Из трех слов, вынесенных в заглавие этого рассказа еще месяц назад, я знала только первое. Когда и откуда в мою голову попали сведения, что советский писатель Шолохов жил и работал в станице Вёшенская, уже не вспомнить. Может быть из школы? В старших классах, мы читали «Поднятую целину», в младших «Судьбу человека». Не все же забывается, мимо чего мы проходим в школе?
При упоминании фамилии Шолохов память автоматом выбрасывает две вещи: «Тихий Дон» и Нобелевская премия. Признаюсь, что до недавнего времени ни то, ни другое большого интереса у меня не вызывало.
«Всему свое время» банальное, но невероятно верное изречение. Чтобы прочитать и понять шолоховский «Тихий Дон» мне пришлось ждать половину своей жизни. В двадцать лет, я не смогла его осилить. Язык показался слишком сложным, и как следствие скучным. События и люди далекими, страшными и чужими.
Сейчас же, накопленный жизненный опыт помогает мне разглядеть в тончайшем узоре слов красоту природы родного края (станицы Усть-Медведицкая (современное название Серафимович), Кумылженская, Урюпинская - теперь районные центры Волгоградской области), научиться лучше понимать соседей, считающих себя казаками, и стать свидетелем чудовищных событий, которые носят жуткое название - Гражданская война.
От нашего дома, до усадьбы Шолохова чуть больше 300 км. Не пропадать же зря трем законным выходным в июне. Решено, едем в Вёшенскую, это же совсем рядом! Шолохов в этом вояже был скорее предлогом, чем самоцелью. Уж очень кони (зачеркнуто) машинка застоялась во дворе, уж очень хотелось опять на волю, в дорогу.
Из Волгограда в Вёшенскую можно доехать двумя путями: свернув с Московской трассы (р-22) в Михайловке на Серафимович, или по Ростовской трассе через Суровикино.
Олег:
Смотреть на зеленые поля приятнее, чем на выжженную степь. Особенно приятно остановиться на перекус, например, в таком месте. Дорожный чай вприглядку с облаками всегда вкуснее, чем чашка кофе в рабочий день.
Донская земля красива. Даже очень… Вот Хопер разлился.
Спонтанные выезды особенно приятны тем, что ничего такого уж особенно от них не ждешь, скрупулёзно не готовишься, поэтому искренне радуешься всяким мелочам. Например, огромный гриб в сухом лесу нашел,
или конный памятник на холме неожиданно увидел (49.829987, 42.397304).
Даже если кого-нибудь случайно занесет в эти места, сразу можно будет понять, что это казачий край. Памятник хорош! Место выбрано правильное. Стоять на холме на ветру и смотреть вокруг здорово, только чтобы снять всадника, защищающего свою землю нужен квадрокоптер. Никак не удается совместить наездника и долину.
Музей Шолохова, а точнее Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова хорошо отлаженный механизм, работающий с мая по октябрь без выходных (да, да совсем без выходных), и имеющий свои объекты в трех станицах. Самая крупная и приспособленная для приема туристов, это конечно Вёшенская, поэтому базу для ночлега мы выбрали именно в ней. Без машины осмотреть экспозиции в станице Каргинской и хуторе Кружилинском сложно. Все же 39 км и 32 км от Вёшенской. Зато если ехать в Вёшенскую по Ростовской трассе, они располагаются по пути друг за другом.
Мы об этом заранее не подумали, поэтому смотрели все как само сложилось. Начали с главной достопримечательности – усадьбы М.А.Шолохова (49.626650, 41.728718)
Две вещи удивили: не советский вид дома советского писателя, и очередь в кассу за билетами на экскурсию.
Если честно, то я не ожидала встретить наплыва посетителей. Оказывается, экскурсии по шолоховским местам весьма популярны, и не только мы решили использовать три выходных для «расширения кругозора».
Люблю бывать в мемориальных квартирах и домах-музеях. Можно параллельно с жизнью интересного человека исследовать бытоустройство определенной человеческой среды в своем отрезке времени.
Шолохов построил этот дом сам. Можно сказать, что в ипотеку. Государство за заслуги предоставило ему, как и некоторым другим советским писателям ссуду на строительство «дачи» сроком на 25 лет. Шолохов в Переделкино не осел, а вернулся в родные места, и на месте разрушенного во время войны родительского дома возвел усадьбу, где и прожил со своей семьей больше 30 лет до самой своей смерти.
Фишка этого дома, пожалуй, в том, что почти все вещи в нем подлинные. Времени прошло не так уж и много. Почти сразу после смерти писателя дому добавили кроме статуса жилого, музейный. Экскурсии понятное дело не водили, потому что в нем проживала вдова писателя, а потом наследники подарили дом государству, причем директором музея до недавнего времени были сын, а потом и внук Шолохова.
Второе, что бросается в глаза, это мебель, а точнее вся обстановка до боли знакомая из детства. Такого вида шкаф и стулья были у моей бабушки, такими деревянными панно было модно украшать квартиры в 70-х годах, покрывала, кружевные накидки на подушки, кровати с полированными грядушками - все знакомо. Поэтому я покажу вам не спальни, а кабинеты писателя. Это парадный,
а это рабочий. Именно за этим столом писались последние главы «Тихого Дона» и «Они сражались за Родину».
Как мне показалось, в обстановке дома все же есть своя комната-изюминка. Это «чуланчик» рыбака и охотника. Меня заинтересовала не пустая витрина, из который на время проведения Чемпионата по футболу изъяли и увезли в Ростов коллекцию охотничьего и наградного оружия Шолохова, а стенд со спичечными коробками. Помнится, мне, в советские времена было модно собирать хоть что-нибудь (марки, значки, этикетки от жвачек, хрусталь, гжель), но лучше всего было коллекционировать что-нибудь заграничное (пивные бутылки, мыло, или спичечные коробки).
У Шолохова собралась отлично оформленная подборка спичечных коробков.
Что-то он сам привозил из заграничных поездок, что дарили друзья и посетители. Интересно разглядывать старые картинки, и угадывать из какой страны какой коробок приехал.
Я не знаю доподлинно, как жили другие писатели в это время, но Шолохов однозначно имел вкус к жизни. В гараже стоят на ходу четыре машины для разных нужд, плюс моторная лодка для рыбалки.
Да, бог с ним, как он жил (в бытовом отношении), главное почему он там жил. В станице, а не в столице? Природу он любил и свободу. Наносного меньше, начальство дальше. Размеренность и не суетливость жизни в станице даже сейчас сразу ощущается.
Хорошо там, покойно как-то… Хотя, наверное, не всем такой уклад близок. Отдыхать хорошо, а жить может быть и «побыстрее» хочется.
Шолохов – главный бренд Вёшенской. Музей делает очень много для популяризации его творчества, организует конкурсы, выставки, проводит фестивали, ярмарки. У музея хорошо наполненный сайт, даже не поленились туристические указатели и схемы в нужных местах расставить.
Сама станица довольно большая, я бы сказала, что это скорее город районного масштаба. В основном это частные одноэтажные дома, Дон, и набережная. Прогуляться вечерком очень приятно. Тихо, спокойно, пейзажно.
Гвоздем набережной и основным фоном для фотографий служит памятник героям «Тихого Дона». Сейчас Аксинью и Григория взяли в плен чугунной загородкой и замостили холм под их ногами. Я считаю, что это зря. Посмотрите, как органично смотрелась композиция до «проведения благоустроительных работ» (фото из интернета, автора указать не могу)
Это же живые люди! Верю, так в книге и было все описано. А что стало теперь, когда ушло единение с природой, отгородились от Дона, заковали персонажей в тротуарную плитку? Мне почему-то кажется, что конь под Григорием просто не хочет прыгать через забор, поэтому и осел немного на задние ноги.
Обозначает начало набережной добротный памятный знак,
а буквально в пятидесяти метрах от него можно спокойно поудить рыбу.
Проходя мимо табличек с надписью, что в этом доме жил, работал, и умер заслуженный человек я немного завидую его судьбе. Хорошо, наверное, работать там, где живишь, особенно если этот дом тебе близок, и ты сам смог его построить сообразно своей мечте. Шолохов умер в своей постели, и похоронен на территории своей усадьбы рядом с пережившей его супругой. Они прожили в браке 60 лет.
В станице Вёшенская кроме главной усадьбы можно посетить старый дом Шолохова,
а еще историко-литературную экспозицию, выставочный центр «Народный дом» и школу ремесел в Детском музейном центре, купить сувениры ручной работы отдела прикладного творчества музея-заповедника.
Да, чуть не забыла. Смотрите, какое злачное место!
В этот день разглядывания домов нам хватило, поэтому мы решили воспользоваться редкой для нас возможностью пообщаться с лошадками. Музей недавно (лет пять назад) решил обзавестись конюшней (49.651533, 41.698760). В ней организована детская конноспортивная школа, а туристы получают возможность лично познакомиться с лошадьми породы донская и буденновская.
Мы подъехали к конюшне в обед (с 13 до 14), и были вынуждены минут сорок погулять в округе. Округа показалась нам весьма загадочной. Издалека было ясно, что это дело рук человеческих, но зачем в чистом поле построено такое количество плетней, и почему среди будылей попадаются вестовые столбики с табличками Испания, Португалия, Франция, Краснодар и т.д. не понятно.
Чтение других надписей еще больше внесло сумятицу в мысли. Как связать Чехова и Робинзона Крузо?
Сад, Чехов говорит про сад. Но где же он, сад? Пройдя подальше мы добрались до аллей, и именных стволиков молодых деревьев.
Просто сеанс игры «Что, где, когда» . Было ясно одно, что это творение связно с детьми. Ответ мы получили уже на конюшне у экскурсовода. Музей-заповедник организует детский международный фестиваль «Шолоховский родник». Он имеет не только литературную, но экологическую составляющую. Вот в какой-то год решили «построить город-сад» - посадили кучу растюшек. Территория большая, место открытое, сухое, растет все что-то не очень… Отличное место поиграть в «где я?» и «зачем все это?».
Вернемся к коняшкам. Они прекрасны. Кони – это же люди! Мы дикие городские жители, и живность видим только из окна машины. Можно сказать, это мой первый опыт общения с лошадьми. Без спешки и давления коммерции.
С лошадками можно поговорить, погладить, угостить вкусненьким. Они ухожены, доброжелательны, и общительны. Оказывается, просто постоять рядом с лошадью приятно, в этот момент лучше понимаешь, что значил конь для казака. Это залог жизни, что на войне, что в хозяйстве.
Внутри конюшни на удивление чисто и опрятно. Хотя может быть так и должно быть? Я же первый раз в конюшне.
В стойлах стоят коники. Во всех обычные, а в одном очень необычный. Знакомьтесь – Дизайн. Конь-производитель. Фамильярничать с ним нельзя, руки тянуть и угощать не положено. Характер серьезный, размер внушительный.
Наверное, это самый высокий конь, который на меня смотрел. Мне показалось, что «косил лиловым глазом» он где-то высоко над моей головой, да и весь он был просто огромный по сравнению с остальными собратьями. Строевой конь донской породы в холке достигает 180 см, а случается и выше. Такой конь и под генералом не плохо будет смотреться. Я живо представила ощущения человека, на которого несется такая громила, да еще верхом на ней дядька с шашкой на голо… Кавалерия в свое время – это страшная сила.
Всадник на лихом коне в донских краях важная тема для творчества. Мы уже познакомились с бесстрашным воином на холме у Хопра, наблюдали как Григорий заигрывает с Аксиньей, теперь на нас смотрел усталых и мудрый боец Гражданской войны.
Оказывается, у всех этих трех монументов один автор- Н.В.Можайко. Может быть потому что скульптор родился в этих краях (хутор Можаевка) у него получалось так честно и просто создавать героев этих мест.
Походить вокруг памятника на вершине холмика очень приятно. Виды открываются умиротворяющие.
А вот остаться в одиночестве довольно сложно. Машины с желающими сфотографироваться с «Григорием Мелеховым» останавливаются почти без перерыва. Место очень популярное. Но мы все-таки успели сделать «открыточный» кадр.
Казачья тематика обыгрывается не только в больших формах, но и малых. Понравились «насыпные» картинки.
Но все же живые лошадки лучше всего вписываются в пасторальные пейзажи. Мы легко добрались до хутора Кружилинский к дому, где родился Шолохов (49.439537, 41.752197). Если мысленно отбросить приметы современности из металлических конструкций, то можно испытать полное погружение в бытовую казачью среду перелома девятнадцатого\двадцатого века.
Семья Шолохова была скорее зажиточной, чем бедной. Вот дом его отца.
Лавка, которую он держал. Кстати она открыты для посещения только в теплое время года. Помещение не отапливается, поэтому на зиму экспонаты убираются в хранилища.
Парадная горница в доме,
спальня. Понятно, что не все вещи принадлежали семье Шолоховых, но они подлинные, из тех времен. К вещам относились бережно, поэтому что-то действительно пережило 100 лет. Считается (по мнению директора музея-заповедника), что именно в этой голубой кроватке спал маленький Миша.
Обычно мы не берем экскурсии. Смотрим сами, потом что-то почитываем, или наоборот, сначала почитываем потом смотрим. Но этот раз мы были не против воспользоваться услугами экскурсовода. Если брать билет не за 200 руб. (взрослый), а за 100 руб., то можно походить по территории без сопровождения, но в дома зайти не получится. Бывает, что туристов привозят большими группами на автобусах и приходится толкаться, но нам повезло. Мы встали пораньше, и начали объезд окрестностей с 9 утра, поэтому за 500 руб. (два взрослых плюс ребенок) везде получали индивидуальную экскурсию. Это приятно!
Пусть речь гидов плавно лилась заученным потоком, но всегда можно было вызубренный текст «поставить на паузу» и пообщаться с экскурсоводом на человеческом языке. Казачьи курени с воссоздающие быт народа явление не уникальное. Мне в Кружилинском понравилась какая-то домашняя обстановка, без лишнего пафоса. Даже дали подержать в руках музейный экспонат.
Как вы думаете, что это такое. Мне пришла в голову мысль, что это выбивалка для ковров, или половичков. По форме очень похожа, только маловата, и не плоская, а вогнутая. Нет, я не угадала. Это самодельная шумовка для вареников. Ну, а что дыры великоваты, так и вареники были покрупнее, чем сейчас мы привыкли, да и семьи большие. Один проскользнет, а если с десяток у умелой хозяйки легко зачерпнется.
Из-за отсутствия бабушек в деревне мне не доводилось бывать на хозяйственных дворах. Этот, просто идеален! На то он и музей.
Здорово, что баз не пустой, а на нем живут коровы, овцы, куры, гуси. Для городских детей (и их родителей) отличная возможность понаблюдать за животными. Я сразу прикинула, сколько надо работать, чтобы ухаживать за всем этим добром, и втайне порадовалась, что родилась не сто лет назад, и не в казачьей станице.
Я теперь знаю, чем глечик отличается от крынки.
В крынках хранили молоко (это кувшин без ручки), а в глечики (та же крынка только с ручкой) наливали взвар, то есть компот. После этих слов экскурсовода, даже дырявые горшки на плетне стали привлекать к себе больше внимания. Приятно классифицировать гончарные изделия не только по их названию, но и по предназначению.
Звездами скотного двора заслуженно считаются волы. К сожалению, забыла, как их зовут. Они снимались в последней экранизации «Тихого Дона», и еще ежегодно (в первое воскресенье сентября) каждый желающий может поуправлять ими, пытаясь вспахать землю на фестивале «Кружилинские толоки».
Курятник просто умилил. Такой складный, и нарядный. Все продумано! Внизу отверстие для птиц, в середине для людей, камушек на земле вместо замка, чтобы куры не разбежались.
Еще туристам показывают устройство, из-за которого можно попасть в просак. Вот он, просак.
Механизм, позволяющий вить веревки и канаты. Барабан вращается только в одну сторону. Если по неосторожности замотает волосы, или одежду, обратно никаких не открутить, только отрезать, а до этого момента стоять на виду у всех в очень неловком положении.
Из далека кажется, что огромная корзина. Но это не так, это грядка для рассады. У нас похожий с Ростовской областью климат, и главным препятствием выращивания рассады в грунте ранней весной являются ночные заморозки на почве. Пленки-то укрыть всходы нет, зато подняв всходы на метр от земли большая вероятность уберечь их от гибели.
Мне, как не искушённому в ведении сельского хозяйства человеку очень понравилось на образцово-показательной ферме при музее-заповеднике Шолохова на хуторе Кружилинский.
Двадцать километров до станицы Каргинская пролетают незаметно, за это время мы с легкостью перемещаемся из пасторальной деревенской жизни в индустриальную эпоху начала 20 века. Внешне поселки очень похожи друг от друга в отличие от музейных объектов.
Полностью восстановленная мельница отличный образец промышленной архитектуры начала прошлого века.
Здорово то, что реконструировано не только здание, но и рабочие механизмы. Экскурсовод довольно подробно и доходчиво объясняет общий принцип работы.
В Каргине можно еще зайти в школу, где учился Шолохов.
Посмотреть на старый класс.
Пройтись по соседним, рассмотреть вещи из советского прошлого.
Удивится силе семейной памяти, позволяющей сохранять документы на протяжении ста лет не взирая на смену политических эпох. Кто-то же бережно хранил этот листок гордясь успехами своего отца, деда, прадеда…