Hazan чуть больше года назад опубликовал рассказ о поездке в Африку на Ниве по маршруту Москва-Банжул. Зацепило. С англичанами, организующими пробег Плимут-Банжул, ехать не захотелось. Бросили клич в рунет по поводу набора желающих прокатиться по маршруту Европа – Марокко - Зап.Сахара – Мавритания – Сенегал - Гамбия. Желающие, как ни странно, нашлись.
Участнеги.
Участнегов набралось много. Изначально на пробег набиралось 5 экипажей, 3 из которых (аффтар, Марианна и Алексей ака М4) собрались сразу. Потом появились 2 питерских экипажа, а потом еще Петровичи которые на самом деле Николаичи. Обычно у кого-нибудь в последний момент что-нибудь происходит, но тут обошлось – и в путь отправились 5,5 экипажей: 3 мужских(Андрей с сыном Романом, Олег с Гришей и Петр и Саша Николаичи), 2 смешанных (Алексей с Леной и афтар с женой Оксаной) и Марианна.
Визы.
Мне сказать особо нечего. Европа – финский мульт (это у нас с Оксаной, остальные участники решали этот вопрос самостоятельно), марокканская виза россиянам не нужна. Мавританскую и сенегальскую двукратки на всех получали Марианна и Алексей в Москве с бумагами какого-то автомобильного журнала (цены каждого из вопросов – примерно по 10 евро на человека), причем сенегальская виза получалась в самый последний момент. Гамбийская виза, которая по всем данным не получается в принципе никак, мы купили на границе за взятку (сразу станем называть вещи своими именами) в 6,5 евро на человека– при стоимости каждой визы 8,5 Евро мы заплатили по 15.
Машины.
Изначальная идея была поехать на старых авто из России. Но питерские (экипажи Андрея и Олега) решили иначе – на германщине покупалось 2 авто, ибо старые германские авто лучче. Итого в пробеге периняли участиие 4 Лорен-Дитриха(зачеркнуто) Остин-Фишера(зачеркнуто) Майбаха(после некоторых раздумий зачеркнуто) Нивы и 2 настоящих немецких автомобиля Рено-19.
Связи
(Имеется в иду телефоня и прочая)
Для совместного передвижения были куплены рации Алан (самые простые) – незаменимая вещь для автоколонны.
ГСМ телефоны работали в Европах, Марокке и еще немого и как-то странно в Гамбии. В Мавритании и СинемГале даже там, где были ГСМ-сети, все телефоны отказывались с ними коннектиться.
Спутниковый телефон Николаичей работал везде.
Здравой оказалась идея подключить к связи диспетчера из Питера. Поклон в ноги Константину за его терпение и организаторский талант – пока мы шли по Европе, каждый из экипажей 2 раза в день получал сообщения о том, где находятся остальные участники. Без нашего диспетчера мы вряд ли встретились бы в Марокко (там наши телефоны работали очень странно) и в Нуакшоте – там телефоны не работали вообще и только диспетчер смог организовать нашу встречу.
Порядок действий.
Так как все участники пробега переросли возраст учеников 5 класса и могут передвигаться без посторонней помощи (тем более на авто), договорились встретиться на юге Марокко - в Агадире, откуда продолжить путь самостоятельно. В дорогу были куплены продукты на 12 дней автономной кормежки (их по списку покупал каждый экипаж) и горелки разных систем. Палатки, спальники, пенки-матрасы каждый брал на себя, как и личную посуду (по 1 котлу для приготовления пищи каждый экипаж брал с собой). Запчасти для Нив закупались централизованно, а вот количество инструмента каждый экипаж определял самостоятельно.
Кроме того, централизованно были куплены обратные авиабилеты Дакар-Берлин (ок. 11000 руб на участника).
Поездка.
Первыми выехали питерские – экипажи Андрея и Олега. 21 января они погрузили все купленное на TLC Андрея и выехали в Хельсинки, откуда на пароме отправились в Германию, где им предстояло купить 2 авто, что они и проделали к вечеру вторника. Далее они ушли в загул – поехали в Италию, откуда по побережью Средиземного моря (зависнув еще и в Барселоне) добрались до парома Альхисериас - Сеута и двинулись в Агадир, успев погулять еще и в Касабланке. Никуда не торопясь они прибыли в Агадир первыми. Из приключений на этом пути им достались починка глушителя одного из Рено в Испании и кража личных вещей из машины в той же Испании («ушли» ноутбук, телефон и что-то по мелочи).
Вторыми стартовали мы и Алексей с Леной. Алексей без особых проблем добрался до Парижа (через Берорусь-Польшу-Германию) и завис там на пару дней (о нем расскажу чуть позже).
Мы же выехав из Питера в среду 24 января заказали у Ирины ака Скандом (спасибо ей большое) билеты на паром Хельсинки-Стокгольм (впервые в жизни я заказывал и получал билеты по СМС). Утром 25 января мы двинулись из Стокгольма на юг по «маршруту ТСН» (кстати, на съезде с парома меня попросили дыхнуть в трубку на предмет трезвости). Ехали день, ночь и еще день и остановились ночевать во французском Орлеане. В Швеции и Дании мы пытались найти газ (Нива была оборудована ГБО), но наши попытки увенчались успехом только в Германии (в Германии, Бельгии и Франции газом мы заправлялись без проблем). На платном французском автобане на пробили колесо, которое ремонтировали больше часа, из-за чего на объездной Парижа мы попали в жуткую пробку. В Орлеане заночевали в “Quick palas” за 41 е за дабл с завтраком (ужинали мы вином и сыром) и утром двинулись дальше. В 50 км за Орлеаном нас на пункте оплаты автобана остановил жандарм и объяснил, что эксплуатация авто с шипованной резиной во Франции запрещена. Итог – 90 Е штрафа и час выковыривания шипов. Выковорили наружный ряд, жандарм махнул на нас рукой. Ехали не спеша, на ночь остановились в испанском Бургосе (ночевка – 40Е). Утром не завелись (на улице было –2, а я с вечера не переключился с газа на бензин) – нас дернул испанец на джипе, денег брать отказался. На перевалах в горах нас заметало (хотя накануне во Франции было около +10), потеплело только около Мадрида. Газа на трассе не было, мы заехали в Оканью посмотреть в инете адреса: ближайшая газовая заправка оказалась в Гранаде. Там (в Гранаде) мы и заночевали. Испания нас очаровала, из Гранады не хотелось уезжать вовсе. Но мы таки поехали и вскоре добрались до Гибралтара. Попытались проехать – нас не пустили. Мимо нас в Гибралтар въехала Волга с номером 90-го региона, поговорить с хозяином не удалось. Сели на паром Альхисериас – Сеута, приплыли в Сеуту и заночевали там (ночевка, как и накануне, 35 Е). Испания отпускать нас не хотела – утром мы еще 2 часа катались по горкам около Сеуты, любуясь видами на Гибралтар и пролив. Кстати Сеута – это один большой дьюти фри, судя по ценам на алкоголь и бензин. До Сеуты мы периодически пользовали связку Автороут+ГПС приемник. Карты Африки, которые закачал на хард-диск Алексея Дмитрий (который СергеевАуди что-то там -))) ) так и хранились у Алексея всю нашу поездку, и в Сеуте я воспользовался ГПСом в последний раз за поездку.
В Марокко въезжали час – местные пограничники не знали о существовании страны с названием Россия, да еще и докопались до того, что авто оформлено не на меня – я демонстрировал им российскую доверенность. Поехали в Фес, но не по автобанам через Мекнес, а по северной дороге и потом через горы. Виды вокруг были шикарные, особенно впечатлил снег на соснах на высоте 1700 метров – Африка, блин. Дорога была дрянь, нас доставали местные, предлагая покурить гашиш – вообщем в Фес мы добрались к ночи. Окопались в отеле (долларов за 30, есть ГПС-координаты) и с утра отправились гулять по городу. Мы давно мечтали заблудиться в медине арабского города и в Фесе нам это впервые удалось – мы еле выбрались часа через 2 блужданий на какую-то площадь в абсолютно непонятном месте. Взяли такси, доехали до авто и поехали в Мекнес, где провели ночь и половину следующего дня. Время нас уже поджимало, но Алексей и Марианна опаздывали к месту встречи – и мы поехали в Маракеш.
Маракеш – это собственно и есть Марокко, а площадь Фна – это и есть Маракеш. До того, как попасть в гостиницу мы успели поплутать (на этот раз на машине) по местной медине – ночью это страшно. Пришли на Фну и получили сообщение от диспетчера, что Николаичи находятся в Маракеше. Мы созвонились и, встретившись, договорилиь на следующий день ехать в Агадир вместе. Но не срослось – мы выехали примерно на час раньше ребят, впрочем в пути (пока мы обедали) они нас нагнали. Днем 2 февраля мы въехали в Агадир вместе.
Николаичи выезжали из Москвы немного позже Марианны; в пути они встретились и финскую границу проходили вместе. Николаичи поплыли на пароме из Хельсинки в Германию, откуда отправились в Андорру (где зависли на некоторое время) откуда отправились прямиком в Марокко.
Марианна же, застряв на день в финской столице, поплыла в Стокгольм: она шла по нашим следам, только с интервалом в 2 дня. В итоге когда в Германии у нее начались проблемы с авто, я был в шоке – она была позади всех, причем ближайший к ней Алексей был в Париже. Но Марианна с проблемами в Германии справилась почти самостоятельно и добралась до Парижа, откуда они с Алексеем поехали вместе, периодически ломаясь и чинясь. Правда они поплыли не в Сеуту, а из Тариф в Танжер, (откуда прямиком ломанулись на юг) и в Агадир они приехали на несколько часов раньше нас.
Таким образом 2 февраля вся компания собралась в Агадире, причем нас удалось остановиться в одном отеле с Марианной и Алексеем – отдельно жили только питерские. Позвонить им не получалось, СМСки похоже тоже проходили только от них нам. Нам удалось связаться только через питерского диспетчера. Вечером мы встретились, поговорили, выпили и еще раз поговорили, обсудив последние детали. Выезд назначили на 11 утра 3-го февраля.
В итоге в 11 утра произошел не выезд, а сбор. После того, как нам пришлось ехать доделывать мелкие дела, мы выехали только около половины второго. До ночи нам удалось пройти колонной около 300 км, и, проехав город Тан-Тан, мы встали лагерем на ночлег. Весь первый день мы ехали по горам.
С утра собирались около 2 часов. Ехали не спеша (попутно выстраивая колонну), выехав к океану остановились на обед, потом провели еще одну фотосессию на диком пляже около затонувшего корабля, заодно потренировавшись в езде на Ниве по песку. К вечеру выехали к городу Лайонн – считается, что он расположен в государстве Западная Сахара. Оказалось, что такого государства не существует – на этом месте расположено королевство Марокко: там ходят марокканские деньги, находятся посты марокканской армии и полиции. Построенная там марокканцами дорога вдоль океана отличного качества. Бензин там стоит в полтора раза дешевле, чем в Марокко. Нас неоднократно останавливали марокканские полицаи и переписывали все наши данные в толстые книги. Если кто соберется в те края – сделайте ксерокопии паспорта, прикрепив туда же мини-анкету: профессия, место рождения и жительства, семейное положение и сколько у вас детей (один раз нас спросили и об этом) и прочяя. Не то, что бы это совсем поможет, но сколько-то времени можно сэкономить, хотя бы на разговорах со словоохотливыми (ИМХО от скуки) марокканскими офицерами.
Около Лайона ночевать мы не стали – отъехали от него километров 100 и поставили палатки прямо на «набережной», т.е. на берегу океана. Ветер был сильный и холодный, он утих только к утру. Весь следующий день мы добирались до Дахлы, но не доехав до нее 50 км встали лагерем в низинке в пустыне. Прошли немного, ибо, во-первых, не напрягались, а во-вторых у одного из Рено прогорел глушитель и какое-то время мы его чинили (безуспешно). Ну и посты мароканской полиции стали попадаться все чаще и чаще. Утром все вместе поехали в Дахлу. Оказалось, что этот городок – отличный морской курорт, о чем отлично знают владельцы европейских кемперов, которые расположились огромным лагерем в нескольких км от города. В Дахле глушитель Рено был заварен, а мы, побродив по городу, встретили в нем русских: Сергей и Алла занимаются экспортом рыбы в Россию, они дали нам массу полезных советов относительно въезда в Мавританию. В итоге, поездив в городе больше половины дня, а потом еще и пообедав и помывшись в душе местного кемпинга, мы выехали в сторону мавританской границы ближе к вечеру. Границу по совету соотечественников проходить не стали, заночевав в мотеле в 100 км от нее. Там же заправились и сели ужинать.
Во время ужина к нам подошла пожилая пара английских пенсионеров. Они утром того же дня выехали из Нуакшота и вот уже ночевали вместе с нами. Мы спросили у них про то, как они на кемпере преодолели пустыню – они ответили нам, что из Нуакшота ехали по отличной новой асфальтовой дороге. Оказалось, что мавританцы только что построили кусок дороги от Нуакшота до Нуадибу, которая идет через пустыню на некотором удалении от океана. Кемперы не едут в пустыню – они спокойно катятся по хорошей дороге.
У нас в компании сразу созрел раскол. Реношники изъявили желание ехать в Нуакшот по асфальту, нивоводы вовсе не для этого ехали из России на Нивах. Договорились только до того, что в 7 утра (как нам и было рекомендовано) выезжаем в сторону Мавританской границы. Выехать в 7 не получилось: у Алексея не заводилась Нива. Реношников отправили вперед занимать очередь, а Нивы, взяв Алексея на буксир и периодически предпринимая попытки починить его и завести, двинулись следом. К 9 все оказались на границе, причем Алексею удалось починить машину. Мароканцы не стали докапываться до единственных иностранцев на переходе и быстренько выпустили нас из страны без всяких сборов-поборов и лишних формальностей.
5 км нейтральной полосы между несуществующей Западной Сахарой и Марокко – самая плохая дорога на всем нашем пути (ну не считая, может быть, объездной Новгорода). Это расстояние мы ехали почти час.
Погранпереход между Мавританией и Марокко открыт с 9 утра до 6 вечера. Причина проста – у мавританцев на погранпереходе нет электричества. Совсем. Солнце взошло, стало светло – можно заполнять книги учета. Солнце зашло – стало темно, погранпереход закрылся. Сплошная иншалла.
Нас записали сначала в одну тетрадь – всех по очереди, медленно копируя закорючки, которые европейцы называют буквами.
Потом нас записали еще в одну книгу и поставили отметки в визу. Потом нас записали еще в одну книгу, выдали бумажки и потребовали по 10 Е с авто за въезд оного в страну. Потом долго писали бумажку на получение денег. Пока все это происходило вокруг нас крутился типа страховой агент, пытавшийся впарить нам местную ОСАГу. На вопрос, обязательна ли она в Мавритании, он честно ответил – не обязательна, но без нее могут оштрафовать. Смысл сказанного им дошел до нас позже, ибо страховку мы у него таки не купили.
Отъехав от погранперехода километров 20 мы встали в пустыне на обед (благо подошло его время) и продолжили дискуссию и наших дальнейших путях. Спорили и обедали часа 2, решили, что делиться не будем, едем по асфальту, заезжаем в настоящую пустыню и смотрим, что и как. Еще на час всю группу задержал я – ездить по Сахаре на Ниве с включенной печкой мне показалось моветоном, поэтому я просто заглушил трубки отопителя (что бы не чинить поломанный кран печки). Все равно сидеть на нивовских сиденьях, выполненных из шкур молодых дермантинов, в жару не совсем комфортно, ибо из-за процесса потовыделения приходиться сидеть как бы в луже, но с выключенной печкой глубина вышеозначенной лужи заметно уменьшилась.
Проехав еще километров100 по асфальту, мы свернули в пустыню.
ГПС сказал нам, что до океана 15 км. Первые 3 из них все авто преодолели одинаково ровно, а потом Рено начали вязнуть в песке. 7 км мы ехали больше полутора часов. Начало смеркаться – мы встали лагерем, оставив стоять одну из Ренох на горке в километре от палаток и решив, что сегодня обсуждать более ничего не будем, ибо утро вечера мудреней.
Ночью как обычно не хватило водки – мы отправили в оставленную на горе Рено (там хранились запасы вожделенной жидкости) Марианну и Оксану. Минут через 40 за ними пришлось отправлять спасательную экспедицию. Еще через полчаса мы их таки нашли: они умудрились заблудиться, не дойдя до Рено.
Утром реношники попросили вытянуть съехавшую вниз машину на горку – они твердо решили ехать по дороге. Мы помогли им, а сами отправились покорять пустыню.
Честно говоря, я сейчас размышляю: а стоило ли ехать в эту поездку на Ниве только ради этого дня (ну и следующего утра)? И думаю – стоило. Можно было пожертвовать чем-то другим, но этот день не буду описывать (по крайней мере пока) – мне не передать ощущений.
Обошлись почти без приключений – так, мелочи: я один раз почти закипел (долго ехали на пониженной и с блокировкой), да Петр засадил Ниву в бархан по самое дальшенекуда: хотелось эффектных фотокадров. Все балдели.
Да, еще пришлось приспустить давление в колесах до (примерно) 1 атм.
Днем нас остановил абориген на TLC с какой-то эмблемой и попросил следовать за ним. Оказалось, что мы находимся в заповеднике. С нас запросили денег. Торг был недолгим – сумма в 10 е за человека показалась нам невысокой. Тем более, что нам выписали официальные квитанции, правда с ценой в местной валюте.
У нас вообще была проблема и немалая: в порыве споров с реношниками нивоводы забыли запастись бензином. Добывать бензин в пустыне проблематично. Мы уже собирались отправить одну машину на шоссе за вожделенной жидкостью (сегодня это была иная жидкость, чем накануне), но в простой мавританской рыбацкой деревне в местном бутике помимо нескафе, памперсов и томатной пасты аборигены торговали еще и бензином. После того, как цена канистры бензина опустилась с 50 е до 30 мы типа сдались. В реальности если бы у нас были местные деньги бензин стоил вполне вменяемые 1 евро за литр, но евровалюта – вторая по бесполезности вещь в тех местах (первая – это кредитные карты) и аборигены (на самом деле) просто спасали нас из жалости. В мавританскую канистру помещается 20 литров бензина (иншаллла) октановым числом примерно (иншалла) 85. Впрочем литры и октановое число – это придумки европейцев, бессмысленные на 20 градусе северной широты и 10 градусе западной долготы.
Латыши, участвующие в этом году в английском «Плимут-Банжул Челлендж» перед самой поездкой прислали нам трек своего маршрута (огромная благодарность им за это) – этот трек я вылавливал из сети, находясь в Испании. Мы шли по нему и картам Дмитрия (который СергеевАуди что-то там -))) – ну вы в курсе -)))) ). Кроме того, за купленные билеты аборигены выдали нам еще и карты национального парка с обозначенными ГПС координатами каких-то контрольных точек. Вообщем, заблудиться в тех местах было для нас проблематично. К вечеру мы выехали к юго-западной границе парка (там же проходил трек латышей) к следующей деревне. Дальше на картах Генерального штаба ВС СССР появлялась загадочная надпись: «Проезд возможен только во время отлива». Мы попытались проехать, используя только трек, но увязли в песках и вернулись в деревню. Абориген повторил нам мантру про отлив, используя подручные таблицы, отпечатанные типографским способом (отлив должен был наступить с 9 часов утра). Там же нам за 30 е предложили провести ночь в кемпинге, причем мы могли поставить свою палатку или использовать жилища, построенные аборигенами – цена при этом не менялась (местные с умным видом лепили горбатого про развитие туризма в Мавритании вообще и в данном регионе в частности). На выбор нам предложили местную палатку типа «шатер» или комнату типа «нумера».
Эту ночь мы провели в национальном мавританском жилище: каркас из тонкого бруса (50*50 мм) обтянут по периметру местными коврами, затем все это (как и крыша) укрыто сушеными пальмовыми листьями. На полу циновки. Всемером мы разместились вполне комфортно.
Вечером Саша включил телефон и получил от диспетчера из Питера ГПС-координаты отеля в Нуакшоте, где остановились реношники.
Утром мы хотели поехать тем же маршрутом, что и накануне вечером, однако увязнуть в песках вторично нам не удалось – там уже увязла Паджера с французскими номерами и тремя пенсионерами на борту. Марианна на Ниве, у которой в коробке к тому времени осталось примерно 3 передачи, выдернула буржуинов из песчаного плена, а подошедший Алексей попытался втолковать лягушатникам, что Паждера, конечно, ездит везде, н все-таки инструкцию по эксплуатации надо читать хотя бы иногда – дедушки не знали, что для песка передача 4L подходит лучче, чем 2H. В итоге мы вместе с французами выехали на берег океана.
Смысл написанного в картах был таков: пустыня подходит к самой кромке воды. Перебраться через песчаные барханы невозможно – нет у человечества такого транспорта. Приходиться ехать по узкой полоске пляжа. Иногда между песком и кромкой прибоя остается метров 6, иногда они практически смыкаются, и нам приходилось утюжить колесами набегающую волну.
И так около 30 км.
Вообщем мы приехали в следующую деревню. От нее шла твердая дорога до самого асфальта. Мы не смогли уехать сразу и вернулись, что хотя бы искупаться.
На асфальте мы накачали колеса до нормального давления и поехали.
Когда в течение 2 недель перед поездкой сайт везеандеграунд говорил мне, что в Нуакшоте происходит погодное явление под названием «Блуждающие пески» я не знал, как к этому относиться. Теперь я знаю.
Это жопа.
Ветер несет песок из пустыни в сторону океана. Он не может или не хочет поднимать крупный песок – он несет самые мелкие частицы. Это еще не пыль, но уже не песок.
В Нуакшот мы въехали, везя Марианну на веревке – у нее кончился бензин. У меня бензин кончился на той же заправке.
Отель мы нашли по ГПС-координатам. Наших там не было, но на Рено перед отелем была записка для нас – нас просили подождать. Связь могла быть только такой, ибо телефоны не работали.
Пока мы обедали – подтянулись реношники. Они накануне без проблем добрались до Нуакшота и решили заночевать в нормально гостинице, однако с трудом нашли места в гостинице вообще – в столице Исламской Республики Мавритания (сокращенно RIM) проходил какой-то симпозий, и мест в отелях не было в принципе, потому что отелей там 3 или 4. Переночевав ночь в даблах за 85Е, наши нашли пансион за разумные деньги, куда мы все вместе и поехали.
Нуакшот - город как город. Напоминает районный центр где-нибудь в Волгоградской области, чуть побольше асфальта на дорогах и пыли на обочинах дорог, чуть поменьше зелени. Раздолбанные бензоколонки, на части из которых гордо реют имена мировых брендов. И груды мусора – как, впрочем, и по всей Мавритании.
В Мавритании развиты 2 отрасли промышленности – добыча песка и попрошайничество. Просят все и по всей стране. Таможенник на посту, прохожий на улице, полицейский на посту – французское слово «кадо» все запомнили надолго.
С адресами в Нуакшоте все нормально: каждый дом имеет, как обычно, номер. Только номер этот пятизначный, а все улицы (по крайней мере, в нашем районе) назывались одинаково, поэтому любой уважающий себя отель помимо номера телефона указывает в визитке свои ГПС-координаты. Именно эти цифры накануне реношники диктовали телефонному диспетчеру в Питере в 2 часа ночи по московскому времени – в иное время им до Росси дозвониться не удалось.
«Девок нет, в карты никто не играет, ключи дают, а замки не закрываются» - это не про Россию, это правда про Мавританию. Алкоголь в Нуакшоте можно купить в 2 ресторанах (один из которых – «Распутин» – держит русская женщина).
Название мавританских денег никто так произнести и не смог. Знаю только, что их курс к евро примерно 350 (а не 200, как нам пытались посчитать при продаже бензина в пустыне).
В 10 утра следующего дня (числа уже стали абсолютно не важны) мы выехали в сторону сенегальской границы. До нее было около 100 км, но денек нам предстоял веселый: при въезде в Сенегал местные таможенки и погранцы требуют карнет (которого у нас не было) или дают (за очень дополнительные бапки) таможенное сопровождение или просто просят денюх за въезд. Поэтому цель себе на день поставили минимальную – въехать в Сенегал.
На выезде из Нуакшота нас остановил полицай и потребовал страховку, которую мы так и не купили. Когда выяснилось, что ее нет, он потребовал штраф. Или кадо. Мы его как-то (уже не помню как) ненавязчиво послали и поехали дальше.
Вокруг нас по-прежнему происходило погодное явление «Блуждающие пески». Это здесь зимой каждый день.
Однако постепенно в окружающей нас действительности стали происходить перемены – появилась зелень. И в 40 км от границы остановивший нас полицейский вышел из своей будки, которая стояла уже в тени деревьев.
Этот как-то не по-мавритански не требовал кадо. Он немного говорил по-русски и предупредил нас, что б мы не ехали в Сенегал напрямую, через Россо – лучше уйти западнее (дословное звучание фразы – «там (западнее) вам тоже придется платить, но меньше»). Кроме того, он честно сказал нам, что бы мы не велись на нашивки «Полиция» или «Жандармерия» у стоящих на обочине людей, ибо местные службы должны располагаться только на стационарных постах.
Не доехав до погранперехода в Россо, мы поехали на запад. По дороге встретили пожилую интнрнациональную пару хипповского вида на видавшем виде микроавтобусе VW – они объяснили нам, куда ехать. По поводу сенегальской таможни они слово в слово повторили слова давешнего полицейского. От них мы узнали, что за машину на сенегальской границе проезжающие платят от 10 до 300 евро – как договоришься. Ночевать в Сенегале нам посоветовали в кемпинге «Зебра», неподалеку от границы.
До перехода мы ехали в итоге еще километров 100 по грунтовой дороге переменного качества. Вокруг нас сначала была просто растительность, которая перемежевывалась малярийными болотами, а потом начался национальный парк. Какие в Мавритании национальные парки! Гораздо лучше, чем сама страна.
Увидели мы и лжеполицейских, о которых нас предупреждали. Первый клоун выскочил из ниоткуда прямо под колеса Андрея, который шел (как и всю дорогу) первым. Тот его объехал и поехал дальше, однако типу в форме с нашивкой «Жандарменрия» на мундире удалось остановить следующую машину. Мужик заявил, что он мобильный отряд местной жандармерии и потребовал у нас страховку. Мы его просто послали – просто сели и поехали дальше. Километров через 20 нас остановили настоящие полицейские – они просто проверили документы и отпустили нас. Еще через 20 км нас остановили трое: один заявил, что он собирает плату за проезд по национальному парку, а двое других сказали, что они полицейские и за езду без страховки мы должны платить штраф. Мужику мы за нац.парк заплатили (там было за что платить: пеликаны, цапли, куча других птиц и зверей), а мужикам заявили, что русские не платят. Мы поспорили минут 15, выходов у наших оппонентов было всего 2: либо мы не платим и проезжаем по-хорошему, либо мы не платим и проезжаем по-плохому. Может быть, мы вели бы себя по-другому, если бы на нашу просьбу показать какие-нибудь свои документы или назвать свои имена мужики не переводили бы разговор на другую тему или не включали дурака. В итоге они поверили в наш тезис насчет «Не платят» и отошли с нашей дороги.
Следующим испытанием была мавританский таможенный пост. Сначала нас обработали таможенники – они долго записывали всех в очередную тетрадку и попросили за оформление каждой машины по 10 Е. Такую же сумму мы платили на въезде, нам там выдали бумагу, которую я и продемонстрировал таможенникам. Они радостно закивали головами и выписали нам еще одну такую же и на такую же сумму, объяснив, что 10Е стоит таможенное оформление въезжающих и выезжающих машин. Следом подошла очередь местного полицейского, который записал нас в свою тетрадку и потребовал 20Е с человека за оформление, через пару минут снизив эту цену до 10Е. Я платить отказался – ибо штамп на визах должен быть бесплатным. Тогда полицейский завел давешнюю песню про страховку – теперь он требовал с нас уже 10Е с авто, и мне снова пришлось объяснять ему, что русским страховка не нужна. Тогда в ход пошла плата за въезд на пограничную территорию и о том, что у него закончился рабочий день – сумма была той же, как и результат. Тогда он опять повел разговор о плате за оформление, однако она составляла уже 5 Е с человека. Мне это надоело и вышел вон. Минут через 5 полицейский позвал меня к себе и стал при мне штамповать паспорта, а я ему помогал. Когда мы закончили, он забрал паспорта себе и заявил, что теперь я должен принести деньги. Я отказался, заявив, что мы сейчас станем звонить в Нуакшот. Он сказал, что мы можем звонить куда угодно, ибо здесь нет телефонов и нет ни одной сети мобильных операторов (это была правда). Мы достали спутниковый телефон. Он заявил, что можем звонить хоть в Нуакшот, хоть в Москву, но на этом переходе царь и бог один – это он сам. Однако еще через 5 минут он подозвал меня к себе и попросил еще раз написать список выезжающих и попросил кадо. В качестве кадо он получил 2 пачки сигарет, а написанный нами список ему был не особо нужен – нам таки удалось выехать из Мавритании.
Между Мавританией и Сенегалом расположен мост. В том, что за пользование этим сооружением нам придется платить, я даже не сомневался. Вопрос вызвало место, где с меня пытались получить деньги. Сенегальский «ключник» завел меня в какой-то гараж, где, смахнув с верстака металлическую стружку, разложил бумаги и потребовал с меня 60 евро и попросил написать ему номера всех машин. С номерами я справился, а вот с 60 евро решил подождать, нарисовав знак вопроса. Мужик нарисовал напротив каждого автомобильного номера (их было ровно 6) цифру 8, после чего сходил за калькулятором и углубился в расчеты. Через пару минут после непродолжительных колебаний окончательный результат – 48 евро – был представлен моему вниманию. Мой французский и его английский закончились не начавшись, и мы все таки пошли за франкоговорящей Марианной. Спорили недолго – минут 10 – пока к спору не присоединился начальник местной таможни, который вышел из своей будки на громкие крики. С его помощью плата за проезд по мосту упала еще немного – до 6 евро с авто, которые мы и уплатили с выписыванием нам квитанции.
Тем временем Гриша и Алексей уже атаковали местную полицию. Полицейский оказался не промах и запросил по 10 евро с человека за оформление мотивируя это окончанием рабочего дня. «Впрочем – сказал он с усмешкой – завтра в 8 утра я вам поставлю штамп в паспорт бесплатно, потому что у меня начнется рабочий день». Мы только спросили у него, где нам можно поставить палатки, он в ответ махнул рукой – везде – и ухмыльнулся.
А в это время Олег и таможенник играли в игру «330 каждому» (я наблюдал за этим явлением). Таможенник говорил, что ввоз авто в Сенегал - это дорого, это очень много евро. Мы попросили его написать – сколько? Таможенник написал цифру 2 и задумался. Потом он написал еще одну цифру 2 и посмотрел в наши лица, после чего он написал цифру 5. Наши лица произвели на него такое впечатление, что он заявил, что это плата за 2 машины (почему не за 1 или за 6 так и осталось загадкой), а всего получается (тут опять в ход пошел калькулятор). Мы заявили, что это оччччень дорого. Тогда он вышел осмотреть наши машины и предложил съездить к начальнику договориться. Начальник жил неподалеку, мы посадили таможенника и Олега в машину к Марианне (у нее как раз кстати пару часов назад отвалилась задняя часть глушителя и отсутствовало несколько передач в коробке) и они уехали. После такой поездки плата за авто должна была сильно упасть.
В ожидании решения таможенного вопроса мы развели примус и начали готовить ужин, ибо с обедом (на жаре) в тот день у нас как-то не получилось, и к вечеру мы все изрядно проголодались.
Марианна, Олег и таможенник вернулись аккурат к ужину. Таможеннику макарон со свиной тушенкой мы предлагать не стали, боясь оскорбить его религиозные чувства, а вот своих накормили и все дружно выпили за успешное окончание таможенных и визовых разборок. Таможня вроде как готова была удовлетвориться цифрой 300 евро за всех - и нас это вполне устраивало. Исход борьбы со щуплым представителем полиции тоже не вызывал особых сомнений.
В итоге все так и вышло. Таможенник выписал и отдал Марианне 2 бумажки с номерами наших авто (по 3 машины в каждой бумажке) – теперь мы могли передвигаться по Сенегалу группами по 3 авто и могли покинуть страну или в составе «тройки» или продав все три машины одновременно, ибо никаких отметок в паспортах о въезде в Сенегал на машине у нас не было (в отличии от Мавритании, где каждому водителю прямо на въезде в паспорт рядом с визой влепили огромный штамп о ввозе в страну автомобиля). Полицейский видя наше спокойствие сам задергался и в итоге мы согласились заплатить ему 25 евро за всю компанию (хотелось спать и «дожимать» его было просто лень). В итоге эти двое открыли нам шлагбаум в Сенегал, цЫнично кинув третьего участника «концессии» - страховщика, который должен был крутиться где-то неподалеку для получения своей доли наших денег, ибо в Сенегале действует обязательное страхование АГО.
Проехав мимо домика страховщика мы двинулись в сторону Сент-Луиса.
«И тут Шахрезаду застало утро и она прекратил дозволенные речи…» (С)
…в сторону Сент-Луиса. От погранперехода до города идет приемлемого качества шоссе. «Сенегал гораздо лучче Мавритании» - пришли мы к консенсусу методом переговоров по рациям.
Спать хотелось, а кемпинг «Зебра» все не появлялся на нашем пути. Начали спрашивать местных. Помочь нам хотели все, при каждой остановке около машины Марианны, спрашивающей про дорогу, создавалась толпа, но ни один из местных жителей (даже таксист, которого подрядили, пообещав ему денег) не знал, как туда проехать. В конце концов мы устали от бесконечных и бесполезных советов и бросили свои кости в отеле Мермоз. Нас поселили в небольших двухместных бунгало, разбросанных по океанскому пляжу.
С утра, пока все наши товарищи еще спали, мы с Оксаной и Марианной и исследовать старый город, расположенный на острове, омываемый рекой Сенегал.
Воскресным утром было достаточно малолюдно, а потому я почти сразу нарушил ПДД, проехав по «кирпич» (собственно знака и не было, я просто понял, что так здесь ездить не принято - по лицам водителей встречных машин). Быстро сориентировался, но было уже поздно – ко мне шел полицейский. Пришлось изображать полное незнание французского языка и здравого смысла, тыкать пальцев в карту – полицейский не стал с утра портить настроение ни себе, ни мне.
Поездили, а потом и походили по вековым улочкам. Купили сувениров. Поменяли денег. Позавтракали. Поехали обратно в отель.
Наше жилище располагалось на другом острове, расположенном между Сенегалом и Атлантикой. Вдоль берега речки располагался рыбный базар. Пробираться быстро мимо торговцев, снующих между машин, было проблематично, а запахи копченой рыбы действовали возбуждающе – и мы решили купить копченой рыбы. Ближайшая торговка на вопрос о цене уверенно произнесла «Труа миль», правда за какое количество я не понял – ну не говорю я на французском. Девушка тоже оказалось не франкоговорящая – видимо двумя произнесенными словами она полностью исчерпала свои знания зыка. С помощью прохожего и Марианны нам удалось установить контакт – на 3000 местных денег (ок. 150 рублей) нам хотели, оказывается, продать ведро копченой рыбы. Мы с трудом запихали в полиэтиленовый пакет треть от этого количества, но ожидать, что нам вернут сдачу, было бы наивно. В итоге мы накормили этой рыбой всех наших участнегов, а остатки (примерно ¾) оставили местным попрошайками.
Из Сант-Луиса одна крупная дорога на юг, по ней и поехали. Страховку купить было негде, т.к. в воскресенье ничего не работало. На выезде из города полицейский остановил нас – не пристегнуты ремни безопасности. После довольно долгого спора с нас содрали 30 000 местных денег (ок. 1500 руб) – ну и ценники у них, скажу я вам. Там же – на выезде из города – обнаружился плакат с рекламой кемпинга «Зебра» и схемой проезда к нему.
Поехали дальше. Километров через 20 свернули налево на местную дорожку – так Андрею подсказал навигатор. Сверились по карте – так действительно короче, но вот качество дороги… Нет, ямы там были неглубокие, но их было так много, что объехать все не было никакой возможности. Ехали так километров 100 (прошли полный курс художественного вождения!), потом вышли на местную магистраль несравненно лучшего качества, но такой же ширины (стандартная двухполоска). Ближе к вечеру (а выехали мы в обед) добрались до города Тоумба.
Ехали медленно, потому что обалдевали от пейзажей за окнами. Ничего сверхъестественного, но это Африка. Мавритания – она какая-то арабская, можно скорее говорить, что у этой страны есть африканские черты. А вот Сенегал – это настоящая Африка. Белых лиц нет – то есть их нет вообще. Буйство красок растительности. Жара. И, конечно, деревни – не мавританские 4 воткнутые в землю палки, обмотанные полиэти