В уже далеком 2008 мы семьей побывали в Доминикане. О той поездке в памяти остались только лучшие воспоминания про море, беленький песочек на пляже, вкусные свежевыжатые соки и отдых в стиле «маньяна». После мы побывали в Тайланде, Индии (Гоа), Мальдивах, Индонезии (Бали). Везде было хорошо, но память настойчиво выкидывала картинки с того отдыха в Доминикане. И мы очень хотели поехать туда еще раз. Хотели и стали изучать эту тему. Первое, что мы выяснили, это то, что прямых рейсов в Пунта-Кану теперь нет. Жалко. А для нас лишние взлет-посадка напряжная тема. Не любим мы их просто. Ну как не любим? Если цена раза в два ниже, то любим. А если процентов на 10-20 и общее время в пути от 16 до 22 часов, то не любим. Второе - стоимость поездки сильно кусается. И тогда мы решили посмотреть в сторону соседнего острова. Куба. Ура! Есть прямой перелет (сами знаете кем). И общий ценник пониже. И не были мы там еще. Ну и, конечно, давили штампы и лозунги: «Остров свободы», «надо ехать пока туда не пришел американский капитал», «Фидель жив», «возврат в СССР, когда такое еще удастся» и т.д.
Подготовка к поездке. «Гугл Вам в помощь» (С)
Из Интернета мы узнали :
- через Букинг.ком отель там не забронировать;
- лететь все-таки многовато (13 часов туда и 11 обратно);
- сервиса там нет;
- все напитки в отелях там сильно разбавляют;
- обман туристов местным населением почти везде;
- ром дешевый;
- остров более-менее безопасный для белого туриста;
- на Кубе есть две валюты, для обмена на которые с собой лучше брать евро или снимать в банкоматах с карточки.
В результате: отель 4* Иберостар Таинос (все включено) на 2 взрослых и ребенка, на 12 дней. Забронировали через сайт отеля (цены можно посмотреть на сайте, с купоном - дешевле). Авиабилеты (сами знаете какого перевозчика) куплены через его сайт. Трансфер аэропорт-отель (тут мы «попали», об этом дальше) заранее заказали и оплатили на сайте отеля.
Перелет и таможня в Гаване.
Вылет из Шереметьево был ранний в 7 «с копейками» утра. С одной стороны это неудобно, т.к. рано вставать перед долгой дорогой, с другой - имеет «плюсы»: в самолете помимо просмотра фильмов и приема пищи, можно поспать и тогда 13 часов пролетают немного быстрее. Ну и попутчики, по субъективным наблюдениям, более трезвые на утренних рейсах, чем на вечерних. Т.к. те, кто пил всю предидущую ночь, либо уже трезвеют, либо еще пьяны, но уже хотят спать. Что и делают сразу после взлета или даже до него.
Вообщем перелет прошел штатно. Вылет-прилет по времени (плюс-минус 15 минут). Небольшая турбулентность была только в районе Гренландии-Канады, ну и конечно потрясло над Флоридой (здесь, я думаю, исключительно - из-за вредности американцев).
По прилету в Гавану - через телетрап в зал аэропорта. Паспортный контроль у нас был без заполнения (!) миграционных карт . Почему? Не знаю. В самолете их нам не раздали. В зале перед паспортным контролем бланков не было. «Помогал» тоже не было. Народ ломанулся из самолета сразу к сидящим в окошках сотрудникам паспортного контроля и предъявляя только паспорта, получал в них отметки и проходил дальше. Мы сделали также. Единственное меня спросили, был ли я в предидущие 6 месяцев в Африке. Я решил не пытаться шутить, сказал «нет», получил штамп в паспорт и все.
После паспортного контроля сразу досмотр: рамка, ручную кладь - на ленту. Что там смотрели - не знаю. Рамку я прошел с мобильником в руке и часах на руке, т.е. смотрели не «на металл». Учитывая, что рамок было только две, после штук 10 окон паспортного контроля, там начало образовываться некое скопление народа. И если бы они стали разворачивать народ на повторную «просветку» из-за металла - был бы вообще коллапс.
Всем проходящим этот контроль сотрудница в форме раздавала бланки таможенных деклараций. Принцип раздачи заключался в том, что «всем взрослым надо, детям нет». Так мы стали обладателями двух бланков белого цвета с голубеньким шрифтом напечатанным на них.
Небольшое отступление про сотрудниц. Форма на них есть. Погоны тоже есть. Значит, это сотрудницы. Но вот длина форменных юбок у них - «по самое не-балуйся» и колготки с очень броским рисунком на них. Прикольно. У нас в такой «форме» сотрудниц гос.органов не видел. А жаль.
Итак, получив бланки мы подошли к ленте транспортера, где должен был появиться наш багаж. Ждали реально не меньше 40 минут, пока на ленте не появился багаж … С предидущего рейса! По-моему, из Ямайки. Сначала получение багажа пассажирами этого рейса напомнило мне анекдот:
«В отделе полиции на транспорте в аэропорту оформляют протокол на чукчу, задержанного при попытке вынести 2 чужих чемодана. И задержанного исключительно из-за внимательности и по заявлению настоящих владельцев этих чемоданов. Чукчу спрашивают:
- Вы сдавали эти чемоданы в аэропорту вылета?
- Нет.
- Это Ваши чемоданы?
- Нет.
- А что Вы сдавали в багаж?
- Шкуру оленя в целофановом пакете.
- Тогда почему Вы взяли чужие чемоданы? Их со шкурой в пакете перепутать было нельзя!
- Так все стали хватать чемоданы и я взял!»
Вобщем, пассажиры предидущего рейса расхватывали свои вещи, а по ленте все крутилась, навевая нехорошие мысли, круг за кругом среди прочих баулов капитально потрепанная черная сумка с наклеенной биркой «Домодедово. Досмотрено.». Но, предчувствия плохого в тот раз оказались напрасными и оба наши чемодана вскоре появились на ленте. Схватив их, мы, повинуясь общей тенденции, ломанулись на выход в «зеленый коридор». Но тут снова оказалась очередь, человек на 15-20. В самом ее конце сотрудница «в форме» (см.выше) собирала заполненные те самые таможенные декларации, которые раньше нам раздавали. Т.е. пока ждете свой багаж и время есть, лучше эти бланки заполнить. Мы не заполнили, нас пропустили и так, но это скорее исключение из правил.
Трансфер
После выхода в зал прилета мы сразу увидели табличку с нашей фамилией у одного из встречающих и он проводил нас к машине. На просьбу подождать, пока мы поменяем валюту, он взмолился, что очередь огромная (нам даже показали какую-то очередь), что в Варадеро такой же курс обмена, что ехать долго, а ему потом еще много ехать и т.д. Из интернета я предварительно вычитал, что есть обменник на 2-м этаже. На что он мне сказал, что там вообще толпы (обманул, наверное).
Короче, мы согласились и поехали без обмена денег. В пути были чуть более 2-х часов. Такси - «желтое», корейский минивэн, лицензия водителя висит, по пути он сильно не лихачил. В этом - все ок. В дороге водитель предложил тормознуть у какой-то «забегаловки», где есть «исключительно вкусные напитки и пиво», но местных денег у нас не было и предидущий перелет в размере 13 часов давал о себе знать, поэтому поехали в отель.
В чем мы «попали»? В цене. Приготовьте тапки для метания. Та-та-та-дам! Через сайт отеля за этот трансфер мы заплатили около 190 Евро! За эти деньги мы получили качественную услугу в стране, в которую ехали в первый раз (это - да), но мы реально здорово переплатили (это тоже - да).
Отель
Почему именно этот отель? Неплохие отзывы в интернете, цена (5* было дороговато, а 4-ка по цене нам подошла), расположение (рядом с недешевой 5-кой Мелия, и дельфинарием), много зелени на территории, олл-инклюзив.
Номер нам достался на 1-ом этаже в 34-м бунгало. Что сказать про номер … За что платили - то и получили. Ну т.е. две большие кровати (были раздвинуты, но сдвигаются) и третья детская кровать поменьше. Холодильник с минибаром: вода 1,5 л, 2 колы, 2 местного пива.
Пополняется через день. Телевизор ЖК с российским каналом СТС (?) и примерно 30-ю других каналов. Душевая кабина, биде, фен, минимум туалетных принадлежностей. Шкаф. Сейф за отдельную плату (21 КУК за 12 дней). Балкон-терраса. Вид на дорогу между отелями.
Уборка ежедневно. Постельное белье меняли примерно через 2 дня на третий. Полотенца чаще. Уборка, так сказать, поверхностная. Ну, т.е. постель расправят, мусорное ведро выкинут, туалетную бумагу поставят новый рулон, может быть даже протрут шваброй открытые поверхности пола, а иногда и балкона. Все. Капли от пролитой нами колы на журнальном столике были у нас дней 7-8, но надо отдать им должное - их все-таки вытерли. Чтобы вы могли представить себе уборку номера, сообщу, что один раз мы засекли время: на уборку 4 номеров в одном бунгало две уборщицы потратили 20 минут. Но, наверняка, это было только в тот раз, и обычно уборка идет более длительное время. Ну мы в это, как минимум, хотим верить.
Еще по мелочи. Грибок на стене в номере размером где-то метр на метр. Заклинившиеся или прибитые, вобщем - не выдвигающиеся, ящики в тумбочке под телевизором.
Про розетки в интернете я прочитал, что на Кубе американские вилки и розетки. За весь Остров не скажу, но у нас в номере были обычные европейские розетки.
А вот в аэропорту Гаваны в зале вылета мы нашли только плоские американские. Может быть плохо искали, не знаю.
Питание.
«Все включено» на территории отеля не только не даст вам остаться голодным (при желании и трезвым), но и даст вам некий простор в выборе места питания: континентальный или обычный завтрак, основной ресторан или барбекю на обед и несколько ресторанов (запись заранее) на ужин. Ассортимент основного ресторана на завтрак, обед и ужин вы сможете полностью выучить наизусть день на третий. Но в плане количества - претензий нет никаких. Еда на подносах обновлялась и была всегда.
Напитки действительно оставляли желать лучшего (говорят, там так везде). То, что дают на завтрак, как «кофе» и «черный чай» - у меня вызывало ностальгию по кофе в самолете и по чаю в пакетиках. Соки на завтрак были натуральные, но сильно разведенные водой. Алкоголь в барах я просил безо льда, иначе дают стакан полный льда с долитым в него напитком. Причем доливают или водой, или тоником, или колой в значительно больших пропорциях, чем вы попросите. Чаевые проблему (в моем случае) не решали.
Экскурсии
Мы ехали за пляжным отдыхом и экскурсий заранее не планировали. Думали решить на месте. В итоге через одно агентство (называть не буду, чтобы не было рекламы) взяли 6-ти часовую обзорную по Гаване с прогулкой 2 часа на кабриолете.
Интересно, понравилось. Но, как всегда, все на таких экскурсиях зависит от экскурсовода. Нам повезло не очень. В итоге - оценка «удовлетворительно». И еще напомню (т.к. все знают, но ведь могут забыть): кабриолет - машина без крыши, экскурсия начинается около 11 часов и продолжается около 2 часов. На открытом солнце с ветерком в полдень!!! Настоятельно рекомендую не забыть мазь от солнца и шапочку/панамку. Причем независимо от уже имеющегося у вас загара.
Что могу точно посоветовать, так это смотровую площадку над ущельем по дороге из Варадеро в Гавану. Вид - супер! Пина-колада вкуснейшая!
Море (океан), пляж
За этим мы ехали. Мы это получили! Кто-то скажет мелковато у берега, но ведь можно зайти поглубже. Зато тем кто с детьми у берега - супер! Вода теплая, чистая, медуз не было, водорослей не было. На пляже около отеля место под зонтиками было всегда. Бич-бой услужлив, помогает перетащить топчан под зонтик, смахивает песок. Ну а если его еще и немного простимулировать …
На пляже есть бар (только напитки), ненавязчивая анимация.
Погода
Утром, часов до 9-10 иногда была легкая облачность. Потом солнце. Жарко. Один раз дождь был часов в 17, в остальные дни днем не было, зато частенько поливало ночью.
Интернет, мобильная связь.
Интервент в отеле только на рецепшине. 2 КУКа за 1 час. Если полностью не истратили 60 мин. нужно обязательно сделать лог-аут иначе остаток минут спишется. Вроде бы очевидно, но мы пару раз забывали. Мобильная связь очень слабая, сеть перегружена очень часть. Про тарифы в роуминге у наших операторов говорить не буду, всем известно. Мы включали пакет смс за границей - оказалось удобно.
Живность
В номере мной под звуковое сопровождение супруги были уничтожены два довольно приличных по размерам таракана. Комары с вирусами лихорадок нам не встретились. Зато нас капитально искусала какая-то мелкая мошка. Фумитокс ей «по-барабану», после укуса чешется просто … Финистил снимает зуд ненадолго. Кусает не на пляже, а как правило - либо на балконе, либо около бассейна. Кусты в отеле только при нас обрабатывали специально обученные люди в спецодежде несколько раз, но такое ощущение, что эта мошка только сильнее злилась после обработки. Что за дрянь такая - не знаю.
Курс обмена, валюта
В аэропорту, как я уже писал, поменять валюту не удалось. Менял несколько раз в отеле. Курс за 1 евро менялся каждый день, и был в диапазоне 1.04 - 1.07 КУКа. Думал, поменять во время экскурсии по Гаване, но была очень большая очередь и мы не стали терять время.
Сувениры, шопинг, ограничения на вывоз.
Несколько цен из магазина в отеле: футболка с ЧеГевара - 15 КУК, маракасы 4 КУК, ром ГК 0,5 л - 3 КУК, бутылка воды 1,5 л - 4,25 КУК, кока-кола (банка) 0,3 - 2 КУКа, сигареты Винстон - 4 КУКа, магнитик - 1,5 КУКа. Сигары стоят по-разному, выбор есть на любой вкус и кошелек. Мы брали в подарок не самые дорогие по 5-7 КУК в Гаване в магазине от фабрики (там нам сказал гид ) и докупались в отеле.
Помимо всем известном ограничении количества вывозимого рома и сигар, в аэропорту на стойке регистрации увидели бумажку, что запрещен вывоз изделий из местных пород дерева. Еще вычитали, что с Кубы запрещен вывоз местной валюты в любом количестве, т.е. вообще, а также необработанных кораллов.
Ну не знаю, насколько серьезен контроль там обычно, но в день нашего вылета мы прошли контроль и с местными монетами (на сувениры) и с игрушкой из дерева (в подарок) и сигары у нас никто не пересчитывал))).
Заключение
Из отеля аэропорт ехали на «желтом» такси за 90 КУК (телефон русскоговорящего водителя могу скинуть в личку). Уезжать не хотелось. Мы изначально настраивались на подобный тип отдыха, уровень сервиса и супер океан. Мы получили то, что ожидали и то, за что заплатили.
В свое время (когда на Палолеме кафе не стояли на пляже) я читал здесь про «синдром Гоа». Мне там понравилось, но я не могу сказать, что меня накрыл этот синдром. Так и после поездки на Кубу я не стал «кубанутым», но мы с супругой при наличии возможности поедем на Кубу еще раз. Еще бы с мошкой разобраться .