Даты: 30.08-14.09
Перелет: СПб - Киев - Тбилиси - Киев - СПб, 11 000 руб.
Бюджет - ок. 50 долларов в день
Маршрут:
Общ. транспорт: Тбилиси - Лентехи - Зугдиди - Местия
Автостоп: Местия - Ушгули
Общ. транспорт: Местия - Батуми - Боржоми - Бакуриани - Тбилиси
Аренд. авто: Тбилиси - Шатили - Жинвали - Ахмета - Пшавели - Омало - Пшавели - Кварели - Сигнахи - Тбилиси
Общие впечатления:
Тбилиси - один из лучших городов, где довелось побывать. Город дышит неотделанной стариной, своим духом, атмосферой. Гулять по Тбилиси можно бесконечно, теряясь в миллионах улочек под гроздьями винограда и мини-скверах. В то же время, город очень понятен для путешественника, инфраструктура развита хорошо - транспорт, информационные точки, хостелы, отели, такси. Единтсвенное, что не понравилось - отстроенный заново район серных бань. Такой, азербайджанско-новорусский райончик, с соответствующим пафосом и сувенирными магазинами на каждом метре.
Советую посетить/погулять:
Весь старый город, от Куры и вдоль ул. Ладо Асатиани до 1-2 этажных дачных домиков. Заходить в обшарпанные подъезды, заглядывать в каждый двор. Такой живой район, живущей исключительно своей, аутентичной жизнью встретишь не часто.
Сквер Ладо Гудиашвили - посидеть вечером под раскидистым деревом у красивого фонтана, с хорошим пивом, на соседних скамейках - домино и шахматы, из окон домов вокруг - живая музыка.
Поесть - любой подвальчик в старом городе
Рынок у моста Драй Бридж - развал уникальных вещей советской эпохи, от монет до настенных часов и комодов, по очень бросовым ценам.
Жить (бюджетно) - хотсел Namaste - прекрасное место как по чистоте и уюту, так и по расположению на карте города, так и по цене. С балкона хостела вид на весь город.
Конечно, крепость Нарикала и фуникулер. (вверх можно на нем, вниз пешком)
К сожалению, времени на этот город было 2 полных дня, а нужно там минимум неделю-две. Поэтому наверняка многое я упустил. Думаю, вскоре вернусь еще раз целенаправленно в Тбилиси. В идеале теперь для меня - пожить там и постепенно впитывать город месяца 2-3.
Тбилиси - Кутаиси - Лентехи: Из Тбилиси маршрутка от метро Дидубе на Кутаиси, там пересадка на Лентехи. Ехать утром, иначе не успеть на пересадку.
Кутаиси внешне не впечатлил - заброшенные комбинаты и заводы, огромные спальные кварталы, рыночный центр.
Лентехи:
Ехал наугад. Как оказалось, делать там особо нечего. Зато - ни единого туриста. Почему то я перед поедзкой, читая про туристическое развитие Сванетии, думал, что Лентехи - один из центров этого развития. Ничего подобного)
Но съездить можно - и за цельностью диких впечатлений, и за вообщем-то довольно красивой природой, и дорога Кутаиси-Лентехи тоже красивая. По дороге очень интересный город Цхалтубо - бывший минеральный курорт, причем видно, что очень серьезного размаха. Сейчас полузаброшен, впечатление производит.
Жить: стучаться в дома
Есть: что дадут)
Лентехи - Местия.
Хотел на траснпорте, или автостопом хотя бы, преодолеть этот путь напрямую. Почти весь Лентехи меня хором отговорил - мол дорога до Ушгули уж очень плоха, и не каждый день идет машина, то есть теоретически можно весь световой день вообще никого не встретить и заночевать In the middle of nowhere на земле.) Единственный вариант, что нашел - ехать с местным копом из Лентехи до деревни Меле. Но как дальше - опять же непонятно.
Решил делать крюк. Это 3 маршрутки: Лентехи - Кутаиси - Зугдиди - Местия.
Коротко по Зугдиди: скучновато, но повеселее, чем Кутаиси. Пока ждал маршрутку на Местию, 2 часа вообщем-то не скучал, но это предел как мне кажется в этом городе.
Местия:
Местия, конечно, действительно мекка туризма в Сванетии) Отелей, зарубежных туристов - более чем достаточно. Весьма высокие цены. В самой Местии делать особо нечего, кроме как ночевать и пить вечером алкогольные напитки. Местия - пункт старта интереснейших треков (не ходил), и конечно, для посещения города-наследия Юнеско, самого высокого населенного пункта Европы - Ушгули.
Ночлег в Местии: Заночевал на выезде из города у местного деда с бабушкой. Бартер место на койке где-то в пустой комнате и чистое белье = 10 литров пива деду их вполне устроил.) По их словам им обоим по 95. Ходят, разговаривают, выглядят для своего возраста прекрасно.
Местия - Ушгули:
Решил попробовать добраться автостопом, так как цены на организованные поездки в Ушгули (фургончики по 5-6 человек) кусались. Сколько - уже не помню. Вышел из дома в 7 утра, часа через полтора-два поймал грузовик с тремя рабочими в кузове, ехавшими чинить музей в Ушгули. Ребята видно, что вчера хорошо приняли, и в 8 утра уже опохмелялись водочкой. Там же везли с собой в кузове козу. Один - на опыте, разливающий, двое молодые, зеленые - уже мало соображают) Ехать 60 км. часа 4-5, трясят дико, пыль, дорога по ущельям, вверх-вниз, красотища неописуемая, полный восторг от такого автостопа. Ребята присоединили меня быстренько к своей компании, в итоге в Ушгули я приехал к полудню уже очень поддатый.)
Ушгули так же прекрасен, как и дорога до него. Опять же, старт для многодневных, еще более интересных треков. Но я таковых пока не планировал, поэтому целый день понаслаждавшись горами, природой и тишиной за столиком видового кафе, часа в 4 с трудом договорился сесть в отходящую в Местию машину владельца Местийского хостела, в обмен на то, что я в его хостеле ночую.)
Почему с трудом? потому что в Ушгули весь туристический транспорт сколько людей привозит, столько и увозит, и мест свободных почти нету. Велик риск остаться там на ночь, а ночевать там практически негде.
К слову, еще раз разведал возможность переезда Ушгули - Лентехи напрямую. Более того, нашел единомышленника в лице некого поляка, одинокого экстримала. Обойдя 3 раза весь Ушгули, не нашли ничего стоящего в ту сторону, машина также ни одна не выехала. Предлагли такси, но за адские деньги. Под конец встретили 4 грузинских ребят, которые как раз собирались ехать туда еще и ночью. Они бы и рады нас взять, но места у них уже не было. Поляк решил идти пешком, и дойти за 2 дня до Лентехи, заночевав посреди дороги ночью на высоте 3000 м без палатки и спальника, завернувшись в какую-то специальную теплосберегающую фольгу.)) Я решил все же двигать назад в Местию. Выжил ли поляк, и закончил ли свой путь в Лентехи мне доподлинно неизвестно))
Местия - Батуми. Обычная маршрутка.
Батуми:
Мои впечатления - не очень. Смесь Турции, Дубаи, строительных пустырей, азербайджанских рынков москвы середины 90-х и отреставрированного старого города. На любителя. Пляж и море так себе - с Абхазией можно даже не пытаться сравнивать. Ничего короче не понял и не почувствовал от этого города. Кажется, будто всему, что можно было почувствовать, заделали и закрасили фасады, обновили позолоту и поставили стеклопакеты. Инфраструктура правда развита круто, как и в Тбилиси. Ну и для любителей "фешенебельного" отдыха на просторах постсоветского черного моря уж явно в разы лучше и интереснее, чем Сочи.
Что посетить: так и не понял
Жить: мало хостелов, но мне попался очень приличный, который содержит бывшая балерина Большого Театра в Москве, грузинка, лет 60, не по годам статная и грациозная. угол улиц Лука Асатиани и Клдиашвили. Там же через дорогу неплохое кафе.
Единственное, что скрасило вечер - познакомился с двумя классными ребятами, парнем и девушкой из Луганска. Всю ночь на пролет часов до 6 утра кутили на пустынном пляже с какими-то бродячими псами, 8 бутылками вина на троих и теплым ночным морем.
Батуми-Боржоми:
Хотел опять же поехать напрямую. Причем на всех картах дорога - в отличном состоянии, обозначена как одна из главных в стране. На деле, ни один маршрутчик по ней в жизни не поедет, говорят там дыры глубиной в метр. В итоге - объезд через пол страны, 8-9 часов, и я в Боржоми.
Боржоми:
Сам Боржоми, как город - жирный плюс. Уютно, красиво, изабелла на каждом шагу, очень дружелюбные местные компании (именно в Боржоми я каждый из трех вечеров абсолютно случайно проводил в какой-либо грузинско-иностранной компании на лавочке или за столиком летнего кафе, и общение проходило очень весело и позитивно.
Ну, минеральный парк, источники боржоми, сероводородные ванны - это любой, кто там окажется, и без меня догадается посетить.
Есть там еще такой Боржоми нац. парк. В парке куча маршрутов для трекеров, от 2 до 8 дней. прихожу туда,, говорю - мне бы вот велик на прокат, и маршрут покататься с утра, чтобы вечером вернуться. Есть такой говорят, дали карту, проложили маршрут, дали велик... Ну, первые 5-6 километров очень приятно, но потом... набор высоты в 1000 метров за 8-9 км чистого пути, ехать вверх нереально. вообще. никому. ни спортсмену, ни космонавту, ни алкоголику. 6 часов я пер на себе в гору этот велосипед, ни разу на него ни сев, идя, естественно, пешком. добрался до самой высокой точки уже под закат. А надо вообще-то еще обратно спустится, там такой уклон и такая дорога, да и тормоза так себе, что я начал себя готовить к мысли о лесной ночевке) Вдруг вижу - стоит пикап, новенький, тойота. и трое грузин оглядываясь с мешками из поля выходят, из-за травы откуда-то. начались распросы, сначала аккуратно с их стороны, потом с моей.
Выяснилось, что это рейнджеры нац. парка борджоми, которые в тайне от руководства пака вместо исполнения прямых ренджеро-скаутских обязанностей на казеном пикапе забираются в самую [***]и в тайне сажают там картошку, которую по осени собирают, незаметно вывозят себе по домам и продают всему городу))) Ребята с радостью привязали к картошке мой велосипед, и попив перед спуском вина под сыр с батоном, с комфотом на пикапе спустили меня вниз, договорившись, что в здании нац. парка об их картофельных подвигах я не пророню ни слова под самыми суровыми пытками)
Следующее утро собрался ехать в Бакуриани. Это такой горнолыжный курорт, куда еще ходит поезд из Боржоми. дорога 30 км, ехать 2 часа, потому что весь жд путь - серпантин, идущий всю дорогу только вверх. очень красивая. Узкоколейка, говорят, была проложена еще при Николае 2, а один из мостов по дороге якобы сделан по заказу и чертежам самого Густава Эйфеля)) Сам локомотив старый, (но не от Николая, чуть помоложе), года 60-го, Чехословацкий. к нему полагается 2 вагона. Поезд отправляется 2 раза в сутки от Боржоми - оба утром, что-то типа 7 и 9 утра. И также обратно. На пути около 6 станций.
На одной из станции со мной разговорился машинист, вышедший покурить. Мужик работает на этом чехословацком локомотиве уже около 30 лет, а служил, оказывается, в железнодорожных войсках между петергофом и сосновым бором, то есть там, где я как оказалось и живу) На радостях я был приглашен в кабину, в которой и проделал оставшийся путь, заодно в виде эксперимента впервые немного поуправлял составом с 20 живыми людьми внутри. Но все под чутким контролем, конечно.
в Бакуриани летом делать нечего совершенно. Пошатавшись там ровно 30 минут до обратной маршрутки, вернулся в Боржоми и до вечера с холодным пивом не вылезал из сероводородного бассейна в минеральном парке.
Жить: Поселился в квартире у грузинской семьи, по прибытию из маршрутки сразу предложил размещение парень, зовут Лео. Семья приличная, комната вполне ничего, цена ночлега как в хостеле.
Есть: Недорого, с местными и от души - отличное кафе Имерети с заправляющей на кухне 80-летней бабулей, лучшим вином и кебабом. Подороже и с туристами - 2 ресторана в здании заброшенного вокзала Боржоми-1
Переезд Боржоми - Тбилиси. Тут рассказывать нечего. Море маршруток, дешево, довольно быстро (2-3 часа).
Следующая часть будет про аренду машину в Тбилиси и покорение на ней горных дорог Хесувретии, Тушетии и Кахетии.