3 августа – СПб-Даугавпилс (540 км). Прохождение границы в Убылинке. Ночёвка в Даугавпилсе.
4 августа – Даугавпилс – Светлогорск (506 км). Прохождение границы в Кибартае.
4-11 августа – Светлогорск. Выезды в Калининград, Янтарный, Балтийск и на Куршскую косу.
11 августа – Светлогорск – Лиепая (234 км). Прохождение границы на Куршской косе.
12 августа – Лиепая – Рига (220 км) с заездом в Юрмалу. 2 дня в Риге.
14 августа – Рига-Пярну (278 км) с заездом в Сигулду, Цесис.
15 августа –Пярну – Таллин. 2 дня в Таллине.
17 августа – Таллин –СПб (371 км). Прохождение границы в Нарве.
С учетом всех радиальных выездов – 2700 км.
Поездка в Прибалтику изначально не планировалась. В прошлом году мы с нашими “немецкими” друзьями прекрасно провели две недели в кемпингах на берегах Ла-Манша и в этом году собирались этот опыт углубить и усугубить.
Однако, обстоятельства сложились так, что у наших друзей на планируемое время образовалось “мероприятие” на неделю в Светлогорске и мы, недолго думая, к ним присоединились.
Тут надо пояснить, что наши “немцы” вообще-то полноценные русские, окончили в своё время физфак университета и в трудные годы перестройки поехали в Германию искать приложение своим научным знаниям. Сейчас оба работают там-же по специальности и в Светлогорск приехали “по работе”.
Перед поездкой прошёл техобслуживание и был приговорён к замене сайлентблоков задней балки. Официалы хитрые и жадные. Хитрость заключается в том, что по гарантии меняют при пробеге до 60 тысяч, а у меня уже 75. А жадность – в цене 17 тыс. рублей за замену пары резинок. Жадные не получили ничего, а разумные уложились в цену, поделённую на три.
О дороге Луга-Псков, как о покойниках, либо хорошо либо ничего, ибо ремонт российский - бессмысленный и беспощадный. Если о первом можно подискутировать, то второе верно на 100 процентов. Гринкарту приобрёл в ларьке километров за 15 перед границей. Перед въездом на границу оплата дороги Псков-Убылинка, без этого шлагбаум не откроют. Границу проходили в субботу в час дня. Машин было 10-15. На нашей стороне процедура, как в лагере. Всё делать по команде, из машин не выходить, шаг вправо, шаг влево – спасибо, не расстрел, но строгий выговор. На латвийской стороне всё попроще, но надо заполнять декларацию о ввозе алкоголя, сигарет и топлива. Общее время 2,5 часа.
После границы дорога откровенно плоха километров 15, дальше наладилось. Много камер фиксации скорости, о большинстве навигатор предупреждает, но иногда запаздывает. Скоростной режим (90/50) в основном соблюдал, а где превышал, там не попался… Наверно?
Даугавпилс
В Даугавпилсе остановились в Good Stay Dinaburg Spa Hotel. Приличный отель в двух километрах от центра с доступом в оздоровительный центр утром с 9.30 до 11.00. В оздоровительном центре небольшой бассейн и 2 сауны (финская и турецкая).
Перед поездкой получил странное письмо из отеля “ Хотим Вас предупредить заранее о проведении праздничных банкетов в субботу, 3 августа 2019, возможно будет шумно до позднего времени. Остается ли Ваша бронь в силе?”
Странность заключается в том, что бесплатная отмена бронирования возможна не менее чем за 48 часов до поездки, а письмо пришло спустя час после истечения контрольного времени. Неужели они надеялись, что я отменю бронь и подарю им несколько десятков евро?
Банкеты оказались пенсионерской посиделкой в ресторане с распеванием народных песен и танцами в стиле пионерлагеря 60-х годов.
Вечером пошли прогуляться по городу и поужинать. Рекомендованный Гуглом ресторан Gubernatorsоказался весьма неплох, а коллекция самоваров просто отличная.
Их там несколько десятков размером от стакана до ведра.
С утра после завтрака, но до посещения оздоровительного центра, прокатились до Даугавпилской крепости. Эта крепость строилась в преддверии Наполеоновского нашествия и считается последней крепостью бастионного типа в мире. Развитие артиллерии положило конец этой области фортификации. Поэтому вполне резонно сделать вывод, что устарела она ещё на этапе постройки.
Однако даже в недостроенном состоянии французы в 1812 году не смогли её взять и отступили после нескольких попыток штурма. Русские оставили её сами, как и Бородинское поле. Больше боевых действий здесь не было. Из известных лиц, посещавших крепость (кроме императоров и генералов), стоит упомянуть Кюхельбекера, отсидевшего здесь 4 года после восстания декабристов. Ну а сегодня это музей, культурный центр, место размещения некоторых учреждений… и жилой район на 1000 жителей.
Николаевские ворота.
Бастионы.
Артиллерийский арсенал – сейчас центр искусств имени Марка Ротко (американский художник, абстрактный экспрессионист, уроженец Даугавпилса, в те времена Двинска). Среди “понимающих” искусство он известен не менее чем Кандинский и Малевич. По крайней мере, цены на его картины в жанре “каляка-маляка” находятся в районе 70-80 млн. вечнозелёных.
Одно из жилых зданий.
Сходили бы в центр искусств, но слишком рано, всё закрыто.
Вернулись в отель, слегка оздоровились в саунах (неплохо!) и в 12 часов двинулись дальше. Передвигаться по не главным литовским дорогам довольно утомительно. При разрешенной скорости за городом в 90 км, множество участков с ограничением в 70 и 60, грандиозный ремонт на объездной дороге вокруг Каунаса и камеры, камеры…
В Кибартае за пару километров перед границей отстойник, с десяток легковушек и три десятка фур. Простояли недолго, минут через 15 на табло высветился наш номер. Общее время прохождения 1,5 часа.
Первый культурный шок - в Черняховске – старая немецкая брусчатка. Зубодробительно! Как же они на телегах по этим дорогам ездили?!
Светлогорск
В Светлогорске в гостинице “Волна” в эти дни проходила RACIRI SUMMER SCHOOL 2019
- международная летняя школа для молодых ученых в области физики. Организаторы – Курчатовский институт и организации подобного профиля из Германии и Швеции. Друзья наши были приглашены на это мероприятие как участники (учителя, так сказать), а мы просто примазались.
Язык мероприятия – английский, и даже уточню, специальный английский – половина слов это физические термины, которые мне и на русском не понятны без словаря и учебника, а уж на английском и подавно. Так что первый доклад я прослушал с трудом, улавливая лишь отдельные слова. На втором тоже чуть не уснул. А потом вдруг с удивлением обнаружил, что я прекрасно понимаю давно забытый язык. Вот это самое - “летс ми спик фром май хартс…”. Произношение, выработанное в старой советской школе, понимают лишь те, кто в ней учился!
Но, справедливости ради, друзья наши отмечают, что в последние годы ситуация с языком в российской научной среде существенно улучшилась и представители старой школы уже являются исключением из правил.
А вообщем-то всё относительно, как говорил старина Эйнштейн. Английский, на котором говорят в Бомбее и Балтиморе тоже весьма далёк от классического оксфордского произношения.
Жили мы в Светлогорске вот в таком домике.
Называется Апартаменты на Весенней. Три спальни, огромная гостиная, полностью оборудованная кухня, зона для барбекю… Ставлю 10 баллов за всё, кроме местоположения. Без машины там затруднительно, до города и пляжей около двух километров вдоль дороги.
Светлогорск – приятный городок для отдыха во всём, кроме пляжа. Инфраструктуры пляжной практически нет. Пляжные кафе довольно сомнительны. Возможно, это связано с тем, что зимние шторма в этом году разрушили часть променада и сейчас идёт активное строительство новой набережной.
А нужен ли пляж, если вода имеет температуру в 17 градусов в начале августа. Мы, конечно, искупались пару раз, но только потому, что надо.
PS. А как только уехали, то установилась жара и к концу августа вода прогрелась до 23 градусов. Пичалька!
Вот так выглядит новый променад.
Вид сверху.
Законченный участок. Весьма неплохо, но пока не хватает наполнения – скамеечки, кафе, туалеты и прочее…
И новые пляжи строятся весьма активно. Много техники и она не стоит, а шевелится.
Надеюсь со временем, здесь будет хорошо.
Но вернёмся в город. Из-за того, что с пляжем пока не очень хорошо, предлагается множество автобусных экскурсий по Калининградской области по весьма умеренным ценам. Как-то утром, в районе ж/д вокзала, заметил вереницу экскурсионных автобусов. Их там стояло штук 20, не меньше. Но нам это не актуально, мы ездили на своей машине. В самом городе, особенно по улице Ленина, множество кафе и ресторанчиков, на любой вкус и кошелёк. Да и просто прогуляться по улочкам довольно приятно.
Весьма неплох Морской выставочный центр – филиал Музея мирового океана. Пару часов провести в нём – это вполне разумная альтернатива пляжному отдыху. Основная тема этого музея не море, а скорее народы, населяющие берега различных морей мирового океана. Так собственно и называется экспозиция – “Люди моря”. Расположен в помещениях театра эстрады “Янтарь холл”.
Ну а совсем рядом, фактически в этом же здании находится янтарный центр. Конечно в Светлогорске, да и в любом городе Калининградской области имеется множество ларьков и бутиков, предлагающих изделия из янтаря. Кажется, половина трудоспособного населения занята в этой сфере. Цены от умеренных до просто бросовых. Качество изделий совершенно разное.
Но мне показалось (не сочтите за рекламу), что в янтарном центре “Янтарь холла” высока доля художественных изделий, тех в которых янтарь является составной частью художественного замысла.
Янтарный
Говорят, что местные жители после шторма выходят на берег и сгребают янтарь лопатами. Не верю! Мы довольно много ходили по берегу моря вдоль кромки воды и ни разу не нашли ни малейшего кусочка. Хотя внимательно смотрели под ноги и даже тщательно ворошили пучки водорослей, которые вынесло море. Поэтому едем туда, где янтарь добывают.
От Светлогорска до Янтарного примерно 20 километров. А от музея Янтарного комбината до карьера, где его добывают ещё 4. Без машины только пешком или на такси.
Как только добрались, сразу за лопату!
Это песочница при карьере Янтарного комбината. Сюда завозят грузовиками грунт из карьера и позволяют всем желающим вспомнить детство. Некоторые даже что-то находят.
Ну а настоящий карьер конечно не такой. Там работают огромные машины – гидромониторы, шагающие драглайны и прочее могучее железо.
Вот так это придумали инженеры на бумаге.
А вот так это выглядит со смотровой площадки. В этом песочке содержание янтаря составляет 2 килограмма на тонну породы. Ну-ка посчитаем. Один грамм необработанного янтаря стоит от 3-х до 100 рублей, в зависимости от размера. Ну, допустим, пару кубометров я за день перекидаю... Итого за день от 12 до 400 тыс… И что я делаю в своём душном офисе, когда есть такая прекрасная работа на свежем воздухе? Что? Автоматчики? Какие автоматчики? Зачем им охранять карьер? Я же туда не собираюсь! У меня прекрасный светлый офис!
А романтическая лопата, которой гребли куски янтаря, всё-таки была! По крайней мере, она присутствует на картине неизвестного художника в музее янтаря при комбинате.
Настоящий янтарь добытый из карьера выглядит не так привлекательно, как нам показывают на прилавке магазина. Ну кто бы мог подумать, что вот этот булыжник является драгоценным камнем (по стандартам янтарной отрасли всё, что весит больше одного килограмма – драгоценность). Янтарь такого размера это конечно музейный образец и в обработку не идёт.
А вот это уже “рабочие” камни
Дальше уже идёт длительный процесс доведения камней до товарного вида – промывка, сортировка, резка, шлифовка и т.д. И в итоге получается вот такая красота…
Ну и ремарка. Карьер янтарного комбинат хранит 90 процентов мировых запасов этого камня и янтарём завалены все прилавки. Но несмотря на это, существует множество подделок. Особенно экземпляры с инклюзиями (включениями)
Красивые экземпляры слева это эпоксидка, а невзрачные справа янтарь.