19 сентября – Мечта в облакахПервый автобус на Мачу Пикчу отправляется в 5-30, когда на улице только начинает сереть. Да, мы старались попасть в затерянный город в числе первых, хотя сейчас у меня большие сомнения относительно целесообразности столь раннего выхода (особенно, если, в отличие от нас, вы не собираетесь взбираться на гору). Выходили из хостела в темноте, но в Агуас Кальентес уже кипела жизнь. Со всех сторон к остановке автобуса сходились сонные туристасы. Перешли реку по мосту и сразу же заметили «хвост» вытянувшейся по набережной очереди. Оставил Натали держать наше место, а сам побежал в соседний переулок за билетами на автобус. Стоимость не поменялась – 12 долларов с человека (или 24 за билет в обе стороны). Необходимо предъявить паспорт (в моём случае, мой и жены) и показать распечатку билетов на Мачу Пикчу. Можно конечно взбираться и спускаться пешком, но у нас впереди подъём на гору. Сами входные билеты мы приобрели онлайн, за несколько месяцев до поездки. Они включали восхождение на гору Монтанья и стоили 200 солей за один тикет. Выбрал именно Монтанью, а не Уайна Пикчу, по следующим причинам:
- как указано на официальном сайте, подъём на Монтанью легче, чем на Уайну (хотя и дольше).
- высота Монтаньи больше. Поэтому обзор с неё, на мой взгляд, интереснее
- наконец, с Монтаньи открывается вид на узнаваемую всеми Уайна
О выборе не жалею, правда сравнивать тоже не могу, поскольку побывал только на одной горе.
Пока ждали наш транспорт, вдоль очереди сновали сотрудники туристической службы, просили показать входные билеты и ставили какие-то штампики в автобусные. Не совсем понял, для чего это… возможно, чтобы в первых автобусах поехали только те, у кого вход в комплекс согласно билету в 6 утра. Как только начали курсировать бусы, очередь стала двигаться очень быстро. Мы уехали на третьем или четвёртом автобусе. В результате у входного контрольного пункта оказались ещё до того, как он открылся. Как и большинство наших попутчиков, сразу же направились к туалету (ибо за входом удобства отсутствуют). Очередь тут выстроилась почти такая же, как на автобус, особенно в женскую комнату. Но запас по времени был.
После пристроились к очереди на вход. В 6 часов начали запускать.
Попав на территорию комплекса сразу же необходимо преодолеть несколько крутых подъёмов, после чего вы окажитесь на террасах. Первый взгляд на Мачу Пикчу создаёт чувство нереальности всего происходящего, словно тысячу раз виденная на фото картинка вдруг, каким-то чудом, материализовалась перед глазами. За прошедшие дни мы видели много удивительных древних построек. Но город в облаках впечатляет, прежде всего, своей сохранностью. Кажется, что вот сейчас по его улицам потечёт поток жителей, над крышами домов начнут клубиться струйки дыма, а площади заполняться гомоном толпы. Хайрам Бингхем, открывший Мачу Пикчу для современников, писал: «По разнообразию его чар, по мощности его очарования, я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утёсов невероятной высоты.
Но главное – восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы; и попытки понять сбивающий с толку романтизм древних строителей, которые века назад нашли прибежище в области, которая кажется, специально предназначенной по своей природе быть святилищем притесняемых, местом, где они могли бы бесстрашно и терпеливо выражать свою страсть к стенам выдающейся красоты».
Да, мы застали тот момент, когда Мачу Пикчу ещё не кишел туристами, однако серая дымка делала пейзаж уж слишком мрачным. Возможно, профессиональный фотограф, вооружённый надлежащим комплектом аппаратуры, смог бы эффектно использовать и такое освещение. Но я не волшебник – я только учусь.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=3gpYkAsQAGM&feature=share[/youtube]
К точке начала подъёма на Монтанью нужно прибыть строго с 7 до 8 утра – это время указано в билете. Как нам сказал охранник на входе, «в 12-00 гора закрывается», и, после шлагбаума в пустыне, меня такая формулировка ничуть не удивила. Найти само место входа не сложно, есть указатели. Здесь пришлось несколько минут подождать контроллера, потом записаться в специальный журнал, указав время входа. Возвращаясь назад, нужно сделать в этом же журнале отметку о выходе. И в путь! В начале тропы на обочине лежала заботливо оставленная предыдущими «альпинистами» деревянная палка. Я передал её Натали и, как она потом сказала мне, этот нехитрый инструмент очень помогал ей.
После спуска мы оставили "посох" на том же самом месте. Пользуйтесь!
Наверное, многие ждут от меня оценки сложности восхождения, чтобы примерить этот путь на себя. Скажем так, опасности дорога не представляет (по крайней мере, когда сухо и камни не скользкие). Даже на самых крутых участках есть «пятачки», позволяющие разойтись со спускающимися или пропустить обгоняющих. Но физических сил подъём отбирает немало.
Тем не менее, бояться не стоит. Если ваша физическая подготовка хуже нашей, вы просто будете чаще отдыхать и придёте на вершину на полчаса или час позже. Мы с самого начала решили не ставить рекорды скорости подъёма на Монтанью. Поэтому часто делали привалы, чтобы восстановить дыхание и дать ногам отдых. Кроме того, в такие минуты можно было любоваться окружающими пейзажами и природой. Даже колибри посчастливилось увидеть, жаль сфоткать её не успел. Правда первый час или около того весь обзор закрывала та самая дымка.
Небольшое видео, приведённое ниже, позволяет составить впечатление о темпе нашего подъёма и сложности пути.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=5MhFNUZ1LMY&feature=share[/youtube]
Ближе к 10 утра из-за облаков стало робко проглядывать солнце. Только теперь мы смогли оценить, насколько высоко забрались, увидев где-то далеко-далеко внизу крошечные силуэты построек Мачу Пикчу.
Последние метры перед вершиной как всегда самые сложные. Те, кто обогнал нас в начале пути, уже начали спускаться с горы, и приходилось как-то делить узкую дорогу. Все спускающиеся обязательно подбадривали нас: "Аун покито" (ещё немножко). А я смеялся: пятью пролётами назад они тоже говорили покито.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=QPpFnMMqy6Q&feature=share[/youtube]
Среди спускающихся мы заметили парня с девушкой из Питера. Ранее на одном из привалов снизу послышались непечатные выражения на русском в адрес крутизны горы. «О, наши!», - подумал я. Поприветствовал соотечественников (для меня всё СНГ – земляки). Обменялись стандартным «вы откуда?» и пожеланиями хорошего дня.
И вот мы на вершине! Монтанья покорена. Об этом сообщает соответствующий указатель. Подъём занял у нас около 2,5 часов.
Рядом с указателем организована беседка для уставших путников со скамейками для отдыха. Здесь мы слегка перекусили захваченными припасами и выпили водички. По другую сторону от указателя находится обзорная площадка с видом на Мачу Пикчу (к сожалению, облака всё ещё затуманивали вид).
В этот момент совершенно не хотелось думать о спуске вниз. И хотя спускаться тоже не просто, обратная дорога заняла у нас раза в два-три меньше времени, чем подъём. Пришло время поближе познакомиться с самим городом.
В 1911 году индейский мальчишка за 1 соль привёл к руинам МП упомянутого ранее американца Хайрама Бингхема. Тот вообще-то искал город Вилькабамбу - последний оплот инков, резиденцию императора в изгнании Амару Тупака. Скорее его интересовал даже не сам город, а сокровища древней империи. Вместо этого он нашёл Мачу Пикчу. Первооткрыватель не растерялся, а начал всячески раскручивать свою находку. Вся история затерянного города, все названия местных построек, храмов, домов, включая само название «Мачу Пикчу» ("старая гора") придуманы уже в наши дни. О нём нет никаких упоминаний в хрониках испанцев, которые его не нашли. На самом деле даже точно неизвестно, были ли тут инки вообще.
Мачу-Пикчу расположен в исключительно живописном месте. Лесистые горы, острые вершины, зелёные террасы, священная река внизу. Любой посёлок в таком антураже будет выглядеть очень завлекательно. А это не просто посёлок, это каменный город, висящий на перемычке между двумя горами (2400 м над ур. моря). Прибавьте к этому таинственность, которой он окружён: кто построил? когда? кто жил? куда все делись? Никаких внятных ответов. Согласно основной версии археологов, Мачу-Пикчу был построен под руководством великого инки Пачакутека в 1440 году, ещё до появления испанских конкистадоров. А жители города исчезли примерно, когда появились испанцы. Причин исчезновения жителей никто не знает. Город не был крупным, в нем проживало от 500 до 1000 человек. Якобы, Мачу-Пикчу служил одной из главных резиденций Пачакутека и его вельмож, поэтому в нем так много внимания уделено религиозному аспекту.
Парящий в дыме горного дыханья,
Ты принимаешь множество обличий,
Покинут, но благословлён веками,
Хранящий верность Солнцу - Мачу-Пикчу.
Хочу предупредить будущих посетителей достопримечательности. С каждым годом министерство туризма Перу всё сильнее «закручивает гайки», ограничивая доступ к Мачу Пикчу. С одной стороны их можно понять: даже «вечные» камни не устоят перед толпами туристов, а потерять курицу, несущую золотые яйца, ой как не хочется. Но с другой стороны, если посещение Мачу Пикчу будет напоминать поход в Мавзолей (строго по выделенной дорожке, шаг влево/шаг вправо - расстрел, не спешить и не останавливаться), то кто вообще будет платить за это такие деньги? Некоторые из заявленных ограничений на сентябрь 2019 года не выполняются (например, требование входа только с гидом), другие же действуют и причиняют боль туристам.
Так оказалось, что проход к Храму Солнца и Интиуатане открыт всего несколько часов в день. В результате открытия храма нам пришлось дожидаться, а к Интиуатане мы вообще не попали (нужно было приходить с утра).Храм Солнца или Торреон был крайне важен для инков. Ведь главный бог был Инти, бог солнца. Поэтому он построен с особой тщательностью, причём в самом его центре находится специально обтёсанная вершина скалы. Расположения окон выбрано не случайно: в день летнего солнцестояния на камне появляется полоса света. Это говорит о том, что храм мог служить как ритуальную роль, так и роль календаря. Вся эта версия, естественно, шита белыми нитками. Меня более всего заинтересовал стиль строительства, когда постройка вписывается в имеющийся рельеф местности и скал. Такое можно видеть в Мачу Пикчу сплошь и рядом. Внутрь храма не пускают даже в разрешённые часы. Можно сфотографировать его с обзорной площадки сверху или снаружи.
Прямо под Храмом Солнца находится «гробница правителя», высеченная в твёрдой скале. Предполагается, что эта камера представляет собой мавзолей. Вывод о том, что это место захоронения именно правителя сделан на основании того огромного объёма работы, который нужно было произвести, чтобы вырубить нишу. Никаких реальных подтверждений гипотезы (тел, мумий и т.д.) конечно же нет.
Скажу больше - автор этого утверждения совершенно не знаком с историей Тауантинсуйю. Инки не хоронили своих правителей. Они делали из них мумии, которые продолжали считаться "живыми". Мумия «жила» в своём, построенном при жизни, дворце, и следующий император был вынужден строить себе новый, участвовала в праздниках и разных мероприятиях. Гробниц правителей не было и быть не могло.
Гуляя по городу обратили внимание, что большинство построек Мачу Пикчу не вызывают вопросов относительно технологии (это конечно если не задаваться вопросом, зачем вообще потребовалось строить город в столь труднодоступном месте). И все же мне непонятно здесь очень многое. Например, уже опоминавшееся желание строителей максимально использовать рельеф местности. Или же отличия в качестве кладки буквально на одной постройке - снизу хорошая обработка, а сверху халтура (подобное мы видели в Писаке).
Время перевалило за далеко полдень. Вот тут-то солнце полностью вышло из-за облаков и начало жечь нас во всю силу. Укрывшись в тени построек возле Храма солнца, чтобы передохнуть, обнаружили вот такой удивительный артефакт. Выступ выполнен в цельном массиве скалы и окружён кладкой. Пока мы там отдыхали, проходящие мимо гиды рассказывали своим подопечным, что эту штуковину сделали для того, чтобы вставлять в неё факел. Почему-то никого из слушателей не смутил необходимый объем работы по удалению камня. Да и сто других способов закрепить факел придумать можно.
Перед поездкой в Перу мне казалось, что ламы и альпаки будут преследовать нас на каждом шагу в этом путешествии. Какой только живности мы ни встречали до сих пор: лошадей, овец, коров и даже ослов. Но ламу впервые увидели именно в Мачу Пикчу.
Белоснежная лама "напа". Перуанские индейцы считали её первым живым существом, которое вернулось на землю после того, как воды потопа – в который также верили здешние люди – повернули вспять. Напа по своему внешнему виду были столь же величавы, как и люди, которых они должны были символизировать.
Здесь они приручены и приучены к толпам туристов, совершенно их (то есть нас) не боятся и при хорошем расположении духа даже дают себя погладить.
Добрались до храмовой части комплекса. Как это ни странно, она находится в стороне от главного Храма Солнца. В состав это локации входят Храм трёх окон, о назначении которого учёные спорят до сих пор. Возможно, он символизировал бесконечность. По иным версиям, он говорил о происхождении инков и служил для поклонения предкам. А также Главный храм, расположенный в самом высоком месте города, к северу от множества зданий, образующих главную (ритуальную) площадь. Тщательно обработанные каменные блоки огромного размера, из которых построен главный храм, имеют более отполированную и линейную структуру, чем у других соседних строений. Именно поэтому храм и стал Главным. Якобы в нем проводились самые важные торжества и священные ритуалы, имеющие важнейшее духовное значение для города.
За храмами находится погребальный камень. Эта область на вершине комплекса в основном ровная, хотя гора продолжает подниматься. Этот огромный монолит напоминает какую-то платформу. Читал, что около него были найдены человеческие останки, давшие название этой громаде. Связь одного с другим далеко не очевидна. Сам Бингхэм полагал, что этот камень использовался как ритуальная плита, на которую укладывали умерших, чтобы они полежали на солнце перед мумификацией.
Ещё дальше лежит сакральный камень. Местные до сих пор ему поклоняются: то ли в шутку, то ли всерьёз.
Вопросу водоснабжения уделено немалое внимание в Мачу Пикчу. Ритуальные фонтаны также называют улицей фонтанов или лестницей фонтанов. Им приписывается духовная и священная ценность, как многим зданиям города Мачу-Пикчу. Бог воды Париакака был одним из самых почитаемых божеств инков. Всемогущий бог-создатель когда-то был соколом, прежде чем он превратился в человека. Фонтаны служили для ритуальных процедур поклонения Париакака. Вода для них поступала из многочисленных источников, расположенных в нескольких километрах от города, в горах. Была создана система сбора этого наиболее важного природного ресурса. В настоящее время вода из этих источников используется для снабжения Агуас Кальентес.
В завершении прогулки мы снова вернулись на террасы и сделали более яркие фото в более хорошем освещении.
Я бы не сказал, что туристы их очень портят (это к вопросу необходимости приезжать рано утром). В соответствующей ветке, посвящённой обсуждению посещения Мачу Пикчу, я читал о том, что туристы должны перемещаться по комплексу по маршрутам (на карте они обозначены разными цветами).
Опасался, что осмотр превратиться в поход строем по строго выделенной тропинке. На самом деле всё совершенно не так. По городу можно гулять достаточно произвольно. Мы ходили кругами, поднимались и спускались, лишь в целом придерживаясь одного направления. Никто нас ни разу не окрикнул и не остановил.Пошли на выход около 15-30. При желании можно было гулять ещё, но ноги требовали отдыха. Позабавила очередь на автобус. Она растянулась где-то на полкилометра! Мы шутили, что в поисках «хвоста» сейчас дойдём своим ходом до Агуас Кальентес. Думаю, ближе к вечеру она была бы ещё больше. Несмотря на беспрерывный поток автобусов, ждали своей очереди около получаса.
Посещение Мачу Пикчу было ключевым моментом в плане нашей поездки по Перу. И хотя впереди нас ещё ожидал осмотр Куско и Лимы, следовало признать, что путешествие подходит к своему завершению. От этого на душе стало немного грустно.
Печаль пошли заедать в уже упомянутую мной столовку в Агуас Кальентес.