Очень много букФ и фото.
Хотел бы сразу оговориться. Людям, хорошо знающим Таиланд, Камбоджу, побывавших в других странах ЮВА данный отчет покажется, скорее всего, не интересным и банальным, с кучей информации, которую ”и так все знают”, поэтому его запросто можно пропустить и не тратить на него время. Вряд ли новое что-то для себя они узнают.
Гуру Таиланда, авторитеты Камбоджи - этот отчет для таких же, как я восторженных (ну, либо не очень восторженных) первооткрывателей этих чудесных стран. Может какие-то наблюдения, новые вводные кому-то и помогут в своих поездках.
Данный маршрут я лелеял и пестовал с 2013года. Но…резко выросший в два раза курс доллара отодвинул мои планы. Как выяснилось аж на 4года.
Остров КоЧанг выбирал из соображений близости к Камбодже и загадочному (на тот момент для меня) Ангору. Наверняка, в Таиланде есть куча более достойных и красивых мест, но для нас, впервые приехавшим в Таиланд любое море и пляжи будут чудесны. Ну и Ангор тоже был серьезным аргументом.
Изначально думал в одиночку съездить в Камбоджу с острова, ибо тогда ребенок был еще мал для скаканий по руинам храмов по жаре, но время прошло, дитё подросло, и было бы не справедливо лишать жену возможности увидеть Ангор.
Маршрут сложился такой. Прилет в Бангкок. 3 дня знакомство со столицей. Перелет в Сием Риеп. 3 дня храмы Ангора. Переезд на КоЧанг. Неделя релакса на море и за день до отлета возвращение в Бангкок на шопинг-лайт.
В этом году поездка тоже должна была не состояться по личным причинам, но в июне обстоятельства поменялось. Это в принципе ничего не меняло относительно Таиланда. Хорошие дешевые перелеты из Санкт-Петербурга уже закончились. И отпуск уже планировался в другие места. Но тут появился пиратский тариф бахрейнцев - Gulf Air. Правда, из Москвы. Цена выходила вместе с переездом СПб-Москва-СПб на Сапсане та же и даже немного дешевле, чем стоил в феврале-марте перелет из СПб. Ждать еще год не хотелось, и билеты были куплены.
Путешественники мы относительно опытные и Европа более-менее объезжена. В основном самостоятельно. В Азию мы готовились поехать впервые. Что-то все время у нас не складывалось. Все время оставляли дальние страны на “следующий раз”.
Вот съездим в Италию, а потом….Ну, в этот раз в Чехию….С маленьким ребенком далеко нельзя, поэтому в Черногорию…. Ну уж после Греции точно махнем…. Вау, Крым… После болезни только Турция, только пляжный отдых… Вот примерно так мы рассуждали последние 15лет
После покупки билетов началась детальная проработка маршрута. Форум был достаточно изучен за 4года. Но теперь понадобилась конкретика. Где и сколько менять доллары, что делать со связью. Как добираться из пункта А в пункт В, как общаться с местным населением, как и что есть и чем кормить ребенка. Поначалу была небольшая паника. Ну как же!!!!! Едеv совершенно в другой мир!!!! Это же не спокойная сонная Европа!!!! Здесь все по-другому!!!!! А-А-А-А!!!
Гипс снимают, клиент уезжает!!! Ощущения были именно такими. Но с погружением в тему информация стала раскладываться по полочкам. Карта Бангкока уже не казалась хаосом, а с непонятной границей Камбоджа-Таиланд было решено разбираться на месте.
Жилье было забронировано в первую очередь. В Бангкоке выбор пал на Prince Palace Hotel, что находится над оптовым рынком БоБе маркет по дороге туда. Выбор обусловлен удобством логистики для перемещения по основным достопримечательностям. И Baiyoke Sky на обратной дороге. Здесь тоже вроде все очевидно. Во-первых, пожить в самой достопримечательности, во-вторых, близость к торговым центрам. В СиемРиепе отель должен был соответствовать следующим критериям – наличие бассейна, пешеходная доступность центра, ну и цена. Таких мест здесь огромное кол-во и сложностей с поиском не было. А вот с КоЧангом помучался. Долго не мог остановить свой выбор на каком-то конкретном пляже, но в результате цена все и определила. За последние 5 лет цены на острове существенно подросли и именно цена, и сыграла свою основную роль в выборе. Остановились на пляже КаБей Paradise Bungalows. Сразу замечу, что ни один из четырех отелей не разочаровал и выбор свой оправдал, но про них поподробнее уже в тексте повествования.
Определившись с жильем, нужно было решать вопросы с логистикой. Кто-то же должен возить наши тушки в Камбожу и обратно. До СиемРиеп довольно быстро купил билеты на лукостер Тайских авиалиний THAI Smile. Его огромный плюс – вылет из аэропорта Суварнабхуми. Не надо изучать, как добираться до второго аэропорта Бангкока Дон Муанг. Так же в стоимость включен багаж, что тоже не маловажный фактор, т.к. в Бангкок мы сразу же не возвращались. Ценник был более чем гуманный. (Про цены чуть подробнее в ходе отчета расскажу). В Камбодже по трансферу до границы – города Пойпет- договорился заранее со своим отелем по почте. Оставались два переезда.
Граница – КоЧанг и КоЧанг-Бангкок. По поводу последнего не переживал совсем, т.к. начитался, что на острове полно турагенств и пропасть не дадут, а вот с дорогой от границы были вопросы.
Минивен-микроавтобус с кучей попутчиков отмел изначально. Был бы один – поехал бы на нем, но!! С уже подуставшим ребенком и кучей чемоданов-рюкзаков скакать по приграничному городку в поисках того самого дешевого микроавтобуса на остров совсем не хотелось (ключевое слово – дешевого). А ведь дальше был еще паром, а потом нужно было бы договариваться с водителями сонгтео о наше доставке до отеля. А он не на ближайшем пляже находится, да и опять вспоминаем про чемоданы, “картонки, коробки и маленькая собач..” и уже сильно притомившегося ребенка. Что получилось бы по деньгам тоже не ясно, но подозреваю не сильно дешевле индивидуального трансфера. Вряд ли в разы. Да и по времени было бы гораздо дольше.
Поэтому сразу остановился на индивидуальной машине. А вот где ее взять? Информации не так уж и много и часто разниться. Цены, конечно же, тоже в отчетах были, но сами отчеты не всегда первой свежести, да и вообще, ситуация же меняется со временем. В общем, за 2 недели до поездки плюнул и заказал машину у русского агентства на острове. Скорее всего, переплатил, но на общем бюджете поездки сильно это уже не сказалось. Были опасения, как мы друг друга найдем в этом Араньяпратете. Ведь время, когда мы окажемся на территории Таиланда было понятно очень приблизительно, и как искать того кто нам нужен так же приблизительно было ясно из полученной по почте инструкции. Но, ничего, все обошлось без проблем.
Были заранее куплены билеты на Сафари –парк и в Art in Paradise Bangkok на hotels2thailand. Реально вышло дешевле, чем, если бы брали не месте. Сделал глупость, не взял сразу на ребенка билет в музей. Типа было написано – детские билеты берите прямо в музее. Фиг там, главное не возраст, а рост и ребенка пришлось оплачивать на месте по взрослому тарифу гораздо дороже, чем по интернету.
Симка для телефона с интернетом и минутами тоже заранее была куплена на сайте klook. На месте выходило бы несколько дороже. Ну, так, по крайней мере я вычитал в отчетах, что самые дешевые туристические симки теперь не продают и цена начинается от 299бат, что 7-11 тоже прекратили продавать симки иностранцам, поэтому оплатил их за 3 дня до поездки и по прилету забрал в аэропорту.
Страховка. Вот это был самый сложный вопрос. После долгого изучения вопроса стало понятно, что методология покупки страховки, как мы всегда делали для Европы (пойди и возьми первую попавшуюся самую дешевую) здесь не прокатывает. Мало найти хорошую страховую компанию, нужно чтобы и ассистанс у него был приличным. В нашем случае это усугублялось наличием ребенка и Камбоджи. Да и КоЧанг тоже не упрощал задачу. В результате выбор пал на ERV страхование с асистансам Euro-Center Holding. На что обращал внимание. Чтобы входила лихорадка Денге (а что, а вдруг), была страховка от солнечных ожогов (ибо дитё), ну и чтобы если вдруг (тьфу-тьфу-тьфу) наступит страховой случай, можно было попасть в Bangkok Hospital. Чтобы с ними у асистанса был заключен договор. В результате страховка получилась не дешевая, я бы даже сказал СОВСЕМ не дешевая. Раза в 3-4 можно было бы сумму уменьшить, но вот в данном случае я считаю, что расходы полностью оправданы. Ибо, если ничего не случается, то и, слава богу, зато если понадобится помощь, то страховка полностью себя оправдает многократно, да и сбережет кучу нервов при решении кучи вопросов. Вот по поводу 100бат переплаченных в музее переживал))))), а здесь считаю, что все сделал правильно. Совсем другая еда, вода, смена климата и временных зон. Как себя поведет немолодой организм не понятно и лучше перебдеть, чем не добдеть. А еще же есть всякие противные кусучие насекомые, морские жители, и главный ужас моих ночных кошмаров – ядовитые ползучие гады.
С билетами на Сапсан СПб-Москва-СПб проблем, понятно не было.
1ноября неумолимо приближалось, и пятимесячная подготовка к отпуску была закончена.
И так. Вооружившись кучей знаний, распечатав ворох информации, сложив в папочку все оплаченные брони и ваучеры мы готов были отправиться в неведомое.
Вступление получилось несколько длинным. Теперь начнется собственно сам отчет. Его я разобью на три части и камбоджийскую размещу в соответственном разделе.
Часть 1. Бангкок.
В этой поездкой у нас многое было в первый раз в жизни. В первый раз едем в ЮВА. Первый раз такие длительные перелеты. Первый раз внутренний перелет во время поездки. Первая настоящая граница без участия России. Левостороннее движение. Неведомые тук-туки и проблемы с общественным транспортом. За неделю до поездки стало немного потряхивать. Даже смешно. Как-будто первый раз куда-то едем.
Москва как обычно встретила суетой и толчеей. Решив квест с заходом в метро(давно не были в столице и 10 минут ходили вокруг знакомого павильона в поисках входа) добрались до аэроэкспресса, а потом и до Домодедово. Все-таки при возможности нужно исключать Москву из логистики в поездках на отдых. Удлиняет дорогу на 9-12часов. А при длительных остальных перелетах это существенно.
Далее были два длинных перелета 5+6 часов с 3х часовой стыковкой в Бахрейне. Самолеты у бахрейнцев хорошие. В первый раз в жизни не было особых проблем, куда деть ноги. С моими двумя метрами роста это проблематично. А здесь, даже впередисидящий товарищ мог спокойно откидываться, особо мне не мешая . Мультимедийная система в спинке кресла. Много музыки, фильмов, игр. Правда нет русского языка. И не было ни на одном из четырех сегментов. Хотя по многим отзывам о компании на перелете Бхрейн-Бангкок вроде как русский язык должен быть.
Алкоголь да, наливали. И даже можно назвать, что безлимитно. Но для этого нужно постоянно дергать стюардессу, что не очень-то и удобно. Еда вкусная. Всяческие пледы-наборы путешественника-подарки детям обязательно. В общем, хорошая компания за хорошую цену (без пиратского тарифа цена сравнивается с Эмирейтсами и Катаром).
Аэропорт в Бахрейне – этакий людской зверинец. Представлены люди со всего света. Понимаешь насколько мы все разные и индивидуальные. В основном - арабы в белых одеяниях со своими женами полностью одетых в черное.
Арабский Макдональдс
Цены в дьютиках аэропорта атомные.
В Бангкоке приземлились в 9утра. С учетом разницы во времени и дороги до Москвы в пути уже практически сутки. Аэропорт огромный (при выходе из самолета встречает нас табличка – до паспортного контроля 600метров) и очень удобный для пассажиров (например, траволаторы не только горизонтальные, но и наклонные для перемещения между этажами). Пройдя паспортный контроль, спустились на 0 этаж где находится электричка в город. Здесь же забрали симки и поменяли доллары на баты в секретном обменнике Value+. Учитывая, сколько народу меняет деньги сразу после паспортного контроля, да и в остальных обменниках аэропорта, этот действительно является секретным и сюда доходят только те, кто про него знает. Даже в 30 метрах от этого, в обменник зеленого цвета, стояла очередь. А здесь пусто. Никого нет. Разница в курсе с остальными больше бата. Поэтому была обменяна все сумма до конца отпуска. Жизнь показала, что решение было верным и к советам на форуме нужно прислушиваться. Везде в остальных местах курс был выше. Незначительно, но выше.
Обменник находится на 0 этаже за кассами Airport Link. С левой стороны он спрятался за колонну. Ярко красного цвета. Пункт выдачи симок Klook, кстати, находится чуть дальше, в глубине зала.
На электричке до станции Phaya Thai, далее нужно ловить такси. До гостиницы всего около 3х км, но метро в центре города нет, а связываться с непонятными автобусами на жаре желания нет.
По отчетам опытных востоковедов проблем с такси в городе нет. Можно дешево и непринужденно уехать практически моментально. Проблем действительно с такси нет. Их полным-полно. Но! Мы не опытные. Движение очень оживленное, если не сказать больше. Ловить машину до тех пор пока водитель не согласиться ехать по счетчику (как советуют бывалые) желания не было. Устали уже, поэтому сели в первую попавшуюся. Кстати, цена, запрошенная в 100бат оказалась самая адекватная за все время.
Во-первых, сколько бы мы не пытались потом уехать по счетчику, ни вторая, ни третья машины, ни следующие на это не соглашались. Все, весело хохоча, уносились вдаль, услышав это предложение. Стандартная цена начиналась от 250бат, которая превращалась максимум в 150. Тукеры были такие же весельчаки.
Во-вторых никто не разбирается в картах(к этому был готов) и не понимает по английски. Тукер, который, потом нас вез обратно к метро, покивав, услышав конечную точку маршрута, остановился у первого молодого тайца в белой рубашке и галстуке отправил того выяснять – куда же этим белым обезьянам нужно. В общем, задешево поездить по городу у нас не вышло. Что делали не так не понятно, но даже в торг особо вступать водители не хотят. Так же, категорически отказываются ехать по счетчику. ВСЕ, кого останавливали отказываются. Понял, что сделал глупость, что не скачал Убер или Граб и не вызывал такси с помощью него, уже дома. Урок на будущее.
Первое впечатление от Бангкока – это большая Апрашка 90х годов. Кто живет в Санкт-Петербурге, представляет себе это зрелище. Апрашка – большой оптово-розничный рынок в центре города.
Буквально все улицы уставлены палатками, лоточками, киосками. Торгуют все и всем. Гостиница Prince Palace находится посреди таких вот развалов. Первые 4 этажа занимают тоже торговые ряды. Ресепшен находится на 11 этаже, здесь же довольно уютный бассейн. Т.к. приехали довольно рано, а заселение с 14-00, то пришлось ждать в холле. Куда-то идти немного, не передохнув с дороги, сил не было. А вокруг гостиницы тоже особо не погуляешь. Нет здесь ничего кроме торговых рядов.
А по плану то сегодня Храм Золотого будды и Китайский квартал. Но, на удивление приняв душ и полежав часок девчонки пришли в себя и изъявили желание выполнить намеченную на сегодня программу. До Ват Траймита решили прогуляться пешком.
Наш отель
Что очень бросается в глаза – это провода.
Ими опутан весь город, да что там город, вся страна. Разобраться в этом хитросплетении просто не возможно. Презирая всю технику безопасности провода переплетаются в причудливые клубки, висят чудовищными смотками и скрутками. Все это хозяйство должно немедленно привести к короткому замыканию, погрузив весь Таиланд в непроглядный мрак. Отнюдь. Все работает и функционирует. Шаманство.
По пути проходим Wat Thep Sirin
и Wat Phalapphla Chai.
На кассе Ват Траймит(храма Золотого Будды) прям родная табличка.
И вот он – Золотой Будда.
3 метра, 5,5 тонн золота. Легенда его такова, что во время войны с Бирмой статуя была покрыта гипсом, чтобы ее не вывезли из страны. Долгое время была потеряна. И в 1957 году при перемежении ее в новое место кусок гипса откололся и обнажил золото. Легенда интересная, вот только как можно перевозить статую весом в 5,5тонн и считать, что она из гипса? Загадка.
Разноцветные крыши. Домики, как будто собраны из Лего.
Лотос натуральный
и на барельефе
Ворота в Чайна-таун.
Дороги в Бангкоке. К ним нужно привыкать. Мало, что смотреть сначала надо направо, а затем налево, так еще никакого уважения к пешеходам. Перейти дорогу по пешеходному переходу просто так, не выйдет. Никто пропускать не собирается тебя. А мы здесь первый день. Страшно. У себя и в европах к другому привыкли. Потом наловчились, конечно же. Главное двигаться, не спеша, с одной скоростью и по одной траектории. Тогда весь поток будет тебя обтекать, как скалу в ручье. Можно еще руку поднять ладонью вперед. Тоже помогает. А по-началу растерялись.
Помог пожилой китаец идущий в сторону Китайского квартала. В его фарватере мы и перешли дорогу. А вот дальше он начал проявлять подозрительный интерес к нашей дальнейшей программе. И кафешка, куда мы идем оказалась закрыта, и вообще в это время здесь делать нечего (в этом он оказался прав). И нам сначала надо покататься на лодке по Чао Прая и правобережным клонгам, а потом уже вечером вернуться обратно. Нашлась у него и карта, и подозван был тук-тук, чтобы отвезти на какую-то пристань, откуда нас повезут кататься. И все так быстро и напористо. Смотрю, жена поплыла и готова уже грузиться в тележку.
Но я то опытный читатель форума, и знаю, что людям, которые уверяют, что "сегодня королевский дворец закрыт" доверять нельзя. Выдергиваю девушек из тук-тука и послав подальше китайца движемся в сторону Яоворат роуд – центральной улица Китайского квартала.
Копченые утки
Утомленная собака
Наша цель кафешка Лао Ли и суп из акульих плавников. Выбирали ее по отзывам из соответствия цена-качество. Вид у нее забегаловочный, но суп оказался вкусным, и пельмешки дочка тоже с удовольствием съела. Общий счет оказался примерно на 900бат. Суп понравился, необычный сладковатый вкус. Но получается не дешевое удовольствие. Но цель была его попробовать, и задача выполнена. После отдыха и еды силы нас покинули. Заканчивались вторые сутки без нормального сна. Поэтому двинули в сторону дома. Получается, нормально Китайский квартал не посмотрели. Приходить сюда нужно вечером после 19-00, чтобы полностью оценить кипучую энергию этого места.Торговые ряды уходят в недра района и просто манят туда углубиться.
А сколько тут золота (а золото ли это). Цепи чуть ли не висят на бобинах, и отматывать их можно метрами. Толщина сравнима с якорными цепями. И магазин идет за магазином. Магазин за магазином.
В общем, Китайский квартал место очень колоритное, полностью нами неоцененное.
Дорога до отеля
Клонг, на берегу которого находится отель
А вот и сам отель
В отеле пошли отмокать в бассейн.
Бангкок. Сумерки
А после спустились на ночной рынок за фруктами. Он, кстати, оказался самым дешевым за всю поездку.
Пора и спать. Оооочень длинным был день. А завтра с утра насыщенная программа по главным достопримечательностям Бангкока.