Коллега, опытный трэйл-бегун Юрий, сильно хотел поехать в первый в жизни велопоход. Планировали посвятить этому субботу, однако выбрались в воскресенье. И правильно. Поезд ранним утром, так что выспались после трудовой недели.
Еще пару недель назад я не знал о существовании канала имени Москвы. И пожалуй до этого не слышал. Эта искусственная река дает Москве больше половины объема питьевой и прочей воды. Инженерное наследие СССР, стройка, сравнимая с БАМом, выполненная в рекордные сроки. Это стоило увидеть, и прокатать колесами велосипеда.
Подъем в 4 утра субботы привычен и спокоен, не на работу же. Сумка собрана, бутерброды, сосиски, запас воды, горелка. Палатка и спальник останутся дома - едем без ночевки. До Окружной станции электрички 30 минут хода по пустым проспектам и дорогам. Даже кошки и собаки спят.
На остановке электропоезда, возвышающейся над землей на уровне 20 метров, нет никого, только у лестницы наверх ряд роботов продающих билеты. “Женщину вынули автомат засунули” - цитата героя из фильма Кин-дза дза. А вот и женщина, в будке сидит. Беру в автомате билет до Дубны за 308р и на велосипед бесплатно, хотя на билете написано 10 копеек.
Жду Юру, без 10 минут как уедет проходящая электричка. Звоню без семи минут, а он на ближней к ВДНХ станции уже садится в вагон. Я тоже поднимаюсь на платформу. Через 4 минуты свободно закатываю велик в пустой вагон. Юра тут как тут, пробегает три вагона, говорит, что бегуны обычно собираются в третьем вагоне. А вот велосипедисты в первом, или последнем, вешалки для великов только здесь. В крайнем случае в тамбуре, около туалета. С запахом не повезло, воняло так, что пузырилась краска.
Людей утром было не много, в первых рядах сидел-лежал человек - третья ксерокопия Юрия Шевчука, с длинными седыми волосами, в джинсовых шортах и майке. Вел себя тихо, три раза ел багет и порывался спать.
Нас тоже клонило в сон, однако не получилось, два часа общались с Юрой на околотуристические темы, завидую ему, в первый раз в велопоход едет. Мне все понятно, а тому, кто это не прошел - как книжку новую открыть.
Два часа до Дубны по знакомым местам. Проехали станции Турист, Соревнование, а вот Пути Комсомола не было. Большая Волга - конечная. Выкатываем велики на платформу. Сделали чек-ин в здании вокзала, и вперед, на экскурсию по Дубне. В городке светло, по воскресному уютно, если бы не 7 утра. Но так тоже хорошо. Решаем начать с завтрака на маяке, быстро проезжаем тоннель под каналом и перед нами язык, уходящий в Большую Волгу. Маленькое море, или даже озеро. Впечатляет. Берега видно, но воды много. Завтракаем у небольшого, три метра высотой, маяка чаем с газовой горелки, сосисками, бутербродами, конфетами. Да, туристы питаются хорошо. Моему коллеге нравится такой подход.
Мчимся на левый берег города, где-то здесь стоит памятник - военный самолет. Может еще что интересное увидим. В старой Дубне я еще не был, а она интересная. Улицы прямоугольной “манхэттэнской” планировки, много старых зданий. Жилые дома в три этажа высотой. Центральный концертный зал ДК “Октябрь”, напоминающий внешним видом резиденцию театрального короля.
Самолет и правда стоял недалеко от местного завода “Радуга”, который выпускает мимимишечные ракеты среднего и далекого радиуса поражения. В общем, не доверяйте клоунам и позитивным именам предприятий.
Экскурсия по жилому массиву закончена, теперь едем к плотине ГРЭС. В гости к большущему вождю. И на старт пути вдоль уникального канала.
Как плотину не крути, а она все-равно напоминает кадр из игры Dishonored, обветшалое дерево, черный от времени бетон, ржавое, но прочное железо, окрашенный металл, токосъемники с изоляторами-вензелями. И практично, и эстетики хватает. А главное работает! Прошлый век хвастается единением искусства и инженерии.
Пока стояли, наслаждались монументальностью конструкции плотины, мимо проехала пара велосипедистов, много их тут. А пятью минутами позже и познакомились с ними около памятника вождю. Люди ехали из города Кимры по радиальному маршруту, и к 10 утра промчались уже 29 километров.
Ленин, ну кто его не знает? Аа.
Я вот не знал, что в Дубне второй по размерам Ильич в мире, а где же первый? Однако по данным интернета здесь, на Волге, четвертый по росту памятник, а первый конечно же в Волгограде. Но, если внимательно подумать, то снесенные памятники в Ташкенте и Баку сдвигают дубнинского вождя на второе место. Фактчек выполнен.
Он и правда громаден, до сего дня я полагал, что буду восхищен башкой Ленина в Улан-Уде, но так там и не побывал. А вот дубнинский отец революции и правда огромен. Посмотрите, под постаментом стоит мой велосипед.
Хватит культуры, нам спорт подавай. остановка на 5 минут в супермаркете пятерочка на вокзальной площади, превратилась в получасовой расслабон под сенью кондиционера. Так было хорошо. Но вода куплена. Кола выпита. Я знаю путь на паром, а дальше по прямой. Канал им. Москвы ждет наши покрышки.
Добираемся до переправы за 7 минут, ждем судно с того берега. Рулят им паромщики, романтика, разбившаяся о берега канала, порезанная тросами и перекрученная лебедками. Интересно, в кругу друзей капитан парома рассказывает о штормах и странствиях. А вот в 1997 везли фуру, и был сильный ливень, не видно другого берега, но мы смогли ее доставить.
Тридцать пять рублей за велосипед, 3 минуты, и старт, пока думали с чего начать, вдоль правого берега канала шустро рванул местный паренек на велосипеде Стелс. Раз он едет, то и мы проедем. Дорожка началась, и вполне проезжаема. Ну все, сказал Юра, через два часа доедем до финиша. Да, да.
Моя любимая фраза во всех отчетах - Погода стояла отличная. Так и было. Передавали дождь, но где он? После обеда выпадет в Твери, вечером в Дубне. Не отменять же все. Так что ехалось хорошо. Чуть заброшенная двухколейная грунтовка с травой и опасным борщевиком обещала приятную прогулку.
Тут вернемся на три часа назад, вокзал Большая дубна, местный житель, задав пару профессиональных вопросов на велотемы, сказал, - как увидите лодки - поверните лучше направо, нет там дороги до Дмитрова. Спасибо, добрый человек.
Но, конечно, прозевав все лодки, я забыл название деревни, после которой надо повернуть, и навигатор не помог. Он вел нас по треку как всегда, молча и ответственно. Трава начала расти, сначала пропал след на земле, потом от колеи осталась примятая трава, а после и вовсе началась зеленка. Я ехал по пояс в траве, Юра в шортах доминал эту зелень. Тяжело. Жарко. И еще насекомые, оводы и комары, привет вам, чтоб сгорели все летающие твари. Нет, чтоб вас азиаты съели!
Километров 15 плелись со скоростью 3-5 километров в час, и это было весьма спортивно. До отвращения. Приятная велопрогулка превратилась в изнурительное тропление. Воду пили со скоростью пота, льющегося с наших тел.
Но и красот хватало. Сам канал - он как ровная река почти одинаковой ширины, по берегам его кипит жизнь, левый берег - цивилизация, Дмитровское шоссе, заправки, магазины, электричка. Справа же - малые деревни, неработающие переправы и малолюдие.
Я замечаю что еду медленно, батюшки, а в заднем переключателе трава. Стог сена. У Юры то же самое. Останавливаемся, кормим оводов.
Дальше по пути дорога улучшается, и нас немного обгоняет мопед. едем минут 15, сравняли скорость, через 4 километра догоним. Ого, по руслу канала плотина-шлюз. Никогда не видел такого. Тут мопед останавливается, оказывается что перед шлюзом есть старая причальная стена, парень с девушкой приехали сюда позагорать. А мы просто поглазеть. И правда, интересно, как это все строили. Но время! Оставляем полураздетую парочку на берегу.
Впереди что-то белеет, а потом и желтеет, нет, все-таки сереет. Куча белого щебня, плавкран и опять старая точка переправы без парома. Останавливаемся на перекур, купаться? Ну конечно. Юра подает пример первый лезет в воду. На противоположном берегу яблоку некуда упасть, а у нас никого, так окунаемся в легендарные воды без одежды. Если кто-то и рассмотрит наши нагие тела, что ж.
Вода приятно холодит. Вылезать не хочется. Небольшая заболоченность не мешает расслабиться. Тина, рыбки, квакушки. С другой стороны, есть жизнь - вода живая. Иначе не пили бы ее 10 миллионов жителей столицы.
С левого берега к нам идет лодка, мужик ездил за продуктами в магазин, на вопрос, где же купить продукты по эту сторону, он сказал - километров 15. Но колодец есть в 500 метрах от места купания, отлично, воды нам и надо.
Нехотя одеваемся, за несколько минут добираемся до источника питьевой воды, видимо она поступает сюда с водоканала, фильруясь через почву. На вкус водичка отличная, холодная и прозрачная. Что еще надо туристу. Деревушка, окружающая колодец состоит из трех домов, но не заброшенных, а вполне обжитых.
С новыми силами, и свежими подмышками мы рванули вперед, до цели было 30 километров. Дорога не становилась лучше. Травы и слепней было все больше. Мы также продирались сквозь траву, вдруг Юра сказал, а вот поверху кто-то едет. И правда, тени на велосипедах промчались по гребню, который идет вдоль канала. недолго думая мы поднялись наверх, обнаружив там вполне сносную дорогу без травы. Ура, теперь поедем быстрее.
Но верхняя трасса привела нас в развилке, поплутав в которой, пришлось вернуться на знакомый берег. Ну хорошо. Еще 5 километров и сворачиваем на большую дорогу. Собрав еще стог травы выступающими частями велосипедов, выбираемся в деревню, где спрашиваем направление на Дмитров, как ближайшую точку эвакуации.
Только выехали из деревни, как начался дождь. Спрятались в кустиках. Поливало нас минут 15. В следующий раз возьму тент для такого случая, накрылся и сиди, жди погоды. Ехать мокрым не приятно, да и не безопасно. Уже окончательно решили изменить маршрут, и рвануть по асфальту до города, а там оседлать электричку.
Дорога нашлась сразу, навигатор конечно врал, пытался завести нас на грязевую грунтовку, но нет, вот и большая настоящая дорога. До Москвы, смешно - 57 км. А до макдоналдса и того ближе - 4. Едем, пугаемся транспорта, его уж очень много на трассе. Вот и город, где я еще не был, и вряд ли буду еще раз - Дмитров. Хочется прибавить -град.
Пересекаем мост через канала им. Москвы, тут GPS говорит, что до центра близко, да и без него все ясно. Юра хочет есть, я пожалуй жрать, решаем не питаться где попало, а ехать до центра. И точно, центральный пятачок, здесь люди встречаются, едят, пьют, веселятся. Бургеркинг - спаси нас от голода. Легко, только колу в этом городе не доливают, ну и ладно, 1500 ккал вполне хватит восстановить жизненные силы. А сколько тут красивых женщин, девушек и девчонок. Пора ехать в Москву. А как же кремль, да, находим время заехать в исторические места, любопытно, но не возбуждает.
До вокзала 900 метров, электричка из дубны за 110р хватает нас, и везет сидячими местами до столицы. Я немного сплю. Юра судя по внешнему виду может проехать еще 5 раз по столько, правда жалуется на седалище, ну извините. привыкайте.
Слезаю с велосипедом на Окружной, до дома 7 километров. Асфальт, дома, Москва. Отличный поход получился.
Фотографии мои и Юрис Веверс.