Дорогие форумчане, это отчет про мой первый круиз. Изначально он писался в моем ЖЖ для удовлетворения любопытства друзей и родственников, которые никогда в круизах не были. Поэтому я включила в него не только впечатления, но и постаралась суммировать всевозможную практическую информацию по круизам. Возможно, что-то из этого вам знакомо, но я сознательно не стала убирать эту часть отчета – ведь на форуме бывают не только завзятые круизники, но и совсем новички, у которых есть масса вопросов. Я в свое время, читая форум, смогла получить ответы на многие «почему и как», поэтому, надеюсь, мой отчет тоже кому-то окажется полезным. Отдельное спасибо хочу сказать нашему модератору, господину Кускову, за его увлекательные и полезные рассказы о своих круизах :) Итак, поплыли!
I have a dream
Отправиться в круиз было моей давней мечтой. Почему именно в круиз? Наверное, потому, что для меня это слово ассоциировалось со своеобразным путешествием в прошлое. Неспешные прогулки по палубе, элегантные дамы и кавалеры, шикарная обстановка - в общем, если вы смотрели фильм "Титаник", то вы понимаете, что я имею в виду. К тому же, что такое путешествие самолетом? Сел, взлетел, съел обед, приземлился. Быстро, но скучно. Как фастфуд. И самое главное - очень трудно за несколько часов полета со скоростью 900 км. реально почувствовать расстояние, которые ты преодолеваешь. А ведь иногда так хочется ощутить, насколько большой у нас земной шар!
В общем, мне хотелось неторопливого и красивого путешествия. Кстати, таким желаниям также вполне удовлетворяет легендарный поезд "Восточный экспресс". Как ни удивительно, но он ходит до сих пор. Правда только два раза в год и цены там не слишком подъемные - около $10.000 за место в двухместном купе.
Но вернемся к круизу. С ним у меня все что-то не складывалось: то не было денег, то не было времени, а то и того, и другого вместе. Между тем, я чувствовала, что если я продолжу тянуть, то у этой мечты просто-напросто выйдет срок годности. А нет ничего хуже, чем протухшая мечта, исполнившаяся в тот момент, когда она уже перестала быть нужной.
На осуществление мечты меня сподвигло чтение ЖЖ Эльжбеты Чегаровой. Эля - настоящий круизный волк, за ее плечами аж 39 таких путешествий. И если бы она уже не была прекрасным дизайнером, то, наверняка бы, сделала блестящую карьеру турагента - так ярко и захватывающе описывает она свои круизы. Как-то в феврале я в очередной раз зашла к ней в журнал. И увидев описание очередного намечающегося круиза я вдруг поняла - сейчас или никогда!
И сердце молвило - вот он!
Круиз, покоривший мое сердце, был не простым, а трансатлантическим. Он должен был стартовать 28 апреля 2011 г. из Форт-Лодердейла - одного из крупнейших портов США, находящегося рядом с Майами. Далее целая неделя путешествия по Атлантическому океану в сторону Европы. Затем однодневная стоянка на Азорских островах и еще два дня в океане. Затем лайнер прибывает в испанский город Кадис, откуда корабли Колумба отправлялись открывать Америку. После этого - остановки в портах Альмерии, Валенсии, Барселоны (все это - Испания), Монте-Карло (Монако) и конечный пункт - Чивитавеккья, порт неподалеку от Рима. Всего путешествие должно было занять 16 дней.
Вот как выглядел маршрут путешествия:

Трансатлантические круизы - это довольно редкий зверь. Обычно зиму большинство круизных лайнеров проводят там где тепло - то есть в районе Карибов. А лето - в Европе и около нее. И лишь два раза в год - в марте-апреле и октябре-ноябре круизные лайнеры перебираются с одного места локации на другое. Именно в эти месяцы и можно совершить настоящее трансатлантическое путешествие на круизном лайнере.
Компания, предлагавшая круиз, называлась Holland America Line (HAL). Всего в мире 7 крупных круизных компаний - Carnival Cruise Lines, Celebrity Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Line, Royal Caribbean, Princess Cruises и Holland America Line. HAL - компания с самой долгой среди "большой семерки" историей. Она была основана в 1872 году и долгие годы занималась трансатлантическими перевозками. Когда необходимость в перевозке пассажиров через океан отпала, компания переориентировалась на сугубо круизный бизнес и сейчас владеет 15 лайнерами. HAL позиционируется как круизная компания класса "премиум", что, с моей точки зрения, было очень здорово для первого круизного путешествия - ведь начинать надо с самого хорошего.
Совершить трансатлантическое путешествие мне предстояло на корабле Noordam. Вот этот красавец:

Noordam был спущен на воду в 2006 г. Он вмещает 1900 пассажиров и 800 членов экипажа (то есть примерно на каждых двух пассажиров приходится по одному члену экипажа, такой высокий показатель - один из признаков класса "премиум"). Всего у него 11 палуб. Длина - 285 метров, ширина - 32 метра. Водоизмещение составляет 82 000 тонн. Максимальная скорость - 23 узла или 43 км/ч. На корабле установлено 5 дизельных генераторов и 1 газовая турбина, таким образом общая мощность лайнера - 84 000 лошадиных сил. Для сравнения - мощность нашего семейного Citroen C4 - 120 лошадиных сил, то есть лайнер - это это как 700 вместе взятых автомобильчиков Citroen. Но, соответственно, и потребляют эти лошади немало: дизельным генераторам нужно 216 тонн топлива в сутки, а газовой турбине - 90 тонн.
Аттракцион неслыханной щедрости
Один из главных стереотипов, связанных с круизами - "это очень дорого". До недавнего времени круизный отдых, действительно, нельзя было причислить к разряду демократичных. Но буквально несколько лет назад совпали сразу два события: во-первых, многие круизные компании построили (или заложили) достаточно много новых больших лайнеров. И тут случилось второе событие - кризис. Таким образом, количество кораблей, которые надо заполнять и окупать, у круизных компаний увеличилось, а количество платежеспособных клиентов уменьшилось. Тогда владельцы круизных компаний собрались все вместе на конференцию в Америке, обсудили сложившуюся ситуацию и решили снизить стоимость круизных билетов. Как долго продлится этот "режим благоденствия" - никто не знает, поэтому если вы, как и я, хотели поехать в круиз, но считали, что не можете себе этого позволить - то сейчас как раз самое время для осуществления мечты.
Из чего складывается конечная стоимость круиза? Во-основном, от протяженности маршрута, от класса корабля и типа каюты. Самые дешевые - это внутренние каюты, без окна (interior). Следующие - это каюты с окном (ocean-view), затем каюты со стандартным балконом (verandah) и далее уже идут различные виды люкс-кают с большими балконами (verandah suite).
Теперь факты. 16-дневный трансатлантический круиз в каюте с окном на корабле класса "премиум" обошелся нам с мужем в $830 или 25 000 рублей на человека!
При покупке круиза надо не забывать о некоторых нюансах. Во-первых, путешествовать лучше с попутчиком. Если вы хотите поехать один, то оплатить вам придется всю каюту - то есть два места. Во-вторых, несмотря на то, что есть и каюты с четырехместным размещением, мне кажется, что оптимальное количество человек в каюте - это не больше двух взрослых (ну, плюс один компактный ребенок) иначе будет тесновато. В-третьих, к цене каюты надо добавить портовые сборы (у нас это было около $70 на человека), а также обязательные чаевые (у HAL - это $11 в день на человека). То есть конечная стоимость нашего круиза на человека составила: $830+$70+$166=$1066. В эту цену включено как проживание на корабле, так и питание.
Еще необходимо помнить, что, может быть, Москва и считается портом пяти морей, но отправиться отсюда можно разве что в речной круиз. Немного лучше ситуация в Петербурге, но и оттуда в лучшем случае можно поехать в круиз по Балтийскому и Северному морям. В основном, все приличные круизы начинаются из зарубежных портов. Таким образом, в цену круиза необходимо заложить стоимость билета до города, откуда стартует ваш лайнер и от города, куда он прибывает. Например, мне понадобилось купить билет Москва-Нью-Йорк (14 000 рублей), Нью-Йорк-Форт-Лодердейл (3 000 руб) и Рим-Москва (5 000 руб).
Соответственно, не забудьте добавить и стоимость виз. Мне понадобилась виза в США и шенгенская виза, которую я делала через посольство Испании. Обе визы в итоге мне обошлись в 10 000 руб. Делать визы можно самим (главное иметь на руках бронь круиза, авиабилетов и возможных гостиниц), а можно через агентство (это если вам не хочется самому ходить в посольство, сдавать и получать документы).
Пароли и явки
Где же берут круизы? Во-первых, их можно заказывать на сайтах самих круизных компаний. Главное - иметь банковскую карту для оплаты через интернет. Например, если вы зайдете на сайт Holland America, то увидите расписания и стоимость всех круизов этой компании на 2011 и 2012 годы. Есть сайты-агрегаторы, на которых размещены предложения разных компаний. Одни из наиболее популярных - это Cruisedirect, Ebookers, Cruise. Конечно, для заказа лучше хотя бы на базовом уровне владеть английским (хотя у некоторых круизных компаний есть версии сайтов на русском языке). Если же вы с иностранными языками не слишком дружите, то можно обратиться к российским туркомпаниями, специализирующимся на продаже круизов, например, в "Нептун" или "Метрополис". Правда, на зарубежных сайтах, в отличие от российских, можно наткнуться на распродажу круизов или на какие-то спецпредложения (например, на ваш судовой счет зачислят какое-то количество денег).
И еще один секрет - если есть возможность, то лучше брать так называемую каюту на гарантии. Что это такое: на корабле можно выбрать конкретную каюту (например, вы хотите жить непременно в каюте №159 о чем и сообщаете во время бронирования), а можно сказать, что вам главное каюта такого-то типа, а подробности по расположению вы оставляете на усмотрение круизной компании. Это означает, что вы получите либо ту каюту, которую вы заказывали, либо чуть лучше. Например, я заказала именно каюту "на гарантии". Изначально я брала двухместную каюту с окном, но с так называемым "ограниченным видом", то есть, говоря проще, любоваться нам с мужем предстояло не океаном, а видом на спасательные шлюпки. А в итоге я получила большую четырехместную каюту с прекрасным видом на океан без всяких шлюпок.
Кстати, половину круиза я провела в каюте и вовсе одна: из США я отплывала в гордом одиночестве, а муж присоединился ко мне в нашем первом европейском порту - Кадисе. Правда, конечно, мы предварительно уведомили об этом Holland America.
Ду ю спик инглиш?
Небольшое отступление по теме языков. Базовый язык на всех круизных кораблях - английский. Соответственно на этом языке общается персонал, пишутся меню и программы развлечений на корабле, проводятся экскурсии на берегу. Но существуют круизы с так называемыми русскими группами. Это значит, что а) на корабле будет достаточно много русских б) будет русскоязычный сервис, то есть перевод меню и программы дня, экскурсии на русском языке и, возможно, сопровождающий представитель от турфирмы, к которому вы сможете обратиться в случае каких-то внештатных ситуаций. Кроме того, существуют целые русскоязычные круизы. То есть наша компания специально фрахтует какой-нибудь зарубежный лайнер и на нем едут только русскоговорящие пассажиры.