ДЕНЬ 4 МЕТЕОРЫПлан:
1. Большой Метеор
2. по возможности Стефан
3. возвращение в Афины
Выписываемся из отеля и оставляем им чемоданы на хранение.
По первоначальному плану в Большой Метеор собирались ехать на автобусе, но вчерашняя тропа показалась нам чрезвычайно приятной, и мы решили идти пешком.
Уже знакомым маршрутом, сначала по дороге из Калабаки в Кастраки (вид с дороги на Кастраки)
Затем к Николаю
с переходом на тропу к Варлааму. На уровне 2/3 пути к Варлааму влево уходит тропа, которая ведет к подножию Большого Метеора. Указателя нет, но и не заблудишься - дорожная вилка всего одна. А так выглядит тропа
Слышим постепенно нарастающий гул голосов, выныриваем из-за угла (и не догадаешься, что там тропа) и видим людские толпы. Они фотографируют окрестности, а мы быстренько мчимся по ступенькам наверх и оказываемся почти первыми.
Подъемник в монастырь в работе
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКИЙ МЕТЕОР – МЕГАЛА МЕТЕОРА (Препп. Афанасий и Иоасаф Метеорские) мужской 154 ступеньки 9:00 - 17:00 вых вт
Великая Метеора по традиции исполняет функцию управления всеми здешними монастырями. Название "Метеора" (что буквально означает "между небом и землей") получила от основа¬теля монастыря, преподобного Афанасия, который пришел сюда примерно в 1340 году. Монастырь расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га).
Эскурс в историю:Преподобный Афанасий родился в 1302 году в знатной семье в Ипатии, в средневековом городе Неа Патра и был крещен с именем Андроник. Он был блестяще образован. После кончины родителей и захвата его родного города каталонцами в 1318 году Андроник отправился со своим дядей в Салоники, а потом на Афон, где они надеялись принять монашество. Но Андроник был слишком молод, поэтому ему, согласно афонской традиции, пока нельзя было остаться на Святой Горе. В течение следующих четырнадцати лет он путешествовал по восточной Греции и Криту, знакомясь с христианскими подвижниками. В возрасте тридцати лет вернулся на Святую Гору и был принят послушником двумя монахами-пустынниками — Григорием и Моисеем. Вскоре его по¬стригли с именем Афанасий. Однако его пребывание на Святой Горе оказалось недолгим. Грабительские набеги турок и политические интриги вынудили Афанасия и его духовного отца Григория покинуть Афон. Какое-то время они жили в Салониках, а потом, по совету сербского епископа Иакова, отправились в Фессалийский скит Стаги, который впоследствии стал известен всему миру под названием Метеора. Они обосновались на вершине скалы Стилос. Спустя некоторое время Афанасий, по благословению своего духовного отца, перебрался в пещеру пониже и посвятил всего себя уединенной молитве. Григорий же прожил на вершине Стилос более десяти лет. Его называли "Стилит". В 1340 году Афанасий, искавший еще большего уединения, снова перешел на новое место: на этот раз на величественную, просторную вершину Платилитос. Афанасий жил здесь в пещере рядом с вершиной. Однако Афанасию не удалось долго скрывать свою подвижническую жизнь и богатый духовный опыт, и вокруг него начали собираться ученики. Уступив их мольбам, Преподобный отказался от уединенной жизни и основал первую общежительную монашескую общину Стаги. Храм, в котором они служили, посвящен Божией Матери Метеорской. Потом братия построила еще один храм, освятив его в честь Преображения Господня, и постепенно так стал называться весь монастырь. Преподобного Афанасия считают выдающимся духовным руководителем и отцом Метеоры. Он не был священником и до конца дней (он умер в 1382 году после непродолжительной болезни) так и остался про¬стым монахом. Паломники, поднимаясь сегодня по ступеням Великой Метеоры, видят его уединенную келью-часовенку. Преемником отца Афанасия, почитающегося наравне с ним как сооснователь монастыря, был его духовный сын, монах Иоасаф. Он сменил отца Афанасия после его смерти вследствие "единодушного желания всех отцов и братий". По происхождению он был царского рода — Иоанн Уресис Ангелос Комнин Палеолог, сын Симеона, сербско-греческого царя Фессалии и Эпира. Его мать происходила из династии правителей Эпира, отец был потомком Византийских Императоров, а брат - сербским правителем (Душан Властитель). В 1371 году, после смерти отца, юный принц остался один на троне, однако его правление продлилось недолго. В 1372 году, в возрасте двадцати двух лет, он отрекся от престола, сменив царскую багряницу на монашеское одеяние и приняв имя Иоасаф. После смерти преподобного Афанасия полностью принял на себя руководство братством Великой Метеоры. С тех пор он только один раз надолго покидал монастырь, когда в 1393 году Фессалию захватили турки, что для бывше¬го Царя, в случае его обнаружения, было равносильно смертному приговору. Ему пришлось уехать из Метеоры и отправиться на Святую Гору в Ватопедский монастырь. Там он прожил два года. Иоасаф расширил и перестроил храм, возведенный преподобным Афанасием. Эта новая церковь стала впоследствии алтарем того храма, что стоит на этом месте в наши дни. Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на XVI столетие и начался после посещения Патриарха Константинопольского Иеремии I, предоставившего Великой Метеоре привилегии и автономию по образцу афонской Лавры. Примерно в это же время
Великая Метеора и ее настоятель получили негласную духовную власть над остальными монастырями Метеоры. Тогда же был построен и расписан нынешний католикон (главный храм, собор), большая трапезная и кухня, лазарет и дом для престарелых монахов. В последующие века к монастырскому комплексу добавились два небольших храма — святого Иоанна Предтечи и святых Константина и Елены.
В бывшей трапезной теперь разместился прекрасный музей со множеством древних икон и церковных сокровищ. Монастырская кухня, лебедка и сеть для подъе¬ма людей на вершину остались в том же виде, что и в прежние века. Мегало Метеора представляет собой комплекс зданий поствизантийского периода, поныне оставшиеся неповрежденными, создавая полноценную картину быта древнего монастыря.
Кухня монастыря и очаг построены в северной стороне алтаря. Это прямоугольное помещение большой площади, покрытое полностью куполом, имеет форму полукруга с малым куполом; через окошко которого выходил дым. Сейчас это действующий музей.
В монастыре, как и в Николае, увидели костницу. Ужас...
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР - Собор монастыря Мегало Метеора — это итог сочетания трех различных этапов строительства: древний храм святого Афанасия; храм, который построил его преемник Иоасаф; храм, отстроенный 1545 года игуменом Эпира Симеоном. Живописное убранство Собора также выполнялось в три этапа, правда, с большими перерывами друг от друга. В первый этап создана роспись храма (это было примерно в 1388 году). Единственной сценой, сохранившейся с тех времен, является Второе Пришествие на внешней стороне северной стены старого собора. Во втором этапе отделки храма в 1483 году появились настенные фрески старого Собора, который после расширения представляет собой алтарь нового храма Преображения. Все фрески, кроме фресок на куполе и арке, относятся к 3-му этапу (1552 г.).
Самый большой, самый яркий, но ... слишком суетный... Нам больше понравились другие монастыри, Великий Метеор занял почетное 5 место в личном рейтинге.
Отличные виды со смотровой площадки
Ну как без кошек...
Выходим из монастыря и решаем двигать к Стефану, на минуточку, самой дальней точке )) Как обычно, вдоль дороги, по обочине, по солнцепеку. Чувствую как опять горят от солнца ноги, и напяливаю на шорты юбку. Видок у меня еще тот: бейсболка, длинная тонкая шелковая юбка в цветочек, черная растянутая футболка и треккинговые ботинки )))
Взгляд назад, на Великий Метеор
Проходим Варлаам, Русану. Как же все близко на самом деле ))
Еще одна попытка захватить одним кадром 4 монастыря
Все-таки хорошо, что мы любим ходить пешком. На машине мы бы половину красоты пропустили
В 11:30 добираемся до Стефана.
СТЕФАН (Св. первомученик Стефан и великомученик Харалампий) женский (40 монахинь) 9:00 - 13:30
Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) — самый богатый из метеорских монастырей. На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Интересен Старый собор монастыря, отреставрированный монахом Филофеем, состоит из основного храма и нефа. Иконопись храма был выполнена в два этапа. Первый этап связан с работой игумена монастыря Митрофана и иеромонаха Григория. В это время было выполнено иконописное убранство алтаря, основного храма и большей части нефа. Во второй этап, к которому отнесена сама вышеописанная надпись, была выполнена отделка западной стены и нижнего пояса колонн, которые ведут от нефа к основному храму.
Среди древних сооружений сохранились кельи, очаг (небольшое квадратное здание) и алтарь. Последний представляет собой также небольшое сооружение, покрытое двумя эллипсоидными куполами, сейчас здесь действует ризница-музей. Экспозиция представлена рукописями, обрядовой посудой и древним иконами, принадлежащими мастеру из Крита Эммануилу Цане, а также образцами высокохудожественной резьбы по дереву.
Вид на Калабаку
Является самым доступным, парковка прямо у ворот, никаких ступенек. Как следствие, орды людей... Понравился меньше остальных, очень неуютный, не увидели там души, один туризм.
Немного отдохнув в тени, идем в сторону Троицы, замыкаем круг Ведь за сегодня мы были около всех 6 монастырей !!
Спускаемся по тропе к Калабаке, вспоминая черепаху и жалея, что нет панциря, чтобы быстренько скатиться вниз. И встречаем еще одну путешественницу
Решаем посмотреть церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она находится в старой части Калабаки. Захотелось купить здесь домик ))
Византийская церковь Успения Пресвятой Богородицы является одной из старейших сохранившихся до наших дней христианских церквей в Греции. Первоначально церковь была выстроена в 4-м или 5-м веке н.э. на руинах более раннего языческого храма Аполлона. В стенах имеются камни и небольшие фрагменты от этой старой церкви.
Нас ждет облом, она закрыта. Ох уж это любовь греков работать до 13:30...
Спускаемся в деревню и садимся обедать, максимально растягивая удовольствие. Времени до поезда еще тьма. Наконец, лениво выдвигаемся в сторону отеля за вещами. Правда, лениво получилось первые 15 шагов, потому то затем хлынул ливень. Ох, не зря так пекло... Влетаем в отель и собираемся переждать дождь, но ему конца-края не видно. Идем на вокзал и уже там ждем поезда, который тоже ждет нас, но с закрытыми дверями.
В 17:20 двери открываются, садимся в купе, с нами пара китайцев. В 17:32, четко по расписанию, поезд трогается. Порадовал кондуктор. Заглянув в вагон со списком пассажиров, он печально посмотрел на 2х славян и 2х китайцев, сказал по английски : "23,24,25,26", поставил галочки и закрыл дверь )) И правильно, чего себе мозг ломать с этими иностранными именами.
Поезд должен был прибыть в 22:12 и сначала шел довольно ходко. Но где-то в 21:00 он остановился в чистом темном поле и погас свет )) Сидели мы так в ожидании хоть чего-нибудь минут 20, потом поезд тронулся но меедлеенноо. Прибыли в Афины в 23:30, в метро на Лариссе работало 2 автомата по продаже билетов тоже не быстро и мы с трудом успели на последний поезд.
На этот раз у нас в Афинах были забронированы апартаменты. Я позвонила их хозяйке, которая к счастью еще и владелица ресторана в 5 минутах хотьбы, поэтому по ночам спит редко )) Она принесла ключи, и мы наконец то смогли отдохнуть.
Апартаменты Diovounioti - Koukaki Apartment - отличная двухкомнатная квартира. До 2-х разных веток метро по 15 минут, за 20 минут можно дойти до Акрополя и центра. Вокруг тьма ресторанчиков с ценами ниже на 30%, чем в центре. Хозяйка - очень приветливая, с итальянским темпераментом ))