Лесной монастырь-випассана Ват Там Вуа (Wat Tham Wua)Несколько дней провели в монастыре. Остановлюсь на нем подробнее.
Монастырь расположен в очень живописном месте – в небольшой ложбине между гор. Весь путь от остановки мы любовались пейзажем, озаряемым закатным солнцем. Но, как только вошли в ворота, очарование сменилось беспокойством: было неизвестно, как нас примут, и примут ли вообще. И что мы будем делать в надвигающейся темноте, если откажутся принять.
К счастью, опасения оказались напрасны – монастырь принимает всех, кто решил его посетить.
Однако, это место произвело странное впечатление. На очень красивой, ухоженной территории, тут и там, почти в полной тишине, с отрешенным видом медленно бродили люди в одинаковых белых одеждах. Некоторые так же медленно сгребали опавшие листья, другие недвижно сидели на берегу пруда, глядя в одну точку… Без видимого общения, без эмоций…. Все это с первого взгляда напоминало кадры из фильмов о психиатрической лечебнице.
В этот день мы приехали не одни – на регистрации уже сидела группа туристов – молодые люди 18 – 20 лет. Нас быстро записали в толстый журнал, сняли копии паспортов, выдали постельные принадлежности (тонкий матрас, маленькую подушку и два тоненьких одеяла) и проводили в общий дом. В монастыре есть как отдельные кути, так и общие дома для мужчин и для женщин. Всего на карте обозначено 52 домика. Как потом выяснилось, гостей в этот период было не меньше сотни, поэтому нам без вариантов досталось место на полу в общих домах.
Только мы успели расположиться, как прозвонил гонг, созывая на вечернюю медитацию. Надо признаться, о медитациях я имела весьма отдаленное представление, поэтому в этот раз ни о каком отрешении речи быть не могло: я с любопытством наблюдала происходящее.
Все гости расселись ровными рядами в большом зале и чего-то явно ждали. Минут через 10 в зал строем бесшумно проскользнули монахи, расположились на своих местах, и началось… Аббат в микрофон начал свои мантры, а гости, открыв выданные книги на нужной странице, ему подпевали. Непонятные фразы перемежались переводом на английский.
Я украдкой смотрела на окружающих, которые вот уже почти час только и делают, что сидят и издают непонятные звуки, и в какой-то момент в голове возникла мысль: «Сколько бездельников… или больных?»…
А потом я вдруг поняла, что ведь и я в этой массе – так же сижу и так же повторяю непонятные слова. Зачем? Почему я здесь оказалась? Чтобы сбросить с себя груз бешеного ритма мегаполиса.
По сути, да, я приехала сюда человеком с усталой душой в поисках возможности излечения…
После окончания фазы пения, выключили свет, и все погрузились в молчаливую темноту. Единственное, что ее нарушало, это журчание ручья и стрекот насекомых.
…Похолодало, и появились москиты. Опытные гости завернулись во взятые с собой одеяла, а нам оставалось только жалеть о своей непредусмотрительности. Ноги затекли, и даже смена положения не особо помогала.
Но всему приходит конец, закончилась и эта 2-часовая медитация. Нам дали напутственное слово о правилах проживания в монастыре, и мы отправились готовиться ко сну.
Как я писала выше, впечатления этот день оставил двоякие: от предвкушения чуда, до опасения. Мы уже жалели, что отвели на это место почти 5 дней – странно, но больше всего захотелось вернуться в привычную жизнь, от которой мы так стремительно убегали.
Но при этом мы понимали, что это лишь первое впечатление от прикосновения к новой непонятной жизни. Было решено посмотреть на все еще два дня, и, если мы поймем, что это не наше, переехать в соседний Мэй Хон Сон.
А впереди нас ждал новый день.
......
Новый день развеял наши опасения. Но на их место пришла… скука.
Утро началось с кормления монахов. Гости расположились по периметру с тарелками риса, который вкладывали в чаши монахов, шедших строем вдоль наших рядов. Когда весь рис был роздан, пришло время завтрака для постояльцев – все тот же рис с овощами.
А потом начались медитации. Сидячую сменяла ходячая… потом лежачая и снова сидячая. Вокруг плескалась жизнь, а мы сидели без движения, без эмоций, без мыслей… Только созерцание и самопознание. А вместе с ними вдруг пришла она – скука. Стало скучно сидеть на одном месте, скучно слышать одни и те же непонятные песнопения и терять время в этом ничегонеделанье… Видимо, сбросив груз повседневности, вдруг возродилась жажда жизни. Готовность нестись по привычному кругу, к чему-то стремиться и чего-то достигать.
А вечером, когда теперь уже мы в белых одеждах безучастно сидели на берегу пруда, молча глядя в одну точку, вдруг пришло осознание, что мы действительно больны. Больны цивилизацией. Что каждый день мы куда-то бежим, торопимся, боимся не успеть и прикладываем неимоверные усилия, чтобы достичь… Чего? Что в этой жизни нам действительно необходимо? Как часто в погоне за главным теряется настоящее, и забывается, что жизнь не в будущем, она здесь и сейчас. Вокруг нас, и внутри нас…
Но эти мысли пришли только на исходе дня, после вечерней медитации. Что принесет нам день завтрашний?..
Для себя мы еще не определились, как надолго хотим здесь задержаться - колебались между «завтра» и «послезавтра».
Сегодняшний день встретил нас умиротворением. Вдруг пришло ощущение защищенности, понимание, что это оазис спокойствия и благоденствия среди жесткого и беспощадного мира страстей.
Восход был прекрасен от первых лучей солнца, осторожно выглянувших из-за горы, до завершения, когда солнце показалось во всей красе и озарило сад нежным розовым светом.
На утренней медитации, несмотря на красоту пейзажа, я вдруг очутилась не здесь, а в далекой алтайской деревне, в доме, где родилась. Где русская печка пышет теплом и пахнет овечьей шерстью, а бабушка ловко орудует ухватом, вынимая из неё чугунки. Где на заборе горланит огненный петух, встречая солнце. Там, где я, лет 3-х от роду, уверена, что наш двор и есть целый мир. Что путь по тропинке до реки за огородом – это большое путешествие в сказку. Ведь там, на таинственной реке, есть очень страшный омут. В котором живет водяной, и куда, только стоит подплыть, тебя обязательно затянут злобные кикиморы…
Вдруг пришло понимание, что та девочка и есть настоящая, давно забытая я. Искренняя, открытая, чуткая и очень ранимая. И сейчас, с высоты прожитых лет, мне нечему было её научить, но зато нужно было о многом её расспросить. О чем? Пусть это останется между нами…
Я уверена, что в каждом из нас, в далеком уголке души живет такой же искренний и беззащитный ребенок. Он давно забыт, так как в суровой взрослой жизни для него нет места. Но он никуда не уходит, тихонько дожидаясь своего часа. Потому что знает, что по-прежнему нужен, ведь он хранит все самое лучшее, что в нас есть...
.....
Впечатления от монастыря: Красивая, очень ухоженная территория, которую в этом состоянии поддерживают не монахи, и не гости, а местные жители, отбывая ежедневные работы. При этом за ними зорко следит суровый монах, подгоняя нерадивых работников.
Те же местные жители поддерживают в чистоте и помещения: пока гости медитируют в поисках себя, они отмывают туалеты и прочие места общего пользования. Именно этим монастырь напомнил мне лечебницу, где задача пациентов лишь исцеление, а все остальное лежит на плечах персонала.
По мне, так излечение было бы намного эффективней, если бы к нему добавить немного трудотерапии. Хотя бы на уровне самообслуживания (вспомнился пионерский лагерь, где мы успевали и корпус вымыть, и на линейках – кострах посидеть, и вдоволь погулять – поиграть).
Режим несложный, несмотря на странный график питания. Мы быстро поняли, что он обусловлен особенностями местного климата. Подъем с рассветом (в 5 утра), и отбой с наступлением полной темноты (в 21:00). В целом получается вполне комфортные 8 часов сна.
Завтрак в 7:00, обед через 4, 5 часа (в 11:30) - тоже вполне удобно. А в полдень начинается такая жара, что ни о какой еде не может быть и речи. Так что выдерживаешь «после 6-ти мы не едим» вполне спокойно. Тем более, что в свободном доступе вода, чай и кофе.
Самое неудобное, это быт. В нашем случае он усугублялся проживанием в общей комнате, на полу среди 25 человек. Уснуть на тонкой подстилке крайне сложно, а сон некрепок и беспокоен.
Медитации. Они настраивают тебя на особую волну, вырывают из привычной жизни. Этому способствует вся атмосфера монастыря – спокойствие, тишина и отрешенность.
Это то, за чем сюда приехало множество людей со всех уголков мира – в журнале регистрации значились Англия, Франция, Германия, Италия, Бразилия, США, Канада, Египет, ОАЭ, Китай, Россия, Украина… Все не перечислить! Люди разных возрастов (от 18 до … лет) и различной подготовки (от любопытных новичков, как мы, до опытных последователей учения, отличающихся весьма колоритным внешним видом).
Если откинуть погружение в учение буддизма, то этого состояния вполне можно достичь и не отправляясь за три моря – наша деревня идеальное место как для уединения, так и для восстановления физических и моральных сил.
Фотозарисовка монастыря и окрестностей.