К огромному сожалению, корабль не оправдал ожидания, вернее даже разочаровал. Я не сноб, и не самый требовательный турист: приходилось бывать и в неплохих отелях - "тройках", и в роскошных "пятерках". Но вот по части круизов считаю себя спецом- это был 31 круиз, правда впервые с Princess. За плечами - огромный опыт путешествий с другими американскими и европейскими компаниями, поэтому мне есть что и с кем сравнивать. Именно поэтому и решил написать этот отзыв, пообщавшись с другими путешествующими -новичками, которым туроператоры "впарили" этот корабль, как "лучшее", что есть на рынке, еще и в премиум-сегменте...
Итак, что не понравилось?
1. Строение корабля.
Да, он не нов, это заметно невооруженным глазом. Много потертостей и протертостей как в салонах, так и в каюте. Удивляет неприкрытая ржавчина во многих местах, и даже плесень. Ну, и до неприличия продавленные матрацы в каюте.
Но если говорить именно о строении Sun Princess, то оно уступает всему тому, что я видел до этого: отсутствие больших просторных атриумов на всю высоту лайнера, скромное, хоть и с намеком на богатство, оформление салонов... Во всем зажатость, давление низких потолков: даже в ресторанах , салонах и театре. Все это отсутствует у кораблей начиная с класса Splendor у Royal Carribian, или на лайнерах той же Costa. Особое ноу-хау -это лифты. Ни один из лифтов не идет через все палубы. Например, чтобы добраться с самого верха до низа, вам надо будет сделать три пересадки, переходя на разные лифты в разных частях корабля. Точно так же удивляет, почему в и без того тесном, одноярусном театре, всего лишь два прохода, через которые можно пройти к посадочным местам и выйти в конце представления. В результате, процесс заполнения театра- бесконечная процедура "встань-сядь", чтобы могли пройти другие гости, пробирающиеся в глубину, а выход из театра занимает до 15-20 минут.
Впечатлила также процедура высадки на берег посредством тендерных лодок. При том, что хотят сойти на берег порядка 2000 человек, используется только один и выход и всего две лодки. В результате такой выход растягивается на мучительные часы ожидания в очереди. Почему на других, особенно американских кораблях, такие мелочи продуманы, а у Princess очевидные вещи остаются незамеченными?
На корабле Sun Princess огромные проблемы с кондиционированием. Постоянно, по непонятным причинам зонально отключают кондиционеры, в том числе и в ресторане на 14 палубе, где шведский стол. Может, это не было бы так актуально на маршруте по Фёрдам, но вот в Юго-Восточной Азии - более чем актуально. Такое ощущение, что обедаешь в сауне. На вопросы- что с кондиционером - персонал отводит глаза, или начинает судорожно куда-то звонить, но проблема остается нерешенной. В коридорах из- за той же проблемы выставляют напольные "дулки", которые пытаются нагнетать прохладный воздух. Кондиционер в каюте - просто ужас. Он работал с таким шумом, что без берушей уснуть просто невозможно, а отключить его тоже невозможно.
По поводу ржавой воды из краника для питьевой воды в спа- зоне я вообще молчу.
Отдельная тема - интернет и Wi-Fi на борту. Не вздумайте покупать: это потраченные деньги и нервы! При стоимости 0,79$ плюс за подключение, каждая страница зависает и грузится до 15 минут. В итоге, чтобы коротко просмотреть рабочую почту, мне пришлось на интернет на корабле потратить более 300$...(((
2. Питание.
Признаюсь честно: такого убогого выбора я давно не встречал ни на одном корабле. Ограниченность как в выборе блюд, так и выборе фруктов. Ежедневный "стандартный набор", и никаких намеков на разнообразие. Это было одним из главных негативных впечатлений: уж что- что, но еда на кораблях всегда хорошая и разнообразная. Так вот насчет качества пищи- все ок, все свежее о в общем - вкусно. Но вот разнообразия ноль! Есть правда один плюс: ужин на шведском столе до 12 ночи - у других компаний обычно до 22.
Навязчивость официантов предложить вам во время обеда или ужина на " шведском столе"платные напитки, доводит до бешенства. От них просто хочется убежать или послать куда подальше. У нормальных круизных компаний официанты распределяются по секторам и вас про напитки спросят один раз. Тут же на вас налетают все свободные официанты, и словно по очереди, спрашивают не хотите ли заказать... Видимо, это новый стандарт "премиум" у Принцесс.
3. Программа развлечений.
Тоже удивила простотой и убогостью. Ради справедливости надо отметить, что и на других лайнерах, у той же Royal Carribian, вечерние шоу в театре стали менее красочными, и далеко не похожи на опубликованные в проспектах картинки из бродвейских мюзиклов. Но Princess вообще потрясла. Шоу в театре отличались простотой и примитивизмом уровня художественной самодеятельности. Справедливости ради надо отметить и плюс - наличие двух вечерних шоу: после театра вы можете посмотреть еще одно шоу в другом театральном салоне. Правда содержание такое же посредственное.
Еще один плюс - вечером и даже ночью можно купаться в бассейне, у других такого нет.
А вот от традиционных капитанских приемов с шампанским и фото с капитаном на Princess почему-то отказались. Равно, как и отказались от вечерних программ на открытой палубе, тематических вечеринок, впечатляющих ночных буфетов под открытым небом - все это вы можете увидеть у других компаний...
4. Поддержка русскоязычных туристов.
Представительство Princess в странах СНГ - московская компания Бриз, и соответственно, операторы-партнеры рекламировали и продавали этот круиз как "круиз с русскоязычной группой". Аналогичных русскоязычных групп в программе у Бриза целое множество. Это обычно предполагает наличие экскурсий на русском, меню на русском в ресторане, ежедневная газета-расписание основных событий на день на русском языке, поддержка русскоязычного персонала на рецепции. Именно этот стандартный набор вы встретите на любом корабле той же Косты или Ройал Каррибиан, если заявлена русская группа.
Обычно, у нормальных компаний, всех русскоязычных гостей в первый день собирает русскоязычный представитель, подробно рассказывает о корабле, что где и как происходит, представляет экскурсионную программу, уточняет когда, и в какое время можно найти русскоязычный персонал. У Princess это видимо считается ненужным пережитком прошлого. В результате, было очень жалко наших туристов, путешествующих на корабле впервые, которые половину по неосведомленности так и не увидели. Например, лишь в предпоследний день круиза одна пара из Иркутска с удивлением узнала от нас, что оказывается кроме шведского стола на верхней палубе, можно приходить на ужин в обычный ресторан за закрепленный стол. Точно так же, ребята из Беларуси в конце круиза случайно узнали, что на корабле есть театр, в котором ежедневно проводится шоу- программа...
Как организация сопровождения "русскоязычной группы" выглядела у Princess с их претензией на "Премиум": ежедневная программа- газетка исключительно на английском, меню в ресторане - безграмотная попытка перевода меню на листочке A4, абсолютно не отображающая реальное содержание меню.
Что касается экскурсий - заказать их на корабле невозможно, вы должны были их купить исключительно до начала круиза у Бриза и его агентов. Если вы по каким-то причинам этого не успели сделать, то придется выбирать англоязычные. Хотя удивлял тот факт, что на самом деле, автобусы с русскоязычными экскурсиями на наших глазах уезжали полупустые, несмотря на многочисленных желающих поехать именно с русской группой.
Ну, и отдельная тема, это русскоязычный сотрудник на рецепции!.. При вручении документов на круиз, Бриз и его операторы сообщают туристам, что на борту им непременно поможет доброжелательный сотрудник Влад из Харькова, которого всегда можно найти на рецепции. Но видимо, русские туристы так достали этого Влада, что мы за неделю так и ни разу его на рецепции не увидели. Коллеги из Москвы, которые ни слова не говорили по-английски, на протяжении 5(!!!) дней настойчиво приходили на рецепцию, чтобы застать Влада в то время, когда по словам других сотрудников, он должен быть на месте. Но все эти попытки были неудачными. Наконец, несколько раз друзья-бедолаги требовали, соединить их с недосягаемым Владом хотя бы по телефону: но как только Влад слышал, что с ним хотят поговорить русские туристы, он просил передать, что он на важной встрече, и что любые вопросы можно решить с другими сотрудниками рецепции.
В предпоследний круизный день, при прохождении контроля, сотрудники службы безопасности во время посадки на корабль случайно побили нашим знакомым из Караганды фотокамеру стоимостью порядка 3000$. После обращения на рецепцию русскоязычные сотрудники вообще больше там не появлялись. Так вопрос о компенсации за побитую камеру повис в воздухе, ребята высадились с корабля, и так и не знали, куда обращаться дальше.
Не менее удивила и система оповещения важной информации на лайнере: несколько раз мы были свидетелями, когда с упорством и настойчивостью, на протяжении 40 минут на английском "для дебилов" но все же с трудно узнаваемыми русскими фамилиями, искали наших туристов. Но никто не догадался, попросить русскоязычного сотрудника сделать эти объявления на русском языке... Видимо, недосягаемый Влад снова был на важной встрече..(((
Я попытался описать лишь несколько важных пунктов, которые очень бросаются в глаза, и по которым Princess однозначно проигрывает, как минимум, упомянутым выше компаниям Costa и Royal Carribian. В нюансы даже не хочу вдаваться, в них Princess оказывается в жестком нокауте.
Всем новичкам, которые на распутье выбора, могу посоветовать: не отказывайтесь от идеи ехать в круиз, это действительно замечательный и насыщенный отдых! Главное, не ошибиться с выбором круизной компании и самого корабля, и тогда вам обязательно захочется еще не раз поехать в морское путешествие на лайнере.
Если вы хотите впечатлиться от самого корабля и невероятного полета инженерной мысли, обязательно выберете круиз на лайнерах компании Royal Carribian, запросто выбирайте лайнер которому даже до 8-10 лет, вы не пожалеете! То же самое могу сказать о компании Costa: быть может, их корабли уступают американской Royal Carribian, но плюс Косты в том, что на этих лайнерах преобладают итальянцы, и с ними в круизе очень весело, тусня вас ожидает круглосуточно..)
Ну а кто искал американский дом престарелых на воде со всеми выше перечисленными "преимуществами", тогда - Welcome am board Sun Princess!!!
Возможно, кто-то мне возразит: мол круизная компания на самом деле хорошая, просто вы оказались не на том корабле и не на том маршруте... Возможно. Хотя, вы меня все равно уже не переубедите: есть мелочи и детали, на которые компания обращает внимание вне зависимости от корабля и маршрута. Уверен, что на других, более новых кораблях, я увидел бы плюс-минус то же самое. Поэтому, вердикт только один: лично для нас компания Princess полностью дискредитирована.