 8 вечера, мы выезжаем на юг эки-пажем – я, супруга Марина и дочки Настя 11 лет и Саша 2,5 годика.
Вообще- то, выехать мы собирались чуть ли не в 5 часов дня, но пока кормили детей, пока собирались. Настя даже умудрилась сбегать в бассейн на тренировку, после чего ее пришлось забирать, сушить и кор-мить.
До темноты успеваем только заехать за Новгород, где мы и останавливаемся на ночевку на заправке Лукойла. Там же встречаем моего соседа по гаражу. Они едут на УАЗике в Абхазию. Месяц назад он пытал-ся одолжить у нас палатку на крышу автомобиля и пришлось ему тогда отказать, я уже стоил планы свой поездки. Теперь он тащит на прицепе за УАЗиком кемпер, одолженный у кого-другого. Мы уже готовимся ко сну, но они едут дальше, намереваясь двигаться часов до трех ночи. И это, наверно, правильно, впере-ди МКАД с пробками и огромным траффиком. Туда они попадут утром, а не днем, в час пик, как мы.
Утром мы стартуем, довольно долго едем до Москвы. Трасса относительно неплохая, если вообще можно считать хорошей трехполосную, без разделительного барьера, перегруженную автомобилями центральную трассу в 21-м веке. Но некоторые участки совершенно безобразны. Участок возле Торжка представляет собой жуткое нагромождение ремонтных заплаток, машины едут шепотом. В одном месте, после относительно ровного участка вдруг встретился совсем уж аварийный. И предупреждение об этом было издевательски установлено лишь несколькими метрами ранее. Не успев оттормозиться, довольно чувствительно приняли на защиту картера сильный удар вздыбленного колейностью асфальта.
При въезде на МКАД попадаем в огромную пробку. Идет сильный ливень, и дальнобойщики по рации сообщают о многочисленных заглохших в лужах машинах, ставших причинами пробок. Простояв несколь-ко часов, все же выезжаем на московскую кольцевую. При въезде немного ошибаемся и попадаем не на внешнее кольцо, по которому ближе ехать до М4 по кратчайшей дуге, а на внутреннее. Сперва хотим раз-вернуться, но видим огромные пробки на всех развязках и стоящее внешнее кольцо. По радио также со-общают о пробках на внешнем кольце. Внутреннее же идет весьма бодро и по нему мы довольно скоро попадаем на нашу трассу М4 Дон. На МКАДе, кстати очень пугала неприятная манера ремонтников отго-раживать участки левого ряда для каких-то своих, будем надеяться, ремонтных работ, бетонными плитами и никак это заранее не афишировать. Летишь по левому ряду за сотню, а он внезапно заканчивается бе-тонной плитой. Роликов с исходом таких покатушек в интернете полно, но никому, видно, дела нет. Как тут не вспомнить Европу, где в аналогичных ситуациях поток начинают предупреждать и сдвигать за сотни метров до опасного участка.
Итак, мы выезжаем на М4 и почти сразу же попадаем на вереницу платных участков этой трассы. Надо успеть пощипать на деньги вырвавшихся из душных пробок москвичей. Первые участки, впрочем, выгля-дят подремонтированными. Кое-где даже уложено модное бетонное покрытие, впрочем, сомнительное в наших широтах из-за своей скользкости зимой. На последующих участках этого уже нет и тем яснее видна цель всего этого - нажиться на эксплуатации трассы, построенной, кстати, за государственный счет. Но хоть бы стоянки для отдыха сделали, нам, как самостоятельным путешественникам, это особенно актуально, но на более, чем 1000-километровом протяжении трассы нет ни одной мало-мальски нормальной стоян-ки. Зато вовсю идет строительство новых турникетов на других участках.
01-Трасса Дон
Ненадолго заезжаем в Любимовку, это село в Тульской области, где у меня похоронена прабабушка. Уже сгущаются сумерки, но мы успеваем убедиться, что за прошедшие пять лет, что я там не был, ничего страшного с могилой не произошло.
Ночуем под Воронежем и двигаемся дальше. Кстати, под Воронежем мой бессменный IGo сильно под-вел. Зачем-то заставил съехать с трассы в тупик. Навтековские карты, столь точные в Европе, оказались не-точными и зачастую сильно устаревшими даже для крупной федеральной трассы. Сильно досаждали из-лишние сообщения о засадах, многие координаты которых, видимо, были занесены много лет назад. И, напротив, автоматические камеры, в избытке установленные на трассе, чаще всего были неизвестны но-вейшей Навтековской карте. К слову, камеры эти - то еще издевательство. В Европе, обычно, всегда стоит знак ограничения, а только затем камера. И если ты не гонщик-рецидивист, скорость ты неосознанно не нарушишь. Камеры - они ведь вообще-то, для ограничения скорости, а не для обирания водителей, как думают многие. У нас же камеры возникают неожиданно, и ты панически начинаешь вспоминать, а не пропустил ли ты знак ограничения или, быть может, въехал в населенный пункт, сам того не понимая, или, наоборот, еще пока не выехал из него. Изощренное, бессмысленное и жестокое издевательство - эти рос-сийские камеры.
Через две недели после нашего возвращения домой пришел штраф из тверской области, за превыше-ние на 36 километров. Учитывая, что стратегия движения была двигаться по спутнику на 10-15 км больше разрешенной скорости, почему такая странная оказалась величина, не очень понятно.
Между Воронежем и Ростовом широкая четырехполоска вдруг на некоторое время опять превраща-лась в плохонькую латанную двухполоску, но это уже не удивляло. За Ростовом свернули на дорожку к Порт-Кавказу, узенькую, но приличного качества.
Остановившись в поле перекусить, не могли подумать, что тихая солнечная погода летнего вечера неожиданно сменится диким штормом. Не успели мы вытащить продукты из багажника, как заморосил теплый грибной дождик под лучами вечернего солнца. Но через пару минут налетел шквал, ветер стал ураганным, а дождик превратился в ливень, а затем - и в град с огромными градинами. Мы едва успели запрыгнуть в машину, изрядно, впрочем, успев промокнуть, настолько неожиданной была перемена по-годы.
Дорога до Порт-Кавказа была довольно долгой. Как-то влетели с впереди идущей машиной в населен-ный пункт и, не успев сбросить скорость, пролетели мимо гаишника, по какой-то причине даже не попы-тавшегося нас остановить. В другом населенном пункте дальнобои посоветовали на легковушке не ждать с фурами открытия железнодорожного переезда, а ехать через город. Правда, я не уверен, что сделав такой крюк и покружив по улицам, мы сэкономили много времени.
К парому подъехали уже к полуночи. Родственников, которые ждали нас в Феодосии этим вечером, пришлось разочаровать. Машин в очереди на паром было совсем немного. Но тем не менее, стояние в очереди затянулось почти до пяти утра. Подъехав к воротам КПП, с удивлением обнаружили, что только там и начинается формирование линий для посадки на паром. Я так понимаю, нам светило еще несколько часов проторчать на посадке, но работник переправы, увидев в салоне маленького ребенка, махнул нам в сторону "льготной" очереди. Но даже там мы стояли еще почти час и попали только на второй подошед-ший паром.
02-Порт-Кавказ
Многие с удивлением говорили: "Ну, их же пять, и будут еще!". Однако, на практике, паромы приходят до смешного крошечные, грузят туда машин мало. После погрузки они еще и стоят очень долго, непонят-но, почему не отчаливая. Поэтому их пропускная способность оставляет желать лучшего.
Российскую таможню так и не убрали, перед посадкой таможенники делают вид, что что-то осматрива-ют в багажниках, а затем идут лениво курить на лавочку. К слову, билеты на паром продают только по гражданским паспортам и техпаспорту на машину. Как будто паром все еще ходит в другую страну.
В Керчь мы попали только в восьмом часу утра.
Короткий переезд до Феодосии, во время которого я почти засыпал после бессонной ночи на пароме, и вот мы, наконец, на месте, у родственников в гостях.
Слегка отсыпаемся и идем на пляж. Ближайший пляж - возле стадиона Динамо. Симпатичный, неболь-шой песчаный пляж, удобный для детей. С плавным заходом и малой глубиной. Неподалеку от берега в воде находится каменная гряда, которая, вероятно, и защищает песок от размытия.
03-Феодосия-Пляж Динамо
На камнях растут водоросли и живет множество обитателей, рыбок и крабов. Плавая там с маской, я да-же поймал там трех Рапанов. Не думал, что их можно встретить у самого берега. Пока нес их к берегу, они пытались открыться, но, будучи посаженными в ведерко с водой, так и остались в плотно закрытых рако-винах. А я так хотел показать дочкам живых Рапанов. Да и самому было интересно. Рачок- отшельник, по-саженый там же, быстро вылез из раковины и начал бегать по дну ведерка и по соседям-Рапанам в поисках выхода. Подождав немного, но так и не увидев обитателей раковин, я отнес всех пойманных на большую глубину, где их не смогут поймать менее щепетильные отдыхающие и выпустил в море, пока вода в ве-дерке не нагрелась слишком сильно. Когда-то давно, детстве, я пытался выкурить рачков-отшельников их раковин, но они так и погибли в них. С тех пор напрасно я стараюсь не обижать улиток и рачков. Впрочем, еслиб я знал, как вынуть Рапанов, не повредив раковины и как их потом приготовить, то это была бы уже охота ради пропитания, против этого трудно возражать, рыбу же я ем и мидий, и других животных тоже... Но я не умею готовить Рапанов и они скрылись в волнах Черного моря, громко плюхнув на прощание.
04-Феодосия-Рапаны
Что еще модно сказать про Феодосию. Народу в начале июня было мало. Говорят, из-за общего сниже-ния количества отдыхающих в Крыму. Но к середине июня народ начал подтягиваться и даже на пустын-ном пляжике возле Динамо стало проблематично найти хорошее место. А ведь до высокого сезона все еще оставалось время.
В городе полно сувениров, работают кафе и рестораны. Посетителей, правда, тоже сперва было немно-го, но к нашему отъезду их количество заметно прибавилось. Путеводители по Крыму продаются на каж-дом углу, я купил пару отличных книженций по цене килограмма черешни, что в Питере практически немыслимо, хотя черешня в Питере совсем не дешевая.
Кстати, фруктов довольно мало и твориться с ними что-то непонятное. В июне должно быть много че-решни, клубники, абрикос. Черешни и правда много, хотя довольно дорогой и далеко не всегда хорошей, попадалась даже червивая. Клубнику же мы умудрились купить и вовсе подпорченную. Покупали и перси-ки, по клятвенному уверению продавцов, бахчисарайские, но по виду и вкусу - совсем как турецкие из су-пермаркета, только втрое дороже.
Что еще удивило. Многие заправки закрыты. Шеллы - закрыты намертво. С Лукойлов сорваны вывески. На некоторых ТНК буквы Т на некоторых оказались закрашены синим, не знаю, что это значит. Макдо-нальдсы закрыты! Всемирная сеть бесплатных туалетов не работает! А ведь в Крыму практически нет бес-платных туалетов. Доходит до смешного – до платных туалетов на пляжах, хотя обслуживание всех пля-жей там в аренде и таким образом, мне кажется, теряется гораздо больше. Впрочем, в Ялте, на пляже, туалет был бесплатен. Но там статус требовал, что там был бы за Голубой флаг чистоты с платным туале-том?
В общем, первый день, с его чистейшим теплым морем и вкусными чебуреками в ближайшем кафе, ко-торые, похоже, готовили прямо тут же, выдался удачным.
05-Феодосия-Набережная