Разве поспоришь с этим?
В Ереване живут музыканты.
А чтобы никто не сомневался, они постоянно с нами на улицах Еревана.
"Запоздалая фотография", 2015 год.
Очень привлекательный памятник в стиле жанровой городской композиции. И, безусловно, нет здесь ничего случайного: ереванская арка, балкон, фонарь ереванского дворика - это символы города. Здесь три известных мастера - старейший дудукист Левон Мадоян, Ваче Овсепян и Дживан Гаспарян, знакомый не только армянам. Памятник поставлен так, чтобы к нему можно было запросто подойти. И фотографии такой не было, это не воплощение парящего Параджанова в Тбилиси. Поэтому -"запоздалая", но объединяющая. Автор, Давид Миносян, изобразил Гаспаряна, выходящего из рамки, потому что он его и наш современник (скоро ему 88 будет), и с другой стороны он - пропагандист дудука, армянского народного инструмента, и в этом смысле - человек мира. Так вроде бы говорит автор, но как-то человечнее, мне кажется, оставить только вторую ипостась: армянский дудукист открывает границы страны. Иначе грустно - двоим не перешагнуть уже рамку фотографии, и шаг третьего жутковат. Левона Мадояна чтят не только как замечательного дудукиста, но и как человека, сумевшего вывести дудук на большую сцену. А Ваче Овсепян (это он играл на дудуке при записи саундтрека к "Последнему искушению Христа") добился того, что дудук фактически стал инструментом оркестра. Музыкантов даже облачили в одежду конкретного времени, пусть и не такого уж давнего... Скульптор работал вместе с архитектором Левоном Игитяном.
Памятники Миносяна знакомы многим гостям Еревана - это "Мужчины" - в прошлый приезд мы его снимали, "Красный человек",его видели у Политехнического института, странноватый дворник (не видела в городе, но на фото - да уж, экстравагантен) и Леонид Енгибаров с зонтиком в Цахкадзоре.
Может, кто не знает - особенностью кинозалов Еревана в ту пору, когда Гаспарян был еще мальчиком были таперы-дудукисты. Влюбившись в дудук, он начал играть еще шестилеткой. После войны Дживан играл в ансамбле, и были у него московские гастроли. После концерта в Большом театре он получил подарок от Сталина - часы "Победа". Из Армении Гаспарян уезжал после развала Союза в Штаты, но приехал обратно и живет в Ереване. Благодаря ему мировой кинематограф не только услышал печальную музыку дудука, но и полюбил ее ("Гладиатор"). А в Московском Доме Музыки запланирован через месяц его концерт. Любимый дудук мастера - сорокалетний ветеран, Дживан говорит, что у него особенный тембр, утонченный. В одном из интервью Гаспарян сказал: "Время плохое сейчас. Не только в Азербайджане и Армении ненависть, войны сейчас во всем мире. Но это все станет историей, пройдет время, и все забудется. Жизнь — как погода: солнце сменяет снег, снег сменяет дождь, потом идет ветер. Кто-то пытается убежать от этого, становясь богатым, это, наверное, вариант, если не потерять себя. Я не знаю, что будет завтра, но исхожу из того, что все будет хорошо."